ZOOM F8 автономный рекордер с 8 микрофонными входами и отдельным режимом USB2.0 звуковой карты
Максим Лядов
В 2015 году на выставке NAB Show компания ZOOM анонсировала продвинутый автономный рекордер F8. Ранее в ассортименте этого японского производителя значились в основном недорогие ручные рекордеры (handy recorder). С выпуском F8 компания вступает на новый рынок высокопрофессиональных устройств для любых самых ответственных применений, включая телевещание и кинематографию. На это сразу же указывают наличие BNC входа и выхода для таймкода, для синхронизации с другой аппаратурой. Впрочем, пользоваться таймкодом вовсе не обязательно.
В устройстве сразу подкупает очень мощный полностью металлический корпус. Снизу имеется резьба для установки на штатив. Запись идёт на два сменных носителя SD (SDHC/SDXC до 512 ГБ). Максимальное количество каналов увеличено до 10, из них 8 XLR микрофонных входов. Зачем столько входов? При съёмке сериалов можно надеть каждому актёру по петличке (с радиопередатчиком) и писать все нужные звуковые дорожки централизованно, не ограничивая себя и не переключая микрофоны. Запись возможна в любом формате, вплоть до 24 бит 192 кГц. Внутренние АЦП также не подкачали, использованы высококачественные 120 дБ DR, -110 THD+N конверторы.
Продолжительность непрерывной записи от обычных батареек АА составляет более 8,5 часов. От литий-ионных 12,5 часов. В включенными всеми опциями время существенно меньше, однако есть возможность стандартного (4-контактный разъем Kycon) питания 9-16 В, и 12 В адаптер сети в комплекте, к второму двухконтактному разъёму питания. Всё максимально продуманно. Важный момент - сохранена возможность подключения сменных микрофонных капсюлей, как у ручных рекордеров ZOOM. Имеется даже встроенный микрофон (slate mic), для записи звука хлопушки и голосовых комментариев ("сцена 1, дубль 1").
В комплекте идут качественные переходники miniXLR на XLR.
Очень интересен новый яркий полноцветный 2,4" ЖК экранчик 320x240, . Впрочем, все важные функции доступны для оперативной регулировки аппаратными кнопками и регуляторами. Присутствует и дополнительная индикация отдельно для каждого входа. Таким образом, работая с меню можно всегда видеть, что происходит с каждым каналом. Кнопку питания нельзя задеть случайно - она защищена предохранительными элементами. Даже если её нажать однократно случайно - ничего не произойдёт. Всё весьма продумано. На экранчик можно прямо раззавидоваться обладателям звуковых карт ZOOM. Однако, интересно то, что рекордер F8 может работать в специальном режиме как карта USB2.0.
Внутрений микшер позволяет делать много интересного. Одна из фишек - возможность управления по Bluetooth с iPhone/iPad.
Хотя многие модели ручных рекордеров ZOOM рассчитаны на крепление к камере, форма корпуса всё же оставалась однотипной, в виде компактного продолговатого устройства. Если представить, что к рекордеру H6 подключены 4 микрофона по XLR плюс съемный капсюль "пушка", вся конструкция уже начинает выглядить достаточно громоздкой для накамерного крепления. Поэтому в модели F8 полностью переработана эргономика. Теперь в комплекте идёт специальная мощная стальная пластина для крепления камеры сверху рекордера.
Заглянем под крышку. Микрофонные/линейные входы обсуживают два 4-канальный АЦП высокого качества AKM AK5388AEQ, с отличными параметрами 120 дБ DR, -110 THD+N. Стоящий на линейные выходы ЦАП существенно попроще, AKM AK4359AVF с параметрами 106 дБ DR, -94 THD+N. Отметим очень мощный наушниковый усилитель 100 мВт + 100 мВт. Это необходимо, чтобы предпрослушивать каналы даже с низким уровнем сигнала и даже в шумных условиях.
Для микрофонных входов указан уровень шума <−127 dBu (A взвешенное, +75 dB усиление, 150Ω).
Заявленная точность кварцевых генераторов TCXO 0.2 ppm означает долговременную стабильность во времени, что очень важно для синхронизации с видео оборудованием.
Имеются ASIO драйвера с низкой задержкой, с возможностью раздельной записи каждого канала.
Device: ZOOM H and F Series Multi ASIO
Features:
Input channels: 8
Output channels: 4
Input latency: 441
Output latency: 1085
Min buffer size: 441
Max buffer size: 441
Preferred buffer size: 441
Granularity: 0
ASIOOutputReady - supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - supported
88200 Hz - supported
96000 Hz - supported
176400 Hz - not supported
192000 Hz - not supported
352800 Hz - not supported
384000 Hz - not supported
Input channels:
channel: 0 (ZOOM F Series Multi T... In 1) - Int24LSB
channel: 1 (ZOOM F Series Multi T... In 2) - Int24LSB
channel: 2 (ZOOM F Series Multi T... In 3) - Int24LSB
channel: 3 (ZOOM F Series Multi T... In 4) - Int24LSB
channel: 4 (ZOOM F Series Multi T... In 5) - Int24LSB
channel: 5 (ZOOM F Series Multi T... In 6) - Int24LSB
channel: 6 (ZOOM F Series Multi T... In 7) - Int24LSB
channel: 7 (ZOOM F Series Multi T... In 8) - Int24LSB
Output channels:
channel: 0 (ZOOM F Series Multi T... Out 1) - Int24LSB
channel: 1 (ZOOM F Series Multi T... Out 2) - Int24LSB
channel: 2 (ZOOM F Series Multi T... Out 3) - Int24LSB
channel: 3 (ZOOM F Series Multi T... Out 4) - Int24LSB
Что интересно, есть ещё режим USB Class Compliant. Этот режим не очень интересен, так как поддерживает лишь 2 канала и ограничен 16 бит 44.1/48 кГц. Он нужен для кабельного подключения iPad для работы с iPad приложениями.
Тестируемое устройство | ZOOM F8 |
Режим работы | 24 бит 44 кГц |
Звуковой интерфейс | ASIO |
Маршрут сигнала | External loopback (line-out - line-in) |
Версия RMAA | 6.4.1 PRO |
Фильтр 20 Гц - 20 кГц | ДА |
Нормализация сигнала | ДА |
Изменение уровня | -0.3 дБ / -0.4 дБ |
Режим МОНО | НЕТ |
Частота сигнала калибрации, Гц | 1000 |
Полярность | правильная/правильная |
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ | +0.00, -0.23 |
Очень хорошо |
Уровень шума, дБ (А) | -107.3 |
Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) | 107.3 |
Отлично |
Гармонические искажения, % | 0.0024 |
Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -78.5 |
Средне |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.047 |
Хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -107.0 |
Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.029 |
Хорошо |
Общая оценка | Очень хорошо |
Измерения в режиме 24 бит 44 кГц вынесены на отдельную страницу.
Линейные входы продемонстрировали очень высокую перегрузочную способность, более 20 dBu.
Качество микрофонных предусилителей хорошее. Мы подключили Shure Beta 58A, наиболее дорогую версию динамического микрофона SM58. Так как у читателей большой интерес вызывает количество шума предусилителя, мы выкладываем кусок записи речи с анализом шума в паузе в рабочем положении уровня чувствительности входа. Усиление составило +45 дБ. Уровень шума по пикметру не соответствует значению rms, так как для шума пик-фактор составляет большую величину. В среднем rms шума -76 дБ в данных конкретных условиях, при записи голоса обычной громкости в 5 см от микрофона. НЧ шум комнаты на спектрограмме от работающего в 3 метрах компьютера. Если его отключить и перейти на батарейки, этот шум пропадает. Напоминаем, что пикметр не предназначен для определения громкости сигнала. Он служит для контроля зашкаливания амплитуды. Для определения громкости нужен как минимум rms пикметр, а ещё лучше плагин в соответствии с действующими стандартами, например Waves WLM Plus Loudness Meter, iZotope Insight.
Про устройство очень хочется сказать следующее. На практике неожиданно обнаруживается очень много востребованных и даже уникальных возможностей! Например, встроенные лимитеры 20:1 с запасом на пики до 10 дБ, low-cut фильтр с шагом 10 Гц, PFL режим индикаторов, инверсия фазы, снижение напряжения фантомного питания для экономии энергии, включения поляризующего напряжения для "компьютерных" петличек, задержка между каналами в мс, чтобы не было противофазы в миксе, постоянная запись в буфер первых нескольких секунд, как в камерах, чтобы не упустить начало важной записи. Просто отлично!
Очень хочется увидеть не менее продуманные и не менее качественные функции в звуковых Thunderbolt и USB интерфейсах ZOOM в будущих обновлениях прошивок и ПО.
Выводы
Новый автономный рекордер ZOOM F8 с 8 микрофонными входами и отдельным режимом USB2.0 звуковой карты просто необъятен по функциям. Производитель вложил сюда весь свой опыт создания автономных рекордеров. Нам практически всё очень понравилось. Конечно, органы управления слишком уж крохотные, особенно регулятор выхода для наушников. В режиме звуковой карты управлять всё-таки не так удобно, как в случае традиционных звуковых карт. Однако очень прятно, что можно регулировать удалённо, с мобильного устройства. А по отзывам профессионалов кино и телевидения, для рекордера с такими возможностями цена в $999 является очень конкурентоспособной.