Активные стереоколонки
Velton Maestro TV200B
Акустика, выпускаемая под торговой маркой Velton Maestro, появилась на российском рынке относительно недавно. Некоторые читатели могли видеть ее на выставке HDI SHOW-2007. Официальным дистрибьютером Velton Maestro является компания OST-COM.
На момент написания материала акустика Velton Maestro насчитывала 11 различных моделей, объединенных в три линейки по типу конфигурации. Со слов производителя, позиционированием представленной акустики является «сегмент мультимедийных акустических систем Hi-Fi уровня».
«Это было рискованное решение — выйти на российский рынок с акустикой такого класса, — говорит Василий Косенко, директор московского филиала OST-COM, — Мы боялись, что покупатели не готовы приобретать качественную акустику для компьютера по довольно высокой цене. Но рост доходов населения в совокупности с довольно высокой технической грамотностью позволяет нам надеяться, что люди будут выбирать качественное звучание и первоклассный внешний вид нашей акустики».
На сегодняшний день сегмент дорогой акустики для компьютера относительно свободный. Между тем, подобная акустика переодически появляется (например, Defender Volсano1, Edifier S2000/S2000V, Jetbalance JB-391). Безусловно, такие колонки не относятся к числу массовых продуктов, однако мы всячески приветствуем появление подобной акустики, так как это ускоряет процесс развития индустрии и заставляет проявлять повышенную активность производителей конкурентов.
Сегодня мы рассмотрим топовую модель стереколонок TV200B, отличающуюся от остальной акустики производителя высокой стоимостью, ярким дизайном. Кроме этого, усилитель расположен в каждой колонке по принципу студийных мониторов.
Подавляющее большинство активной полноразмерной акустики имеет консервативную прямоугольную форму корпуса. В связи с этой сложившейся традицией многие пользователи имеют вполне объяснимые претензии: все колонки выглядят очень похожими, преимущественно темного цвета, некрасивые и т.п. Лишь с недавнего времени в дизайне рассматриваемого класса наметилась положительная тенденция. Внешний вид некоторых топовых моделей стал более современным, все чаще используется рояльный лак, дорогие и привлекательные Hi-Fi атрибуты. Надеемся, в будущем эта тенденция сохранится, и дизайн полноразмерных колонок будет более разнообразным и изысканным не только у топовых моделей.
Тестируемая акустика относится как раз к числу описанных современных экземпляров. Благодаря нетрадиционной форме корпуса и cкошенной передней панели, внешний вид TV200B очень оригинален. Скошенная панель позволяет расположить динамики под небольшим углом к слушателю. Если для НЧ-динамика подобное расположение не критично, то для пищалки это актуально. Боковины передней панели покрыты рояльным лаком, а декоративная панель изготовлена из алюминиевого сплава. Получившееся сочетание весьма удачно и, в данном случае, выглядит уместным. В качестве альтернативы предусмотрена черная защитная сетка, полностью закрывающая блестящую панель.
Как вы можете видеть по приведенным фотографиям, ширина передней панели больше, чем корпус. С одной стороны, это делает более отличительным дизайн колонок, с другой - позволяет снять ограничения в размерах НЧ-динамика. Таким образом, при ширине корпуса в 16 сантиметров удалось использовать НЧ-головку с диаметром диффузора 12 сантиметров.
В качестве пищалки производитель использует купольный твитер. Диаметр купола составляет 28 мм. Диаметр полипропиленового диффузора среднечастотной головки, включая подвес, составляет 12 см. Гибкий подвес изготовлен из резины и тактильно очень мягкий. Магнитные системы обоих динамиков имеют экранирование.
Акустическое оформление колонок выполнено по фазоинверторной схеме. Два порта ФИ выведены на заднюю панель и расположены в нижней части. Для фазоинверторов предусмотрены поролоновые заглушки.
На лицевой стороне расположен индикатор питания, который в режиме работы загорается синим цветом. Настроек частоты среза фильтров в колонках не предусмотрено. На задней панели каждой из колонок расположен выключатель питания, регулятор громкости, а также два входа - RCA (небалансный) и XLR (балансный).
Управление громкостью возможно также с помощью пульта ДУ. Пульт управления оснащен экранчиком, на котором отображаются регулируемые параметры. Кроме регулироки уровня громкости, доступна установка часов и режима мгновенного отключения звука (Mute).
Перейдем к измеренным графикам АЧХ тестируемых колонок, полученных пропусканием через тестируемую систему логарифмически плавающего синуса (swept sine).
При измерениях используется программно-аппаратный комплекс RightMark™ Audio Analyzer PRO.
Все измерения проводятся в одинаковых условиях. Акустически заглушенная комната (стены, потолок: 15 мм минеральная плитка + 50 мм звукоизоляция Izover KT 40-50, деревянный каркас с резиновой виброразвязкой от стен). Без стоячих волн на тестовых сигналах, с минимальным равномерным реверберационным полем.
Измерительный микрофон Earthworks M50. Паспортные данные:
- серийный номер: 9291C
- чувствительность на 1 кГц: 26,4 мВ/Па
- неравномерность АЧХ в диапазоне 20 Гц - 20 кГц: 0,2 дБ
- неравномерность АЧХ в диапазоне 3 Гц - 50 кГц: +1/-3 дБ (спад с 45 кГц)
График АЧХ монитора, измеренный на оси ВЧ-динамика
Судя по нашим измерениям, АЧХ монитора неплохая. Неравномерность составляет ±5 дБ в диапазоне 48 Гц - 25 кГц. Нижняя граница рабочего диапазона составляет 50 Гц.
Графики АЧХ монитора, измеренные при разных положениях микрофона
Как видно из приведенных спектрограмм, при смене положения микрофона относительно оси ВЧ-динамика изменения в АЧХ наблюдаются лишь в среднечастотной области. На высоких частотах падение амплитуды минимальное. Таким образом, говорить о направленности звучания колонок TV200B не приходится.
Графики АЧХ, измеренные в разных режимах
Наличие поролоновых заглушек, безусловно, правильное решение. Измерения показывают отличия в отдаче по низким частотам. При закрытии обоих портов ФИ, амплитуда сигнала уменьшается на частоте 50 Гц на 4 дБ, одного - 2 дБ.
Далее, мы приводим спектр сигнала, измеренный на контрольных частотах.
Спектр сигнала, воспроизводимого монитором при подаче частоты 50 Гц
Спектр сигнала, воспроизводимого монитором при подаче частоты 75 Гц
Спектр сигнала, воспроизводимого монитором при подаче частоты 100 Гц
Спектр сигнала, воспроизводимого монитором при подаче частоты 150 Гц
Спектр сигнала, воспроизводимого монитором при подаче частоты 300 Гц
Спектр сигнала, воспроизводимого монитором при подаче частоты 500 Гц
Спектр сигнала, воспроизводимого монитором при подаче частоты 750 Гц
Спектр сигнала, воспроизводимого монитором при подаче частоты 1 кГц
Спектр сигнала, воспроизводимого монитором при подаче частоты 2,5 кГц
Спектр сигнала, воспроизводимого монитором при подаче частоты 5 кГц
Результаты измерений мониторов Velton Maestro TV200B можно считать вполне нормальными. Хотя в спектре сигнал присутствуют гармоники высших порядков, их амплитуда не критична.
При тестировании качества звучания мы подключали акустику Velton Maestro TV200B к профессиональным звуковым картам ESI Juli@ и EMU 1616M по балансному и небалансному соединению.
При балансном подключении у колонок наблюдается перегрузка по входу, которая выражается в виде хрипов в такт музыки. Для предотвращения хрипов приходится снижать уровень в карте, примерно, на 10 дБ. Как вы знаете, у балансных выходов карты ESI Juli@ стандартный фиксированный уровень +4 dBu. Регулировка уровня громкости в мониторах не влияет на перегрузку, так как производится в цифровом виде уже после входного каскада. Выставленный уровень -10 dBV в случае EMU 1616M частично решает эту проблему, однако в пиках похрипывание все-таки происходит. Проблема полностью исчезает при снижении выходного уровня с карты. В паспорте на колонки можно увидеть, что для балансного соединения входная чувствительность составляет всего 0,5 В, тогда как стандарт для профессиональной аппаратуры 1,23 В (+4 dBu). Чувствительность входа для небалансного соединения заявлена в 540 мВ, при бытовом стандарте на сигнал линейного уровня 312 мВ. При подключении по RCA никаких перегрузок не наблюдается, так как вход имеет запас по перегрузке.
Наличие пульта - идея замечательная, однако управление с его помощью требует определенных условий. Например, при регулировке общей громкости пульт должен быть направлен одновременно на обе колонки, в противном случае, регулируется только один канал. О том, что вы "попали", просигнализирует индикатор питания на колонке. Есть другой вариант регулировки громкости. Сконфигурировав необходимые параметры общей громкости и отдельно каждой колонки, ориентируясь при этом на цифры экранчика пульта, кнопкой send можно послать параметры на каждую колонку, одновременно или по отдельности.
На наш взгляд, качество звучания Velton Maestro TV200B находится на высоком уровне, который соответствует лучшим моделям полноразмерной компьютерной акустики. Очевидных недостатков не наблюдается. В целом, звучание достаточно сбалансированное, без перепадов качества в каком-либо частотном диапазоне.
К достоинствам следует отнести, в первую очередь, качество средних частот. Звучание в этом диапазоне открытое и комфортное. Большое значение имеет отсутствие явных тембральных искажений. Между тем, в нижнем диапазоне средние частоты играют немного хуже верхней области. Так как НЧ-динамик имеет небольшие размеры, звучание здесь менее проработано и является несколько специфическим.
Что касается определения качества НЧ-диапазона, здесь стоит учитывать ваше требование к насыщенности звучания в этом регистре. На наш взгляд, количества низких частот достаточно. Однако, учитывая отсутствие регуляторов тембра, добавить НЧ будет невозможно. Таким образом, любителям насыщенного баса можем порекомендовать использовать с TV200B активный сабвуфер. По количеству низких частот TV200B немного уступает аналогичным по форм-фактору моделям, по причине меньших размеров используемых НЧ-динамиков и невозможности добавить их регулятором. Возможно, подобное сравнение не совсем корректно, но в связи с высокой стоимостью TV200B имеет право на существование. Что касается фазоинверторов, то они, безусловно, работают. Это хорошо демонстрируют наши измерения. Характерный бубнящий оттенок выражен незначительно и, к счастью, не носит навязчивый характер.
Хочется заметить, что описание недостатков носит ознакомительный характер и не является вердиктом. Звучание колонок, повторяем, находится на высоком и современном уровне. Чего действительно не хватает колонкам, так это регуляторов тембра. По крайней мере, одного точно недостает. При поднятии ВЧ-диапазона посредством програмного эквалайзера в области 1 - 20 кГц на 2-6 дБ звучание становится более полноценным.
Не принимая во внимание высокую стоимость акустики, в отношении качества звучания следует признать Velton Maestro TV200B удачным экземпляром. А ответить на вопрос, стоит ли TV200B своих денег, каждый может только сам для себя, в связи со своими приоритетами. С одной стороны, оправданием может послужить дорогой дизайн, отдельный усилитель, качественные динамические головки, использование пульта ДУ. С другой стороны - качество звучания не имеет явного преимущества по отношению ко всем топовым моделям конкурентов.
Профессиональное использование Velton Maestro TV200B возможно. На фоне слабеньких младших моделей от брендов профессионального оборудования, TV200B выглядит уверенно. Между тем, завышенные цены на профессиональное оборудование - это особенность российского рынка, что вынуждает многих домашних музыкантов искать варианты среди активной компьютерной акустики.
Акустика Velton Maestro TV200B предоставлены
на тестирование компанией OST-COM
Григорий Лядов (grigory@ixbt.com)
Опубликовано 1 ноября 2007 г.