Waldorf Rocket аналоговый синтезаторный модуль
Waldorf Rocket самый новый синтезатор немецкого производителя, был представлен в 2013 году. Имя Rocket взято как производное от фамилии одного из его создателей, Oliver Rockstedt. Правильнее было бы назвать новинку синтезаторным модулем, так как MIDI-клавиатура в комплект не входит. Однако ничто не мешает подключиться к синтезатору по MIDI, и, конечно, современным способом через специальное приложение для iPad.
Создатели шутят, что синтезатор основан на движке Сатурн-5 - так назывался ракетный двигатель, созданный Вернером фон Брауном, который по космической программе Апполон доставил американцев на Луну. Также в пресс-релизе можно найти не менее полезную информацию, что Waldorf распространяет свои «ракеты» по всему миру в обычных картонных упаковках, вопреки всем конвенциям ООН.
Технические характеристики:
- аналоговый управляемый напряжением фильтр (VCF),
работающий в режимах: Low Pass, Band Pass, High Pass - аналоговый управляющий вход VCF
- гибкая секция генератора с ШИМ и жесткой синхронизацией
- до 8 генераторов колебаний в унисон для аккордов или сверх плотной пилы
- LFO для модуляции
- огибающие для VCA, VCF и Sync
- «ракетный ускоритель» для агрессивного звука
- арпеджиатор с различными ритмическими рисунками
- регулятор Glide
- питание от USB
- MIDI вход и выход
- расширенная панель управления с high-end крутилками и переключателями
- управление по MIDI и USB
- синхронизация по MIDI
- линейный выход
- громкий наушниковый выход
- специальная кнопка «запуск ракеты»
(для прослушивание звуков синтезатора даже без MIDI клавиатуры!) - Made in Germany
Но самое интересное это цена синтезатора! Всего 205 евро, не включая налоги.
В интернете есть множество видео с примерами звучания Waldorf Rocket достаточно ввести имя синтезатора в Youtube. Мы ограничимся двумя официальными демками, с примерами композиций, полностью написанных на Waldorf Rocket. Добавлены лишь пара эффектов.
Форм-фактор синтезатора явно навеян размерами iPad. Учитывая, что у Waldorf есть виртуальный синтезатор Nave для iPad, всё сразу встаёт на свои места - Rocket точно сделан по подобию планшета, но при этом является полностью аппаратным железным синтезатором.
Можно пораcсуждать о будущем синтезаторов. С выходом виртуальных синтезаторов для ПК, все пророчили смерть железным модулям и клавишным инструментам. Однако те живут и развиваются. Дальше пророчили закат эры ПК и всеобщий переход на iPad. Сложно сказать, когда этот закат случится. Возможно, победят гибридные устройства, которые способны извлечь максимальную выгоду от всех своих родителей. Аппаратный синтез по прежнему очень привлекателен отсутствием задержки и возможностью сценического использования. iPad в настоящее время распыляется на 5 поколений платформы с различной мощностью начинки. Стоит ли рассчитывать на мощь 64-битных iPad 5-го поколения с миллиардом транзисторов или оставить совместимость с самыми первыми моделями? Возможно, разработчикам когда-нибудь надоест этот зоопарк, и на iPad возложат только GUI для управления.
В случае Waldorf Rocket так и произошло. Приложение для iPad Rocket Control способно предоставить пользователю полторы октавы выбранного диапазона клавиш виртуальной клавиатуры, тут же работают все контроллеры и есть возможность сохранять настройки. Синтез звука оставлен аппаратному синтезатору. Одновременно действуют аппаратные регуляторы синтезаторного модуля Rocket, виртуальные синхронизируются в реальном времени и повторяют движения аппаратных крутилок. Хотелось бы одновременно подключить и iPad, и аппаратную MIDI клавиатуру, но это нетривиальная задача.
Интересная кнопка Launch («запуск ракеты») выполняет две функции: встроенный индикатор показывает приходящие MIDI команды. А если нажать на эту кнопку, на синтезатор будет послана нота До первой октавы, что позволяет прослушивать звуки синтезатора без MIDI-клавиатуры. При наличии MIDI-клавиатуры, кнопка позволяет повторить последнюю нажатую клавишу. Чтобы использовать синтезатор в проекте, нужно записать текущие настройки на MIDI дорожку в виде последовательности MIDI событий. Для этого кнопку Launch надо удерживать в течении примерно секунды. Записанные события имеет смысл поместить в начале дорожки, до начала партии синтезатора.
Синтезатор является монофоническим. В студии все привыкли с виртуальным синтезаторам, со встроенным эффект-процессором. Для концертного использования лучше всего будет подключить Rocket к эффект-процесору.
В комплекте идёт очень красивая брошюра на немецком языке и CD-ROM диск с руководством на английском и немецком языках в формате PDF. А также Waldorf Edition LE, три плагина для PC/Mac: драм-машина Attack, синтезатор PPG Wave 2.V и резонансный фильтр D-Pole. Полная версия этих продуктов доступна в онлайн-магазине waldorfmusic-shop.de, там же есть демки звучания.
В руководстве заботливо написан ликбез для тех, кто впервые в жизни видит "настоящий железный" синтезатор. Эта информация может помочь тем, кого пугают надписи под ручками типа Decay или Resonance.
Синтезатор Rocket достаточно простой в использовании. Всего две задающих формы волны, пила и меандр. Зато дальше есть два полезных регулятора, которые полностью меняют звук при малейшем повороте с определённой логикой. Такой подход резко отличается от традиционных синтезаторов, где большинство значений параметров бессмысленно и необходимо знание принципов работы аналоговых синтезаторов и точное понимание влияния каждого параметра.
Регулятор Wave в зависимости от положения ручки выполняет следующие функции. Если переключатель генератора в положении "пила" и ручка в первой половине, то регулируется период огибающей. С середины до второй половины можно добавлять до 8 пил одновременно. Если переключатель в положении "импульс", то в диапазоне от 0 до 50% регулируется скважность. При нулевом значении для управления можно использовать аналоговый вход. В положении 50% получается меандр. Далее начинает работать ШИМ модуляция, нарастает скорость импульсов.
Регулятор Tune работает в разных функциях в зависимости от предыдущих двух органов управления. Для Wave от 0 до 50% задаётся синхронизация зависимого генератора. Если Wave точно в середине генерируется единственная чистая пила, а Tune задаёт степень расстройки. Далее количество пил растёт до 8 одновременно. Если два регулятора в крайнем положении, активируется режим "унисон", который позволяет играть аккордами до 8 нот, либо одновременно 8 генераторов генерят одну и ту же ноту, слегка с разными параметрами, добиваясь эффекта хоруса. В режиме "импульс" регулятором Tune определяется расстройка +/- 12 полутонов. Для подсказки рядом с регуляторами имеется схематичное изображение множества функций.
Однако расчёт был сделан на то, что исполнитель будет крутить ручки "на слух", подбирая интересное сочетание параметров. Все положения, в принципе, являются рабочими и осмысленными. Но понять логику работы синтезатора без чтения руководства представляется малореальным.
Что нам не очень понравилось. Регуляторы полностью аналоговые, без фиксации в промежуточном положении. Это даёт ощущение настоящего аналогового синтезатора, однако попасть точно в заданный цифровой параметр совсем не просто - непонятно, сколько нужно крутить от одного значения до следующего. Промежуточных значений нет, параметры меняются скачком. Чтобы слышать изменение звука, необходимо при регулировке постоянно что-то наигрывать на клавиатуре, чтобы поймать нужное значение.
Возможно поэтому синтезатор предлагает встроенный арпеджиатор - чтобы рука при долгих экспериментах с поиском тембра не отвалилась. Можно запустить определённый ненавязчивый рисунок, и он будет проигрываться по кругу без остановки. Только в этот момент имеет смысл менять параметры. Так как некоторые регуляторы совмещают несколько параметров, в этом случае приходится заново ловить прежде установленное значение. В этом смысле виртуальные инструменты существенно выигрывают - на экране всегда показано текущее значение. Выход из положения - приложение для iPad, где ручки всегда отражают текущее положение, и даже более того - можно создавать свои пресеты и быстро их вызывать, а также сохранять в файл. Ещё один вариант - управлять синтезатором исключительно по MIDI, список всех параметров приведён в таблице в руководстве. Как видим, вариантов тут масса.
Как вставить партию синтезатора в секвенсор? Только традиционным способом, последовательно посылая по MIDI партию и оцифровывая с аналогового выхода звуковой картой. Полученную запись принимаем на аудио-дорожку и обрабатываем эффектами. Хорошо было бы иметь цифровой выход, чтобы качество оцифровки не влияло, но цифровой выход в синтезаторе не предусмотрен. Выход на наушники, как и заявлено, действительно достаточно громкий для низкочувствительных наушников.
Waldorf Rocket очень интересный синтезаторный модуль со своим собственным лицом. Это отличная возможность проявить свои творческие способности и найти свой тембр звука. Главная фишка - аналоговый синтез с цифровым управлением по MIDI, при весьма доступной цене, менее 10 тыс руб. Составить впечатление о тембрах может каждый, кто послушает официальные видео ролики. От себя скажем, что получить звуки, показанные в демках, вовсе не так просто. Хотя ручек не так много, крутить их лучше со знанием дела, в чём поможет подробный мануал и приложение для iPad, имеющее в комплекте несколько интересных, красиво звучащих пресетов.