TASCAM US-322 и US-366 недорогие звуковые USB-интерфейсы для мобильной звукозаписи
Максим Лядов
Новые недорогие интерфейсы TASCAM US-322 и US-366 были представлены на выставки NAMM 2013 и сейчас уже доступны в продаже. Модели выполнены на базе унифицированной платформы с аппаратным эффект-процессором. Отличия в количестве каналов - последние две цифры в названии отражают полное количество каналов. В то время как по числу аналоговых каналов младшая модель двухканальная, старшая - четырёхканальная. Чтобы подчеркнуть отличия ещё сильнее, производитель ограничил младшую модель режимом 96 кГц, в то время как у старшей доступны все режимы, включая 192 кГц. Внутренняя начинка и преобразователи при этом полностью совпадают.
Цвета моделей различаются: TASCAM US-322 серебристая, TASCAM US-366 с бронзовым отливом. Верхняя и нижняя крышка сделаны из алюминия, все ручки также алюминиевые. Рама пластиковая, за счёт чего интерфейсы получились лёгкими, это важно при мобильном использовании. Все детали надежно скреплены между собой 16 шурупами. Ничего не болтается, не люфтит. Конструкция монолитная. Регуляторы ходят хорошо, не цепляют за корпус. Регулировка наушников и мониторов сделана раздельной и независимой. Интерфейсы питаются от шины USB.
Есть индикаторы наличия сигнала и перегрузки. Подробные пикметры имеются в контрольной панели, выполненной в виде виртуального микшера. Он вызывается на экран компьютера специальной кнопкой MIXER PANEL. Входы имеют независимую подстройку и свой регулятор панорамы в микшере. Входные TRS разъемы рассчитаны на балансный и небалансный источник сигнала. Один из входов может работать как гитарный. Фантомное питание включается одновременно для обоих микрофонных XLR входов. Выходы на наушники достаточно мощные, 18+18 мВт на нагрузке 32 Ом. Высокоомные наушники Beyerdynamic DT990 PRO также не выявили проблем - хватает и запаса по громкости, и с низкими частотами всё в порядке.
Отметим, что балансные TRS выходы в младшем интерфейсе продублированы небалансными RCA выходами. В старшем вторая пара RCA выходов выполнена независимой и может работать в режиме входа. Таким образом, TASCAM US-366 становится четырехканальным.
Микрофонные входы имеют фирменную схемотехнику TASCAM HDDA (High Definition Discrete Architecture). Предусилители действительно реализованы на дискретных элементах и не используют готовые интегрированные микросборки или ОУ. В понятие HDDA производитель вкладывает расширенный частотный диапазон и низкие искажения.
АЦП AKM AK5359 динамический диапазон 102 дБ, Кг+шум -94 дБ, ЦАП AKM AK4384 динамический диапазон 106 дБ, Кг+шум -94 дБ. Тот же самый ЦАП можно увидеть в недавно протестированном бюджетном интерфейсе Roland DUO-CAPTURE EX.
Интересно, что и АЦП, и ЦАП поддерживают 24 бит 192 кГц. Таким образом, ограничение в 96 кГц в младшей модели чисто программное, на уровне драйверов. Если учесть, что в режиме 192 кГц в старшей модели половина выходов не работает, потеря этого режима не велика.
Модель TASCAM US-366 имеет снизу дополнительные переключатели: выбор активного цифрового интерфейса и режима работы RCA разъемов - вход или выход. Переключатель MODE переводит интерфейс в режим STEREO MIX, который может быть полезен при онлайн трансляциях.
Контрольная панель US-366 имеет большее число каналов. В остальном никаких отличий между двумя моделями нет. К интерфейсу US-366 можно подключить ножную педаль, например TASCAM RC-3F.
Эффекты аппаратные. К сожалению, можно накладывать только один из всех эффектов DYNAMICS EFFECTS плюс REVERB. То есть, одновременно DE-ESSER и EQ наложить нельзя. В режиме 96 кГц работает либо DYNAMICS, либо REVERB. В режиме 192 кГц эффекты не работают.
Качество ревербератора напомнило микшерные пульты с цифровым процессором 20-летней давности. Очень слабо применимый эффект устаревшего уровня качества. А вот динамическая обработка произвела намного лучшее впечатление. Единственное замечание: для LOW секции EQ больше подошел бы обрезной фильтр с большей крутизной спада.
ASIO-диагностика
Features:
Input channels: 2
Output channels: 2
Input latency: 286
Output latency: 287
Min buffer size: 49
Max buffer size: 49
Preferred buffer size: 49
Granularity: 0
ASIOOutputReady - not supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - supported
88200 Hz - supported
96000 Hz - supported
176400 Hz - not supported
192000 Hz - not supported
Input channels:
channel: 0 (ch 1) - Int32LSB
channel: 1 (ch 2) - Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (ch 1) - Int32LSB
channel: 1 (ch 2) - Int32LSB
Показана диагностика ASIO возможностей US-322. У старшей модели 176400 и 192000 Гц поддерживаются, а количество каналов 6х6.
В настройках драйвера имеется возможность изменить размер ASIO буфера. По умолчанию буфер 256 семплов, что даёт приличную задержку 28 мс. В режиме сниженной задержки, 128 и 49 семплов, задержка падает до 20 и 14 мс. Оставшийся буфер, по видимому, нужен для аппаратного микшера.
Отчет о тестировании в RightMark Audio Analyzer
Результаты тестирования вход на выход подтверждают паспортные параметры АЦП, 102 дБ сигнал/шум.
Тестируемое устройство | TASCAM US-322 |
Режим работы | 24-bit, 44 kHz |
Звуковой интерфейс | ASIO |
Маршрут сигнала | External loopback (line-out - line-in) |
Версия RMAA | 6.3.0 |
Фильтр 20 Гц - 20 кГц | ДА |
Нормализация сигнала | ДА |
Изменение уровня | -0.7 дБ / -0.6 дБ |
Режим МОНО | НЕТ |
Частота сигнала калибрации, Гц | 1000 |
Полярность | правильная/правильная |
Общие результаты
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ | +0.14, -0.09 |
Очень хорошо |
Уровень шума, дБ (А) | -100.5 |
Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) | 100.3 |
Отлично |
Гармонические искажения, % | 0.0011 |
Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -92.4 |
Очень хорошо |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.0031 |
Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -100.6 |
Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.0032 |
Отлично |
Общая оценка | Отлично |
Подробный отчёт о тестировании в режиме 24 бит 44 кГц
Для устройства данной категории измеренные параметры весьма неплохие.
Неравномерность АЧХ |
Уровень шума |
Гармонические искажения |
Тестирование записи
Мы записали кардиоидный вокальный микрофон Neumann TLM102, который полностью раскрывает возможности бюджетных интерфейсов. Звучание нормальное, профессионально применимое. Окраса у микрофонного предусилителя не заметно. Однако запаса по усилению нет. При записи с микрофона с запасом по перегрузке регулятор входа приходится выкручивать на максимум.
Тестирование воспроизведения
Запаса громкости в высокоомных наушниках Beyerdynamic DT 990 PRO хватает, проблем с басом нет. Мы сравнили звучание с интерфейсом E-MU 0204 на ЦАП AKM4396. Использовались мониторы ADAM S2.5A. Небольшой перевес в сторону E-MU 0204, однако большой разницы в звучании не отмечено. Оба интерфейса на AKM, поэтому звучат очень похоже. Обе карты TASCAM US-322 и US-366 показали себя достаточно удобными в эксплуатации. Единственный момент, было бы лучше иметь прорезиненные ручки с более чётким обозначением текущего положения уровня. Блестящие алюминиевые регуляторы смотрятся более эффектно и придают фирменный внешний вид, но они уместнее в бытовой аппаратуре.
Заключение
Безусловно, главная особенность интерфейсов TASCAM US-322 и US-366 - доступная цена. Новинки продаются приблизительно по 8600 руб и 10100 руб. За эти же деньги можно приобрести аналогичные недорогие интерфейсы, но моделей со встроенным аппаратным эффект процессором за такую цену практически не найти. Отсутствие MIDI входов и выходов делают интерфейсы наиболее применимыми именно для мобильной звукозаписи. Нам понравились отдельные, не совмещённые разъемы с возможностью полноценного балансного подключения. Микрофонные предусилители имеют +48В фантомное питание, что позволяет подключить пару конденсаторных микрофонов и записать без окраса, для дальнейшей обработки в секвенсоре. В комплекте идёт Cubase LE, который позволяет сразу же приступить к работе, а в дальнейшем можно сделать льготный апгрейд до одной из полных версий Cubase 7.
на тестирование интерфейсы TASCAM US-322 и TASCAM US-366