Внешний audio-MIDI модуль
RolandED SC-D70 с USB-интерфейсом
Компания Edirol, входящая в корпорацию Roland, уже лет семь выпускает различную аудио и MIDI периферию для компьютеров PC и Mac. Весной 2001-го года на рынок поступил любопытный внешний модуль-комбайн SC-D70, сочетающий в себе функции MIDI синтезатора серии Sound Canvas с внешним MIDI интерфейсом, а также канал ввода - вывода звука с аналоговым и цифровым интерфейсом. Данный прибор должен стать почти полным аппаратным решением для малобюджетной домашней музыкальной студии, соединяясь с PC или Mac компьютером по шине USB. В этой статье мы подробно рассмотрим все его особенности и функции, а также оценим качество аудиотракта и встроенного синтезатора в сравнении с другими моделями похожего ценового диапазона.
Физически, данный прибор выполнен в виде отдельного модуля полурэковой длины и имеет следующие габариты: 218 х 238.5 х 69.5 мм и вес 1.7 кг. Модель SC-D70 сочетает в себе следующие функциональные возможности:
- Запись и воспроизведение звука с разрядностью 16 и 24 бит и частотой дискретизации 44.1 и 48 кГц;
- Цифровой оптический и коаксиальный интерфейс S/PDIF (вход и выход);
- GS/GM2 MIDI-синтезатор, имеющий следующие характеристики (количество пресетов - 1608, количество наборов ударных - 37, мультитембральность - 32 дорожки и полифония - 64 голоса);
- Эффект-процессор (8 типов реверберации, 8 типов хоруса, 10 типов эффекта задержки, 64 типа эффекта вставки и двухполосный эквалайзер);
- MIDI-интерфейс (вход и выход).
Внешний вид, комплект поставки
В красочной коробке, кроме самого модуля, лежат три книжки, два шнура (сетевой и USB) и два компакт диска.
На отношение к любому продукту еще до момента использования сильно влияет качество оформления, документации и то, какие слова благодарности к покупателю напечатаны на первой странице. С этим у Edirol всё в порядке. Две брошюры посвящены инсталляции модуля (на PC и Mac), а третья - подробное руководство пользователя. На первом из CD-дисков находятся драйвера и несколько демонстрашек, причем только в формате Cakewalk, Cubase и Logic. Выбор этих форматов, а не привычного .mid обусловлен тем, что демонстрашки сочетают в себе аудио и MIDI дорожки. На другом диске дополнительное справочное руководство на полутора сотнях страниц по GS Sound Canvas тон-генератору в формате pdf на четырех языках (русского нет).
Сам модуль в длину имеет полурэковой размер (габариты: 218 x 238.5 x 69.5 мм). Серебристый цвет лицевой панели с аккуратными кнопками и ручками вполне гармонирует с панелью индикаторов посередине. Мне очень понравились светодиодные индикаторы входного и выходного уровней. Они яркие и хорошо читаются при любых условиях освещения. Это решение лучше типовых нарисованных уровней на ЖК-дисплейчике многих модулей других производителей.
На лицевой панели расположены кнопки включения электропитания, выбора GS MIDI-инструментов, выбора типа источника записи и частоты дискретизации (41,1 и 48 кГц), ручки регулировки уровня записи, уровня громкости MIDI-синтезатора, уровня цифрового выхода, общего уровня громкости и отдельно выхода на наушники. Кроме того, спереди находятся разъемы для подключения микрофона или гитары (jack) и наушников (mini jack).
Основная коммутация расположена на задней стенке. Слева направо расположены: вездесущая парочка MIDI OUT и MIDI IN, цифровые коаксиальные выход и вход, переключатель на оптические или коаксиальные разъемы, цифровые оптические выход и вход, разъем USB, две пары RCA-выходов (правая пара регулируется по уровню), пара RCA-входов и разъем для шнура электропитания (блок питания расположен внутри модуля).
Подключение к PC и программное обеспечение
Несмотря на то, что внешний модуль SC-D70 может работать как автономный MIDI Sound Canvas тон-генератор, несомненно, он призван быть в паре с компьютером, оснащенным USB-интерфейсом. В качестве последнего удобно использовать типовой ноутбук, который сам по себе не отличается качественной реализацией мультимедиа возможностей.
Подключение SC-D70 к PC по шине USB осуществляется элементарно просто - запускается драйвер с диска и подключается USB-шнур. Проблем не было со всеми популярными версиями Windows: Win98SE, Me, 2000, XP. После установки в Панели управления можно обнаружить следующие устройства:
- Roland SC-D70 Wave - воспроизведение и запись звука;
- Roland SC-D70 PART A - MIDI-синтезатор (каналы 1 - 16);
- Roland SC-D70 PART B - MIDI-синтезатор (каналы 17 - 32);
- Roland SC-D70 MIDI OUT - внешний MIDI-интерфейс.
Любители VST-плагинов не разочаруются, текущие драйвера поддерживают ASIO.
Кроме драйверов, нужно инсталлировать и редактор для GS синтезатора. Программа, имеющая название "GS Advanсed Editor", позволяет в визуальной форме редактировать все настройки Sound Canvas тон-генератора и сохранять их в собственном или MIDI формате. Вот пара скриншотов:
Канал аналогового ввода-вывода звука
Обзор технических характеристик начнем с канала записи и воспроизведения звука. Для аналоговой записи имеются следующие входы: линейные RCA на задней стенке и переключаемый микрофон - гитара Jack на лицевой панели. Имеются две пары RCA линейных выходов на задней стенке. На одной из них регулируется уровень выходного сигнала с помощью ручки Volume.
Оценим линейный канал записи - воспроизведения звука с помощью программы RightMark Audio Analyzer 3.1. Для этого соединим линейный выход модуля с входом. Вот сводная таблица результатов измерения:
Тестируемая цепь: SC-D70 Line Out - SC-D70 Line In
Режим работы: 44100 Гц, 16 бит
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | -0.72, +0.06 | Хорошо |
Уровень шума, дБ (А): | -94.7 | Очень хорошо |
Динамический диапазон, дБ (А): | 91.0 | Очень хорошо |
Нелин. искажения, %: | 0.013 | Хорошо |
Интермод. искажения, %: | 0.019 | Очень хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -96.8 | Отлично |
Общая оценка: Очень хорошо
Тестирование в режиме 48 кГц - 16 бит дало практически аналогичные результаты.
При анализе результатов следует учесть, что тестирование проходило без пары с эталонной измерительной картой, т.е. характеристики шумов и искажений - суммарные выход + вход.
Амплитудно-частотная характеристика средненькая, но уровень шума, динамический диапазон и взаимопроникновение каналов на уровне профессиональной карты EGO-SYS Waveterminal 2496. Нелинейные и интермодуляционные искажения на относительно неплохом уровне.
Канал цифрового ввода-вывода звука
Модуль SC-D70 имеет на борту и коаксиальный и оптический цифровые интерфейсы. Оценим качество реализации цифрового интерфейса в паре с музыкальной картой Yamaha SW1000XG.
Тестируемая цепь: SW1000XG OUT - SC-D70 IN COAXIAL
Режим работы: 44100 Гц, 16 бит
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | -0.01, +0.00 | Отлично |
Уровень шума, дБ (А): | -139.9 | Отлично |
Динамический диапазон, дБ (А): | 98.5 | Отлично |
Нелин. искажения, %: | 0.000 | Отлично |
Интермод. искажения, %: | 0.005 | Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -149.9 | Отлично |
Общая оценка: Отлично
Следует отметить, что SC-D70 имеет внутренний цифровой микшер, которым следует пользоваться при записи аудиоканала самого модуля и встроенного MIDI-синтезатора. Здесь RMAA 3.1 показал следующие результаты:
Тестируемая цепь: SC-D70 Internal Loop
Режим работы: 44100 Гц, 16 бит
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: | +0.00, +0.00 | Отлично |
Уровень шума, дБ (А): | -132.9 | Отлично |
Динамический диапазон, дБ (А): | 97.0 | Отлично |
Нелин. искажения, %: | 0.000 | Отлично |
Интермод. искажения, %: | 0.003 | Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ: | -133.7 | Отлично |
Общая оценка: Отлично
Короче говоря, цифровой интерфейс модуля SC-D70 можно использовать для профессиональной записи звука.
GS Sound Canvas синтезатор
MIDI-синтезатор в SC-D70 аналогичен тому, который встроен в тон-генератор SC-8820 серии Sound Canvas. Иначе говоря, он относится к старшей линейке из этой серии (топовый, на настоящий момент, модуль SC-8850, отличается только качеством реализации пресетов - инструментов).
Тон-генераторы Sound Canvas по качеству генерируемого звука и реализованным функциям приблизительно соответствуют хорошо знакомым читателям XG-устройствам от фирмы Yamaha. Наиболее известны следующие модели данной серии: SC-55, SC-88 и SC-88Pro, SC-8820 и SC-8850. С возрастанием номера увеличивается количество реализованных пресетов - инструментов и возможности эффект-процессора. Модуль SC-D70 в целях совместимости может переключаться в эмуляцию всех указанных моделей. Необходимость эмуляции обусловлена немного различным звучанием разных реализаций тон-генераторов Sound Canvas.
MIDI-синтезатор SC-D70 имеет мультитембральность 32 дорожки, т.е. реализованы два порта, которые можно увидеть в секции Mультимедиа Панели управления Windows: Roland SC-D70 PART A и Roland SC-D70 PART B.
Количество доступных пресетов-инструментов - 1608. (вероятно, это число включает подмножество одних и тех же инструментов для имитации предыдущих модулей серии Sound Canvas). Как обычно, в них входит 128 основных GM-инструментов и их многочисленные вариации по стандарту GS. Ниже, в таблице, перечислено количество пресетов по GM-группам:
Группа | Всего |
Piano | 61 |
Chromatic Percussion | 29 |
Organ | 71 |
Guitar | 72 |
Bass | 113 |
Strings/Orchestra | 29 |
Ensemble | 134 |
Brass | 84 |
Reed | 23 |
Pipe | 27 |
Synth Lead | 131 |
Synth Pad | 83 |
Synth SFX | 122 |
Ethnic | 44 |
Percussive | 95 |
SFX | 144 |
Как видно из таблицы, состав пресетов-инструментов достаточно полно охватывает весь спектр музыкальных звуков с уклоном на синтезированные тембры. К сожалению, нигде нет упоминания о количестве ROM-памяти SC-D70, отведенной под сэмплы инструментов.
Максимальная полифония составляет 64 голоса, но так как большинство пресетов реально построено из двух тембров, то полифония может снизиться до 32 голосов.
Как это модно сейчас, можно выбирать из большого количества наборов ударных - целых 37. Кроме типичных наборов типа Standard, Room, Techno, Jazz, имеются разные экзотические: Asia, Gamelan, Ethnic.
В заключение отметим, что MIDI-синтезатор SC-D70 может работать и в режиме General MIDI Level 2 (GM2).
Эффект-процессор
Эффект-процессор включает в себя три секции системных эффектов: реверберацию, хорус, дилей, кроме того эквалайзер и одну секцию эффекта - вставки (Insertion).
Следующая картинка иллюстрирует организацию блока эффектов:
Секция реверберации включает в себя 8 эффектов типа Room, Hall, Plate, Delay. Секция хоруса - 8 эффектов типа Chorus, Flanger, Short Delay. Секция Delay - 10 типов различных задержкек. Эквалайзер - простой двухполосный параметрический. Самая интересная секция эффекта - вставки содержит 64 типа разнообразных простых и составных типа эффектов, например Compressor, Pitch Shifter, Lo-Fi, Phaser-Rotary и т.д.
В отличие от XG устройств, секцию вставки можно назначить на любое количество каналов.
Каждый эффект имеет гибкие управляемые параметры, например, для простой реверберации это уровень, время, обратная связь, время задержки и демпфирование высоких частот.
Похоже, что эффект-процессор действует только на MIDI-дорожках. Никакого упоминания о его влиянии на аудио-часть нет. Это существенная недоработка разработчиков модуля.
Качество MIDI синтезатора
Оценим качество встроенного в модуль SC-D70 GS тон-генератора в сравнении с другими MIDI-синтезаторами близкого ценового диапазона.
Roland JV-1010 ($500) - урезанная версия легендарного студийного модуля JV-2080 с дополнительной установленной картой расширения SR-JV80 и возможностью установки еще одной.
Alesis Nanosynth ($400) - смешной по размерам, но не шуточный по звуку QS-подобный синтезатор
Korg NS5R (уже нет в продаже) - представитель уникальной серии Корга с поддержкой GS и XG стандартов и собственной технологии синтеза AI2.
YAMAHA SW1000XG ($600)- популярная в среде зажиточных компьютерных музыкантов плата.
В таблице ниже сведены основные данные по синтезаторной части:
Параметр | SC-D70 | JV-1010 | Nanosynth | NS5R | SW1000XG |
Год выпуска | 2001 | 1999 | 1997 | 1998 | 1999 |
Кол-во мелодических пресетов-инструментов | 1608 | 1023 | 640 | 1689 | 1267 |
Кол-во наборов ударных | 37 | 18 | 15 | 32 | 36 |
Объем памяти | ? | ? | 8 | 12 | 20 |
Полифония | 64 | 64 | 64 | 64 | 64 |
Мультитембральность | 32 | 16 | 16 | 32 | 32 |
"Пользовательская" память | нет | есть | есть | есть | нет |
Все слуховые тесты носят субъективный характер, поэтому не следует окончательно полагаться на их результат, во многом это дело вкуса. Не судите строго представленные ниже оценки, а лучше прослушайте отрывок композиции в GM-режиме каждого из указанных модулей (последовательность: SC-D70, JV-1010, Nanosynth, NS5R, SW1000XG): ForeverDream.mp3
Увы, несмотря на несовершенство выразительных возможностей стандарта GM, именно он до сих пор является общим для всех. Данная несложная композиция неплохо звучит на всех модулях.
По сумме характеристик Roland JV-1010 имеет на мой взгляд лучший по качеству MIDI-синтезатор среди представленных здесь моделей. YAMAHA SW1000XG обладает великолепным эффект-процессором. RolandED SC-D70, Alesis и Korg звучат примерно на одном уровне, но две последние модели - это именно синтезаторы, а не тон-генератор, как Edirol, т.е. они обладают развитыми средствами синтеза тембра и, соответственно, встроенной пользовательской памятью.
В принципе, каждый из представленных модулей может одинаково хорошо выполнять роль профессионального MIDI тон-генератора в домашней студии.
Выводы
Внешний звуковой модуль имеет ряд потенциальных преимуществ перед звуковой картой с разъемом PCI. Во-первых, больше шансов сделать более чистый по шумам прибор, так как имеется развязка с корпусом системного блока. Во-вторых, имеется меньшая зависимость от версии Windows и, соответственно, меньше проблем совместимости, так как управление модулем осуществляется через внешнюю шину (USB). И, что тоже немаловажно, на внешних модулях обычно есть собственные органы управления, коммутации и индикации, с которыми гораздо приятнее работать, чем с программными переключателями и индикаторами.
Комбайн RolandED SC-D70 обеспечивает хорошее качество записи и воспроизведения звука. Также стоит отметить ровное в сравнении с конкурентами звучание GS MIDI-синтезатора, которое можно идеально, без помех, записать через внутренний микшер. Хорошее впечатление создает и удобная индикация на лицевой панели.
С другой стороны, необходимо отметить, что SC-D70 не обеспечивает многоканальной записи, частота дискретизации при записи и воспроизведении составляет только 41.1 и 48 кГц. Sound Canvas MIDI-синтезатор имеет типичное "мидишное" звучание и, скорее всего, не понравится любителям поэкспериментировать со звуковыми тембрами.
Данный продукт можно рекомендовать тем, кто решился с нуля создать домашнюю музыкальную студию, не может тратить тысячи долларов на закупку профессионального многоканального оборудования, но, все-таки, несколько сотен на это дело имеется.
В России внешний модуль SC-D70 можно приобрести примерно за $700 (на момент публикации статьи). Дороговато.
Информацию по другому оборудованию Roland и Edirol на русском языке можно посмотреть здесь. Благодарю руководство этого сайта за любезно предоставленные фотографии.