Korg SoundLink MW-2408/MW-1608 — гибридные микшеры с возможностями аналоговой консоли и цифровыми эффектами

Микшеры Korg SoundLink MW-2408 и MW-1608 были созданы компанией Korg в сотрудничестве с легендарными разработчиками микшерных консолей, Грегом Маки (Greg Mackie) и Питером Уоттсом (Peter Watts).

Грег Маки является основателем компаний TAPCO (1970) и Mackie Designs (1990). Он имеет 40-летний опыт создания и использования самых разнообразных моделей микшеров. Питер Уоттс потратил более 35 лет на разработку цифровых и аналоговых микшерных консолей, успешно работал в Mackie Designs и Trident Audio Developments, где был главой отдела исследований и разработки. В 2010 году Маки вместе с Уоттсом основали компанию M&W Pro Audio, в которой по сей день занимаются проектированием и разработкой студийного оборудования, предлагая свои услуги сторонним производителям.

Благодаря тому, что в разработке Korg SoundLink принимали участие такие выдающиеся специалисты, новые модели получились очень оригинальными. Производитель называет микшеры SoundLink MW-2408/MW-1608 гибридными, так как они представляют собой аналоговые консоли с традиционными органами управления и, при этом, оборудованы цифровыми эффектами. Маршрутизация и обработка на каналах остается полностью аналоговой, обеспечивая простой и быстрый доступ ко всем настройкам. Никакого хитроумного управления с помощью планшетов или мобильных устройств, никаких зависаний и сложностей цифровых микшеров. В SoundLink работа осуществляется привычным способом. Оцифровка аналогового сигнала происходит в самом конце тракта, непосредственно перед DSP.

Микшеры Korg SoundLink могут похвастать новыми предусилителями HiVolt, качественными цифровыми эффектами, большим количеством групп и мониторных шин, уникальным режимом мьютирования каналов и другими интересными возможностями. В дополнении к этому, микшеры комплектуются программным пакетом iZotope RX Elements, позволяющим производить удобное спектральное редактирование сделанных записей.

Новинки представлены двумя моделями, отличающимися указанным в названии количеством входов. MW-1608 оснащается шестнадцатью входами, MW-2408 — двадцати четырьмя входами. На первый взгляд может показаться, что различия в количестве входов ощутимые. Однако речь идет лишь о четырех дополнительных стереоканалах у старшей модели. В остальном, микшеры ничем не отличаются, за исключением габаритов.

Технические характеристики Korg SoundLink MW-1608

Входы
1 – 8 каналы микрофонные входы XLR/линейные входы TRS
9/10, 11/12, 13/14 и 15/16 каналы микрофонные входы XLR/линейные стерео входы TRS
Микрофонные предусилители HiVolt preamps, разработка Peter Watts
Stereo In (17/18) линейный на 1/8 TRS разъеме
Foot Switch TRS разъем
Talkback XLR разъем
Выходы
Main out балансные XLR и TRS разъемы
Выход на наушники TRS разъем
Monitor out TRS разъемы
Sub Group out 8 выходов с TRS разъемами
Aux out 4 выхода на XLR разъемах и 2 дополнительных на TRS
Аналоговый тракт
АЧХ 20 Гц – 20 кГц, +0,5 ... -1,5 dBu
Кг+шум 0.004%, при минимальном гейне
Отношение сигнал/шум -70 dBu
Входной импеданс 3 кОм (Main out), 30 кОм Б (линейный),
1,1 кОм (Talkback), 2 кОм (Stereo In)
Максимальный уровень входа +12 dBu ... -38 dBu (микрофонный), +32 dBu ... -18 dBu (линейный)
-18 dBu (Talkback), -3 дБВ (Stereo In)
Взаимопроникновение каналов -90 dBu
Гейн +10дБ ... +60 дБ (микрофонный), -10 дБ... +40 дБ (линейный)
Выходной импеданс 75 Ом (Main out, Sub Group out, Monitor out, Aux out),
110 Ом (Наушники)
Максимальный уровень выхода 26 dBu (Main out), 22 dBu (Sub Group out, Monitor out)
26 dBu( Aux out), 100 мВт (Наушники)
EIN при максимальном гейне -128dBu
Управление
Гейн +10дБ ... +60 дБ (микрофонный), -10 дБ... +40 дБ (линейный)
Аналоговый компрессор на 1 – 8 каналах
Эквализация (1 – 8 каналы) HI (12 кГц), MID (250 Гц - 5 кГц) LO (100 Гц, ±15дБ), обрезной фильтр 12дБ на октаву на 80 Гц
Эквализация (9/10 – 15/16 каналы) HI (12 кГц), HI MID (2.5кГц), LO MID (250 Гц), LO (100Гц, ±15дБ)
Посыл на Aux четыре шины для всех каналов (2 Pre + 2 Pre/Post)
Объединение в группы четыре шины для всех каналов (1-2, 3-4, 5-6, 7-8)
Панорама на всех каналах
Режим Mute на канале, FX, 4 конфигурируемых группы (Mute Group) и для всех шин (Break)
Предпрослушка (PFL, AFL) каналов, групп, шин Aux, шины эффектов
Цифровой эквалайзер 31 полосный эквалайзер с 9 регулируемыми полосами частот
Цифровой компрессор Hard/Soft (регулировка Attack и Threshold)
Цифровой лимитер регулировка Attack и Threshold
Цифровой шумодав Hard/Soft (регулировка Attack и Threshold)
Эффекты на FX шине Rev Hall, Rev Hall Warm, Room, Warm Room, Rev Vocal, Rev Vocal Warm, Stage, Stage Warm, Plate Reverb, Plate Reverb Warm, Spring Reverb Warm, Analog Delay, Tape Echo, Variable Delay, Delay of the Korg SDD3000, Chorus, Flanger, Exciter, Sub Bass booster, 1 кГц Test Tone, Slow Sweep, Fast Sweep, White Noise, Pink Noise
Использование эффектов на Main out, Aux 1 и Aux 2
Подавление обратной связи на Main out, Aux 1 и Aux 2
Анализатор спектра 31 полосный с функцией Peak Hold
Фантомное питание +48 В, для всех каналов
Звуковой интерфейс
Подключение USB Type-B
Режимы 16/24-бит, 44/48 кГц
Доступные каналы 2 входа, 2 выхода
Прочее
Дисплей LCD экран
Сохранение настроек 10 слотов для пользовательских конфигураций
Дисплей LCD экран
Физические габариты микшера 396 x 187 x 530 мм
Вес
8 кг

Размеры микшеров довольно внушительные. Корпус выполнен из металла, по бокам предусмотрены деревянные декоративные вставки. Старшую модель MW-2408 можно монтировать в 19 дюймовую рековую стойку. Для этого нужно докупить специальные кронштейны Korg MW-001, устанавливающиеся взамен деревянных боковин.

Микшеры Korg SoundLink выглядят как обычные аналоговые модели с традиционным расположением органов управления, что является большим плюсом для многих пользователей. Привычная компоновка и удобное размещение регуляторов позволяют работать, что называется, с закрытыми глазами. Важно отметить, что в микшерах используются надежные фейдеры и регуляторы японского производителя ALPS.

Полоса для рукописной маркировки каналов удобно расположена над фейдерами, а не под ними. Это позволяет быстрее сориентироваться среди множества каналов и найти необходимый регулятор.

На моно входах предусмотрена регулировка гейна, обрезной фильтр, компрессор, трехполосный эквалайзер, посыл на AUX шины, шину эффектов и настройка панорамы. На стерео каналах доступно практически все то же самое, за исключением компрессии и обрезного фильтра. На их месте располагается переключатель работы входа с микрофонного на линейный.

В микшерах SoundLink MW-2408 и MW-1608 используются разработанные Питером Уотсом фирменные предусилители HiVolt, обеспечивающие высокий запас усиления и низкий уровень шума. Значение эквивалетного уровня шума (EIN) составляет -128 dBu. Регулировка гейна микрофонного входа производится в диапазоне +10 дБ ... +60 дБ, линейного -10 дБ ... +40 дБ. Здесь же находится обрезной фильтр, работающий на частоте 80 Гц с крутизной спада 12дБ на октаву.

Качество используемых предусилителей нам понравилось. Мы подключали динамический и конденсаторный микрофоны и остались довольны звучанием. Тембр достаточно насыщенный и детальный. Для живого звука качество очень хорошее. Подойдет оно и для студии.

Все моно каналы оснащены компрессором, управляемым одним регулятором. Его работу можно охарактеризовать как деликатную. В звучании нет никаких артефактов, тембр не искажается и остается натуральным. В микшере есть и цифровой компрессор, который можно использовать на AUX и мастер шинах, о котором мы расскажем ниже.

На моно каналах предусмотрен трехполосный эквалайзер с настраиваемой частотой для среднечастотного регулятора. На стерео входах используется четырехполосный эквалайзер с фиксированной частотой для средних частот - 2,5 кГц и 250 Гц.

Ниже расположены четыре посыла на AUX шины. Здесь все довольно стандартно. Шины 1 и 2 работают в режиме PRE, две другие работает в POST, но имеют переключатель для пре-фейдерного режима. Но на этом возможности AUX шин не заканчиваются. Для большей гибкости производитель добавил уникальную настройку для 3 и 4 AUX каналов.

Дополнительная секция "Musician's Phones" была добавлена в микшеры SoundLink Грегом Маки для облегчения работы исполнителя с мониторами. С помощью регуляторов Inject можно оперативно немного добавить в мониторную линию сигнал с мастер шины, не трогая регуляторы посыла. Кроме того, подмешиваемый сигнал с мастер шины уже будет иметь пространственную обработку. Многим вокалистам легче петь, когда они слышат свой голос с обработкой. С помощью данных регуляторов это можно легко устроить.

В микшерах используются длинноходовые 60 мм фейдеры с удобными насадками с углублением под палец. На каждом канале имеется два индикатора уровня сигнала. Красный светодиод загорается в случае, если уровень находится в 3 дБ до клипинга. Желтый - горит при сигнале, превышающем -20 дБ. Маршрутизация выходного сигнала производится традиционным способом, с помощью кнопок с соответствующей маркировкой группы.

Индивидуальной индикации уровня на входах нет. Для настройки уровня входного сигнала необходимо использовать функцию предварительной прослушки PFL, переключающую индикатор мастер шины на входящий сигнал выбранного канала. В микшерах используется 12 сегментный индикатор, наглядно демонстрирующий текущий уровень.

Одной из ключевых возможностей микшеров SoundLink является уникальная система мьютирования групп. С ее помощью можно назначить четыре разных группы каналов для мгновенного отключения. Удерживая кнопку соответствующей группы, можно быстро добавить необходимые каналы в текущую группу и в дальнейшем их заглушать одной кнопкой. Кроме этого, предусмотрена кнопка "BREAK", заглушающая все каналы, вне зависимости от назначенных групп и замьютированных текущих каналов.

Вот мы и подошли к цифровым возможностям микшеров. Немаловажно, что управление всеми доступными возможностями осуществляется посредством физических кнопок. Это позволяет получить мгновенный доступ ко всем основным функциям (без пролистывания вкладок и меню, как это бывает в чисто цифровых микшерах). Одним из преимуществ цифровой составляющей Korg SoundLink является сохранение и последующая загрузка всех настроек. В микшере предусмотрено 10 слотов для пользовательских конфигураций. Есть также режим, в котором все текущие настройки сохраняются и не сбрасываются после выключения питания.

Какие же цифровые возможности есть в новых микшерах Korg? Для FX шины предусмотрено порядка 20 пресетов пространственной обработки, включающих ревер, дилей, хорус, фленжер, эксайтер. Можно использовать как готовые пресеты, так и сохранять эффекты со своими настройками. Правда, не стоит ждать изобилия настроек. В каждом эффекте для регулировки доступно лишь два основных параметра, но этого хватает.

На мастер шине и AUX шинах 1 и 2 можно использовать динамическую обработку. Она представлена тремя видами эффектов: лиметром, компрессором и нойзгейтом. Для лимитера и компрессора доступна регулировка времени атаки и порога срабатывания. Гейт позволяет изменять release и threshold.

Кроме того, на шинах есть возможность использовать графический многополосный эквалайзер. В простом режиме он представляет собой девяти полосный эквалайзер с фиксированными частотами. Расширенный режим позволяет для каждой регулируемой полосы выбрать более точную частоту. Это позволяет справиться с основными проблемами акустики помещения, резонансами или другими недостатками. Эквалайзер в продвинутом режиме по-прежнему позволяет настраивать одновременно только 9 полос, но теперь для каждой полосы доступно на выбор три или четыре варианта другой частоты.

Важно отметить наличие функции подавления обратной связи. Здесь она реализован в виде автоматического режекторного фильтра. Предусмотрен автоматический режим с фиксацией обнаруженной частоты. Использование подавления возможно не только на мастер шине, но и на мониторных каналах AUX 1 и AUX 2. По словам производителя, в отличие от недорогих цифровых решений, работа подавления в микшерах Korg практически не отражается на качестве звука. В случае неудовлетворительной работы или медленного отклика автоматического подавления, можно дополнительно использовать встроенный эквалайзер.

Хотелось бы отметить и наличие 24-полосного спектроанализатора. Он отображает сигнал с мастер шины и предпрослушки, позволяет не только контролировать спектр конечного микса, но и проводить анализ помещения (с помощью измерительного микрофона) и выявлять проблемные частоты.

На наш взгляд, цифровая обработка в микшерах получилась довольно хорошей и полностью пригодна к использованию. Эффекты чистенькие, работают эффективно, при этом звучание остается достаточно детальным. Для работы с живым звуком выглядят на очень высоком уровне.

Практически все разъемы для подключения расположены с торца микшера. Исключением является выход на наушники и дополнительный вход 17/18 с разъемом миниджек для подключение мобильных устройств.

Первые восемь каналов оборудованы микрофонными входами с XLR разъемами, для подключения источников с линейным уровнем предусмотрены TRS разъемы. На оставшихся стерео каналах предусмотрено подключение микрофонов на XLR и стерео источников с TRS разъемами. XLR разъем для talkback микрофона расположен здесь же. Для его оперативного включения предусмотрено подключение педали.

Мастер выход у микшеров реализован на разъемах XLR и TRS. Мониторный выход и групповые выходы имеют разъемы TRS. Для вывода сигнала с AUX шин используется разъемы XLR. 3 и 4 AUX выход продублирован разъемом TRS и имеет дополнительную регулировку баланса между шиной и общим миксом.

USB разъем служит для подключения компьютера, планшета или смартфона. Подключенное внешнее устройство можно использовать в качестве дополнительного источника звука (в этом случае сигнал будет транслироваться на 15/16 канале) или на него можно осуществлять запись (сигнал с Main out). Многоканальная запись на компьютер в микшерах не предусмотрена, но есть специализированные ASIO драйвера.

Давайте теперь посмотрим, что же находится внутри, какие преобразователи использует производитель в микшерах SoundLink?

Цифровая часть реализована на ARM процессоре FM4 CY9BF164L. Аппаратная обработка производится c помощью DSP TI TMS320. В качестве преобразователей используется четырехканальный АЦП AKM AK5534 (динамический диапазон 111 дБ, Кг+шум -103 дБ), двухканальный АЦП AKM AK5552 (динамический диапазон 115 дБ, Кг+шум -106 дБ) и шестиканальный ЦАП AKM AK4456 (динамический диапазон 115 дБ, Кг+шум -107 дБ).

Таким образом аналоговый сигнал оцифровывается с мастер шины, каналов AUX 1, AUX 2 и шины эффектов. По прошествии всей обработки в DSP шестиканальный ЦАП возвращает сигнал на Master Out, AUX 1, AUX 2 и передает на Monitor Out.

Что касается USB подключения, то для его обслуживания используется отдельный кодек AK4558 с более скромными характеристиками: ЦАП (динамический диапазон 108 дБ, Кг+шум -100 дБ) и АЦП (динамический диапазон 108 дБ, Кг+шум -92 дБ) . Из чего следует сделать вывод, что возможность записи на компьютер в данных микшерах - не основная функция, а дополнительная опция. Встроенная в микшерный пульт звуковая карта отменяет необходимость покупки недорогого звукового USB интерфейса, если нужно иногда выводить звук из ноутбука или записать выступление, и избавляет от лишних проводов.

При установке в систему ASIO драйвера, станет доступна универсальная панель управления.

Она позволяет выбрать величину ASIO буфера и частоту дискретизации. В качестве звуковой карты устройство работает в режимах 44 кГц или 48 кГц. В ASIO приложениях будет доступно 2 входа и 2 выхода. На вход подается сигнал с мастер шины микшера. Выход транслируется на последний вход микшера, то есть на 15/16 канал.

Диагностика ASIO

Device: KORG Basic Audio

Features:
Input channels: 2
Output channels: 2
Input latency: 128
Output latency: 466
Min buffer size: 128
Max buffer size: 128
Preferred buffer size: 128
Granularity: 0
ASIO OutputReady - supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - supported

88200 Hz - not supported
96000 Hz - not supported
176400 Hz - not supported
192000 Hz - not supported
352800 Hz - not supported
384000 Hz - not supported

Input channels:
channel: 0 (KORG Basic Audio In 01) - Int32LSB
channel: 1 (KORG Basic Audio In 02) - Int32LSB

Output channels:
channel: 0 (KORG Basic Audio Out 01) - Int32LS
channel: 1 (KORG Basic Audio Out 02) - Int32LS

Отчет о тестировании в RightMark Audio Analyzer

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ
+0.22, -0.71
Хорошо
Уровень шума, дБ (А)
-99.1
Отлично
Динамические диапазон, дБ (А)
99.1
Отлично
Гармонические искажения, %
0.00418
Очень хорошо
Гармонические искажения + шум, дБ(A)
-83.8
Хорошо
Интермодуляционные искажения + шум, %
0.00519
Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ
-80.9
Очень хорошо
Интермодуляции на 10 кГц, %
0.00907
Очень хорошо
Общая оценка
 
Очень хорошо

Подробные результаты измерений в режиме 24 бит 44 кГц

Мы протестировали микшер через встроенную звуковую карту. Необходимо понимать, что в таком режиме сигнал дважды проходит чрез АЦП и ЦАП, то есть подвергается двойному преобразованию. Измерения фактически ограничены характеристиками кодека. Поэтому мы провели дополнительные измерения с помощью внешней карты с параметрами, приближенными к конверторам микшера. То есть в реальности, если не задействовать USB разъём микшера параметры будут следующими:

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ
+0.25, -0.78
Хорошо
Уровень шума, дБ (А)
-91.9
Очень хорошо
Динамические диапазон, дБ (А)
91.8
Очень хорошо
Гармонические искажения, %
0.00147
Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ(A)
-84.8
Хорошо
Интермодуляционные искажения + шум, %
0.00763
Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ
-78.6
Очень хорошо
Интермодуляции на 10 кГц, %
0.012
Очень хорошо
Общая оценка
 
Очень хорошо

Подробные результаты измерений в режиме 24 бит 44 кГц

На этих измерениях уже можно видеть чистый спектр и полное отстутвие каких либо наводок.

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ
-0.96, -1.75
Хорошо
Уровень шума, дБ (А)
-100.0
Отлично
Динамические диапазон, дБ (А)
100.0
Отлично
Гармонические искажения, %
0.00094
Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ(A)
-91.3
Очень хорошо
Интермодуляционные искажения + шум, %
0.00343
Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ
-0.6
Очень хорошо
Интермодуляции на 10 кГц, %
0.00883
Очень хорошо
Общая оценка
 
Очень хорошо

Подробные результаты измерений в режиме 24 бит 44 кГц

Кроме этого, мы измерили сигнал, отправленный на групповую шину, тем самым полностью исключив работу встроенных DSP эффектов и конверторов. Полученные результаты выглядят еще лучше, особенно по искажениям.

Выводы

Как и ожидалось, микшеры Korg SoundLink MW-2408/MW-1608 являются очень необычными и оригинальными. Привлечение Грега Маки и Питера Уоттса дало продуктам своё собственное лицо и свою философию. Модели имеют целый ряд уникальных возможностей, которые заметно отличают SoundLink MW от множества конкурентов. 

Среди достоинств SoundLink MW-2408/MW-1608 следует выделить высококачественные предусилители, простое аналоговое управление, богатые возможности маршрутизации, систему мьютирования групп, встроенный подавитель обратной связи и качественные эффекты. Что касается цифрового преобразования, то оно происходит прозрачно для пользователя. Гибридные решение в микшерных консолях уже давно не редкость и прекрасно зарекомендовали себя в работе. В микшерах Korg SoundLink используются высококачественные конверторы, позволяя особо не беспокоиться о качестве звука и использовать все преимущества современных DSP.

 

Микшер Korg SoundLink MW-1608
предоставлен на тестирование компанией Музторг