Native Instruments KOMPLETE Audio 1 – недорогой USB звуковой интерфейс для музыканта

Максим Лядов

Немецкий производитель Native Instruments является лидером в производстве музыкального софта и оборудования для музыкантов и DJ. Поэтому всегда очень интересно, что предложат немцы в области USB звуковых интерфейсов?

На этот раз был выпущен недорогой и компактный продукт KOMPLETE Audio 1. Здесь всего по-минимуму: один микрофонный вход, один гитарный вход, выход на наушники, линейный RCA выход.

Необходимо отметить, что интерфейсы созданы именно для звукозаписи. Для диджеинга они не подходят, так как наушниковый выход жёстко привязан к линейному. Нельзя подать раздельный сигнал на колонки и на наушники, как это было возможно в прежних картах производителя Audio 4 DJ или KOMPLETE AUDIO 6. То есть новые интерфейсы - это специализированные устройства для персональной студии звукозаписи, только для создания музыки.

   

Одновременно была представлена более продвинутая модель KOMPLETE Audio 2, с двумя комбо-входами микрофонный/линейный/гитарный и с балансными выходами.

Технические характеристики

KOMPLETE AUDIO 1 KOMPLETE AUDIO 2
Линейные выходы небалансные балансные
Максимальный уровень +12 dBu +12 dBu
Кг+шум 0.002 % 0.002 %
Динамический диапазон 101 дБА 106 дБА
АЧХ 20 Гц - 20 кГц +/- 0.1 дБ 20 Гц - 20 кГц +/- 0.1 дБ
Выход на наушники
Максимальный уровень +4.2 dBu (48 мВт @ 33 Ом) +4.2 dBu (48 мВт @ 33 Ом)
Кг+шум 0.02 % 0.02 %
Динамический диапазон 103 дБА 103 дБА
АЧХ 20 Гц - 20 кГц +/- 0.1 дБ 20 Гц - 20 кГц +/- 0.1 дБ
Гитарный вход
Максимальный уровень +10 dBu +10 dBu
Кг+шум 0.005 % 0.005 %
Динамический диапазон 108 дБА 108 дБА
АЧХ 20 Гц - 20 кГц +/- 0.03 дБ 20 Гц - 20 кГц +/- 0.03 дБ
Линейные входы
Максимальный уровень +20 dBu +20 dBu
Кг+шум 0.001 % 0.001 %
Динамический диапазон 109 дБА 109 дБА
АЧХ 20 Гц - 20 кГц +/- 0.02 дБ 20 Гц - 20 кГц +/- 0.02 дБ
Микрофонные входы
Максимальный уровень +7 dBu +7 dBu
Кг+шум 0.001 % 0.001 %
Динамический диапазон 108 дБА 108 дБА
АЧХ 20 Гц - 20 кГц +/- 0.02 дБ 20 Гц - 20 кГц +/- 0.02 дБ
EIN при макс. гейне -127 dBu -127 dBu

Как мы видим, разница в технических характеристиких между моделями практически отсутствует. Всё от того, что электронная начинка внутри полностью совпадает. Разница только в типе разъёмов. По цене модели тоже не сильно различаются.

Корпус устройства полностью пластиковый. Внутри имеется толстая металлическая пластина, которая играет роль экрана для цифровых компонентов схемы. Благодаря пластиковому корпусу устройство относительно лёгкое, вес 360 г. Также можно назвать интерфейс одним из самых небольших. Габариты 140 x 117.5 x 52 мм. На нижней стороне имеются 4 большие резиновые ножки, которые препятствуют скольжению по столу.

Самая отличительная черта всех интерфейсов KOMPLETE Audio – это, конечно же, большая ручка регулировки уровня на верхней панели. Она заменяет отдельный мониторный контроллер, то есть управляет громкостью сигнала на линейном выходе. Это очень удобно для управления громкостью подключенных активных мониторов. При этом, громкость сигнала на наушники регулируется отдельной ручкой.

Оба этих регулятора аналоговые. Плюс такого типа регуляторов тут в том, что вы всегда можете быть уверены, что ваши наушники или мониторы вдруг не выдадут максимальный уровень звукового давления из-за каких-нибудь глюков программной контрольной панели или из-за опустошения буфера. Аналоговый регулятор также не зависит от питания и всегда сохраняет выбранное значение. Минус в том, что у переменных резисторов всегда есть небольшой разбаланс каналов. То есть левый и правый каналы будут немного отличаться по громкости, в особенности при минимальных положениях регулятора. Также аналоговые регуляторы имеют конечный ресурс поворотов ручки, даже резистивыный слой истончается. Но у цифрового регулятора громкость есть свои минусы. Это вмешательство в цифровой сигнал и риск сброса настроек, с шансом заполочуть полную громкость в наушники или мониторы. При правильной реализации разница в качестве звука непринципиальная.

Начинка довольно традиционная для Native Instruments. Например, в обзоре TRAKTOR AUDIO 6 мы увидели внутри микроконтроллер XMOS и кодек CS4270.

Используется современный микроконтроллер XMOS XU208. Обновление прошивки в текущих драйверах не предусмотрено. Однако, так как устройство простое, все функции карты работают исправно, то обновление микропрограммы процессора XMOS не потребуется.

В качестве АЦП/ЦАП использован продвинутый кодек CS4272. Динамический диапазон 114 дБ, Кг+шум <-100 дБ. В прошлых моделях интерфейсов Native Instruments зачастую стоял CS4270, у которого параметры существенно ниже: диапазон 105 дБ, Кг+шум -95 дБ. Прогресс не стоит на месте!

Микрофонный предусилитель собран на NJM 2122. Это неплохой низкошумящий усилитель. Все остальные операционные усилители в схеме - NJM 4580. Данный ОУ можно часто увидеть в аппаратуре средней ценовой категории.

Наибольший сюрприз начинки интерфейса - токовый буфер NJM 3414A, на базе которого построен наушниковый усилитель. Он позволил добиться довольно высокой громкости в наушниках. По паспорту 48 мВт при нагрузке 33 Ом. Это превышает типичное значение для бюджетных интерфейсов.

В целом начинка очень неплохая. А учитывая доступную цену, интерфейс интересен и конкурентоспособен на рынке.

Device: Komplete Audio ASIO Driver

Features:
Input channels: 2
Output channels: 2
Input latency: 728
Output latency: 600
Min buffer size: 8
Max buffer size: 2048
Preferred buffer size: 512
Granularity: -1
ASIOOutputReady - not supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - supported
88200 Hz - supported
96000 Hz - supported
176400 Hz - supported
192000 Hz - supported

352800 Hz - not supported
384000 Hz - not supported
Input channels:
channel: 0 (Input 1) - Int32LSB
channel: 1 (Input 2) - Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (Output 1) - Int32LSB
channel: 1 (Output 2) - Int32LSB

К карте поставляются драйвера Thesycon 4.59, датированные 2019 годом.

Что в них нового? Задержка выставляется в семплах. Минимальный размер буфера составляет 8 семплов. Имеется галка Safe Mode для дополнительной буферизации шины USB.

Мы стандартно измеряем задержки при 64 семплах на частоте 44,1 кГц. В данном случае задержка RTL Latency составила 8 мс. Это типичное значение для всех звуковых интерфейсов на XMOS.

Работа при 64 семплах на быстром настольном компьютере не вызвала проблем. Если вам не нужно играть на MIDI клавиатуре виртуальными инструментами или на гитаре с виртуальными обработками реального времени, ASIO буфер стоит установить в значение 256 семплов или выше. При звукозаписи никакой задержки не будет, так как секвенсор знает значение буфера и компенсирует его. Смысла гнаться за рекордно низким буфером нет, так как это практического смысла не имеет.

Измерения в RMAA

Мы измерили качество линейного выхода в нашей программе RMAA 6.4.5 PRO.

Тестируемое устройство [ASIO] Komplete Audio ASIO Driver
Режим работы 24-bit, 44 kHz
Звуковой интерфейс ASIO
Маршрут сигнала Линейный выход
Версия RMAA 6.4.5 PRO
Фильтр 20 Гц — 20 кГц ДА
Нормализация сигнала ДА
Изменение уровня -0.2 дБ / -0.1 дБ
Режим МОНО НЕТ
Частота сигнала калибрации, Гц 1000
Полярность правильная/правильная

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ
+0.17, +0.03
Отлично
Уровень шума, дБ (А)
-101.2
Отлично
Динамические диапазон, дБ (А)
101.2
Отлично
Гармонические искажения, %
0.00058
Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ(A)
-94.2
Очень хорошо
Интермодуляционные искажения + шум, %
0.00273
Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ
-100.3
Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, %
0.00295
Отлично
Общая оценка
 
Отлично

Подробные результаты RMAA для режима 24 бит 44 кГц

Наши измерения полностью подтвердили паспортные параметры по шумам и искажениям. По паспорту для линейного выхода в точности 101 дБА сигнал/шум и 0.002% (-94 дБ) параметр Кг+шум..

Мы подключили конденсаторный микрофон Neumann TLM 102 для оценки качества записи предусилителей.

Качество записи находится на высоком уровне. Тембр абсолютно нейтральный, сатурации не замечено. Искажений голоса не наблюдается. Интонация передаётся достоверно. Единственная особенность предусилителя - не очень большой запас по усилению, также шум на записи немного выше, чем у усилителей с отдельным блоком питания. Эти особенности неизбежны практически для всех интерфейсов с питанием от шины USB.

Вместе с тем, удобно сделана индикация уровня входов и перегрузки. Также удобно иметь под рукой ручку аппаратного мониторинга. Сигнал с микрофонного входа подаётся сразу в оба канала мониторинга, левый и правый, что сделано очень правильно.

Отметим, что выход на наушники достаточно громкий. Точное значение мощности по паспорту 48 мВт на канал при нагрузке 33 Ом. Мы подключили низкочувствительные наушники 32 Ом и 250 Ом, громкости было достаточно. Интерфейс более громкий, чем многие конкуренты начального уровня. Например, у Steinberg UR12 мощность усилителя 6 мВт на канал.

Выводы

Native Instruments KOMPLETE Audio 1 - это недорогой интересный интерфейс, созданный специально для музыканта. Хотя, нельзя сказать, что он сильно отличается от похожих продуктов на рынке, однако производителя можно похвалить за добротный подход и хороший звук. KOMPLETE Audio 1 не содержит ничего лишнего, очень компактный и в цветовой гамме прочих устройств Native Instruments. Можно смело рекомендовать его как звуковую карту для музыкальных программ этого производителя. А если необходим не один микрофонный вход, а два, плюс балансные разъёмы TRS, а не RCA, то стоит обратить внимание на чуть более дорогую модель KOMPLETE Audio 2.

Интерфейс Native Instruments KOMPLETE Audio 1 предоставлен
на тестирование дистрибуторским центром PROAUDIO.RU