MIDI-клавиатура Roland A-88
Павел Живайкин
Мир MIDI-клавиатур (по другой терминологии – клавишных MIDI-контроллеров) становится все разнообразней и интересней.
Фактически, MIDI-клавиатура – это клавишный синтезатор без внутреннего звукового модуля. Каждая сыгранная на клавиатуре нота превращается в MIDI-сообщение, которое можно направить во внешний обычный синтезатор, звуковой модуль (синтезатор без клавиатуры) или в компьютер (в виртуальный синтезатор).
Такое решение имеет ряд преимуществ. Например, для работы в студии нет необходимости иметь несколько клавишных синтезаторов, достаточно иметь их модульные аналоги и одну MIDI-клавиатуру, которая по очереди подключается к нужному модулю.
В концертном варианте можно подключить через порты MID Thru несколько синтезаторов (или звуковых модулей) последовательно, установив для каждого свой приемный MIDI-канал. Выбирая этот канал на MIDI-клавиатуре, можно на одной клавиатуре играть звуками любого из этих инструментов.
Когда меня спрашивают, имеет ли смысл покупать MIDI-клавиатуру, я привожу следующий пример – примерно двадцать лет назад я купил MIDI-клавиатуру и синтезатор. Синтезатор стоит на подоконнике и привлекает внимание знатоков "старого" звука. А MIDI-клавиатурой я до сих пор пользуюсь каждый день.
Краткая информация и внешний вид
Летом 2012 года компания Roland анонсировала, а осенью выпустила на рынок MIDI-клавиатуру А-88.
Для начала заглянем в спецификацию.
Количество клавиш |
88 |
Тип клавиатуры |
Активная |
Разъемы |
MIDI-OUT |
Дополнительные контроллеры |
Pitch Bend/Modulation |
Питание (тип выбирается переключателем) |
Адаптер |
Размеры мм |
1443 х 273 х 116 |
Масса, кг |
15,9 |
Теперь посмотрим комплектацию:
- Клавиатура Roland A-88
- Адаптер питания
- Педаль Damper (она же Sustain)
- USB-кабель для подключения к компьютеру
- Диск с драйверами (Windows и Mac OS)
- Диск с программой Sonar LE (только Windows)
- Мануал к клавиатуре Roland A-88 на английском языке
- Руководство по установке Sonar LE на английском языке
Педаль DP-10 (Damper, Sustain,) давно известна, зато порадовала резиновая подкладка под ногу, чтобы педаль не сползала (а то клавишники и привязывают педаль к стулу или приклеивают к полу – одной заботой меньше).
Передняя панель управления
Кроме того, в управлении участвуют клавиши.
И наконец, задняя панель с разъемами.
Ощущения от клавиатуры
А-88 является клавиатурой с молоточковой механикой, основанной на технологии Ivory Feel-G, разработанной для цифровых пианино Roland.
Первые впечатления не оказались яркими (да, хорошая клавиатура, но ничего особенного). Но поиграв достаточно долго, начинаешь находить нюансы, которые делают эту клавиатуру очень привлекательной.
Матовая поверхность клавиш заставляет вспомнить замечательные старые рояли с клавиатурой под слоновую кость. Но главное не это. Во многих фортепианных пьесах одной рукой необходимо исполнять сложные по составу партии (например, вверху основная певучая мелодия длинными нотами, ниже – фактурный аккомпанемент под арфу).
И на одном рояле, чтобы достичь необходимого контраста между этими голосами, приходится напрягаться изо всех сил. А на другом делаешь это достаточно легко и даже с удовольствием. И это ощущение, когда ты вполне уверенно и легко можешь извлекать из инструмента все мельчайшие оттенки, и дает Roland A-88.
Клавиши А-88 достаточно, но не чрезмерно тугие, глубина хода привычная. Нет ощущения, которое возникает на многих цифровых пианино, когда сначала клавиша идет достаточно упруго, а потом вдруг как бы проваливается. Если играть мощную популярную музыку, это не имеет значения, но при исполнении классических пьес лирического характера становится заметным и раздражает.
Естественно, впечатление от клавиатуры зависит и от звуков, которыми играешь. В качестве звуковых модулей были попробованы Roland FP-7 и Yamaha Tyros-4. Адаптация под выбранный инструмент проходила быстро, и особых изменений в ощущениях при игре на А-88 замечено не было.
Управление и настройки
- Функциональность А-88 довольно скромна:
- Режим Dual (по другой терминологии Layer) – унисон двумя тембрами;
- Режим Split – разделение клавиатуры на две зоны (почему не три, ведь количество клавиш позволяет?);
- Сдвиг на октаву (каждой зоны независимо от другой);
- Транспозиция по полутонам от -6 до +5 (всей клавиатуры);
- Выбор MIDI-канала для каждой зоны;
- Выбор банка (MSB/LSB) и тембра (Program change) – вот и все главные позиции в управлении А-88.
Последние два пункта (как и некоторые неперечисленные) выполняются в несколько этапов.
- Например, чтобы назначить тембр с номером 91 в левой руке, необходимо последовательно нажать:
- кнопку LOWER на передней панели;
- кнопку FUNCTION там же;
- клавишу фа-диез, над которой написано Program change;
- клавиши си и ре-диез, над которыми стоит 9 и 1;
- клавишу до, над которой написано Enter.
В принципе, это легко и наглядно, только после нажатия Function клавиатура перестает издавать звуки. Следовательно, для смены настроек (например, поменять тембр рояля на орган) нужна двух-трехсекундная пауза. Хотя, я думаю, поиграв достаточно долго, можно наловчиться и укладываться в полсекунды.
Невозможно и запомнить сделанные настройки (например, режим Split, точка разделения на зоны, выбранные MIDI-каналы, номера тембров) в какие-то ячейки памяти, чтобы потом мгновенно их вызвать.
Купленная двадцать лет назад MIDI-клавиатура Roland A-30 умела сохранять настройки, и это очень выручало на концертах. Программируешь настройки для каждой песни, и во время исполнения достаточно нажать на одну кнопку, чтобы звуковой модуль полностью перестроился.
Расположенный слева джойстик управляет параметрами Pitch bend и Modulation. Это плюс, потому что обычно в цифровых пианино регулятор Pitch bend отсутствует.
Но есть и небольшой минус – не хватает колеса Modulation при исполнении блюзовых партий тембрами электрооргана. Впрочем, соответствующий MIDI-контроллер можно назначить для одной из ручек С1 или С2.
По умолчанию ручка С1 отвечает за частоту среза (Control Change 74), и если звуковой модуль отрабатывает этот MIDI-контроллер, этой ручкой можно тут же на слух сделать выбранный тембр (например, рояля) поярче или помягче – это очень понравилось.
MIDI-клавиатура А-88 оснащена контроллером D-beam, который позволяет управлять выбранным параметром (Pitch, Vol и назначаемым), приближая и удаляя руку над излучателем вверху панели управления, что напоминает Терменвокс. При игре фортепианным тембром это, конечно, не очень актуально, но при исполнении современной электронной музыки очень помогает (да и производит впечатление на зрителя).
Один из режимов MIDI-клавиатуры А-88 назывется SuperNATURAL и предназначен для работы в паре с синтезаторами JUPITER-80, JUPITER-50, а главное, со звуковым модулем INTEGRA-7, в котором воплощены все последние достижения компании Roland в области звукового синтеза.
Работа с компьютером
Roland A-88 подключается USB-кабелем к соответствующему порту компьютера. Драйвер клавиатуры легко установился с прилагаемого диска (там были драйверы для Mac и всех Windows, что радует), и все музыкальные программы обнаружили новые MIDI-входные и выходные порты. На другом диске предлагалось установить программу Sonar LE с несколькими виртуальными синтезаторами
Цифровая аудио-MIDI студия Sonar LE имеет некоторые ограничения (32 аудиотрека, 64 MIDI-треков, 8 одновременно используемых виртуальных синтезаторов и т.д.), но для многих видов работ вполне достаточна - запись и сведение вокала или небольшого ансамбля, несложной MIDI-аранжировки, создание качественной демонстрационной фонограммы своей песни.
Весь набор программного обеспечения тоже установился легко, все виртуальные синтезаторы звучали без задержки. Для проверки работы с компьютером был выбран ноутбук, поскольку хотелось проверить работу А-88 в связке с ноутбуком при выключенных адаптерах питания того и другого.
Итак, А-88 отключен от адаптера, переключатель питания на задней панели переведен в положение USB, а сам инструмент подсоединен к ноутбуку USB-кабелем.
В этот момент ноутбук обещал работать еще 57 минут. Через три минуты экран ноутбука погас, но хост-программа и виртуальный рояль продолжали работать. Потерь ни в синхронизации, ни в качестве звука заметно не было.
Примерно через сорок минут ноутбук издал предупредительный писк и вскоре замолк. Следовательно, MIDI-клавиатура забирает примерно четверть автономного времени работы ноутбука. На шашлыки Roland A-88 пока еще брать рано, но на концертное выступление из трех-четырех номеров вполне можно выходить, не заботясь о подключении к напряжению 220 вольт.
Для совместной работы с планшетом iPad необходим интерфейс Apple Camera Connection Kit, выпускается два варианта – из двух устройств либо универсальный.
Выпускается также Apple Lightning Usb Camera Adapter.
Выводы
MIDI-клавиатура Roland A-88 ломает прежние представления об этом классе инструментов, как непригодных для исполнения сложных пианистических произведений. В частности, она заметно лучше клавиатур цифровых пианино Roland FP-5 и FP-7, с которыми мне приходилось работать. В принципе, проблема "ненатурального" звучания начинает переходить в область звукового модуля.
Клавиатура обладает удобной системой управления. Кнопки с подсветкой позволяют в любой момент увидеть, разделение на зоны, величину транспозиции и октавного сдвига (если они есть).
Три педали, две кнопки и две ручки на передней панели позволяют осуществлять управление звучанием в режиме реального времени. Контроллер D-beam позволяет управлять звучанием, двигая рукой над поверхностью панели управления.
Roland A-88 может получать питание и передавать MIDI-сигнал по USB-кабелю, а меньше проводов - меньше наводок. Плюс возможность работать в паре с планшетом или ноутбуком совсем без подключения к сети 220 вольт.
И все-таки, хочется еще раз подчеркнуть – на А-88 очень комфортно играть, что для музыканта имеет огромное значение.
Стоимость клавиатуры на российском рынке составит 42 тыс рублей, в продажу поступит в феврале 2013 года.