ProSound.iXBT.com

PreSonus Quantum 2626 — Thunderbolt 3 интерфейс с 8 микрофонными входами

Максим Лядов

Американцы PreSonus известны тем, что выпускают интересные и недорогие продукты. В то время, как у других производителей Thunderbolt интерфейсы звукозаписи существуют только в виде одной топ-модели с недосягаемым ценником, PreSonus сделали целую серию Thunderbolt-моделей по вполне привлекательным ценам.

Самая первая модель Quantum вышла в 2017 году и предлагалась по цене $999. Более компактный вариант Quantum 2 стоил ещё дешевле - $699, правда, была убрана половина каналов и микрофонных входов. В конце 2018 года также вышла студийная модификация PreSonus Quantum 4848 с разъёмами DB25, чистый ввод-вывод 32x32 аналоговых каналов линейного уровня.

В 2020 году вышел очень привлекательный и доступный по цене Thunderbolt 3 интерфейс PreSonus Quantum 2626. Он сохранил количество аналоговых входов и выходов флагмана линейки PreSonus Quantum. Удешевление произошло из-за отказа от многосегментных пикметров и цифрового управления в пользу физических аналоговых ручек гейна и простых индикаторов перегрузки. Это не очень существенное ограничение, ведь пикметры можно посмотреть в контрольной панели или в DAW. Впрочем, и старшая модель Quantum вполне доступна по цене и остаётся очень интересной, если нет жёстких ограничений по бюджету. Интересно, что в модели 2626 применён более современный и распространённый разъём Thunderbolt 3. Конечно, он обратно совместим с Thunderbolt 2 через переходник. Мы проверили с Thunderbolt 2 компьютером - всё работает.

Что же нам даёт Thunderbolt-подключение? Конечно, рекордно низкую задержку прохождения сигнала. Round-trip latency, то есть сумма времени на прохождение сигнала через вход и выход составляет менее 1 мс в режиме 96 кГц! Это сравнимо с задержкой прохождения микшерных консолей, то есть совершенно незаметно на слух. Таким образом, больше не нужен hardware direct monitoring, ведь программный ничем ему не уступает.

Шина Thunderbolt фактически представляет собой внешний разъём PCI Express, идущий напрямую в центральный процессор компьютера. Это абсолютный рекорд скорости и самый быстрый способ передачи данных. Ещё один плюс - широкая полоса пропускания данных, что расширяет максимально возможное число каналов до сотни.

Какой минус у интерфейса Thunderbolt? Компьютер должен иметь такой разъём. Никакие платы расширения, чтобы добавить Thunderbolt в обычный компьютер, не существуют, так как сигналы должны идти напрямую в процессор. Но если речь о серьёзной студии звукозаписи, то в ней наверняка уже имеется современный Mac или PC с разъёмом Thunderbolt 2 или 3, либо покупка такого компьютера не вызывает затруднений.

Интересно, что кабель Thunderbolt не входит в комплект никаких подобных интерфейсов (а через наши руки прошёл уже десяток моделей), ни за какую высокую цену. Его нужно докупать отдельно. Переходник на Thunderbolt 2 подойдёт только оригинальный Apple, как как он должен быть двусторонним.

Мы подключали PreSonus Quantum 2626 к компьютеру с шиной Thunderbolt 2 с установленной ОС Windows 10 и не встретили никаких проблем. Полная RTL задержка (вход + выход) в режиме 96 кГц составила менее 1 мс, как и обещал производитель.

Конечно, для стабильной работы с маленьким буфером и высокой частотой семплирования нужен мощный процессор. Давайте посмотрим на более реалистичный сценарий, частота 44 кГц и буфер 64 семпла.

Всего лишь 3 мс - прекрасный результат, превосходящий на несколько мс лучшие результаты для шины USB. При этом при работе в музыкальных программах нет никаких артефактов из-за нехватки буфера.

 

Фирменные предусилители XMAX в классе А являются визитной карточкой производителя. Они имеют высокие параметры -131 dBu EIN и нейтральный качественный звук. Запас по гейну 60 дБ позволяет подключать и динамические микрофоны. При этом уровень сигнала показывает цветной индикатор. Наличие сигнала выше -50 дБ отображается зелёным цветом, свыше -2 дБ - цвет меняется на жёлтый, свыше -0.5 дБ - загорается красный. Многосегментные пикметры имеются в панели управления картой и в DAW, так что такая упрощенная индикация - не большая проблема.

Все 8 входов находятся только на передней панели. Это комбо-разъёмы XLR/TRS, объединяющие микрофонный и линейный входы. Из них первые два входа - высокоимпедансные гитарные. По поводу линейных входов, здесь мы видим отличия от старшей модели. Если там уровень был фиксированный, то в Quantum 2626 сигнал всегда проходит через предусилитель и регулируется поканальными ручками гейна. Самая большая ручка уровня отвечает за выделенный выход Main Out. Интересно, что при этом выходы 1/2 имеют постоянный уровень. Таким образом, есть выбор между регулируемым и нерегулируемым выходами.

Отметим два наушниковых выхода, на которые подаётся тот же сигнал, что на Main Out. Они обладают каждый своим регулятором уровня. Выходы весьма мощные, их хватит для любых распространённых наушников. В старшей модели Quantum выходы на наушники были независимыми, у них были выделенные 4 канала, то есть на линейный и каждый наушниковый выход можно было подавать совершенно разные сабмиксы. Также различие в том, что фантомное питание подаётся не раздельно на каждый вход, а сразу на 1-4 либо 5-8. Плюс, в старшей модели был отдельный Talkback канал. Таким образом, мы делаем вывод, что Quantum 2626 всё-таки имеет чуть меньше гибкости в подключении, хотя и сохранила такое же количество физических входов и выходов. Если вам нужен от интерфейса максимум, то старшая более дорогая модель Quantum всё ещё имеет полный смысл для покупки.

Сзади Quantum 2626 расположены все линейные выходы, MIDI разъёмы, ADAT, SPDIF, Wordclock и Thunderbolt 3. Старшая модель поддерживала каскадирование до 4 интерфейсов Quantum цепочкой. Младшая позволяет расширить число каналов только по ADAT, но дополнительных 16 входов и 16 выходов за такой небольшой бюджет вопросов не вызывает.

В аналоговой части стоят усилители XMAX с дискретной схемой на входе. Видны транзисторы во входном каскаде и последующие операционные усилители. Схема и компоненты здесь в точности, как и у старшей модели.

В последующей электронной начинке Quantum 2626 производитель решил немного сэкономить и поставил преобразователи 115 дБ сигнал/шум вместо 120 дБ, как это было в старшей модели. 8 канальный ЦАП AK4458 отвечает за линейные выходы и наушниковые выходы.

8-канальный ЦАП AKM AK5558 отвечает за оцифровку. Мы не ожидали многого от такой электронной начинки, но качество пробной оцифровки сигнала с микрофона получилось очень высоким. Запись не имеет таких нареканий, как в случае с бюджетными звуковыми интерфейсами.

Наушниковые усилители собраны на ОУ JRC4580 и последующей транзисторной дискретной схеме, благодаря чему выход довольно мощный.

Блок питания устройства внешний, 12В 5А. Он идёт в комплекте с интерфейсом.

Диагностика ASIO

Device: Quantum ASIO driver
Features:
Input channels: 26
Output channels: 26
Input latency: 8
Output latency: 16
Min buffer size: 16
Max buffer size: 4096
Preferred buffer size: 32
Granularity: -1
ASIOOutputReady - not supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - supported
88200 Hz - supported
96000 Hz - supported
176400 Hz - supported
192000 Hz - supported

352800 Hz - not supported
384000 Hz - not supported
Input channels:
channel: 0 (Mic/Instrument In 1) - Int32LSB
channel: 1 (Mic/Instrument In 2) - Int32LSB
channel: 2 (Line In 3) - Int32LSB
channel: 3 (Line In 4) - Int32LSB
channel: 4 (Line In 5) - Int32LSB
channel: 5 (Line In 6) - Int32LSB
channel: 6 (Line In 7) - Int32LSB
channel: 7 (Line In 8) - Int32LSB
channel: 8 (SPDIF In 1) - Int32LSB
channel: 9 (SPDIF In 2) - Int32LSB
channel: 10 (ADAT In 1) - Int32LSB
channel: 11 (ADAT In 2) - Int32LSB
channel: 12 (ADAT In 3) - Int32LSB
channel: 13 (ADAT In 4) - Int32LSB
channel: 14 (ADAT In 5) - Int32LSB
channel: 15 (ADAT In 6) - Int32LSB
channel: 16 (ADAT In 7) - Int32LSB
channel: 17 (ADAT In 8) - Int32LSB
channel: 18 (ADAT In 9) - Int32LSB
channel: 19 (ADAT In 10) - Int32LSB
channel: 20 (ADAT In 11) - Int32LSB
channel: 21 (ADAT In 12) - Int32LSB
channel: 22 (ADAT In 13) - Int32LSB
channel: 23 (ADAT In 14) - Int32LSB
channel: 24 (ADAT In 15) - Int32LSB
channel: 25 (ADAT In 16) - Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (Main Out L/Line Out 1/HP Out L) - Int32LSB
channel: 1 (Main Out R/Line Out 2/HP Out R) - Int32LSB
channel: 2 (Line Out 3) - Int32LSB
channel: 3 (Line Out 4) - Int32LSB
channel: 4 (Line Out 5) - Int32LSB
channel: 5 (Line Out 6) - Int32LSB
channel: 6 (Line Out 7) - Int32LSB
channel: 7 (Line Out 8) - Int32LSB
channel: 8 (SPDIF Out 1) - Int32LSB
channel: 9 (SPDIF Out 2) - Int32LSB
channel: 10 (ADAT Out 1) - Int32LSB
channel: 11 (ADAT Out 2) - Int32LSB
channel: 12 (ADAT Out 3) - Int32LSB
channel: 13 (ADAT Out 4) - Int32LSB
channel: 14 (ADAT Out 5) - Int32LSB
channel: 15 (ADAT Out 6) - Int32LSB
channel: 16 (ADAT Out 7) - Int32LSB
channel: 17 (ADAT Out 8) - Int32LSB
channel: 18 (ADAT Out 9) - Int32LSB
channel: 19 (ADAT Out 10) - Int32LSB
channel: 20 (ADAT Out 11) - Int32LSB
channel: 21 (ADAT Out 12) - Int32LSB
channel: 22 (ADAT Out 13) - Int32LSB
channel: 23 (ADAT Out 14) - Int32LSB
channel: 24 (ADAT Out 15) - Int32LSB
channel: 25 (ADAT Out 16) - Int32LSB

PreSonus Quantum 2626 не работает в ОС Windows 7 и 8, ему подходит только Windows 10 (x64). Контрольная панель довольно скромная.

При подключении XLR разъёма в первый канал мы видим режим микрофонного предусилителя.

На первом экране можно выбрать - какой интерфейс из подключенных будет регулироваться.

На основной вкладке находятся многосегментные пикметры. Каналам можно дать своё название. В отличие от старшей модели, где все регулировки были электронными, в Quantum 2626 мы видим только индикацию уровня, ведь все регулировки выполнены в виде физических ручек и кнопок на корпусе. Интересно, что интерфейс имеет третьоктавный спектроанализатор реального времени на вкладке RTA.

Отчет о тестировании в RightMark Audio Analyzer

Тестируемое устройство [ASIO] Quantum ASIO driver
Режим работы 24-bit, 44 kHz
Маршрут сигнала External loopback (line-out - line-in)
Версия RMAA 6.4.5 PRO
Фильтр 20 Гц - 20 кГц ДА
Нормализация сигнала ДА
Изменение уровня -0.2 дБ / -0.3 дБ-
Режим МОНО НЕТ
Частота сигнала калибрации, Гц 1000
Полярность правильная/правильная
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ
+0.05, -0.05
Отлично
Уровень шума, дБ (А)
-113.6
Отлично
Динамические диапазон, дБ (А)
113.6
Отлично
Гармонические искажения, %
0.00149
Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ(A)
-93.7
Очень хорошо
Интермодуляционные искажения + шум, %
0.00164
Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ
-112.4
Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, %
0.00253
Отлично
Общая оценка
 
Отлично

Подробные результаты измерений в режиме 24 бит 44 кГц

Мы получили цифры измерений, которые хорошо согласуются с паспортными данными 115 дБА отдельно для входа и выхода. Спектр шума довольно ровный, наводки отсутствуют.

Измерения лучше, чем указаны в паспорте, и соответствуют нашим ожиданиям. Важно, что в спектре нет леса из гармоник высоких порядков, что благотворно сказывается на звуке. Также следует учесть, что на графике видна сумма вход+выход на максимальном уровне сигнала. В реальности гармоники будут существенно ниже, не нужно преувеличивать ценность графиков и не стоит только по ним выбирать оборудование.

Микрофонные предусилители XMAX на дискретной транзисторной схеме уже завоевали хорошую репутацию. Мы подключали на запись студийный микрофон Neumann TLM102. Звук качественный, запас по гейну очень большой, 60 дБ, мы не встретили никаких нареканий. Тембр натуральный, без окрасов и сатурации, готов к дальнейшей программной обработке. Мониторинг при записи здесь только программный, традиционного hw direct monitoring нет, но благодаря шине Thunderbolt задержка никак не ощущается. Надо только выставить буфер 64 семпла вместо 256. На нашей системе с Core i7 4 ГГц стабильно работали не только 64, но и меньшие значения буфера.

Качество звука в наушниках и мониторах довольно высокое. Оно превышает то, что мы видели в недорогих интерфейсах. Возможно, то, что цифровая часть довольно навороченная на шине Thunderbolt, потребовало от производителя дополнительных усилий при разработке питания и цифровой части, поэтому хорошо сказалось на общем качестве звука.

Выводы

PreSonus Quantum 2626 подтвердил репутацию производителя, как технологического лидера на рынке весьма доступных по цене студийных звуковых интерфейсов. Модель Quantum 2626 недорогая, при этом новый разъём Thunderbolt 3 позволит легче подключиться к современным ПК и сохраняет совместимость с Thunderbolt 2 компьютерами. При желании, можно получить рекордную задержку RTL менее 1 мс даже с обработкой сигнала эффектами в реальном времени! Это то, на что обычные USB-интерфейсы не способны. Со стандартным буфером 64 семпла и режимом 44 кГц задержка всего 3 мс, что весьма впечатляет.

Аналоговый тракт модели полностью соответствует классу устройства и ощутимо превосходит по качеству звука USB-интерфейсы начального уровня. С другой стороны, текущая топ-модель PreSonus Quantum предлагает ещё более высокие характеристики - 120 дБ вместо 115 дБ, а также функцию Talkback. При этом стоит вполне разумных денег, так что её следует рассматривать в качестве хорошего варианта Thunderbolt-интерфейса. Оба интерфейса легко расширяются по числу каналов по ADAT, до 16 входных и выходных дополнительно. Старшую модель можно каскадировать, подключив до 4 Thunderbolt экземпляров устройств цепочкой. Если необходимо максимальное число каналов без лишних преампов, то выбирайте Quantum 4848. Вся линейка Thunderbolt-моделей у американцев PreSonus очень интересная, каждый интерфейс найдёт своё место в студии, в зависимости от потребностей.


PreSonus Quantum 2626 предоставлен на тестирование
официальным представителем PreSonus в России Окно Аудио