Steinberg UR28M — звуковой USB интерфейс с функциями мониторного контроллера

Максим Лядов

Как известно, одним из следствий покупки Steinberg компанией Yamaha явилась усиленная совместная работа обеих компаний над звуковыми интерфейсами, специально созданными для работы в популярном секвенсоре Cubase. Первые интерфейсы, CI под USB1.1 и MR под Firewire, имели много интересных особенностей, но не снискали широкой популярности. Младшие модели были широко доступны, но технически слабо оснащены, а старшие относительно дороги и оснащены ныне вымирающим разъемом Firewire.

Новую линейку USB 2.0 интерфейсов Steinberg открыли модели UR28M и UR824. Это полностью новая разработка. Сменилось всё: от концепции до начинки. Новинки были представлены в начале 2012 года и продаются в розницу по цене около 500 и 1000 евро соответственно. Младшая модель больше тяготеет к домашней/персональной студии, так как имеет конфигурацию 4х6 аналоговых каналов и функции мониторного контроллера. Старшая модель выпущена в рэковом исполнении, она имеет лучшее качество преобразователей и большее число каналов 8х8, из которых 8 микрофонных, а не 2, как в младшей модели. Старшая модель также обладает расширяемостью - несколько устройств можно объединить в рэк, соединив по ADAT.

Роднит интерфейсы преампы D-PRE и новый аппаратный DSP Yamaha, включающий эквалайзер, компрессор и ревербератор. Квинтэссенция возможностей - наложение аппаратных эффектов DSP как VST3 плагинов в секвенсоре, - с удобством для пользователя и без нагрузки на центральный процессор. Идея эта не нова, аппаратных решений обработки на компьютере множество, начиная с незабвенных аппаратных плат ProTools. Однако интерфейсы Steinberg выгодно отличаются доступной ценой и идущим в комплекте Cubase 6 AI. Впрочем, переплата за эту немного улучшенную версию Cubase 6 LE отсутствует, так что это не должно отпугнуть пользователей, имеющих в своем распоряжении и другие программы. Об этом мы ещё поговорим, но сперва посмотрим информационный ролик производителя (на английском языке):

Steinberg UR28M, в отличие от предшественников CI, не работает от фантомного питания по шине, поэтому в комплекте идёт 12 В адаптер для сети переменного тока. С другой стороны, интерфейс UR28M и не позиционируется как мобильный. Это стационарное студийное устройство для оцифровки, обработки и вывода звука на 3 пары мониторов и 2 пары наушников. Чтобы интерфейс случайно не обесточился, рядом с разъемом питания предусмотрен страховочный крюк. В целом устройство производит впечатление тщательно продуманного и крепкого. Рама и все несущие конструкции выполнены из стали. Устройство собрано с применением более трех десятков различных видов болтов, благодаря чему корпус ведет себя как монолитный, кнопки и разъемы не болтаются.

Интерфейс оснащен функциями мониторного контроллера. Есть удобная многосегментная светодиодная индикация уровней. Большое колесо громкости является цифровым регулятором, а значит весьма долговечно и не захрипит со временем. Присутствуют стандартные функции для мониторинга: DIM, MONO MIX, MUTE, выбор одной из трёх пар мониторов. Есть даже дополнительный линейный вход 2TR IN, который встречается только в микшерных пультах, но не в звуковых интерфейсах. Он служит для быстрого подключения любого внешнего источника сигнала, чтобы не занимать входные каналы, служащие для оцифровки и обработки сигнала. В общем, Steinberg UR28M - это не просто "ещё один интерфейс оцифровки". Очень многое здесь продумано и сделано для удобства. В то же время интерфейс не перегружен десятком редких функций и остается простым в обращении.

Технические характеристики Steinberg UR28M

Микрофонный/линейный вход (балансный)
АЧХ +0.1/-0.2 dB, 20 Гц to 22 кГц
Динамический диапазон 101 дБА
Кг+шум 0.002%, 1 кГц, -1 dBFS, 22 Гц/22 кГц BPF
Разделение каналов >114 dB, 1 кГц
Максимальная чувствительность входа +22 dBu
Входной импеданс 4 кОм
Максимальное усиление 60 дБ
Диапазон усиления 44 дБ
Кнопка Pad -26 dB

HI-Z INPUT (небалансный)
Максимальная чувствительность входа +9.8 dBV
Входной импеданс 500 кОм

Линейный выход (балансный)
Frequency Response +0.1/-0.2 dB, 20 Гц to 22 кГц
Динамический диапазон 106 дБА
Кг+шум 0.001%, 1 кГц, -1 dBFS, 22 Гц/22 кГц BPF
Разделение каналов >129 дБ, 1 кГц
Максимальная мощность +16 dBu
Выходной импеданс 75 Ом

Наушники (PHONES 1/2)
Максимальная мощность 35 мВт+35 мВт при 40 Ом

Габариты 291 x 59 x 164 мм
Вес 1.4 кг

Фотографии начинки

Наибольший упор производитель делает на предусилителях D-PRE. Что в них особенного? Это разработка Yamaha, каждый усилитель состоит из 4 биполярных транзисторов. Каждое плечо сигнала усиливает составной транзистор, известный по имени создателя Сидни Дарлингтона. От этого буква D в названии усилителя. Составной транзитор используется для увеличения коэффициента усиления и получения высокого входного импеданса. Это дает более высокий размах сигнала без искажений, но меньшую полосу частот по сравнению с характеристиками одного транзистора. При этом, если кто-то ждёт окрашивания звука, то производитель четко дает понять: обработка звука должна происходить в DSP и в программах, а не в предусилителе. D-PRE абсолютно нейтральны по звуку.

Как видно из фотографии, в Steinberg UR28M установлены следующие преобразователи:

  • АЦП AsahiKasei AKM5359 102 дБА SNR/DR, THD+N -96 дБ
  • АЦП Texas Instruments PCM1803 103 дБА SNR, THD+N -95 дБ
  • ЦАП Wolfson Microelectronics WM8728 106 дБА SNR, THD+N -97 дБ

Налицо прогресс, так как теперь в младшей модели не дешевый 48 кГц кодек с 96 дБА, а по крайней мере отдельные I2S преобразователи с сигнал/шум >100 дБ. С другой стороны, за 500 евро хотелось бы получше. В старшем интерфейсе именно так и есть, 117 дБА для выхода означает минимум 120 дБА паспортные данные преобразователей. Вероятно, расчёт делается на то, чтобы разделить оба интерфейса не только по функциональности, но и по качеству звука. Хотите студийное качество оцифровки - покупайте старшую модель.

Диагностика ASIO драйвера Steinberg UR28M


Features:
Input channels: 6
Output channels: 10
Input latency: 425
Output latency: 512
Min buffer size: 256
Max buffer size: 256
Preferred buffer size: 256
Granularity: 0
ASIOOutputReady - supported

Sample rate:

8000 Гц - not supported
11025 Гц - not supported
16000 Гц - not supported
22050 Гц - not supported
32000 Гц - not supported
44100 Гц - supported
48000 Гц - supported
88200 Гц - supported
96000 Гц - supported

176400 Гц - not supported
192000 Гц - not supported

Input channels:
channel: 0 (UR28M Analog In 1) - Int24LSB
channel: 1 (UR28M Analog In 2) - Int24LSB
channel: 2 (UR28M Analog In 3) - Int24LSB
channel: 3 (UR28M Analog In 4) - Int24LSB
channel: 4 (UR28M S/PDIF In L) - Int24LSB
channel: 5 (UR28M S/PDIF In R) - Int24LSB

Output channels:
channel: 0 (UR28M Mix 1 L) - Int24LSB
channel: 1 (UR28M Mix 1 R) - Int24LSB
channel: 2 (UR28M Mix 2 L) - Int24LSB
channel: 3 (UR28M Mix 2 R) - Int24LSB
channel: 4 (UR28M Mix 3 L) - Int24LSB
channel: 5 (UR28M Mix 3 R) - Int24LSB
channel: 6 (UR28M FX Bus L) - Int24LSB
channel: 7 (UR28M FX Bus R) - Int24LSB
channel: 8 (UR28M DAW Out 1) - Int24LSB
channel: 9 (UR28M DAW Out 2) - Int24LSB

Устройство поддерживает частоты вплоть до 96 кГц.

Были сообщения, что в прошлых версиях драйверов задержка на буферизацию звуковых данных достигала 30 мс. Мы измеряли задержку с последними драйверами и перепрошивкой устройства до актуальной версии.

Измеренная минимальная суммарная задержка вход+выход при минимальном размере буфера составила 9 мс. Отдельно для выхода значение будет в 1,5-2 раза меньше, а значит более чем достаточно для игры на виртуальных инструментах.

Ещё раз подчеркнём: если звуковой интерфейс, не только данный, но и любой другой, подключается к маломощному ноутбуку и работа с MIDI-клавиатурой не планируется, то, чтобы избежать щелчков, лучше выбрать буфер большего размера. Не выбирайте минимальное значение без нужды! Секвенсор сам автоматически всегда компенсирует задержку на размер буфера. Проблема актуальна только для обработки сигналов реального времени.

Рассмотрим контрольную панель. Интерфейс весьма прост, понятен и копирует внешний вид микшерного пульта. Отметим наличие 3 аппаратных миксов. Можно, например, послать при записи индивидуальный минус в наушники двум двум разным исполнителям или исполнителю и звукорежиссеру. Подобная функция часто встречается в профессиональных интерфейсах, но не так часто имеется два раздельных, независимых выхода на наушники.
 









Отметим фирменную технологию Sweet Spot Morphing Channel Strip. Одна большая ручка изменяет множество параметров эквалайзера и компрессора, что позволяет очень быстро найти подходящие значения, ориентируясь исключительно на слух. Конечно, это больше подойдет для начинающих. Но и знатокам будет интересно покрутить и послушать, какие значения приготовили разработчики для вокала, ударных, гитары. Обычно имеющиеся в обработках пресеты мало применимы в реальной жизни, но здесь ситуация как раз наоборот.Также интересна встроенная секция side chain, которая способна уменьшить срабатывание компрессора на резких пиках сигнала в выбранной полосе частот. Грубо говоря, это помогает снизить потерю динамики и сохранить живое звучание.

Отчет о тестировании в RightMark Audio Analyzer

Тестируемое устройство Yamaha Steinberg USB
Режим работы 24-bit, 44 кГц
Звуковой интерфейс ASIO
Маршрут сигнала External loopback (line-out 1/2 - line-in 3/4)
Версия RMAA 6.2.3 PRO
Фильтр 20 Гц — 20 кГц ДА
Нормализация сигнала ДА
Изменение уровня 0.1 дБ / 0.2 дБ
Режим МОНО НЕТ
Частота сигнала калибрации, Гц 1000
Полярность правильная/правильная

Общие результаты

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ
+0.11, -0.07
Очень хорошо
Уровень шума, дБ (А)
-99.2
Отлично
Динамические диапазон, дБ (А)
99.1
Отлично
Гармонические искажения, %
0.0018
Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ(A)
-89.9
Хорошо
Интермодуляционные искажения + шум, %
0.0036
Отлично
ВзаимоРазделение каналов каналов, дБ
-98.9
Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, %
0.0036
Отлично
Общая оценка
 
Отлично



Измерения интерфейса в loopback дают около 100 дБА в режиме 24 бит 44 кГц. Спектр шума чистый, искажения составляют 0,0018%. Это полностью согласуется с паспортными параметрами.

Трационно для всех звуковых интерфейсов Steinberg в комплекте идет секвенсор Steinberg Cubase 6 AI. Ограничения версии: 32 аудиодорожки 24 бит/96 кГц, 48 MIDI дорожек, 8 дорожек виртуальных инструментов VSTi, 4 слота под VST-эффекты. Интересно, что за 33 евро можно сделать апгрейд Cubase 6 AI до Cubase Elements 6, тем самым в полтора раза увеличить число дорожек и вдвое расширить количество VSTi и VST. Этого будет уже достаточно для персональной студии.

Для тестирования мы использовали лицензионную коробочную версию Steinberg Cubase 6.5. Интересно, что можно бесплатно установить полную версию Cubase 6.5 без всяких ограничений на 30 дней. Понадобится только флешка USB-eLicenser. А вот для установки пробной версии Cubase Elements 6 Trial не нужно ничего, можно скачать и попробовать.

Интерфейсы UR28M/UR824 имеют очень тесную интеграцию с Cubase. Входные каналы видны прямо в микшере секвенсора. Все многочисленные регулировки можно осуществлять, не вызывая собственную контрольную панель интерфейса. Подробная инструкция по эксплуатации в PDF поставляется вместе с интерфейсом.

Аппаратный ревербератор Yamaha REV-X доступен, как если бы это был программный VST-плагин. Причём на каждую дорожку или на шину можно подать совершенно разные типы реверберации с разными параметрами. Десяток разных ревербераторов у нас без проблем работали независимо, каждый на своей дорожке и каждый со своими параметрами. Инженеры компании особенно подчёркивают, что обработка реализована не на базе общедоступных DSP, типа Analog Devices Shark, а использованы родные процессоры Yamaha, специализированные именно для этой обработки. Если говорить о качестве звука, то у нас сложилось ощущение, что мы используем классический аппаратный ревербератор. Он неплох, но в сравнении с современными программными VST-плагинами он не даст преимуществ в качестве. Мы предполагаем два варианта, когда аппаратный ревербератор может понадобиться: вам нравится классическая фирменная обработка Yamaha REV-X либо вы хотите разгрузить центральный процессор, отдать его ресурсы для VSTi.

Выводы

Новая линейка USB 2.0 интерфейсов Steinberg вышла намного удачнее предыдущих моделей. Младший интерфейс UR28M больше подойдет музыканту в персональную студию на базе Steinberg Cubase 6. Сильные стороны предмета сегодняшнего обзора - интеграция с популярным секвенсором плюс удобное управление активными мониторами. Не забываем про два микрофонных входа с фантомным питанием и аппаратной обработкой на базе фирменных DSP Yamaha плюс ревербератор Yamaha REV-X, который можно использовать как живьем, так и при создании фонограмм. Если же вы ищите качественную оцифровку в коммерческую студию, имеет смысл посмотреть на старшую модель в рэковом исполнении UR824. Она весьма доступна по цене, при этом способна предложить 8 микрофонных входов, возможность дополнительного расширения каналов через ADAT и существенно более качественные преобразователи.