Roland VR-09 – профессиональный концертный синтезатор
Павел Живайкин
На выставке NAMM 2013 компания ROLAND представила профессиональный клавишный синтезатор ROLAND V-COMBO VR-09 (Рис. 1).
Внешний вид и краткое описание
VR-09 позиционируется как бюджетный многофункциональный профессиональный инструмент для работы на концертной сцене. Таких инструментов немного, поэтому стоит рассмотреть его повнимательней, тем более, что некоторые интересные возможности VR-09 не бросаются в глаза и даже в мануале о них сказано мимоходом.
Клавиатура синтезаторного типа, 61 клавиша, длина клавиш – 13 см. В игре она удобна для исполнения органных партий (одна из главных "фишек" инструмента). В то же время оказалось, что на ней легко играть и быстрые мелкие пассажи (хотя на многих подобных клавиатурах это сделать довольно трудно – ощущение, что пальцы заплетаются).
На передней панели располагаются семь главных секций управления инструментом (Рис. 2):
- D-BEAM (бесконтактный контроллер, встречающийся почти на всех синтезаторах Roland);
- EFX (блок цифровой обработки звука);
- ORGAN;
- PIANO;
- SYNTH;
- DRUM;
- ROTARY SOUND (создание эффекта вращающихся динамиков – располагается слева от клавиатуры, рядом с ручкой громкости и джойстиком PitchBend).
В центре находится дисплей совсем несолидного вида. Слева под крышкой – разъем USB для флешки (Рис. 3).
Инструмент весит 5,5 кг. Когда его берешь, кажется, что он чуть ли не подпрыгивает – настолько это непривычно. Для разъездной концертной работы это – огромный плюс. Сразу же в эту копилку еще один плюс – VR-09 может работать от 8 аккумуляторов Ni-MH (AA, HR6) (Рис. 4). При подключенной флешке – 3 часа непрерывной работы, без флешки – 5 часов.
На задней панели расположен набор стандартных разъемов (Рис. 5):
- DAMPER (правая педаль фортепиано);
- EXPRESSION (контроллер экспрессии тембра или переключатель – по выбору);
- MIDI OUT;
- MIDI IN;
- PK IN (подключение ножной клавиатуры для исполнения органных партий);
- EXT INPUT (линейный стереовход для внешнего источника звука, например, CD-плеера);
- R и L/MONO (линейный аудиовыход)
- PHONES;
- DC IN (адаптер питания);
- USB COMPUTER (подключение по MIDI к компьютеру без MIDI-интерфейса, драйвер не требуется).
Все сделанные пользователем настройки инструмента и его тембров можно сохранить в одной из ста ячеек регистровой памяти (под секциями PIANO и SYNTH). Часть ячеек нового инструмента заполнены фабричными настройками, их можно заменить своими, а потом вызвать из постоянной памяти. Создатели VR-09 могли бы своих настроек предложить и побольше, чтобы ярче раскрыть возможности синтезатора, и непонятно, почему они этого не сделали.
Синтезатор может воспроизвести две короткие демо-пьесы в стиле фьюжн. Странно, что так мало, и странно, что они не раскрывают главные достоинства VR-09 – тембры рояля, джазового и рок-органа.
Организация тембров и режимы клавиатуры
VR-09 имеет два независимых звуковых генератора. Это означает, что если к нему подсоединить по MIDI еще одну клавиатуру, то вы получаете два инструмента с тембрами VR-09. Или второй синтезатор может играть тембрами GM/GS/XG Lite нашего VR-09.
Вместо внешней MIDI-клавиатуры можно использовать внутренний MIDI-плеер, который будет воспроизводить MIDI-файл с флешки. Можно использовать и компьютерный MIDI-секвенсер. Во всех этих вариантах функциональность VR-09 не страдает, можно играть всеми его тембрами.
Максимальная полифония – 128 звуков. Количество фабричных тембров – 223. Тембры можно накладывать один на другой, редактировать, обрабатывать цифровыми эффектами и сохранять как пользовательские в память синтезатора или на флеш-носитель.
Клавиатура имеет стандартные режимы работы:
- обычная (игра выбранным тембром на всей клавиатуре);
- наложение (игра в унисон двумя выбранными тембрами);
- split (разделение клавиатуры на две части и назначение своего тембра на каждую часть).
В двух последних режимах громкость каждого тембра регулируется отдельно. Можно делать октавный сдвиг всей клавиатуры или независимо друг от друга каждой части в режимах наложения и split. Можно подключить ножную клавиатуру (разъем PK IN).
И как уже отмечалось, можно играть в двухмануальном режиме (подключив дополнительную MIDI-клавиатуру).
ORGAN
Секция ORGAN (Рис. 6) кнопкой TYPE позволяет выбрать один из трех типов звучания:
- JAZZ ORGAN;
- ROCK ORGAN;
- TRANSISTOR ORGAN.
Звук органа генерируется не семплированием, а физическим моделированием инструментов, а жанры Rock Organ или Jazz Organ передают особенности звучания тоновых колес разной формы, использовавшихся в электромеханических органах. Транзисторный орган, звучавший, например, в песне The Doors "Light My Fire", может быть осовременен обработкой такими эффектами, которые во времена Doors не существовали.
Регуляторы регистров виде классических органных движков (drawbar) устанавливают баланс гармоник, кнопки PERCUSSION и VIBRATO/CHORUS добавляют соответствующие эффекты. Кроме того, можно добавить любой или все вместе эффекты из секции EFX. При выборе тембра из секции ORGAN джойстик PitchBend перестает менять высоту тона (логично!) и работает, как колесо модуляции. Уровень секции органа устанавливается специальным движком справа от регуляторов регистров, что очень удобно для живой игры. И все-таки, главным эффектом в любом электрооргане является эффект вращающихся динамиков – эффект ROTARY SOUND с двумя режимами FAST или SLOW (Рис. 7).
Скорость ротора в этих режимах, а также время ускорения/замедления при переключении между ними устанавливается в меню, либо в редакторе iPad (подробнее про редактор см. ниже).
Компании Roland удалось создать удачную имитацию многих тембров органа Hammond в жанрах джаз, блюз и рок. Джазовый орган можно дополнить эффектом реверберации, а к рок-органу подкрутить овердрайв. Звучание так называемого транзисторного органа характерно для поп и рок-музыки 60-70-х годов прошлого века.
Все перечисленные тембры звучат очень хорошо для бюджетного инструмента. Их легко можно перестраивать в режиме реального времени (что и делают все профессиональные клавишники), меняя краски и динамику.
Остальные типы органов – классический, госпел, фисгармония – тоже присутствуют, но уже в секции PIANO как дополнительные тембры. Кроме того, такие тембры присутствуют и в режиме GM/GS/XG Lite.
Если с помощью разъема USB на передней панели подключить iPad и установить бесплатную программу для редактирования органных тембров синтезатора VR-09, возможности работы с этими тембрами существенно расширятся (Рис. 8).
PIANO и SYNTH
Секции PIANO и SYNTH (Рис. 9) устроены примерно одинаково.
Все тембры секции SYNTH разбиты на восемь групп, а секции PIANO – на четыре группы. Уровень громкости каждой секции устанавливается кнопками LEVEL, а в секции SYNTH находится кнопка SPLIT для разделения клавиатуры на левую и правую части с независимыми тембрами.
Главным по значению тембром является прекрасный плотный и яркий семплированный рояль – визитная карточка цифровых пианино и роялей Roland. Такое звучание даже немного неожиданно от "несерьезного" на внешний вид инструмента.
Клавиатура самого VR-09 (61 клавиша синтезаторного типа) недостаточна для исполнения полноценных классических фортепианных произведений, зато в жанрах джаз, поп и рок можно вовсю развернуться! Остальные тембры секции PIANO не так ярки, но в них можно добавить краски с помощью эффектов секции EFX.
Все тембры секции SYNTH (включая BRASS, STRINGS) строятся на синтезе звука, а не семплированы и в основном ориентированы на различные модели синтезаторов Roland – Juno, JP-80. На первый взгляд они звучат довольно скучно и старовато, но их тоже можно обработать эффектами секции EFX. Но главное, с ними можно работать в режиме реального времени с помощью регуляторов секции ORGAN.
При выборе тембра из секции SYNTH эти регуляторы управляют различными параметрами синтеза звука. Обратите внимание на строчку SYNTH, расположенную под регуляторами (Рис. 6):
- ATTACK;
- DECAY;
- RELEASE;
- CUTOF;
- RESONANCE.
Значения этих параметров ясны из названий, и они позволяют в огромной мере влиять на звук выбранного тембра.
В VR-09 используется моделирование аналогового синтеза. Инструменты на этой платформе, кроме Roland, выпускают многие европейские производители: Clavia, Access, Waldorf, Novation, но каждый из инструментов этих производителей, как правило, намного дороже, чем VR-09. Синтезаторные тембры VR-09 звучат плотно и сочно – в отличие от большинства виртуальных компьютерных VST-инструментов. Вы можете выставить значения любых перечисленных параметров заранее или менять их в режиме реального времени левой рукой, пока играете мелодию правой – это делает ваше исполнение более ярким и динамичным. А если подключите к синтезатору iPad, то возможности работы с тембрами многократно возрастут (Рис. 10).
В частности, настройки огибающей и LFO можно настроить индивидуально для каждого из трех осцилляторов и это создаст сложный взаимопереплетающийся тон, что хорошо для падов. Для солирующих звуков можно по-разному выставить отзывчивость разных осцилляторов на скорость нажатия и на изменение силы игры наряду с громкостью, и тембр будет отвечать и существенно изменяться. Такая гибкость настроек доступна только с iPad.
DRUM и LOOPER
Секция DRUM (Рис. 11) имеет несколько важных функций. Кнопка DRUM позволяет выбрать для клавиатуры один из двух десятков наборов ударных инструментов. Кнопка SONG/RHYTHM устанавливает один из двух режимов. В режиме RHYTHM кнопкой START/STOP включается воспроизведение одного из пятидесяти двух ритмических рисунков. Темп можно задать, ударяя по кнопке TAP TEMPO.
Рисунки (не все) звучат довольно прилично и относятся к жанрам поп, рок, латино, диско – никаких вальсов и полек! Во время звучания выбранного ритма можно играть на клавиатуре с использованием всех ее возможностей. Получается такой "метроном с драйвом"! Никаких вариаций выбранного ритма, типа Intro, Ending или Fill-in не предусмотрено.
Кнопка REC позволяет записать вашу игру в один из двух форматов – аудио (стерео/16 бит/44,1 кГц) или MIDI (формат 1). Запись можно воспроизвести или сохранить на флешке. Если при записи был включен какой-либо ритм, то запишется и он (в MIDI на десятый канал, естественно). Если переключиться в режим SONG, кнопка START/STOP включит проигрывание выбранного аудио или MIDI-файла с флешки. Во время проигрывания песни (и аудио, и MIDI) можно играть, используя все возможности VR-09 – органы, синтезаторы, пиано. Громкость фонограммы относительно клавиатуры устанавливается кнопками LEVEL в секции DRUM.
Я перенес на флешку треки с записью вокала и с удовольствием поиграл блюзы и джаз в дуэте с вокалисткой.
Еще одна функция в этой секции – LOOPER. Она позволяет что-нибудь сыграть и записать фразу до двадцати секунд в память синтезатора. Можно проигрывать эту фразу в цикле, а можно записать еще что-нибудь с наложением. А потом еще что-нибудь и так далее. Записанный результат можно сохранить на флешку и использовать в дальнейшем. Следует заметить, что эта запись не многодорожечная, то есть выделить, отредактировать или удалить один из циклов не удастся. Трудно сказать, насколько необходима в реальной работе эта функция – в отличие от всех рассмотренных выше – важных и удобных. Кроме того, при записи лупа нет никаких предварительных отсчетов: точно попадать в первую долю при записи наложений оказалось довольно трудно.
При проигрывании с флешки MIDI-файла включается второй тон-генератор синтезатора с тембрами General MIDI (можно воспроизводить разными тембрами все 16 MIDI-каналов).
EFX
Секция цифровой обработки звука EFX (Рис. 12) является очень важной, поскольку она позволяет в значительной мере улучшать звучание исходных тембров.
Она содержит шесть блоков с ручками управления. Пять из этих блоков – фиксированные:
- OVERDRIVE;
- TONE (яркость, нейтральное положение на 12 часов);
- COMPRESSOR;
- DELAY;
- REVERB.
На ручку MFX (multi FX) можно назначить один из дополнительных двадцати эффектов – фейзер, хорус, флэнджер, вау-вау, ринг-модулятор и другие. Жаль, что они не обрабатывают входной аудиосигнал – был бы еще один аргумент в пользу VR-09!
Дополнительные подключения
Если подключить по MIDI к VR-09 внешний синтезатор с аккомпанементом и расположить их как двухмануальный инструмент, то можно играть автоаккомпанемент на клавиатуре внешнего синтезатора, а будут звучать GM-тембры VR-09. Получается интересный вариант, потому что тембры VR-09 звучат намного приличней большинства "самоиграеек".
VR-09 можно подключить к компьютеру или через внешний MIDI-интерфейс, или напрямую – через разъем USB COMPUTER на задней панели (Рис. 5). Любая программа MIDI-редактор или плеер обращается к VR-09 через обнаруженный после подключения MIDI-порт. Это означает, что вы легко можете использовать VR-09 как внешний звуковой модуль при создании своих аранжировок.
D-BEAM
Секция D-BEAM содержит бесконтактный контроллер D-BEAM и кнопки выбора – каким параметром он управляет – PITCH, SFX (назначаемые звуки), CONTROLLER (назначаемый параметр – громкость, экспрессия и т.д.). Куда как зрелищней на концерте менять высоту тона, размахивая над синтезатором рукой, чем поворачивать джойстик PitchBend!
Краткие итоги
Клавишный инструмент Roland VR-09 – хорошая концертная "рабочая лошадка" с отличными тембрами рояля и Hammond-органа, с интересными тембрами синтезатора.
Плюс удобная система управления, игра двумя независимыми тембрами, режим двухмануальной клавиатуры при подключении внешней MIDI-клавиатуры, суперлегкий вес, работа на аккумуляторах, параллельное с игрой проигрывание аудио и MIDI-файлов с флеш-носителя, запись на флеш-носитель своей игры в аудио и MIDI-формате, а также небольшой ритм-бокс с основными ритмами джазовой, латино-американской поп и рок-музыки. Плюс звуковой модуль с GM-тембрами (это не считая тембров на передней панели)
Это все плюсы. Главный минус, пожалуй, один – синтезаторная клавиатура диапазоном в пять октав. Но это неизбежный недостаток – обратная сторона компактности и малого веса инструмента.
Второй минус – всего один великолепно звучащий семплированный тембр и всего три тембра из серии SuperNatural. Хотелось бы хотя бы по одному современному стрингсу, брассу, гитаре.
Еще небольшой минус – если уж сделали облегченный ритм-бокс, то можно было бы добавить бас (и еще хоть один тембр) в качестве простенького автоаккомпанемента – как это сделано в Roland FP-7 (там он и называется не автоаккомпанемент, а "сессионный партнер").
Как я уже отмечал, есть еще один странный минус – фабричные "демки" не раскрывают главных достоинств инструмента.
Соотношение между плюсами и минусами каждый музыкант определяет самостоятельно – одному важнее сотни стилей автоаккомпанемента, другому – десяток отличных концертных тембров.