Активные студийные мониторы ближнего поля M-Audio Studiophile SP-5B

Наверняка для многих не секрет, в чем отличие студийных мониторов от всей прочей акустики. Как мы уже писали в статье Активные мониторы ближнего поля Event Project Studio 6, мониторы в первую очередь отличаются достоверным и правильным звучанием. Прежде всего это необходимо в студиях для работы над музыкальным материалом.

Сегодня мы рассмотрим активные мониторы ближнего поля Studiophile SP-5B от Midiman. Производитель знаком нашим читателям по весьма удачной (недорогой и качественной) профессиональной звуковой карте M-Audio Audiophile 2496.

На этот раз компания Midiman, владелец торговой марки M-Audio, привлекает к себе внимание не менее любопытным изделием. К характерным особенностям модели Studiophile SP-5B стоит отнести относительно невысокую стоимость (чуть менее $500 за пару), небольшие габариты, раздельное усиление и подключение ВЧ- и НЧ-головок (bi-amping и bi-wiring), качественное звучание и оригинальное исполнение твитеров. Более подробно обо всем этом чуть ниже.


Активные мониторы ближнего поля M-Audio Studiophile SP-5B

В продаже мониторы SP-5B можно встретить в красивой упаковочной коробке стандартного исполнения, для изделий под маркой M-Audio: с левой стороны находится вертикальная полоса с названием, справа — фотография изделия. В комплекте идут две активные колонки, шнуры питания и кратенькое руководство пользователя.

Давайте посмотрим на технические характеристики мониторов ближнего поля Studiophile SP-5B заявленные производителем.

Тип Двухполосные активные мониторы ближнего поля
ВЧ-динамик 2,5 см (1"), купол из натурального шелка, шарнирное крепление, магнитное экранирование
НЧ-динамик 13,3 см (5,25"), резиновый подвес, магнитное экранирование
Мощность
ВЧ-усилителя
33 Вт
Мощность
НЧ-усилителя
42 Вт
С/Ш 100 дБ в полосе 20 кГц
Диапазон воспроизводимых частот 33 Гц — 22 кГц
Частота среза кроссовера 2700 Гц
Материал корпуса МДФ, ламинированный винилом
Размеры 166 х 250 х 200 мм
(Ш х В х Г)
Вес 5 кг (каждая колонка)

При установке мониторов на рабочий стол не возникает проблемы с поиском свободного места. Размеры колоночек позволяют расположить их на столе без особых трудностей. Говоря о положении мониторов относительно положение слушателя, важно отметить, что прежде всего мониторы должны быть развёрнуты непосредственно на точку, где находится голова слушателя. В свою очередь желательно, чтобы эта точка образовывала с мониторами равносторонний треугольник. При этом, ось каждого из высокочастотных динамиков должна быть нацелена на уши слушателя. Все это необходимо при работе над звуком для того, чтобы более точно отслеживать огрехи и неточности с целью их дальнейшего устранения.


Мониторы M-Audio Studiophile SP-5B рядом с 17" монитором

По этому поводу хочется рассказать об интересной шарнирной конструкции крепления ВЧ-динамика (твитера). Сама высокочастотная головка помещена в герметичный корпус, который вращается в любую сторону с ограничением по углу в 20 градусов.


Оригинальная шарнирная конструкция крепления ВЧ-динамика (твитера)

Сама по себе конструкция ни в какой степени не ухудшает звучание, а является как приятным бонусом призванным помочь проблеме точного нацеливания твитеров на уши слушателя. Теперь не придётся точно выбирать высоту подставок и угол ориентации всей колонки. Достаточно лишь повернуть ВЧ-динамик, и дело с концом.

На практике, ВЧ-динамик у мониторов не имеет ярко выраженной диаграммы направленности, так что особой точности в ориентации твитеров не требуется. Однако, данная возможность нам весьма понравилась. Может быть эффективность подобного инженерного решения и не столь высока, но само осознание того, что ВЧ-динамики направлены правильно и амплитудно-частотные искажения минимизированы, очень ободряет.


Специальная формованная поверхность диффузора сделана для увеличения жёсткости и снижения искажений в переходной зоне

Не менее интересен СЧ-динамик. Конус диффузора изготовлен из оригинального формованного материала, чем-то напоминающего наклеенную на бумагу пружину из очень тонкой проволоки. Гибкий подвес сделан из мягкой резины. Диффузор среднечастотника огибает металический обруч. Вероятнее всего он применён из дизайнерских соображений. В его верхней части встроен индикатор питания, который в рабочем режиме горит красивым фиолетовым цветом. Материал корпусов, естественно, дерево (если точнее, МДФ). Толщина стенок корпуса составляет 16 мм. Для таких габаритов колонок и размеров динамиков такая толщина вполне оправдана.

Единственным небольшим недостатком мониторов, пожалуй, является расположение отверстия фазоинвертора на задней панели. Как вы понимаете, по этой причине колонки не получится поставить вплотную к стене. Придётся отставить мониторы от ближайшей вертикальной преграды хотя бы на 20 см. Но это лишь скромная плата за такие небольшие габариты мониторов и их функциональность.


Задняя панель корпуса имеет абсолютно одинаковый
внешний вид для обеих колонок

Задняя панель выполнена стандартно: разъем питания (отдельный на каждой колонке), выключатель питания, регулятор громкости, два линейных входа. Подключение осуществляется двумя способами: через разъем ХLR (только балансное подключение) и TRS-джек (возможно как балансное, так и не балансное подключение). Входная чувствительность, заявленная производителем, составляет 200 мВ. Это позволяет подключать источники даже с нестандартно слабым уровнем линейного сигнала. Естественно, наилучший вариант подключения студийных мониторов к компьютеру — через микшерный пульт.

На предоставленной в паспорте мониторов блок-схеме изображен двухполосный усилитель с кроссовером четвертого порядка. На входе стоит регулятор уровня и фильтр инфранизких частот.


Блок-схема двухполосного усилителя одной из колонок

(Подобная же схема усилителя применяется в любых других высококачественных студийных мониторах. К примеру, во вдвое более дорогих Event 20/20 bas, стоящих в нашей звуковой тестовой лаборатории).

Субъективные тесты: прослушивание и сравнение с Event 20/20 bas

При прослушивании мониторов Studiophile SP-5B использовалась профессиональная звуковая карта Waveterminal2496, которая обычно служит референсом во всех наших тестированиях.

Небалансное подключение осуществлялось от карты к мониторам напрямую, посредством использования профессиональных микрофонных проводов Proel, со штатными позолоченными TRS-разъёмами Proel. Качество звучания определялось путем сопоставления со звучанием студийных мониторов ближнего поля Event 20/20 bas. Эта акустика (топ-модель линейки мониторов фирмы Event), среди мониторов в категории до $1000 многими признана референсной.

В целом звучание можно охарактеризовать, как очень хорошее. После включения музыки даже не верится, что играют именно эти колонки, а не стоящие рядом вдвое более дорогие Event. Очень непривычно, что колоночки таких размеров, как Studiophile SP-5B, могут так превосходно играть. С момента их первого включения на протяжении всего времени тестирования никаких особенных недочетов в звучании не выявилось, не смотря на все наши придирчивые вслушивания. Даже на высокой громкости мониторы не издают ни намёка на посторонние шумы и призвуки.

Как уже было сказано выше, шарнирная конструкция крепления ВЧ-головки также полностью себя оправдывает.

Немного о специфике звучания данной модели. Среднечастотный динамик играет немного компрессировано, несколько подчёркивая средние частоты (именно подчёркивая, а не выпячивая их). Благодаря хорошей чувствительности колонок, возможна работа даже при невысоком уровне громкости. Для домашней музыкальной студии это очень важный параметр.

Самый нижний слышимый диапазон НЧ (от 20 до 40 Гц) практически отсутствуют, зато и искажений на этих частотах нет. И в этом большая заслуга фильтра инфранизких частот на входе. В отличие от сравнимых по размерам различных Hi-Fi полочников, делающих жалкие потуги по воспроизведению глубокого баса, тестируемые мониторные колонки играют честно, воспроизводя только ту полосу частот, которая возможна при их габаритах и размере динамика. За счёт этого мощность на теряется, а звучание получается чистым и подчёркнутым, без бубнения и призвуков. Для мониторной акустики это как раз то, что нужно. В деле формирования басов мониторы, безусловно, сильно выручает фазоинвертор. Низкие частоты не такие глубокие, как у мониторов Event, но на слух всё же очень приличные.

Далее мы провели довольно эксклюзивное тестирование, испытав мониторы в реальной ситуации. После сведения композиции из девяти дорожек (test.mp3, 634 кбайт) на мониторах Studiophile SP-5B, мы прослушали конечный wav-файл на мониторах Event 20/20 bas. Сделали мы это для того, чтобы более точно выяснить — где конкретно SP-5B может нас подвести. Тест показал, что небольшие огрехи возникли только при подборе и отстройке тембра бас-гитары (VST-инструмент VirtualBass). На Event партия баса зазвучала немного не с тем тембром и характером, какой задумывался. Впрочем, для студий обычная практика отслушивать композиции в процессе работы на различной акустике — от самой дорогой напольной, до дешёвых переносных бумбоксов и даже компьютерных колоночек.

Таким образом, для работы над композициями в электронных и современных танцевальных стилях в домашних и бюджетных студиях Studiophile SP-5B подойдут как нельзя кстати. А вот классику и джаз лучше мониторить при записи и сводить на чём-то более навороченном. Впрочем, тестируемые мониторы на такие сверхзадачи и не претендовали. Зато успешно справились с теми, на которые они и были рассчитаны.

Объективные тесты: измерения АЧХ и КГИ

Измерения проводились по единой методике разработанной нами программой RMAA AE 3.4. Для генерации сигнала использовалась профессиональная звуковая карта ESI Waveterminal 2496 с неравномерностью АЧХ -0,01/+0,07 дБ. Показания снимались специальным измерительным микрофоном Behringer ECM8000.


График АЧХ и КНИ мониторов ближнего поля Studiophile SP-5B


Обратите внимание на приведенные графики АЧХ и КНИ. Во всем рабочем диапазоне частот неравномерность АЧХ выглядит плавной линией, без резких пиков и провалов. И это очень показательно.

Уровень искажений также превосходен — он нигде не превышает значения 1% (-40 дБ). Заметьте, что на графике нет провала, характеризующего на стыке характеристик НЧ- и СЧ-динамиков. График в этом частотном диапазоне ровный, а уровень искажений в этой области не велик, что подтверждает мысль об отлично спроектированной схеме кроссовера.


График АЧХ из спецификаций на мониторы Studiophile SP-5B
(обратите внимание, нижняя граница 200 Гц, о чём написано микроскопическими цифирьками)

А вот график АЧХ, приведенный производителем. Очень высока вероятность того, что производитель тестировал мониторы «розовым шумом». В отличие от использованного нами «плавающего синуса», данный метод измерения не позволяет точно измерить работу колонок в НЧ-диапазоне, но зато не так требователен к условиям измерений (к слову, мы измеряли АЧХ в специально подготовленной заглушенной комнате). Именно поэтому график в спецификации начинается от 200 Гц. Однако, характеристика, измеренная нами, и паспортная, имеют схожий вид.

Так как в качестве сравнения при субъективном тестировании применялись студийные мониторы Event 20/20 bas, здесь мы решили привести небольшое сравнение.




Мониторы Studiophile SP-5B против референсных Event 20/20 bas
(в реальной жизни разница по низким частотам не такая существенная)


Как и ожидалось, Studiophile SP-5B уступают мониторам Event лишь в области низких частот. Однако, в реальных условиях басов у Studiophile, конечно же, будет больше. Дело в том, что значительная их часть потерялась из-за расположения отверстия фазоинвертора на задней стенке корпуса, а следовательно поглощения идущих оттуда басов звукоизоляцией измерительной камеры, а измерительный микрофон, в отличие от ушей человека, является узконаправленным. У колонок Event отверстие выведено вперёд, они в этом плане находятся в более выигрышном положении.

Выводы

Студийные мониторы ближнего поля Studiophile SP-5B на протяжении всего тестирования проявили себя как очень достойная акустика для домашней/бюджетной студии (home/project studio) или для энтузиастов правильного звука. Небольших размеров, легко умещающиеся на любом рабочем столе, эти мониторы способны решить практически все звуковые задачи за весьма умеренную цену. Шарнирный механизм крепления твитера облегчает решение проблемы с расположением мониторов по высоте и углу направленности, позволяя нацелить их точно на слушателя.

Плюсы

  • качественное звучание;
  • небольшие габариты;
  • балансное или небалансное подключение;
  • XLR и TRS входные разъёмы;
  • ручка подстройки чувствительности;
  • шарнирная конструкция твитера;
  • невысокая стоимость.

Минусы

  • фазоинвертор на задней панели;
  • только вертикальное рабочее положение колонок;
  • отсутствие ножек.

Послесловие

Не так давно компания Midiman заявила о выпуске под маркой M-Audio бОльших по габаритам (а следовательно и с лучшими басами), но и более дорогих, мониторов ближнего поля Studiophile SP-8B, а также студийных сабвуферов Studiophile SP-8S. Так что, тем, кто не решается покупать Studiophile SP-5B именно из-за не полностью воспроизводящихся басов, можно будет в последствии докупить сабвуфер, если он реально потребуется. На самом деле для работы над звуком излишние басы не то, что не нужны, а даже и вредны — глубокие низкие частоты, играющие на протяжении долгого времени, часто вызывают утомляемость.

Для желающих обзавестись для домашней студии сразу комплектом студийных колонок с сабвуфером, можно порекомендовать VideoLogic Sirocco Pro. Правда по цене это обойдётся вдвое дороже, чем Studiophile SP-5B, то есть под $1000. Ещё более качественный вариант — Event 20/20 bas + Event 20/20/15 studio subwoofer. Правда, по цене это уже обойдётся свыше $2000. И даже это ещё не предел цены и качества…

Всё ещё не можете понять, почему Studiophile SP-5B так дорого стоят? Лично у нас после знакомства с ними возник прямо противоположный вопрос. :)




Активные мониторы ближнего поля M-Audio Studiophile SP-5B
любезно предоставлены на тестирование компанией Мультимедиа Клуб


Григорий Лядов (xgrigory@ixbt.com)
Максим Лядов (maxim@ixbt.com)

Опубликовано — 4 июля 2002 года