Yamaha Tyros 4 – композиторский тест
Павел Живайкин
Цифровая рабочая станция Tyros 4 представителями компании Yamaha в настоящее время позиционируется как лидер в линейке интерактивных синтезаторов.
Она нацелена на решение двух основных задач:
- - концертное исполнение (как с использованием автоаккомпанемента, так и без него);
- - создание профессиональной музыкальной фонограммы.
Какое впечатление оставил Tyros 4 при первом знакомстве? Для краткости я буду просто ставить плюсы и минусы с краткими пояснениями, а некоторые оценки иллюстрировать фрагментами выступления Питера Баартманса на недавней выставке NAMM Musikmesse Russia 2012.
1. Дизайн передней панели
Плюсы:
- Дизайн передней панели синтезатора строг и компактен.
- Цветной дисплей достаточно велик, чтобы отображать большой объем информации.
- Кнопки, которые активно используются при игре с автоаккомпанементом, подсвечиваются, что удобно, когда на сцене приглушен свет.
- Справа находится разъем для флешки, и это гораздо удобнее, чем когда такой разъем расположен на задней панели синтезатора.
- Дисплей можно развернуть относительно лицевой панели на любой угол – и музыканту нет необходимости во время переключений параметров наклоняться, чтобы разглядеть картинку (это можно увидеть на видео с Питером Баартмансом).
- К "Тайросу" можно подключить компьютерный монитор или даже телевизор, что немедленно и было сделано. Правда, первые полчаса при смене параметров хотелось все время ткнуть в монитор, а не по кнопкам на передней панели синтезатора, но это быстро прошло.
- Микширование и управление другими плавными параметрами удобно осуществляется восемью фейдерами, расположенными под дисплеем.
Минусы:
- Хотелось бы иметь на передней панели кнопки для отключения автоматической смены темпа и тембра при смене стиля и подстиля соответственно.
2. Руководство к синтезатору
Плюсы:
- Многие операции с тембрами, аккомпанементом, записью были выполнены прямо по пунктам из руководства легко и с первого раза (возможно, это целиком заслуга разработчиков).
Минусы:
- Не понравились многочисленные отсылки к другим книгам и на сайт. Например, "эта функция позволяет регулировать некоторые параметры (список параметров в мануале таком-то, глава такая-то, раздел Help на сайте таком-то)" и т.д. Понятно, что неудобно перечислить все стили и тембры, но два десятка параметров можно было бы привести хотя бы в конце и мелким шрифтом.
3. Клавиатура
Плюсы:
- Можно легко играть органные партии, а Tyros 4 имеет впечатляющий набор органных тембров с фейдерным управлением (некоторые из них в сочетании с педалью экспрессии можно услышать в Клипах 1 и 2).
Минусы:
- Клавиатура синтезаторного типа. Соответственно, она не понравится поклонникам акустических роялей. Поскольку я проповедую классическую фортепианную исполнительскую технику при игре на синтезаторе, то не вижу проблемы при смене фортепианной клавиатуры на синтезаторную и наоборот.
4. Тембры
Плюсы:
- Каждый тембр синтезатора Tyros 4 имеет кнопку Demo, нажав которую, можно услышать небольшой фрагмент, характеризующий возможности тембра. Это огромный плюс, позволяющий быстро определить, какой из тембров действительно подходит, в каком диапазоне он звучит хорошо, с какой артикуляцией он позволяет выразить себя наиболее ярко.
- Некоторые тембры, считающиеся традиционно "неудачными" в синтезаторах – например, скрипка, саксофон – заставляют пересмотреть это мнение. Благодаря хорошему семплированию, применению многослойности в зависимости от силы удара и удачному программированию параметра экспрессии такие тембры приобретают почти реальную артикуляцию.
- Но для улучшения достоверности звучания следует выбрать правильный диапазон, грамотно строить фразы, научиться четко управлять силой удара по клавише, в нужный момент добавлять один из двух эффектов артикуляции – и тогда можно получить потрясающее соло скрипки, саксофона или акустической гитары. Такие тембры имеют пометку "суперартикуляция", и некоторые из них можно можно послушать в клипах с третьего по восьмой.
(Здесь еще хотелось бы отметить следующее. Профессиональный компьютерный аранжировщик, имеющий дело с десятками гигабайтных виртуальных синтезаторов, знает, что мало качественно засемплировать скрипку или трубу. Гораздо труднее запрограммировать эти семплы в виртуальный инструмент так, чтобы играя на клавишах, можно было получить более или менее "похожую" партию скрипки или трубы. Одно из самых сильных впечатлений от "Тайроса" – игра указанными выше "суперартикуляционными" тембрами.)
- На каждый тембр можно назначить не только громкость и панораму, но и обработать его фильтрами, эффектами и эквалайзером.
- Можно включать до трех тембров в унисон.
- Некоторые тембры, имеющие маркировку Mega, имеют слишком узкие пределы регулирования параметра Velocity – а в этих слоях находятся очень интересные приемы игры и эффекты. При использовании таких тембров в секвенсере можно любой ноте точно назначить требуемую громкость и эффект прозвучит. Но при живой игре практически невозможно наверняка ударить с требуемой силой, поэтому эти интересные эффекты появляются как бы случайно и непредсказуемо, а не в нужный момент времени.
- Имеются только два индикатора артикуляции (тип 1 и тип 2). Если включено два или больше таких тембров для игры на клавиатуре, неясно, для какого из них эти индикаторы работают.
5. Стили
Плюсы:
- Каждый стиль имеет четыре варианта плюс по три вступления и окончания. Это дает широкий диапазон при создании аранжировки.
- При смене варианта стиля может автоматически меняться и тембр в правой руке.
- Для разного рода поисков имеется замечательная функция Music Finder. Помимо того, что она позволяет найти нужную пьесу или стиль, их легко можно прослушать сразу же в окне поиска. Поиск можно осуществлять и по музыкальному размеру (метру), и по музыкальному направлению, тем самым отсечь большое количество заведомо неподходящих в какой-то ситуации стилей. Зато можно, например, прослушать все баллады, в какой группе бы они не находились.
- В каждом стиле можно легко поменять тембр или иные характеристики каждой партии (бас, гитара и так далее) – это позволяет из одного стиля создать большое количество вариантов. Каждый отредактированный стиль можно сохранить для дальнейшего использования. Питер Баартманс демонстрирует игру с применением перепрограммированного стиля в Клипе 10.
- В автоаккомпанементе можно использовать до четырех заранее записанных или созданных самим пользователем мультпэдов. Мультипэд может быть одноразовым или цикличным. Во втором случае это означает, что добавляется еще одна партия в автоаккомпанемент. При "живом" исполнении значимость и того, и другого типа мультипэдов трудно переоценить.
Минусы:
- Группировка стилей не всегда удобна – например, балладу можно найти и в группе баллад, и в группе поп-рок и так далее. Впрочем, это больное место во всех синтезаторах.
6. Запись
Плюсы:
- Существует несколько видов записи и можно выбрать подходящий для каждого случая вариант.
- Запись живого исполнения можно легко осуществить в виде MIDI-файла (клип 9) и в виде аудиофайла.
- В первом случае можно добавить обозначения аккордов, вывести требуемую партию в нотном виде на дисплей или монитор (клип 9), добавить текст и вывести на дисплей стихи, как в караоке. Естественно полученную аранжировку можно затем довести до кондиции в любом другом MIDI-секвенсере.
- Запись в аудиофайл (стерео 44 кГц/16 бит) делается тоже исключительно легко и может сохраняться на внутренний жесткий диск или на внешний USB-носитель.
- Поскольку и первый, и второй тип записи выполняются без каких либо усилий, можно производить любое количество фонограмм в день.
- Мультитрековая аудиозапись имеет более сложный характер, зато позволяет добавить к инструментальным партиям вокал, обработанный внутренним вокальным процессором.
- Так как все партии записываются уже обработанными эффектами и эквалайзерами, мы избегаем большого количества пересчетов и пересохранений аудиосигналов, что в цифровой аудиозаписи имеет большое значение. При прочих равных условиях аранжировка, сделанная непосредственно в "Тайросе", будет более прозрачной и разборчивой.
- Музыкальные партии, которые невозможно исполнить на синтезаторе, можно записать заранее в аудиофайл, а потом использовать этот при игре вживую (клип 11).
- После установки драйвера и подключения синтезатора через USB-host к компьютеру Tyros 4 был опознан всеми MIDI-интегрированными программами – Cubase, Samplitude, Sound Forge и т.д.
Минусы:
- Мультитрековая запись осуществляется только на внутренний жесткий диск и не подлежит прямому копированию. Правда, имеется возможность подключить синтезатор через хост-разъем напрямую к компьютеру и скопировать записанные wav-файлы на жесткий диск компьютера.
- Не все конфигурации форматов WAV и MP3-файлов читаются. WAV – только указанный формат, MP3 – зависит от кодека.
7. Вокальный процессор
Все функции вокального процессора синтезатора можно разделить на три типа:
- - гармонизация (добавление аккордовых голосов к вокальной линии);
- - обработка разными цифровыми эффектами;
- - вокодер.
Плюсы:
- Общее количество всех типов эффектов достаточно велико и их можно редактировать.
- Имеется большое количество пресетов, поэтому нет необходимости что-то долго искать и настраивать, можно, например, просто выбрать "поп-баллада" и сразу приглашать на запись Кристину Агильеру.
Минусы:
- Хотелось бы иметь возможность добавлять в свой вокал голоса, сыгранные правой рукой на клавиатуре.
Заключение
Скромный объем данного обзора не позволяет рассмотреть все функции синтезатора Tyros 4 или подробно описать его возможности. На что хочется обратить ваше внимание?
- 1. С синтезатором Tyros 4 удобно и комфортно работать как в студии, так и на сцене.
- 2. Можно осуществить весь комплекс создания фонограммы, включая качественную запись и обработку вокала, без привлечения дополнительной аппаратуры и компьютера.
- 3. При живом исполнении можно подключать микрофон вокалиста к микрофонному входу, включать необходимую обработку и добавлять в микс синтезатора.
- 4. Можно быстро сделать профессионально звучащие фонограммы во многих музыкальных стилях.
- 5. При живой игре имеется много выразительных средств аранжировки и экспрессии, чтобы сделать исполнение впечатляющим и разнобразным.
- 6. Имеются уникальные на сегодняшний день тембры, с высокой достоверностью имитирующие реальные инструменты.
- 7. Имеется возможность управлять практически всеми параметрами каждой музыкальной партии и всего микса в целом.
- 8. Можно создавать мультитрековые аранжировки без привлечения внешних студийных и компьютерных средств.
- 9. Имеется возможность докупать новые тембры, обработки и т.д. через тнтернет, то есть осуществлять достаточно мощную модернизацию инструмента.
Параметры Tyros 4
Тон-генератор | AWM стерео-семплирование | |
Полифония | Количество одновременно звучащих голосов | 128 |
Количество тембров | 993 тембра +30 органных тембров + 480 тембров XG + 256 тембров GM2 + 44 наборов ударных/SFX +тембры GS |
|
Клавиатура | Количество клавиш | 61 |
Тип (механика) | FSX | |
Чувствительность к нажатию | Есть | |
Чувствительность к дожатию | Есть | |
Контроллеры | Изменение высоты тона | Есть |
Модуляция | Есть | |
Функция Multi Pads | Есть | |
Слайдеры | 9 (1 назначаемый) | |
Переключатели артикуляции | 2 | |
Дисплей | Тип | Full Dot TFT LCD, цветной |
Размер | 640 x 480 | |
отображение нот | Есть | |
отображение текста | Есть | |
Индикация функции OTS | Есть | |
Информация о тембрах | Есть | |
Язык | Английский, Немецкий, Французский, Испанский, Итальянский | |
Панель | Язык | Английский |
Эффекты | Реверберация | 44 + 3 |
Хорус | 106 + 3 | |
Компрессор | 5 + 5 | |
Размеры, мм | Ширина | 1140 |
Высота | 143 | |
Глубина | 450 | |
Масса, кг | 14,5 |