PreSonus Studio 1824 — многоканальный рэковый USB интерфейс с преампами XMAX
Максим Лядов
В линейке Studio американского производителя PreSonus насчитывает 5 моделей: Studio 24, Studio 26, Studio 68, Studio 1810, Studio 1824. Мы уже обозревали младший интерфейс Studio 26. Он показался нам хорошо подходящим для персонального использования. Но в студиях звукозаписи часто необходимо записывать одновременно больше каналов. Также часто в студиях имеются и другие интерфейсы звукозаписи, и необходимо, чтобы все они работали синхронно.
Именно для этой цели и создан интерфейс PreSonus Studio 1824. Он имеет 8 микрофонных входов, 2 из которых могут использоваться как гитарные, 10 аналоговых выходов, две пары наушниковых выходов. Цифры в названии означают общее количество каналов, включая 2-канальный S/PDIF и 8-канальный ADAT. Похожий интерфейс Studio 1810 предлагает 4 микрофонных входа, но не имеет ADAT выходов.
Все характеристики Studio 1810, Studio 1824 полностью совпадают. Они немного выше, чем у младших интерфейсов Studio 26 и Studio 68.
АЦП/ЦАП | Studio 1810 |
Studio 1824 |
Частота |
44.1, 48, 88.2, 96, 176.4, 192 кГц |
44.1, 48, 88.2, 96, 176.4, 192 кГц |
Разрядность |
24 бит |
24 бит |
Динамический диапазон |
115 дБ |
115 дБ |
Микрофонные входы |
|
|
Максимальный уровень |
+16 dBu (балансный) |
+16 dBu (балансный) |
Усиление |
80 дБ |
80 дБ |
АЧХ |
20Гц - 20кГц |
20Гц - 20кГц (+/- 0.15дБ) |
Динамический диапазон |
110 дБА |
110 дБА |
Кг+шум |
0.005% |
0.005% |
Уровень шума EIN |
-128 dBu |
-128 dBu |
Импеданс |
1.4кОм |
1.4кОм |
Phantom Power |
+48В |
+48В |
Линейные входы |
|
|
Максимальный уровень |
+21 dBu (балансный) |
+21 dBu (балансный) |
Усиление |
40 дБ |
40 дБ |
АЧХ |
20Гц - 20кГц |
20Гц - 20кГц |
Динамический диапазон |
112 дБА |
112 дБА |
Кг+шум |
0.005% |
0.005% |
Импеданс |
10кОм |
10кОм |
Гитарные входы |
|
|
Максимальный уровень |
+15 dBu (небалансный) |
+15 dBu (небалансный) |
Усиление |
80 дБ |
80 дБ |
АЧХ |
20Гц - 20кГц |
20Гц - 20кГц (+/- 0.1дБ) |
Динамический диапазон |
112 дБА |
112 дБА |
Кг+шум |
0.020% |
0.020% |
Импеданс |
1МОм |
1МОм |
Линейные выходы (Mains) |
|
|
Максимальный уровень |
+18 dBu (балансный) |
+18 dBu (балансный) |
АЧХ |
20Гц - 20кГц |
20Гц - 20кГц |
Динамический диапазон |
108 дБА |
108 дБ (A-wtd) |
Кг+шум |
0.004% |
0.004% |
Линейные выходы (3/4) |
|
|
Максимальный уровень |
+18 dBu (балансный) |
+18 dBu (балансный) |
АЧХ |
20Гц - 20кГц |
20Гц - 20кГц |
Динамический диапазон |
108 дБА |
108 дБА |
Кг+шум |
0.004% |
0.004% |
Наушниковый выход |
|
|
Maximum Power |
150 мВт/канал (60 Ом) |
150 мВт/канал (60Ом) |
АЧХ |
20Гц - 20кГц |
20Гц - 20кГц |
Динамический диапазон |
103 дБА |
103 дБА |
Кг+шум |
0.250% |
0.250% |
Импеданс наушников |
32 - 600 Ом |
32 - 600 Ом |
Все 8 аналоговых входов имеют многосегментные пикметры. Также имеется индикация выхода. В остальном все интерфейсы серии Studio очень похожи. Входы 1/2 могут работать в трёх режимах: микрофонный, гитарный, линейный. Импеданс гитарного входа составляет 1 МОм. Фантомное питание включается одновременно для всех XLR входов. Кнопка Line переключает режим работы TRS входа с гитарного на линейный. Первый выход на наушники - это каналы 1/2, второй выход на наушники - каналы 3/4. Можно сформировать отдельную фонограмму и подать её исполнителю в наушники, что удобно.
Большой плюс для музыкантов - отдельные разъёмы MIDI. Устройство питается от адаптера питания, который идёт в комплекте. Имеются полноценные отдельные драйвера для PC и Mac для всех последних версий ОС.
В интерфейсе Studio 26 мы видели процессор XU208 из нового семейства xCore 200, который обладал 1 тайлом x 8 ядер. Его хватало для числа каналов 2х6. В интерфейсе Studio 1824 стоит уже более мощный XMOS XU224, который обладает архитектурой 4 тайла x 6 ядер. Он нужен для того, чтобы успевать не только маршрутизировать, но и микшировать сигналы 18 входов и 24 выходов. Причём, он это делает даже без участия компьютера.
Микрофонные предусилители XMAX Class A выполнены на биполярных транзисторах 2N4402/2N4403. Далее стоит ОУ JRC4580. Гитарные входы с импедансом 1 МОм используют ОУ TL082 с полевыми транзисторами (JFET) во входном каскаде.
ЦАП AKM AK4458 это 8-канальный конвертор новой 44-й серии с поддержкой 32 бит 768 кГц. Динамический диапазон 115 дБА, Кг+шум -107 дБ.
АЦП AKM AK5558 это 8-канальный конвертор так же новой 55-й серии с поддержкой 32 бит 768 кГц. Динамический диапазон 115 дБА, Кг+шум -106 дБ.
В Studio 26 стоял стерео кодек CS4272 динамический диапазон 114 дБ, Кг+шум <-100 дБ. Как видим, у преобразователей в Studio 1824 примерно такой же сигнал/шум, но по искажениям виден существенный прирост в качестве.
Начинка устройства нам понравилась. Единственное за что можно пожурить инженеров PreSonus, так это за наушниковый усилитель на NJM4556. Хоть музыкантам при записи без разницы, через что слушать фонограмму и мощности 150 мВт/канал будет достаточно, но нам хотелось бы увидеть что-то поинтереснее.
Диагностика ASIO
Features:
Input channels: 20
Output channels: 18
Input latency: 710
Output latency: 375
Min buffer size: 16
Max buffer size: 2048
Preferred buffer size: 512
Granularity: -1
ASIOOutputReady - not supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - supported
88200 Hz - supported
96000 Hz - supported
176400 Hz - supported
192000 Hz - supported
352800 Hz - not supported
384000 Hz - not supported
Input channels:
channel: 0 (Mic/Inst/Line 1) - Int32LSB
channel: 1 (Mic/Inst/Line 2) - Int32LSB
channel: 2 (Mic/Line 3) - Int32LSB
channel: 3 (Mic/Line 4) - Int32LSB
channel: 4 (Mic/Line 5) - Int32LSB
channel: 5 (Mic/Line 6) - Int32LSB
channel: 6 (Mic/Line 7) - Int32LSB
channel: 7 (Mic/Line 8) - Int32LSB
channel: 8 (S/PDIF In Left) - Int32LSB
channel: 9 (S/PDIF In Right) - Int32LSB
channel: 10 (ADAT In 1) - Int32LSB
channel: 11 (ADAT In 2) - Int32LSB
channel: 12 (ADAT In 3) - Int32LSB
channel: 13 (ADAT In 4) - Int32LSB
channel: 14 (ADAT In 5) - Int32LSB
channel: 15 (ADAT In 6) - Int32LSB
channel: 16 (ADAT In 7) - Int32LSB
channel: 17 (ADAT In 8) - Int32LSB
channel: 18 (Virtual in 1) - Int32LSB
channel: 19 (Virtual in 2) - Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (Line Out 1 (L)) - Int32LSB
channel: 1 (Line Out 2 (R)) - Int32LSB
channel: 2 (Line Out 3) - Int32LSB
channel: 3 (Line Out 4) - Int32LSB
channel: 4 (Line Out 5) - Int32LSB
channel: 5 (Line Out 6) - Int32LSB
channel: 6 (Line Out 7) - Int32LSB
channel: 7 (Line Out 8) - Int32LSB
channel: 8 (S/PDIF Out Left) - Int32LSB
channel: 9 (S/PDIF Out Right) - Int32LSB
channel: 10 (ADAT Out 1) - Int32LSB
channel: 11 (ADAT Out 2) - Int32LSB
channel: 12 (ADAT Out 3) - Int32LSB
channel: 13 (ADAT Out 4) - Int32LSB
channel: 14 (ADAT Out 5) - Int32LSB
channel: 15 (ADAT Out 6) - Int32LSB
channel: 16 (ADAT Out 7) - Int32LSB
channel: 17 (ADAT Out 8) - Int32LSB
В ASIO драйверах имеются 18 входных, 18 выходных каналов, плюс 2 виртуальных канала для организации интернет-вещаний. Все каналы подписаны. Их назначение хорошо видно в приложениях.
Задержка при буфере 64 семпла на частоте 44 кГц составила всего 5 мс. Это на 5 мс меньше, чем для типичного USB 2.0 интерфейса. Кроме того, при данном значении буфера нет никаких проблем со стабильной работой. Если нет нужды в минимальном буфере, то есть не нужно накладывать эффекты на гитару в реальном времени или не нужно играть на MIDI-клавишах, то достаточно поставить буфер 256 семплов.
Измерения в RMAA
Мы измерили в RMAA интерфейс PreSonus Studio 1824 отдельно только выход, только входа, вход+выход.
Тестирование линейного выхода PreSonus Studio 1824
Тестируемое устройство | PreSonus Studio 1824 Line out |
Режим работы | 24-бит, 44 кГц |
Звуковой интерфейс | ASIO |
Маршрут сигнала | Линейный выход |
Версия RMAA | 6.4.5 PRO |
Фильтр 20 Гц - 20 кГц | ДА |
Нормализация сигнала | ДА |
Изменение уровня | -2.3 дБ / -2.4 дБ |
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ | +0.02, -0.04 |
Отлично |
Уровень шума, дБ (А) | -115.9 |
Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) | 115.9 |
Отлично |
Гармонические искажения, % | 0.00254 |
Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -85.6 |
Хорошо |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.00423 |
Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -114.8 |
Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.00251 |
Отлично |
Общая оценка | Отлично |
Подробные результаты RMAA для линейного выхода
Тестирование линейного входа PreSonus Studio 1824
Тестируемое устройство | PreSonus Studio 26 Line in |
Режим работы | 24-бит, 44 кГц |
Звуковой интерфейс | ASIO |
Маршрут сигнала | Линейный вход |
Версия RMAA | 6.4.2 PRO |
Фильтр 20 Гц - 20 кГц | ДА |
Нормализация сигнала | ДА |
Изменение уровня | -0.1 дБ / -0.1 дБ |
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ | -0.11, -0.19 |
Отлично |
Уровень шума, дБ (А) | -115.2 |
Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) | 115.1 |
Отлично |
Гармонические искажения, % | 0.00183 |
Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -84.3 |
Хорошо |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.00515 |
Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -114.6 |
Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.00493 |
Отлично |
Общая оценка | Отлично |
Подробные результаты RMAA для линейного входа
Наши цифры измерений по шуму и искажениями получились даже лучше, чем паспортные.
Мы оценили звучание наушниковых и линейных выходов. Звук профессионального уровня, нейтральный, с ровным тембром. Каких-то особенностей мы не выявили.
Гораздо интереснее предусилители. Во всей линейке PreSonus Studio стоят фирменные предусилители XMAX, работающие в классе А. Они используют дискретную схему на транзисторах вместо стандартных операционных усилителей, что даёт звук, максимально приближенный к отдельным дорогим преампам. Мы сравнили возможности предусилителей PreSonus с предусилителями стационарного интерфейса TASCAM UH-7000 (который нам очень нравится по тембрам и по качеству звука, мы используем его как точку отсчёта в наших тестах). Один и тот же высококачественный студийный микрофон Neumann TLM включался сначала в TASCAM, потом в PreSonus. Во время коммутации непрерывно записывался голос. Оба интерфейса давали звук высокого профессионального уровня, но немного отличающийся в нюансах. Преамп PreSonus XMAX нам понравился своим звучанием, особенно добротной проработкой средних частот. Можно уверенно сказать, что мы услышали фирменную трактовку предусилителей XMAX. Голос на записи звучал приятно, а из обработок достаточно было наложить эквалайзер (стандартный фильтр low-cut против бубнения) и дэ-ессер. Никакие утепления на дорожке не требовались, тембр и так сам по себе был достаточно благородным и живым. Именно так ведёт себя хорошая аппаратура, она не требует сложных обработок. На наш взгляд, предусилители XMAX очень хорошо подойдут для студийной звукозаписи.
Кстати, мы производили запись с буфером всего 64 семпла и не получили никаких артефактов в звуке - в этом заслуга качественных драйверов. Конечно, в сложном проекте лучше всего поставить буфер побольше. Что касается основных отличий PreSonus Studio 1824 от младших моделей, то здесь можно назвать аппаратный микшер, для формирования из каналов отдельных сабмиксов для подачи фонограммы исполнителям. Также отметим возможность синхронизации от S/PDIF или WordClock. Мы проверили работу в этом режиме - всё в порядке, внешний сигнал видится, а интерфейс без проблем с ним работает. На качестве звука это не сказывается, искажения от этого не растут, все параметры остаются на месте - то есть такой режим является полностью рабочим.
Стандартный центр управления устройством - UNIVERSAL CONTROL. При нажатии на фотографию интерфейса открывается аппаратный микшер.
Наиболее актуальное применение - это создание сабмиксов из поступающих каналов в реальном времени и подача на пары аналоговых выходов.
Интересно, что микшер можно полностью отключить. Таким образом, каждый входной и выходной канал в DAW будет соответствовать физическим входам и выходам. И всё то же самое можно делать программно, внутри DAW, если так кому-то будет удобнее или если нужно наложить эффекты на сабмиксы. Минус программного решения - это задержка. Здесь же можно убрать показ АDAT каналов, чтобы они не перегружали внешний вид микшера, если этот интерфейс не используется. Кстати, пока мы писали статью, для интерфейса вышла новая прошивка. То есть производитель активно поддерживает линейку Studio частыми обновлениями ПО.
Выводы
Интерфейсы PreSonus Studio 1810 и Studio 1824 рассчитаны на более серьёзные студии звукозаписи, чем младшие модели. Здесь уже можно подключить до 8 микрофонов и расширить число каналов в 2 раза, подключением по ADAT конвертора, например PreSonus DigiMax DP88 или любого аналогичного. Интерфейс имеет удобную индикацию уровней и отдельные физические ручки подстройки усиления каждого канала. Для мониторинга имеется отдельный выход MAIN, управляемый большой ручкой громкости, также полезны два независимых выхода на наушники. Яркие светодиодные пикметры входов и выходов легко видны издалека.
Студийные преампы XMAX являются главной особенностью интерфейсов PreSonus Studio. Они выполнены на дискретной схеме и дают высокий уровень качества, приближенный к отдельным предусилителям. Запас по усилению у преампов достаточный. Здесь же отметим прекрасные драйвера с задержкой 5 мс (round-trip latency, вход+выход), причём, это значение является на 100% рабочим. В отличие от младших моделей, у старших имеется аппаратный микшер, но его использовать не обязательно - он отключаемый. Аппаратные MIDI вход и выход понравятся клавишникам. Два гитарных входа 1 МОм пригодятся гитаристам. Полностью металлический корпус готов к ежедневной работе в студии. В целом интересный продукт и не очень дорогой по профессиональным меркам. Стоимость PreSonus Studio 1824 на российском рынке 49 тыс. руб.
официальным представителем PreSonus в России