Focusrite Clarett+ 2Pre – профессиональный интерфейс звукозаписи с обновленной начинкой
Максим Лядов
Британский производитель Focusrite обновляет в 2021 году профессиональную линейку звуковых интерфейсов Clarett. В названии появился значок плюс, что означает совершенно новую электронную начинку. Внешний вид и прочие возможности не изменились.
Зачем компания пошла на подобный шаг? В 2021 году многие компании в профессиональной и бытовой сфере вынужденно меняют внутреннюю электронику в связи с перебоями поставок компонентов. У пользователей закрадывается резонный вопрос: не стало ли от этого хуже? Ведь серия устройств Focusrite Clarett USB была очень успешной и занимала нишу разумных по цене профессиональных звуковых интерфейсов для студий звукозаписи.
К счастью, в новых устройствах Focusrite Clarett+ производитель поставил ещё более качественную начинку и улучшил технические характеристики. То есть изменения тут произошли именно со знаком "плюс". Отсюда и значок "+" в названии продукта.
Вот какие конкретно изменения в ТТХ произошли:
Параметр | Clarett USB | Clarett+ |
---|---|---|
Динамический диапазон входов | 118 дБ | 118 дБ |
Кг+шум входов | -107 дБ | -110 дБ |
Динамический диапазон выходов | 118 дБ | 124 дБ |
Кг+шум выходов | -103 дБ | -106 дБ |
Динамический диапазон выхода для наушников | 115 дБ | 118 дБ |
Кг+шум выхода для наушников | -101 дБ | -104 дБ |
Текущим пользователям предыдущего поколения Clarett волноваться совершенно не о чем - улучшения не существенные, а где-то цифры те же самые, но при покупке нового интерфейса имеет смысл выбирать новые Clarett+. Насколько честные заявленные производителем цифры? Так как мы лично измеряли оба поколения интерфейсов на нашем тестовом стенде, то можем подтвердить данные цифры. Ниже в обзоре приведены наши измерения.
В линейку Focusrite Clarett+ входят три модели: 2Pre, 4Pre, 8Pre. Они отличаются только числом каналов. Начинка и все основные характеристики у них практически одинаковые.
Мы рассмотрим младшую модель 2Pre. Все хорошие слова об одноименной предыдущей модели справедливы и тут. Корпус устройства сделан из алюминия и не имеет торчащих винтов. Цельнотянутый алюминиевый профиль придаёт корпусу необходимую прочность. Все ручки выточены также из алюминия и имеют накатку, чтобы рука не проскальзывала. Выглядит очень дорого, стильно и функционально.
На комбо-входах TRS/XLR имеется фирменная индикации перегрузки изменением подсветки ободка с зелёного на красный. Выбор типа сигнала линейный/гитарный, а также обработки AIR включается в микшере. Фантомное +48 дБ питание, раздельное для каждого канала, включается аппаратной кнопкой. Интересно, что режим эмуляции микрофонных предусилителей ISA в новых Clarett+ отличается от бюджетных Scarlett Gen3 в лучшую сторону. По этому поводу у производителя есть отдельное большое разъяснение.
Для регулировки громкости мониторов (выходы 1/2) используется интересный цифровой регулятор (энкодер) с абсолютным положением ручки. То есть громкость регулируется в цифровом виде, но большой ручкой с меткой текущего положения и с упором в крайних положениях. Регулировка осуществляется в пределах 128 дБ с шагом 1 дБ. Установка нужной громкости у нас не вызывало никаких проблем. Ползунок микшера при этом следует за регулятором, и его нельзя сдвинуть мышью. Понятно, что такая ручка даёт возможность быть уверенным в выбранной громкости, без необходимости запоминать это значение в ППЗУ. Даже при внезапном отключении питания выбранная громкость сохраняется аппаратным образом. Прекрасное техническое решение, которого нет у бюджетных интерфейсов.
Как и в первом поколении Clarett, USB Type-C позволяет обойтись без внешнего блока питания, но только если разъём сможет выдавать ток 3А и 15 Вт мощности. Если мощности будет недостаточно или если подключить карту в обычный USB2.0 разъём, то карта определится в системе, но звука на выходе не будет. При этом мигающий индикатор питания даёт сигнал пользователю, что нужно подключить комплектный 12В адаптер питания. Благодаря стандартному разъёму 5.5х2.1 мм, нет проблем подключить любой более качественный адаптер, который подходит по мощности. Мы ради эксперимента использовали импульсный и трансформаторный БП на 12В. Никаких проблем с этим не возникло, всё работало очень хорошо. Интересно, что тут имеется тумблер питания, которого нет у недорогих продуктов Focusrite.
На задней панели устройства мы видим балансные разъёмы TRS, стандартный MIDI вход и выход, цифровые разъёмы USB и S/PDIF. Устройство способно работать и без компьютера, с мобильным устройством. USB порт здесь UAC2.0 совместимый.
Внутри цифровая часть не претерпела больших изменений. Судя по всему, это та же самая цифровая карта на двух XMOS. Первый используется в качестве USB контроллера. Второй занимается микшированием каналов и вводом-выводом цифровых сигналов. Такое разделение благотворно отражается на измерениях и на качестве звучания.
От первого поколения перешли те же самые интегрированные микрофонные предусилители на американских чипах THAT 1583, которые имеют низкий EIN шум -129 dBu и широкие пределы усиления 60 дБ при низких искажениях. Надо сказать, что у Clarett дипазон регулировки гейна составляет 57 дБ. Это на 1 дБ больше, чем у бюджетной линейки Scarlett.
А вот что появилось нового в Clarett+, так это двухканальные чипы АЦП Cirrus Logic CS5381 с характеристиками динамический диапазон 120 дБ, Кг+шум = -110 дБ.
И самое интересное, новые ЦАП Cirrus Logic CS43198. Это топовые двухканальные ЦАП с рекордными характеристиками динамический диапазон 130 дБА, Кг+шум = -115 дБ. Если посмотреть в паспорт чипа ЦАП, то можно обнаружить более точные показатели: 124 дБА гарантированный динамический диапазон, 130 дБА типичный. Также Кг+шум -109 дБ гарантированный Кг+шум, -115 дБ типичный. Реальное положение вещей находится где-то посредине. Но данные цифры всё равно впечатляющие и выше, чем у чипов прежнего поколения Clarett. Чаще всего расширение динамического диапазона достигается улучшением схем и переходом на более тонкий техпроцесс. То есть сами по себе цифры могут не говорить о росте качества, но все усилия в комплексе, включая ноу-хау, о которых каждый производитель умалчивает, вполне могут дать прогресс в звуке.
Конечно, одной замены чипов на более дорогие недостаточно. Необходимо, чтобы и все прочие составляющие звука были на том же самом высоком уровне. Нужно обеспечить качественное питание, тактовый сигнал, грамотную разводку, подходящую по классу аналоговую часть. Как это проверить? Зачастую никак. На наш взгляд, необходимо оценивать итоговый результат. Если звук плохой, какая пользователю разница, какие дорогие стоят детали и прочее. Если звук хороший, также нет никакой разницы. Дело разработчика - разрабатывать, а пользователя - пользоваться, наслаждаться высококачественным звучанием.
Единственное, за что можно покритиковать начинку, это за усилители для наушников на NJM4556AL. Это немного простовато для такого высококачественного интерфейса.
Мы тестировали Clarett, подключив к ПК по кабелю USB-C. Драйвера не совместимы с Windows 7 и 8, но отлично работают с Windows 10 и Windows 11.
Панель управление одинакова для всех устройств линейки Clarett. Что интересно, здесь имеется как аппаратный микшер, так и полезная возможность его полного отключения и прямого посыла звука на выход. Помимо аналоговых входов, в микс можно добавить и 8 цифровых ADAT каналов, каждый с индикацией и собственным регулятором громкости. Если эти каналы не нужны, их легко убрать с экрана, нажав на крестик.
Так выглядит панель, если полностью отключить микшер и пустить сигнал напрямую с программных выходов 1/2 в приложении на физические выходы 1/2.
Для работы с Windows приложениями можно выбрать каналы 3/4 как независимое устройство вывода.
Панель выбора размера буфера также позволяет переключить синхронизацию с внутренней на внешнюю и показывает текущий статус клока. Такая функция, наряду с расширением каналов цифровым подключением, говорит о возможности интеграции со студией.
Задержка прохождения сигнала по полному тракту (Round-trip latency) при буфере 64 семпла и частоте 44 кГц по нашим измерениям составляет 7.9 мс, что типично для всех устройств на XMOS. Интересно, что фирменная панель Clarett с выбором буфера показывает в точности то же самое значение. Очень полезно!
Диагностика ASIO
Features:
Input channels: 12
Output channels: 4
Input latency: 390
Output latency: 390
Min buffer size: 16
Max buffer size: 1024
Preferred buffer size: 192
Granularity: 16
ASIOOutputReady – not supported
Sample rate:
8000 Hz – not supported
11025 Hz – not supported
16000 Hz – not supported
22050 Hz – not supported
32000 Hz – not supported
44100 Hz – supported
48000 Hz – supported
88200 Hz – supported
96000 Hz – supported
176400 Hz – supported
192000 Hz – supported
352800 Hz – not supported
384000 Hz – not supported
Input channels:
channel: 0 (Input 1) – Int32LSB
channel: 1 (Input 2) – Int32LSB
channel: 2 (SPDIF 1) – Int32LSB
channel: 3 (SPDIF 2) – Int32LSB
channel: 4 (ADAT 1) – Int32LSB
channel: 5 (ADAT 2) – Int32LSB
channel: 6 (ADAT 3) – Int32LSB
channel: 7 (ADAT 4) – Int32LSB
channel: 8 (ADAT 5) – Int32LSB
channel: 9 (ADAT 6) – Int32LSB
channel: 10 (ADAT 7) – Int32LSB
channel: 11 (ADAT 8) – Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (Output 1) – Int32LSB
channel: 1 (Output 2) – Int32LSB
channel: 2 (Output 3) – Int32LSB
channel: 3 (Output 4) – Int32LSB
Измерения в RMAA
Тестируемое устройство | [ASIO] Focusrite USB ASIO |
Режим работы | 24-bit, 44 kHz |
Звуковой интерфейс | ASIO |
Маршрут сигнала | Линейный выход |
Версия RMAA | 6.4.5 PRO |
Фильтр 20 Гц — 20 кГц | ДА |
Нормализация сигнала | ДА |
Изменение уровня | 0.0 dB / 0.0 dB |
Режим МОНО | НЕТ |
Частота сигнала калибрации, Гц | 1000 |
Полярность | правильная/правильная |
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ | +0.01, -0.02 |
Отлично |
Уровень шума, дБ (А) | -119.2 |
Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) | 119.1 |
Отлично |
Гармонические искажения, % | 0.00030 |
Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -104.7 |
Отлично |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.00069 |
Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -119.3 |
Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.00094 |
Отлично |
Общая оценка | Отлично |
Подробные результаты RMAA для режима 24 бит 44 кГц.
По нашим измерениям виден рост качества в новом поколении. Мы не получили максимальные цифры, так как для этого выставлять нужно в точности тот же самый нестандартный уровень сигнала 6 4 Vrms (+18dBu). Мы измеряли при напряжении 4 Vrms, и в итоге получилось чуть ниже заявленного. Но всё равно результаты прекрасные.
Звучание
С линейного выхода звук нового Clarett нам очень понравился. Он гораздо лучше, чем у бюджетных моделей Scarlett, и находится на уровне рэковых интерфейсов звукозаписи самого топового уровня. Если для объективности к чему-нибудь придраться, то можно покритиковать наушниковый усилитель. Он неплох, но простоват и не соответствует топ-классу линейный выходов. Он сгодится, чтобы подавать фонограмму в наушники исполнителю.
Мы подключили конденсаторный микрофон Neumann TLM 103 для оценки качества записи предусилителей и режима Air. Реализация кнопки Air именно в Clarett+ была переработана производителем. Импеданс в этом режиме аппаратно переключается в 2.2 кОм и добавляется подъём на 4 дБ на ВЧ. Напомним, Air аппаратно эмулирует классические микрофонные предусилители ISA 110 в студийных консолях Focusrite, на которых были записаны тысячи хитов.
Мы убедились в том, что качество записи находится на очень высоком уровне. Первые три фрагмента на иллюстрации - это без обработки, вторые три - с включенным Air. Ручка гейна при этом оставалась в неизменном положении. Как можно видеть, режим Air существенно добавляет уровень сигнала и эквализует запись, делает её более яркой, что видно на спектрограмме. Такая аппаратная обработка - полезная функция для немедленного использования сигнала, без необходимости привлечения плагинов, например для живой работы или стримов.
Кому мало аппаратной обработки, в комплекте идут плагины Focusrite, включая Brainworx bx_console Focusrite SC для эмуляции классического модуля ISA 110. Также Red Plug-in Suite моделирует эквалайзер Red 2 и компрессор Red 3.
Отметим, что индикация перегрузки входов сделана грамотно. При наличии малейшего зашкаливания, индикатор на передней панели зажигается на 2 секунды, чтобы можно было легко настроить правильный уровень записи, с запасом по перегрузке. Сами по себе усилители без активации Air являются нейтральными, имеют отличное качество. Запас по усилению 57 дБ хотя и не рекордный, но его будет достаточно в большинстве случаев.
Выводы
Focusrite Clarett+ 2Pre является примером прекрасного профессионального USB интерфейса, который подойдёт в любую коммерческую студию звукозаписи. Начинка и звук соответствует лучшим образцам флагманских профессиональных интерфейсов, а возможность расширения каналов по ADAT позволяет интегрировать его в существующий комплекс оборудования. Кому мало двух предусилителей, тому стоит обратить внимание на модели Clarett+ 4Pre и Clarett+ 8Pre. В свете дефицита комплектующих и общей нестабильности, цены на новые интерфейсы Clarett+ очень гуманные.
предоставлен на тестирование компанией Музторг