RME ADI-2 Pro Anniversary Edition профессиональный USB интерфейс с записью в Native DSD и PCM 768 кГц, ограниченный юбилейный выпуск к 20-летию производителя
Максим Лядов
Anniversary Edition - это юбилейный ограниченный выпуск ADI-2 Pro, в стильном черном корпусе, с прозрачной стеклянной крышкой и подсветкой. Как нам рассказал главный человек в RME, Матиас Карстенс, практически все отгруженные ADI-2 Pro Anniversary Edition уже распроданы, однако внутри устройство остаётся полной копией ADI-2 Pro, которая к тому же стоит гуманнее. Так что наш обзор всё равно имеет смысл. Всё сказанное здесь, полностью справедливо для обычной модели RME ADI-2 Pro.
Отличия между двумя одноименными моделями в том, что в юбилейной изменён цвет корпуса и добавлена стеклянная верхняя крышка с подсветкой внутри. Интересно, что изначально этот вариант был показан на профессиональной выставке для демонстрации начинки, и не планировался к производству. Но он так понравился людям, что RME решили выпустить небольшую серийную партию. В частности, мы тоже активно агитировали Матиаса сделать это при личной встрече, на что он нам шутливо отвечал: "Что за бредовая идея? Кому это надо?"
Позиционирование ADI-2 Pro производителем выглядит очень интересно:
- Хай-энд АЦП/ЦАП качества профессиональной студии
- Два наушниковых усилителя настоящего хай-энд качества
- Уникальный USB ЦАП - самый мощный и универсальный среди конкурентов
- Хай-энд АЦП/ЦАП интерфейс и наушниковый усилитель для iPad и iPhone
- АЦП/ЦАП интерфейс для измерений до 768 кГц
- Многоформатный конвертор цифрового сигнала AES, SPDIF, ADAT с мониторингом
- Воспроизведение с цифровых входов SPDIF/ADAT*
- DSD запись и воспроизведение
*По поводу ADAT нужно сделать оговорку, что будут использоваться только первые два канала.
Технические характеристики RME ADI-2 Pro
Аналоговый вход XLR
- Входы XLR, балансные
- Чувствительность входа: +24 dBu, +19 dBu, +13 dBu, +4 dBu
- Сигнал/шум: +13/19/24 dBu: 120 дБ, 124 дБА
- Сигнал/шум: +4 dBu: 119 дБ, 124 дБА
- АЧХ @ 44.1 кГц, -0.1 дБ: 5 Гц – 20.5 кГц
- АЧХ @ 96 кГц, -0.5 дБ: 3 Гц – 45.5 кГц
- АЧХ @ 192 кГц, -1 дБ: 2 Гц – 92.7 кГц
- АЧХ @ 384 кГц, -1 дБ: <1 Гц – 124 кГц
- АЧХ @ 768 кГц, -3 дБ: <1 Гц – 180 кГц
- Кг: -116 дБ, 0.00016 %
- Кг+шум: -112 дБ, 0.00025 %
- Разделение каналов: > 110 дБ
Аналоговый выход 1-2 XLR
- Выходы: XLR, балансный и небалансный
- Чувствительность выхода: +24 dBu, +19 dBu, +13 dBu, +4 dBu
- Сигнал/шум: +13/19/24 dBu: 117 дБ, 120 дБА
- Сигнал/шум: +4 dBu: 115 дБ, 118 дБА
- АЧХ @ 44.1 кГц, -0.1 дБ: 0 Гц – 20.2 кГц
- АЧХ @ 96 кГц, -0.5 дБ: 0 Гц – 44.9 кГц
- АЧХ @ 192 кГц, -1 дБ: 0 Гц – 88 кГц
- Кг: -112 дБ, < 0.00025 %
- Кг+шум: -110 дБ, < 0.00032 %
- Кг @ -3 дБ усиление: -116 дБ, < 0.00016 %
- Разделение каналов: > 110 дБ
- Импеданс: 200 Ом балансный и 100 Ом небалансный
Аналоговый выход 1-2 TRS
- Выходы: 6.3 мм TRS, небалансный
- Максимальный уровень выхода: +19 dBu
- Чувствительность выхода: +24 dBu, +19 dBu, +13 dBu, +4 dBu
- Сигнал/шум: +13/19 dBu: 117 дБ, 120 дБА
- Сигнал/шум: +4 dBu: 113 дБ, 117 дБА
- Импеданс: 100 Ом
Наушниковый выход 1/2 и 3/4
- Выходы: 6.3 мм TRS, небалансный, стерео
- Импеданс: 0,1 Ом
- Уровень выхода только для 3/4 Hi-Power off +7 dBu, Hi-Power On +22 dBu
- Сигнал/шум: +22 dBu: 117 дБ, 120 дБА
- Сигнал/шум: +7 dBu: 114 дБ, 118 дБА
- Уровень выхода:+19 dBu, при 100 Ом +22 dBu (10 В)
- Уровень выхода:+4 dBu, при 8 Ом +7 dBu (1.73 V)
- Кг @ : +18 dBu, 32 Ом, 1.2 Вт -110 дБ, 0.0003 %
- Кг+шум: + 18 dBu, 32 Ом, -107 дБ, 0.00045 %
- Кг @ : +14 dBu, 16 Ом, 0.9 Вт -110 дБ
- АЧХ @ 44.1 кГц, -0.1 дБ: 0 Гц – 20.2 кГц
Наушниковый выход балансный режим
- Выходы: 6.3 мм TRS, стерео
- Уровень выхода Hi-Power off +13 dBu (9.8В), Hi-Power On +28 dBu (19.5 В)
- Импеданс: 0,2 Ом
- Сигнал/шум: +28 dBu: 120 дБ, 123 дБА
- Сигнал/шум: +13 dBu: 118,4 дБ, 122 дБА
- Уровень выхода: Hi-Power On,150 Ом +28 dBu (19.5 В)
- Уровень выхода: Hi-Power off, 8 Ом +13 dBu (9.8 В)
- Максимальная мощность 2,9 Вт на канал
Общие
- Габариты (ШxВxГ): 215 x 44 x 130 мм
ADI-2 Pro это первый интерфейс RME с новой концепцией "только два качественных канала". Ранее у продуктов RME был сильный упор на многоканальность, обработку и гибкие возможности маршрутизации. Как мы неоднократно говорили, в ряде задач это не требуется нужно только качественно оцифровать и воспроизвести. Поэтому в ADI-2 Pro отсутствует упор на многоканальность и микшер TotalMix. Привычного нам для всех устройств микшера нет вообще. Никакого! Почему так? Помимо позиционирования устройства, есть и техническое объяснение. Если вы разделите цифру 768 кГц на 48 кГц, то получится, что требуется в 16 раз более высокая скорость прохождения сигнала и в 16 раз большая мощность обработки. То есть приготовьтесь, что ценник на продукт вырастает в 10 раз минимум и получается устройство за 20 тыс евро с функциями, которые будут востребованы единицами пользователей. Даже режим 768 кГц ставится под очень большой вопрос. Помимо того, что нужно записать, такой сигнал придётся обрабатывать. Готов ли музыкальный софт работать в таких режимах? Есть ли мощности у современных ПК? На каком железе воспроизводить итоговую запись на стороне заказчика/слушателя?
Вероятно поэтому, интерфейс ADI-2 Pro может работать в двух режимах:
- 2 входа, 2 выхода, частоты до 768 кГц, DSD запись и воспроизведение
- 6 входов, 8 выходов, частоты до 192 кГц, DSD только воспроизведение
Дополнительный входы и выходы - это цифровые S/PDIF, AES. В приложении это будет выглядеть вот так:
channel: 0 (Analog 1 (1)) - Int32LSB
channel: 1 (Analog 2 (1)) - Int32LSB
channel: 2 (AES 1 (1)) - Int32LSB
channel: 3 (AES 2 (1)) - Int32LSB
channel: 4 (SPDIF 1 (1)) - Int32LSB
channel: 5 (SPDIF 2 (1)) - Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (Analog 1 (1)) - Int32LSB
channel: 1 (Analog 2 (1)) - Int32LSB
channel: 2 (Analog 3 (1)) - Int32LSB
channel: 3 (Analog 4 (1)) - Int32LSB
channel: 4 (AES 1 (1)) - Int32LSB
channel: 5 (AES 2 (1)) - Int32LSB
channel: 6 (SPDIF 1 (1)) - Int32LSB
channel: 7 (SPDIF 2 (1)) - Int32LSB
Интересно, что балансные выходы на наушники могут работать как раздельные каналы 1/2 и 3/4.
Как и любое сложное профессиональное устройство, RME ADI-2 Pro требует внимательного чтение руководства перед началом работы. Это обязательно, так как функций множество, и многие вещи в интерфейсе не являются явными. К счастью, руководство пользователя (на английском) очень интересное. Читается легко, как художественная литература. Повествование построено как диалог с пользователем, где даются советы и мнение производителя по разным вопросам. Какой именно фильтр выбрать? Превосходит ли DSD по качеству PCM? Есть ли разница между внутренним и внешним клоком? В руководстве приведены измерения разных режимов с графиками и подробными пояснениями. Руководство есть как электронном виде, так и в печатном. Печатный вариант это толстая книжка с качественной полиграфией на дорогой глянцевой бумаге. Нам это очень понравилось.
Для питания требуется внешний БП 12 В 2 А. Комплектный блок питания имеет интересный поворотный фиксатор, чтобы контакт питания случайно не отсоединился в процессе работы. Так как внутри стоит импульсный стабилизатор, то можно подавать напряжение от 9.5 до 15 Вольт, от любого БП достаточной мощности. Либо подключить современную внешнюю литий-полимерную батарею, для мобильной звукозаписи и гальванической развязки от остальных устройств в цепочке. Переходник на такую батарею продаётся отдельно, как аксессуар.
Используется отличный большой ЖК экранчик высокого разрешения. При выводе 30-полосного анализатора и пикметра задействуются аппаратные мощности устройства. Также имеется аппаратный параметрический эквалайзер. Никакой нагрузки на ЦПУ всё это не создаёт, вся мощность ЦПУ может быть отдана для обработки звука. Программная эквализация не требуется, индикация сигнала в программных панельках не отнимает ресурсы. Удобно. Само меню запутанное, его логику понять невозможно. Лучше не терять времени и сразу же обратиться к руководству, где всё подробно объяснено.
Помимо аппаратного эквалайзера, имеется и более простые регуляторы тембра: ВЧ и НЧ. Для непрофессионального применения устройства они будут более привычными. По умолчанию функции регулятора тембра сразу же выполняют две цифровые ручки справа. Они подписаны как B и T, то есть бас и высокие.
Помимо регулировки тембра здесь есть и автоматическая тонкомпенсация. Это подъём высоких и низких при снижении громкости.
Интересно, что балансные входы и выходы в полном наборе - есть XLR и TRS. Входы комбинированные XLR/TRS. Это очень удобно, так как не нужно искать кабели одного определённого вида. Также легко использовать TS разъёмы для подключения бытовой аппаратуры, ведь требованием корректной работы входа является замыкание 3-го контакта на землю.
Обязательно стоит сказать о специальном поворотном разъёме питания, который надёжно фиксируется в гнезде. Сюда же подходит распространённый штекер от ноутбуков из набора power bank. То есть фиксатор сам по себе не обязателен, стандартный тоже входит, и всё работает.
При разработке дискретного наушникового усилителя, в RME провели ревизию существующих на рынке решений и самих наушников. Было выяснено, что довольно много моделей требуют высокого размаха напряжения. Поэтому была поставлена цель сделать на выходе 10 Vrms для самых нечуствительных наушников, а максимальный ток был выбран в 260 мА, из расчёта что его хватит, чтобы получить 1,5 Вт мощности на нагрузке 32 Ом. Ограничение тока необходимо, чтобы блок питания не перегрузился и не вошёл в режим обслуживания короткого замыкания. Также высокий ток можно с лёгкостью превратить низкоомные наушники в факел, при легком повороте ручки громкости. Фирменная технология получила название Extreme Power. При подключении наушников реле временно разрывает связь с усилителем, чтобы установился уверенный контакт, далее работает цепь отслеживания постоянки, и защита по току следит чтобы не было КЗ. Датчик внутри контакта определяет, что наушники только что вставлены, и громкость увеличивает медленно. Если стоит слишком высокая громкость для данного типа наушников, то всегда можно успеть её вовремя прибрать или вынуть разъём наушников.
Хотя готовые современные записи всегда очень громкие, во время работы над звуком, при редактировании звукозаписи или реставрации классических записей амплитуда может едва доходить до -20 дБ. Специалисту необходимо всё хорошо слышать, запас по мощности всегда нужен.
Целью также было получение высоких характеристик усилителя именно под нагрузкой. Кг составляет менее -110 дБ при 32 Ом даже при предельных значениях громкости, и сохраняется высокий сигнал/шум 120 дБА. Импеданс усилителя всего лишь 0.1 Ом. Неравномерность АЧХ от 0 Гц до 80 кГц всего 0.5 дБ по краям. В результате мощный чистый звук в любых самых капризных наушниках.
Важнейшая особенность устройства - аппаратное переключение уровня входов и выходов на базе реле. Они выглядят на фотографии как квадратные детальки белого цвета. Хотя регулировка громкости в цифровом виде широко распространена, она не подходит, например, для DSD сигнала, а также не подходит для выставлении чувствительности входа - иначе придётся записывать с потерей динамического диапазона. В RME ADI-2 Pro имеется возможность подстройки чувствительности в большом диапазоне, от +4 до +24 dB. Можно спокойно оцифровывать любые источники сигнала, от профессиональных до бытовых - можно подключать небалансный источник сигнала, схема на это рассчитана. Также можно точно согласовать выход с любой аппаратурой, чтобы не перегрузить вход и не терять динамику от цифровой регулировки. Ранее такая функция была бы пределом мечтаний.
Первое, что хочется сказать: здесь не используется схема dual mono. Два ЦАП AKM AK4490 задействованы независимо, по одному на каждый наушниковый выход. Паспортные параметры Кг+шум -112 дБ, сигнал/шум 120 дБ. При этом выход на наушники 1/2 запараллелен с линейным выходом. По умолчанию наушники следует подключать только в выходы 3/4. Интерфейс это даже пишет на экране, если попробовать вставить наушники в выход 1/2. Таким образом, на колонки и наушники будет отдельная регулировка громкости. Когда придет пора подключить две пары наушников сразу, то слушать колонки в этот же момент обычно не требуется. Так что удобство использования не страдает. При переводе в балансный режим наушникового усилителя, линейные выходы отключаются. Это специальный режим работы наушников, который потребует стандартный переходник с двух разъемов TS на 4-контактный XLR. (Обычные наушники в таком режиме издавать звук не будут из-за несовместимости типа подключения.)
Очень хороший новейший 32-битный 768 кГц АЦП AKM AK5574. Паспортные данные: сигнал/шум 121 дБ (124 дБ в режиме 4->2), Кг+шум -112 дБ. Поддерживает оцифровку в DSD до 11.2МГц (DSD256). Количество типов цифрового фильтра: 4. И что самое интересное - действительно, в меню устройства имеется выбор типа фильтра не только для выхода, но и для входа! Также устройство умеет не только воспроизводить DSD, но и записывать в этот формат. На сегодня существует довольно много программ, которые это умеют.
FPGA чип Xilinx SPARTAN-6 XC6SLX16 с аппаратным DSP. Применение именно FPGA позволяет производителю полностью программировать транзисторную матрицу на ту логику работы, что требуется, с нулевой задержкой прохождения сигнала и возможностью любых изменений в новых прошивках устройства.
Диагностика ASIO
Features:
Input channels: 2
Output channels: 2
Input latency: 1029
Output latency: 1080
Min buffer size: 1024
Max buffer size: 1024
Preferred buffer size: 1024
Granularity: 0
ASIOOutputReady - supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - supported
88200 Hz - supported
96000 Hz - supported
176400 Hz - supported
192000 Hz - supported
352800 Hz - supported
384000 Hz - supported
Input channels:
channel: 0 (Analog 1 (1)) - Int32LSB
channel: 1 (Analog 2 (1)) - Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (Analog 1 (1)) - Int32LSB
channel: 1 (Analog 2 (1)) - Int32LSB
Измерения в RMAA
Мы приводим измерения RMAA в loopback, то есть получаются суммарные цифры "выход карты + вход карты". Традиционно, мы делаем измерения в минимальном и максимальном положении уровня записи/воспроизведение. Это может вскрыть падение параметров в тех условиях эксплуатации, когда сигнал не 12 Вольт RMS у студийных устройств, а что-нибудь ближе к 1-2 Вольтам.
Тестирование при уровне входа и выхода +24 dBu (12,3 Vrms)
Тестируемое устройство | [ASIO] ASIO MADIface USB |
Режим работы | 24-bit, 44 kHz |
Звуковой интерфейс | ASIO |
Маршрут сигнала | External loopback (line-out - line-in) |
Версия RMAA | 6.4.1 PRO |
Фильтр 20 Гц - 20 кГц | ДА |
Нормализация сигнала | ДА |
Изменение уровня | -0.1 dB / -0.1 dB |
Режим МОНО | НЕТ |
Частота сигнала калибрации, Гц | 1000 |
Полярность | правильная/правильная |
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ | +0.03, -0.03 |
Отлично |
Уровень шума, дБ (А) | -119.7 |
Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) | 119.5 |
Отлично |
Гармонические искажения, % | 0.0001 |
Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -110.7 |
Отлично |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.0004 |
Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -119.9 |
Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.0004 |
Отлично |
Общая оценка | Отлично |
Подробные результаты RMAA для режима 24 бит 44 кГц
В RMAA мы получили абсолютно рекордные цифры измерений. Результат превзошёл loopback измерения Lynx Hilo.
Тестирование при уровне входа и выхода +4 dBu (1,8 Vrms)
Тестируемое устройство | [ASIO] ASIO MADIface USB |
Режим работы | 24-bit, 44 kHz |
Звуковой интерфейс | ASIO |
Маршрут сигнала | External loopback (line-out - line-in) |
Версия RMAA | 6.4.1 PRO |
Фильтр 20 Гц - 20 кГц | ДА |
Нормализация сигнала | ДА |
Изменение уровня | -0.0 dB / -0.0 dB |
Режим МОНО | НЕТ |
Частота сигнала калибрации, Гц | 1000 |
Полярность | правильная/правильная |
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ | +0.04, -0.03 |
Отлично
|
Уровень шума, дБ (А) | -118.8 |
Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) | 118.5 |
Отлично |
Гармонические искажения, % | 0.0002 |
Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -109.4 |
Отлично |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.0005 |
Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -119.2 |
Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.0006 |
Отлично |
Общая оценка | Отлично |
Подробные результаты RMAA для режима 24 бит 44 кГц.
Мы попробовали измерить второй вариант, не от настольного ПК и штатного блока, а от ноутбука и внешней батареи, чтобы избежать возможных земляных петель. Результаты практически никак не изменились.
Тестирование при уровне входа и выхода +24 dBu (12,3 Vrms) при питании от батареи
Тестируемое устройство | [ASIO] ASIO MADIface USB |
Режим работы | 24-bit, 44 kHz |
Звуковой интерфейс | ASIO |
Маршрут сигнала | External loopback (line-out - line-in) |
Версия RMAA | 6.4.1 PRO |
Фильтр 20 Гц - 20 кГц | ДА |
Нормализация сигнала | ДА |
Изменение уровня | -0.1 dB / -0.1 dB |
Режим МОНО | НЕТ |
Частота сигнала калибрации, Гц | 1000 |
Полярность | правильная/правильная |
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ | +0.02, -0.04 |
Отлично |
Уровень шума, дБ (А) | -120.1 |
Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) | 119.9 |
Отлично |
Гармонические искажения, % | 0.0001 |
Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -111.3 |
Отлично |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.0004 |
Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -119.2 |
Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.0004 |
Отлично |
Общая оценка | Отлично |
Подробные результаты RMAA для режима 24 бит 44 кГц при питании от батареи.
Да, результат по шуму возрос на 0.4 дБ и улучшился, но на этом все преимущества закончились. Выводы: питание от батареи имеет смысл, но не в погоне за качеством, а для целей мобильной звукозаписи без сети 220В. Надо сказать, что интерфейс потребляет очень много, 24 Вт, поэтому 12В 16000 мАч батарея закончилась довольно быстро. Мы пришли к выводу, что лучше всего запитать интерфейс от адаптера.
В типичном случае гармоники высокого порядка были бы скрыты под шумом. Здесь же, благодаря экстремальным показателям сигнал/шум, более 120 дБ, все гармоники хорошо видны вплоть до 10-й.
Звук
Мы внимательно сравнили RME ADI-2 Pro Anniversary Edition со всеми устройствами, что у нас имелись, включая прямого конкурента Lynx Hilo. Сравнение производилось в активных студийных мониторах высокого класса и в наушниках. В общем-то не было никакого большого значения, в чём именно слушать. Впечатления от этого не менялись. Однозначное предпочтение отдать какому-то одному продукту по звуку очень сложно. И у Lynx Hilo, и у RME ADI-2 Pro есть свои плюсы, свои особенности по звуку. О преимуществе какого-то интерфейса над другим говорить нельзя. Lynx Hilo, кстати, стоит намного дороже. Определяющая разница в звуке обусловлена разными преобразователями, так как аналоговая часть у обоих устройств практически безупречна.
Звучание ADI-2 Pro находится на высоком профессиональном уровне. Всё хорошо прослушивается. Вероятно, в этом продукте техническая реализация AK4490 вплотную подошла к пределу их возможностей. Как рассказал сам Матиас Карстенс, раньше он был фанатом звука CS4398, но впоследствии решил для себя, что AK4490 имеет больший потенциал по качеству. Матиас предпочёл именно AK4490, сравнивая с конкурирующими решениями ESS, CS, TI. В устройствах высшей ценовой категории зачастую сложно понять, что играет лучше, так как необходим какой-то более качественный ориентир, а его пока не существует. Поэтому всё сводится к традиционному "нравится - не нравится". Звук в целом отличный. В сети также есть очень много положительных отзывов владельцев устройства из числа музыкантов и признанных специалистов.
Разница в звучании различных режимов цифровых фильтров AK4490 исчезающе мала. Значит основной вклад в звук всё-таки вносит работа модуляторов и аналоговой части, но не цифровые фильтры.
Выводы
RME ADI-2 Pro обладает впечатляющим количеством возможностей. Мы рассмотрели в обзоре лишь часть из них. Главное удивление вызывает то, что это первый продукт RME, где реализована качественная запись и воспроизведение только двух каналов вплоть до 32 бит 768 кГц. Причём, запись есть как в PCM, так и в DSD. На самом деле, аналоговых выходов 4, и они могут быть использованы либо как активные мониторы + наушники, либо для балансного подключения высококачественных наушников высшей ценовой категории. Качество записи и воспроизведения отличное. Качество дискретного наушникового усилителя отличное. Мощности более чем достаточно, 2 х 3 Вт. По измерениям продукт бьёт все рекорды. Очень удачная модель, и не удивительно что ограниченная партия Anniversary Edition очень хорошо продаётся. Однако всё то же самое есть в обычной версии RME ADI-2 Pro, отличие только в цвете корпуса и в более гуманном ценнике - на 400 евро меньше, чем просили за Anniversary Edition.
официальным представителем RME в России