Обзор и тест Simple Way Audio MP Mini – компактный микрофонный предусилитель

Что такое компактный микрофонный предусилитель и что конкретно он делает? По аналогии с космической ракетой - это первая ступень "разгона" сигнала, поднятие его уровня, для облегчения работы с ним на последующих стадиях. Из-за этого его иногда называют микрофонный бустер или активатор. Это не замена микрофонному предусилителю, но такой задачи и не стоит.

Давайте совершим краткий экскурс в теорию. Обычный динамический микрофон представляет собой мембрану, к которой крепится катушка, находящаяся в магнитном поле. Когда возникают звуковые колебания, они передаются на мембрану и на выводах катушки индуктивности возникает электрический сигнал. Благодаря простоте, дешевизне и надёжности такая конструкция микрофонов более 100 лет используется в музыкальной индустрии. Проблема только в тихом сигнале, и чем дальше от мембраны, тем тише звук, тем слабее электрический сигнал на выходе микрофона. Конкретно, при записи речи напряжение измеряется сотыми или даже тысячными долями Вольта. По сравнению с обычным сигналом линейного уровня микрофонный сигнал очень нежный. С ним стоит аккуратно обращаться, особенно при передаче на расстояния в десятки метров. Когда используются классические динамические и ленточные микрофоны, они нуждаются в микрофонном усилителе с большим запасом по гейну.

Гейн - это на профессиональном языке самая первая ручка на входе. Если точнее, это ручка чувствительности входного каскада на микрофонном канале микшера или в звуковом интерфейсе, который поднимает усиление по напряжению и току с микрофонного до линейного уровня. Гейн будет фиксирован на оптимальное значение для конкретной модели микрофона или источника звука. Гейн настраивается один раз, на саунд-чеке, а для оперативной регулировки, в художественных целях, служит последующий фейдер и кнопка отключения канала. Чтобы на запутаться, профессионалы не используют слово "усиление", оно слишком не конкретное. Вместо этого используют короткие и ёмкие термины, привязанные к конкретной ручке на пульте - так всем проще и понятнее.

Для динамических микрофонов нам необходимо примерно в 1000 раз увеличить уровень сигнала, особенно если источник записи - это речь, а не громкий музыкальный инструмент. Стоит отметить, что для громкого инструмента также нужен запас по перегрузке, чтобы артист имел возможность внести в исполнение динамику, от пьяно к форте. По формуле перевода Вольт в дБ видно, что для тысячекратного усиления запас по гейну должен составлять не менее 20 log10(1000) = 60 дБ. Не каждый микрофонный предусилитель бывает способен на такое, а даже если смог, на пределе возможностей, то шумы от линии передачи и внутренней схемы будут усилены вместе с полезным сигналом, не говоря о нелинейных искажениях, которые могут возрастать в 1000 раз. Это может стать проблемой, особенно если используется массовая аппаратура, типа звукового интерфейса Focusrite Scarlett и ему подобных.

Возникает выбор: сменить привычный любимый звуковой тракт на дорогостоящий (без гарантии, что проблема решится) или добавить дополнительный каскад усиления между динамическим микрофоном и микрофонным входом. Компактный микрофонный предусилитель стоит недорого, места не занимает, кабелей не требует, и выглядит как отличный выход из ситуации. Стоит оговориться, что компактный микрофонный предусилитель создан строго для классических динамических и ленточных микрофонов, у которых нет своей активной начинки. Для конденсаторных микрофонов он совсем не подходит, так как не пропускает фантом через себя. Тем более никакой предусилитель не нужен для USB микрофонов. Просто напоминаем это на всякий случай.

Итак, подытожим, какие задачи решает микрофонный предусилитель в компактном форм-факторе:

  • На концерте. Усиливаем слабый микрофонный сигнал непосредственно у источника - динамического микрофона - и далее передаем по кабелю сигнал высокого линейного уровня, который уже не боится ёмкости проводов, помех и шумов. Микшерному пульту будет легче усилить такой сигнал.
  • В студии. Типичный запас по гейну недорогого звукового интерфейса составляет 55 дБ, но чистый рабочий диапазон намного меньше. Этого не всегда хватает для конденсаторных микрофонов, а для Shure SM7B и других популярных вещательных динамических микрофонов такого гейна откровенно мало. Попадаются интерфейсы и с большим гейном, но они могут быть не так хороши по шумам входа.

На рынке сейчас присутствует достаточно много моделей компактных преампов, и профессионалы о них чаще всего знают. Однако звукорежиссёры прохладно относятся к этой идее, так как сделать качественный и недорогой предусилитель - это серьёзный инженерный вызов. Например, у недорогого мини преампа Klark-Teknik CT1 паспортные параметры искажений совсем не впечатляют, 0.02%, также как не совсем идеальная АЧХ. Даже несмотря на это, многие отмечают положительный эффект от его использования, но в профессиональной среде такие параметры, конечно, неприемлемы. Интересно, что будет, если поручить сделать такой преамп квалифицированным разработчикам?

Марка Simple Way Audio хорошо известна как в России, так и в мире. Главная особенность - более чем 20-летний опыт разработок и только оригинальные решения от наших соотечественников, ни в чём не повторяющие западные аналоги. Аппаратура Simple Way Audio имеет в основе дискретную схему, что позволяет не только достигать рекордных технических показателей, но зачастую возглавлять технический прогресс в этой области. Пока западные марки почивают на лаврах, Simple Way Audio наращивает разработку и производство новых моделей. Кстати, производство с 2022 года осуществляется в России. Хорошо известные на рынке дибоксы Simple Way на полевых и биполярных транзисторах теперь дополняют и новые продукты, такие как компактный микрофонный предусилитель Simple Way MP Mini. Сегодня он у нас на тестировании.

Качество изготовления и внешний вид MP Mini выше всяких похвал. Сочетание красного металлика и золотых разъёмов делает MP Mini очень привлекательным. Корпус неразъёмный, выточен из куска алюминия и служит прекрасным экраном для внутренней электронной начинки. Если отвернуть 1 болтик со стороны выхода, то можно увидеть внутри переключатель на 3 положения гейна: +10, +20, +30 дБ. По умолчанию усилитель поставлялся в положении +20 дБ, так как это наиболее популярное положение для большинства подобных преампов. Выбор гейна для преампа, очевидно, зависит от стоящих задач, в большей степени от громкости источника. Во время тестирования для записи голоса и инструментов нам показалось достаточным положения переключателя +20 дБ.

Чтобы протестировать качество звука через предусилитель, мы собрали сетап высшей категории с отдельным микрофонным предусилителем со сверхнизкими искажениями. Мы подключали динамический микрофон Shure BETA 58A (это наиболее дорогая и современная модель семейства, на 4 дБ лучше по чувствительности, чем классика SM58). Выставляли одинаковый уровень записи с преампом MP Mini, компенсируя разницу гейна на нашем предусилителе.

Мы записали максимально несколько раз одну и ту же фразу и слушали, какие будут отличия. Слушалось на активных студийных мониторах ADAM, в которых обычно слышна разница между разными устройствами и предусилителями. При всём нашем желании, в этот раз мы не смогли найти никакой разницы ни в тембре, ни в динамике звука, ни в каких частотных полосах. Фоновый шум и наводки отсутствовали в любом подключении.

Мы подключили динамический вещательный микрофон в стиле Shure SM7B, чтобы проверить типовой сценарий использования для блогеров и стримеров. Чтобы максимально не зависить от интерфейса оцифровки, от качества встроенного ЦАП и АЦП, возникла идея включить микрофон в аналоговый микшерный пульт и прослушать качество звука напрямую, в акустических системах и наушниках. Включение MP Mini сразу дало гораздо больший запас по гейну и немного снизило фоновый шум, при этом слегка повысило динамику и разборчивость речи. При этом никаких искажений или окрасов звука мы не услышали.

Далее у нас последовал тест записи саксофона на ленточный микрофон BASH Audio RM BIV-1. Это высококлассный российский микрофон для записи инструментов, который не уступает любым американским аналогам по качеству съёма звука. На наш взгляд, микрофон BASH явно намного лучше подходит для подобной экспертизы. Хотя, для записи громкого инструмента мини преамп не особенно нужен - сигнал и без этого громкий. Но тем интереснее, что будет происходить со звуком, если форсировать и подать на предусилитель достаточно сложный музыкальный сигнал, что будет с динамикой и окрасом?

Мы услышали ощутимую разницу прямого сигнала и прошедшего через MP Mini. Сразу оговоримся, что в обоих случаях, и с MP Mini и без него у нас получился отличный результат, так как мы использовали лучшую аппаратуру. Интерес представлял только характер звучания MP Mini. Итак, тембр звука остался натуральным, но мы услышали небольшую обработку звука, как будто бы сигнал стал более цельным и облагороженным. Ближе к тому, что бывает при прохождении через фирменные студийные приборы Mix Ready. Тогда как без преампа прямой сигнал остался более сырым и требовал больше плагинов на постобработке в секвенсоре. То есть, для прямых трансляций или для живых выступлений мы бы предпочли сигнал после MP Mini. Если взять типовой предусилитель в аппаратуре, там может быть всё что угодно, не в пользу встроенных микрофонных предусилителей.

Так как производитель Simple Way Audio особенно гордится оригинальной дискретной схемой и рекордно низкими искажениями, нам было интересно провести наши собственные измерения.

Измерения показывают, что MP Mini действительно обладает искажениями < 0.0008%, как и обещал производитель. При этом в сигнале нет шумов, наводок и гармоник высокого порядка. Видна лишь вторая гармоника, которая согласно психоакустике маскируется основным тоном и никакой проблемы не представляет. У большинства конкурентов в аналогичных по назначению продуктах используется простая типовая схема, которая даёт 0.01-0.02% искажений и ощутимый окрас звука. В противовес этому, Simple Way Audio применили совершенно новую схему, которая способна выдержать большие амплитуды сигнала до 7 Vp-p без перегрузок и является настолько чисто играющей, что даже увидеть и измерить такие искажения очень сложно, нужна прецизионная измерительная техника, которой обладает не каждая тестовая лаборатория.

Причем, представитель Simple Way очень просил не подгонять измерения и не выбирать лучший график из имеющихся у нас. Мы пошли навстречу и выбрали такой график, где гармоники становятся отчётливо заметны - разница между пиком и гармоникой в любом случае сильно больше заявленных производителем 102 дБ (0.0008%). В процессе тестирования, в зависимости от уровня сигнала, у нас получались и более красивые результаты и картинки, где Кг падал в отдельных случая до 0.0005% или гармоники становились вовсе не видны за шумовой полкой. Чтобы не утомлять читателя излишними техническими подробностями, просто скажем, что в паспорте написана правда. Искажений ну очень мало, их надо специально искать с лупой, на достаточно громком сигнале.

Есть ли какие-то особенности, о которых стоит знать? В силу своей схемотехники MPmini не работает с преампами, у которых на входе установлены трансформаторы (в основном это ретро усилители и их реплики).

Выводы

По результатам нашего тестирования Simple Way Audio подтверждает свою репутацию ведущего производителя высококачественного профессионального оборудования. В то время как остальные производители вполне довольны текущим положением на рынке, Simple Way Audio продолжает проектировать и создавать полностью оригинальные качественные модели аппаратуры.

И по измерениям, и на слух MP Mini получился интересным продуктом, претендующим на серьёзное лидерство. Самое приятное для пользователя в том, что он не должен сильно переживать о бюджете, ведь по цене это одно из лучших предложений на рынке. И это ещё одна возможность поддержать отечественного производителя, который занимается реальным производством, поднимает экономику и репутацию страны на мировой арене.