TASCAM DR-70D 4-канальный LPCM рекордер для DSLR камер
Сразу скажем, что данный рекордер подойдёт не только для DSLR камер, но и для кинокамер. А также без проблем может быть использован вообще без всяких камер и внешних микрофонов, так как имеет собственные встроенные микрофонные капсюли для записи стерео. Сам производитель позиционирует его на широкую аудиторию - от профессионалов до любителей снимать на фотоаппараты. Именно в фотоаппаратах всё "сделано" для того, чтобы пользователь никогда не пользовался встроенными возможностями. Здесь можно посетовать и на высокий шум микрофонного входа, и на, зачастую, неотключаемый АРУЗ и отсутствие предпрослушивания в наушниках. В каких-то моделях съёмочной техники это уже устранено, но остаются другие проблемы. Например, нельзя записать сразу несколько каналов, очень сложно подключить профессиональную аппаратуру с XLR или TRS разъёмами, регулировка уровня, если даже имеется, сделана неудобно. Запас по усилению либо ограничен, либо вход имеет избыточную чувствительность. Индикация звука либо отсутствует, либо мешает оператору. Звук записывается чаще всего в AAC внутри MP4 файла с низким битрейтом и посредственным качеством.
Портативные модели ручных рекордеров, например, от того же производителя TASCAM, способны решить большое число перечисленных проблем. Основные ограничения ручных моделей касаются количества каналов записи и продолжительности автономной работы. Для любителькой и одиночной съёмки они подходят хорошо. Для более профессиональной работы, когда смена длится весь световой день, лучше выбрать более подходящую модель, такую как TASCAM DR-70D. Приятная новость в том, что цена на этот рекордер остаётся доступной для массового пользователя.
Прежде всего, TASCAM DR-70D может предложить крепление на штатив ПОД камерой. Для этого на корпусе имеется специальная металлическая пластина с колесом крепления. Если снять эту пластину, под ней находится башмак. Это позволяет установить рекордер также сверху камеры, не теряя возможности установки, например, беспроводного приёмника или накамерного света.
Вес рекордера составляет 520 г без батарей, что вполне приемлемо. Такой вес из-за металлической рамы внутри, хотя сверху рекордер имеет тонкую пластиковую оболочку, имеющую декоративное назначение.
Микрофонные предусилители - собственной разработки, на транзисторах. Производитель называет все своих предусилители HDDA (High Definition Discrete Architecture), однако в каждом продукте реализация существенно отличается. Здесь нам обещают собственный шум предусилителя −120 dBu. АЦП Cirrus Logic тот же самый, что обычно используется в DR серии ручных PCM рекордеров. В качестве ОУ задействованы JRC 4580. Таким образом, начинка намного лучше, чем в типичном фотоаппарате, находится где-то на уровне массовых звуковых интерфейсов. Что касается заявленных характеристик, они для рекордера традиционно выглядят страшненько: >92 дБ сигнал/шум, <0.02% искажений. По нашим измерениям, сигнал/шум в положении усиления LOW доходит до 103 дБ. Чем обусловлен такой высокий процент искажений, не очень понятно. По нашим измерениям, основной вклад вносят 2 и 3 гармоники. Искажения сильно зависят от уровня сигнала и могут существенно меняться в большую и меньшую сторону.
На боковой панели есть очень интересные разъёмы подключения. 2,5 мм разъём REMOTE позволяет подключать два фирменных опциональных (то есть не входящих в комплект) проводных пульта ДУ. Разъём EXT IN 1/2 даёт возможность подключить стандартный, совместимый с DSLR микрофон - вполне возможно, что у обладателя фотоаппарата уже есть такой в коллекции. Интереснейшие разъёмы IN и OUT. Позволяют подключить наушниковый выход камеры для мониторинга и подключить сквозную запись звука в камеру. Это даст возможность легко автоматически синхронизировать видео и звуковую дорожку в монтажной программе.
Разъём 3,5 миниджек для наушников имеет рядом с собой аналоговый регулятор уровня. Разъём miniUSB позволяет запитать рекордер от стандартного 5В USB адаптера питания или от любого переносного зарядного устройства для смартфонов.
Слайдер включения требует удерживания в течении несколько секунд, так что рекордер нельзя выключить случайно. Есть и положение HOLD. Основные входы рекордера, их 4 штуки, сделаны на комбо разъёмах XLR-TRS. По XLR подключаются только микрофоны, по TRS только линейные источники. Чувствительность входов регулируется ступенчато, в меню рекордера. Есть подача фантомного питания. Можно выбрать 48В или пониженное напряжение для экономии батареек.
Спереди находятся два микрофонных капсюля. Их можно назначить на любые входы или не использовать. Микрофоны точно такие же как у прочих рекордеров серии DR, поэтому на них распространяются те же похвалы о качестве записи. Отдельно покупать пару микрофонов - обойдётся довольно накладно, но зато и расставить можно куда угодно.
На лицевой панели находится специальная кнопка SLATE. Она записывает в файл и подаёт на линейный выход пилотный тон 1000 Гц -12 дБ, продолжительностью 1 секунда. Это облегчает последующую синхронизацию отснятого видео и звука с рекордера. Для перемещения по меню есть поворотная ручка с нажатием. Меню довольно простое и понятное. Записанный файл можно прослушать. Есть режим работы рекордера в качестве USB накопителя для чтения файлов. Режима звуковой карты в данной модели нет. Регуляторы уровня расположены довольно кучно, но их не придётся очень часто подстраивать. Среди режимов записи есть все вплоть до 24 бит 96 кГц.
Данная модель выгодно отличается от предыдущей поддержкой больших накопителей SDHC до 128 ГБ. В инструкциии к рекордеру описан какой-то пропиетарный формат файлов, когда 4 канала пишутся в один файл. В нашем экземпляре при стандартных настройках рекордер пишет в два WAV файла сразу, 12 каналы в один файл, 34 каналы во второй. Очень удобно. Никакой головной боли с несовместимость. Стандартные WAV открываются в любом софте!
Мы протестировали линейный вход рекордера, подав сигнал с балансных выходов Lynx Aurora 8.
Отчет о тестировании в RightMark Audio Analyzer
Тестируемое устройство | TASCAM DR-70D |
Режим работы | 24-bit, 44 kHz |
Звуковой интерфейс | |
Маршрут сигнала | LINE IN |
Версия RMAA | 6.4.1 PRO |
Фильтр 20 Гц - 20 кГц | ДА |
Нормализация сигнала | ДА |
Изменение уровня | -3.4 дБ / -3.4 дБ |
Режим МОНО | НЕТ |
Частота сигнала калибрации, Гц | 1000 |
Полярность | правильная/правильная |
Общие результаты
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ | +0.04, -0.14 |
Очень хорошо |
Уровень шума, дБ (А) | -95.3 |
Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) | 95.2 |
Отлично |
Гармонические искажения, % | 0.035 |
Хорошо |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -66.6 |
Средне |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.035 |
Хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -96.3 |
Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.060 |
Хорошо |
Общая оценка | Очень хорошо |
Результаты довольно типичны для недорогих моделей портативных рекордеров. Если поднять уровень записи, можно разогнать сигнал/шум до 103 дБ, но при этом искажения вырастут до 0,1%. При максимальном уровне, впрочем никто не будет записывать. Обычно на рекордере запас на пики берётся миниму в 12 дБ. Поэтому данный синтетический можно не драматизировать. Это не студийный рэковый АЦП.
Выводы
TASCAM DR-70D — очень хорошо продуманный рекордер для видеосъёмки в лёгком и крепком корпусе, за не очень большие деньги. Главное достоинство - возможность долгой записи сразу 4 каналов. Прекрасное дополнение видео возможностей любого фотоаппарата. Хорошо продумано и крепление на штатив вместе с камерой, и все функции сопряжения. Есть даже два встроенных качественных микрофона для стереозаписи общего фона. Во всём остальном модель повторяет популярные ручные рекордеры TASCAM.