Yamaha AvantGrand N1- компактное цифровое фортепиано

Анатолий Вейценфельд

Электронные фортепиано все шире завоевывают музыкальный рынок. Шире не только в смысле роста продаж, но и в жанровом – если десятилетие назад многие академические музыканты с недоверием относились к цифровым роялям как к чему-то несерьезному, чему место только в поп-музыке, то сейчас отношение меняется. А уж джазмены вовсю пользуются этими инструментами как адекватной заменой классическим акустическим роялям.

С точки зрения внешнего вида (так сказать, форм-фактора) и габаритов Yamaha AvantGrand N1 больше всего похож на пианино, только он намного ниже его. Изготовлен инструмент полностью из высококачественного дерева, покрыт классическим черным рояльным лаком и не выбивается из стиля, находясь рядом с акустическими роялями и пианино.

За тонкой черной сеткой под верхней панелью скрыты три ВЧ- и два СЧ-динамика, а под нижней панелью находится субвуфер, направленный в пол. Все они совершенно незаметны снаружи, так что неопытный человек даже не поймет, что звучит электронный инструмент, лишенный струн и молоточков. "Пианинный" дизайн корпуса весьма консервативен, что еще больше сближает его с классическими инструментами – никаких непривычных авангардных форм, так что это детище ультрасовременных электронных технологий отлично впишется в любой интерьер, даже если он состоит из мебели столетней давности.

Инструмент оснащен реальной рояльной механикой с датчиками молоточков и бесконтактным клавиатурным датчиком. Он распознает силу, с которой пианист ударяет по клавише, продолжительность нажатия на клавишу и другие нюансы. Все это обеспечивает абсолютно натуральные игровые ощущения даже у тех "академических пуристов", кто никогда не прикасался к электронным инструментам.

AvantGrand относится к категории семплерных инструментов. Кое-кто считает, что семплерная технология – уже вчерашний день, но, по крайней мере, для фортепиано это не так.

Источником звука для AvantGrand послужил большой концертный рояль Yamaha CFIIIS. В отличие от многих других фортепианных семплов, здесь резонансная дека рояля рассматривается  не как точечный источник звука, а как звуковой объект, имеющий большие размеры. Поэтому семплы снимались в четырех позициях – левой, центральной, правой и тыловой. При игре семплы разных регистров распределяются по встроенным динамикам, так что басы звучат слева, а дисканты справа.

Инструмент оснащен тремя традиционными педалями, имеющими, в том числе, и возможность неполного нажатия, что также повышает натуралистичность игровых ощущений.

Конечно, AvantGrand – это рояль и прежде всего рояль. Но не только – при необходимости можно включить несколько других традиционных  тембров, как это присутствует на большинстве электророялей. Их немного, всего пять, включая основной фортепианный тембр, клавесин, орган, вибрафон и хонки-тонк пиано. А вот полифонические возможности инструмента внушают уважение - количество одновременно звучащих голосов равно 256! Кто-то может удивиться - зачем так много, ведь у пианиста всего 10 пальцев? Но дело в том, что в число полифонических голосов всегда входят все подголоски, меняющиеся отзвуки открытой педали, и при настоящей активной фортепианной игре, особенно в романтическом стиле, даже большая полифония неизбежно "съедается", обедняя звучание. Но 256 голосов должно хватить с избытком. К тому же AvantGrand снабжен высококачественным ревербератором, а уж ревербераторы Yamaha делать умеет!

Для ознакомления с тембрами и возможностями инструмента в управляющий модуль инструмента записано 10 фортепианных композиций разных жанров, от классики до джаза. Музыкант может записать в память и свою композицию. Инструмент также снабжен метрономом с темповым диапазоном от 5 до 500 ударов в минуту.

Для тех, кому возможностей классического фортепиано недостаточно, имеется возможность транспонирования строя и подстройки нот, а также 7 разновидностей ладов (звукорядов). Это, конечно, для рояля довольно экзотические функции, в отличие от синтезаторов, но, как видите, Yamaha снабдила ими даже классическое фортепиано.

Помимо звуковых входов и выходов, инструмент имеет также MIDI-вход и выход и порт USB для подключения внешних устройств.

Таковы вкратце технические особенности инструмента. Но технические параметры – это одно, а живое впечатление музыканта – совсем другое, это главный критерий качества. Поэтому о новинке от компании Yamaha - электронном фортепиано AvantGrand мы беседуем с известным джазовым пианистом, участником ансамбля "Арсенал" и арт-директором московского джазового клуба "Союз композиторов" Дмитрием Илугдиным.

- Дмитрий, каковы ваши впечатления от инструмента?
- Для меня рояль шикарный! Клавиатура очень натуральная, настоящая рояльная, с приятной поверхностью клавиш. У нее отличная динамика, хотя для меня она чуть-чуть туговата. Но в этом нет ничего страшного, разные серии акустических роялей имеют разную по жесткости клавиатуру. День-два игры, и профессионал привыкнет. Вот такая, чуть жесткая клавиатура отлично подойдет для занятий, репетиций. Для занятий я бы выбрал именно его.

- А как Вам звук?
- Я бы поставил твердую четверку по шкале сравнения с настоящими роялями, но это ведь младшая модель серии, а старшая модель N3 - потембристее. Для меня качество тембра инструмента проявляется на игре piano, на тихом звуке. Если инструмент звучит красиво даже тихо, вот это для меня показатель очень высокого класса инструмента и качества семплирования.

- А если сравнить с этот инструмент с акустическим концертным роялем?
- Рояли ведь тоже разные! И клавиатура тоже различается. Вот у этого рояля она полегче (Дмитрий сел и поиграл на одном из находившихся в помещении роялей), а вот у этого – точно такая же как у AvantGrand (при этом он играл на другом рояле). Что до звука, то я считаю вообще неправильно сравнивать живой рояль с электронным, как бы близко они ни звучали. Даже самый лучший электронный рояль не будет звучать точно как акустический. Я могу сказать, что это очень хороший электронный инструмент, звучащий очень близко к акустическому, но как пианист я всегда отличу настоящий от электронного. Вот чего мне всегда не хватает в электронном инструменте, так это вибрации корпуса, это для меня самый серьезный недостаток электронного инструмента. Но старшие модели AvantGrand N2 и N3 оснащены каким-то устройством, которое заставляет вибрировать корпус, и это мне в них очень нравится, совершенно живые реальные ощущения при игре! Так что имитация игры на акустическом рояле приближается к реальности все ближе и ближе.

- На электронных инструментах идеальный строй, но нет ли от него такого немного неживого ощущения в звуке?
- Такое металлическое или пластмассовое звучание бывает на дешевых инструментах, но здесь этого нет, несмотря на идеально точный строй.

- Каково назначение такого инструмента? Концерт, студия, дом?
- Я думаю, это идеально для домашних занятий профессионального пианиста, если нет возможности поставить дома настоящий рояль. В студии он вряд ли пригодится, потому что нет смысла снимать с него звук микрофоном, для студии у "Ямахи" есть серия отличных электропиано CP и оттуда можно брать звук в линию. Что касается сцены, то на ней лучше будет смотреться модель N3, напоминающая маленький рояль, а N1 с его "пианинным" дизайном на сцене будет смотреться странно. Все-таки это инструмент для дома. И, безусловно, он по звуку лучше, чем любое пианино, даже хорошее, и лучше, чем маленький рояльчик типа "миньон". Единственный его сильный конкурент – это настоящий большой концертный рояль. Но сравните их габариты и стоимость, и все станет ясно!