TASCAM DR-05X — ручной рекордер с функцией USB звуковой карты
Японская компания TASCAM приготовила сюрприз для всех тех, кто думает, что автономный рекордер - это скучно и вряд ли в этом классе продуктов могут быть интересные новинки. Хотя изначально рекордеры выросли из профессиональных диктофонов на кассетах, сейчас это только по форме всё ещё коробочка с экранчиком и кнопками. По сути же это универсальное устройство, которое может быть заменой и стереомикрофона, и звуковой карты, и рекордера звука для записи музыки, концертов, мероприятий, при съёмке видео и блогов. И что особенно радует, цена на новые модели совершенно не растут, а даже падают, при непрерывном развитии качества записи и набора сервисных функций.
Наверное каждый уже прекрасно знает, какие основные элементы конструкции есть у рекордера. В модели TASCAM DR-05X, которая является самой младшей и недорогой, имеются два профессиональных капсюля, без смены положения записи, всегда в режиме AB. Если выбрать модель чуть дороже, там появится смена положения с AB на XY, а ещё в более старших моделях добавится 4-канальная запись в том числе с внешних профессиональных микрофонов.
На обратной стороне имеется динамик 0.3 Вт для прослушивания записанного. Естественно, можно подключить внешний микрофон или линейный источник для записи, также можно прослушивать в наушниках или в колонках. Микрофоны рекордеров отличаются, скажем, от миниатюрных микрофонов внутри смартфонов относительно большой мембраной, высоким профессиональным качеством и правильной схемой ориентации, которая даёт хороший стерео эффект на записи, если это нужно. Также для записи громких событий, например, живых музыкальных выступлений, нужна высокая устойчивость микрофонов к перегрузкам и возможность отключения автоматической регулировки уровня записи (АРУЗ), которая в фотоаппаратах и смартфонах обычно сильно портит динамику звука, ещё и допуская жёсткие перегрузки. В первую очередь для решения этих проблем и придуманы отдельные рекордеры.
Немаловажно и то, что на отдельном довольно большом экранчике сразу видно и уровень записи и включенные режимы. Есть и специфические вещи, такие лимитер и фильтр против бубнения (low cut) для качественной записи вокала и инструментов. Не говоря уже о таких важных вещах для музыканта, как обработка голоса ревером или функция тюнера для настройки гитары. В общем, тот кто попробовал хоть раз в жизни поработать на выезде с рекордером, тот никогда больше ни за какие коврижки не вернётся к записи звука на смартфон или на встроенный микрофон фотоаппарата с их высоким уровнем шума и полным отсутствием каких-либо профессиональных функций.
Рекордер довольно лёгкий (165 г) и компактный (6 x 14 x 2,5 см).Он легко умещается в ладошку или ставится на любой фото-штатив со стандартной резьбой. Кстати, в меню рекордера TASCAM можно выбрать русский язык. Подробное руководство на русском языке имеется на официальном сайте производителя.
Поддерживаются карты памяти microSDHC и microSDHC объёмом до 128 ГБ, что с лихвой хватает на много часов записи даже в самом качественном режиме LPCM 24 бит 96 кГц. Для тех случаев, когда качество звука не очень важно, можно выбрать режим диктофона и записать в формат MP3 с битрейтом от 32 до 320 кбит/с. Для ориентира, время записи на флэшку 4 ГБ в самом качественном несжатом формате 24 бит 96 кГц (стандартный WAV) составляет 2 часа 4 минуты. В формат 16 бит 44 кГц (стандартный WAV) более чем втрое выше, 6 часов 44 минуты. Запись в MP3 с качественным битрейтом 320 кбит составляет 29 часов 48 минут. То есть можно разделить все сценарии на 3 вида: супер-ответственная и качественная запись, стандартная профессиональная запись без сжатия и режим диктофона. Если поставить microSDHC хотя бы 32 ГБ, вместо 4 ГБ, то указанное время увеличится в 8 раз. Единственное, на что нужно обратить внимание, это на требования к картам microSD на соответствие по скорости для записи максимального несжатого формата. Все современные карты подходят, проблемы могут быть только с очень старыми ноунейм флэшками, не обеспечивающих постоянную скорость записи. Список официально протестированных карт есть на сайте производителя, большинство из них имеют маркировку UHS-I (Class 10).
Вход MIC/EXT IN позволяет подключить, например, проводную петличку. Только не забудьте включить для неё питание +5В в меню рекордера, потому как электретные микрофончики требуют напряжение для работы собственной схемы согласования очень большого внутреннего сопротивления капсюля с микрофонным входом любого устройства.
Но наверное самое интересное, что придумали инженеры TASCAM в новой модели - это режим USB звуковой карты. При подключении кабеля к microUSB разъёму рекордера на экране появляется меню из трех пунктов:
- ПИТАНИЕ
- SD КАРТРИДЕР
- АУДИО ИНТЕРФЕЙС.
Таким образом, кроме времени работы 17 часов от двух батареек АА, можно запитать рекордер от любого USB зарядника на 5В и получить бесконечное время. В режиме картридера можно скачать на компьютер информацию с флэшки. При выборе последнего пункта АУДИО ИНТЕРФЕЙС появляются стартовые настройки звуковой карты: подключение к PC/Mac (по умолчанию) либо к iOS, режим работы 44 кГц или 48 кГц. Для компьютеров Windows имеется весьма продвинутый ASIO драйвер, где есть 2 входа/выхода и панель установки размера latency буфера. Таким образом, рекордер можно использовать в профессиональных программах одновременно как для записи, так и для воспроизведения звука. В режиме звуковой карты есть возможность включения аппаратного Direct Monitoring. Также есть выбор частоты среза Low Cut фильтра и даже наложение аппаратных эффектов. Есть несколько пресетов реверберации, с возможностью регулировки уровня наложения эффекта. Честно говоря, такие способности есть не у каждой дорогой звуковой карты!
Что касается работы с наушниками, конечно, выход здесь не самый громкий. Для дубовых Beyerdynamic DT 770/990 громкости едва хватает, даже если сделать на максимум. Но для 32-омных чувствительных наушников массовых моделей всё очень неплохо, даже есть запас. Точное значение мощности по паспорту: 20 мВт + 20 мВт, это больше, чем в дешевых звуковых USB интерфейсах той же цены. Импеданс наушникового усилителя составляет 12 Ом, максимальный размах сигнала +2 dBV.
Мы разобрали устройство и обнаружили внутри плотный современных монтаж и много интересных инженерных решений. Впрочем, и раньше у TASCAM с этим было всё в порядке.
Диагностика ASIO
Features:
Input channels: 2
Output channels: 2
Input latency: 304
Output latency: 782
Min buffer size: 256
Max buffer size: 256
Preferred buffer size: 256
Granularity: 0
ASIOOutputReady - not supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - not supported
88200 Hz - not supported
96000 Hz - not supported
176400 Hz - not supported
192000 Hz - not supported
352800 Hz - not supported
384000 Hz - not supported
Input channels:
channel: 0 (IN 1) - Int24LSB
channel: 1 (IN 2) - Int24LSB
Output channels:
channel: 0 (OUT 1) - Int24LSB
channel: 1 (OUT 2) - Int24LSB
С текущей прошивкой TASCAM поддерживает фиксированную частоту, которая выбирается в самом начале. Либо 44 кГц, либо 48 кГц. Ограничение связано с тем, что звуковой интерфейс работает в режиме USB1.1, которые не требует драйверов вообще ни в какой ОС. Надо сказать, что в таком классе устройств нет никакого смысла задирать частоту выше 48 кГц. Это будет бессмысленная трата места на носителе.
Гораздо важнее, что данные записываются в формате 24 бит, что позволяет снизить шум при последующей динамической обработке звукозаписей.
Минимальное значение буфера составляет 64 семпла. Имеется отключаемый аппаратный Direct Monitor в меню устройства.
Отчет о тестировании в RightMark Audio Analyzer
Тестируемое устройство | TASCAM DR-70D |
Режим работы | 24-bit, 44 kHz |
Звуковой интерфейс | |
Маршрут сигнала | LINE/HP OUT |
Версия RMAA | 6.4.5 PRO |
Фильтр 20 Гц - 20 кГц | ДА |
Нормализация сигнала | ДА |
Изменение уровня | -7.1 дБ / -7.1 дБ |
Режим МОНО | НЕТ |
Частота сигнала калибрации, Гц | 1000 |
Полярность | правильная/правильная |
Общие результаты
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ | -0.01, -0.07 |
Отлично |
Уровень шума, дБ (А) | -99.9 |
Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) | 99.6 |
Отлично |
Гармонические искажения, % | 0.00353 |
Очень хорошо |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -83.6 |
Хорошо |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.00784 |
Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -99.2 |
Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.015 |
Очень хорошо |
Общая оценка | Отлично |
Результаты порадовали, так как они не уступают недорогим звуковым интерфейсам. То есть рекордер смело может заменить самые младшие недорогие USB звуковые карты. Производитель заявляет, что суммарный сигнал/шум составляет более 92 дБ, при прохождении сигнала через выход и вход устройства. Как видим, отдельно для выхода мы получили даже более высокие показатели, чем заявлено.
Выводы
В целом инженеры TASCAM нас очень порадовали серьёзным отношением к делу. Даже в недорогом устройстве мы видим огромное число функций. TASCAM DR-05X — прекрасно подойдёт для любых применений, без ограничений, от любых вариантов выездной звукозаписи, до домашней персональной записи и различных применений для получения качественной звуковой дорожки при съёмке видео и стриминга в интернет. Самое приятное, что цена новых рекордеров с приставкой X не выше прежних моделей и остаётся доступной огромному числу пользователей.