M-Audio NRV10
аналоговый микшер 8х2, FireWire-интерфейс 10х10, эффект-процессор, VST-хост
Микшерный пульт M-Audio NRV10 был представлен на 121-й Конвенции AES (октябрь 2006, Сан-Франциско). Это весьма необычное устройство, так как объединяет в себе аналоговый микшерный пульт с цифровам многоканальным интерфейсом. В отличие от многих аналоговых пультов, с добавленным USB или Firewire интерфейсом, NRV10 создан специально для работы в связке с компьютером.
Для компьютера NRV10 представляет собой 10 x 10 цифровой интерфейс. По словам производителя, продукт сочетает преимущества цифрового многоканального интерфейса и аналоговой регулировки. В комплекте идёт диск с демо-версией Pro Tools 7 M-Powered, но благодаря ASIO интерфейсу микшер совместим и с другими популярными редакторами/секвенсорами, не привязанными к конкретному железу.
NRV10 имеет аналоговый микшер 8 x 2 со встроенным 10 x 10 24 бит 96кГц цифровым FireWire-интерфейсом. Входные каналы: четыре микрофонных моно и два линейных стерео, отдельно оцифрованный сигнал с каждого из которых можно направить на индивидуальный трек в секвенсоре (например, Pro Tools 7.3 M-Powered и Ableton Live 6). В обратную сторону каналы идут также по отдельности для мониторинга, микширования и обработки без использования CPU компьютера. Встроенные средства мониторинга убирают необходимость изменения уровней каналов при записи и воспроизведении. Две имеющихся шины позволяют направить сигнал на внешний процессор или создать отдельный микс на наушники.
Объединение аналогового микшера и цифрового интерфейса в едином продукте позволяет с успехом использовать NRV10 и для концертных выступлений. Используя только компьютер, сложно быстро подправить микс на выступлении - найти нужный регулятор и временно добавить громкости какому-то инструменту. NRV10 позволяет решить эту проблему, так как поканальные регуляторы всегда под рукой. Кроме того, в микшер встроен собственный эффект процессор, позволяющий включить обработку без долгих манипуляций с программными эффектами и их отстройкой в компьютере.
Другие применения NRV10 для живых выступлений. Можно добавить посыл сигнала метронома барабанщику в наушники. Также можно запрограммировать события automation по изменению эффектов и других параметров на лету для каждой отдельной части композиции. Для танцевальной музыки, секция мониторинга предлагает отдельное предварительное прослушивания в наушниках в диджейском стиле, перед тем как пустить сигнал в основной микс. Для использующих софтовые синтезаторы, NRV10 можно подключать к ноутбуку и MIDI контроллеру. Одновременно можно делать многоканальную запись концерта, при этом каждый инструмент пишется на свою дорожку.
NRV10 содержит предусилители M-Audio Octane. Входные каналы имеют балансный 1/4" TRS вход, балансный микрофонный с фантомным питание XLR вход (каналы 1–5), 1/4" посыл/возврат (каналы 1-4), ползунковые регуляторы уровня, 3-полосный EQ (80Гц, 2.5кГц, 12кГц), регулируемый мониторный микс, регулируемый посыл на эффекты, панорама/баланс, 12-сегментрый индикатор уровня. Имеются также две шины моно посыла и стерео возврата. Выход - балансный как на XLR, так и на 1/4" разъемах. Независимая регулировка общего уровня для главного микса, контрольной комнаты и наушников, а также функция предпрослушивания перед подачей на главный микс для танцевальной музыки.
Микшер имеет встроенную секцию эффектов из 16 видов, что особенно полезно для живых выступлений или репетиций. Среди эффектов ревер, дилей, фленжер, хорус, тремоло, и т.п. плюс 16 вариаций каждого из них и индикатор перегрузки.
В дополнении к встроенным эффектам в комплекте идет софт interFX, расширяющий возможности микшера и позволяющий применять компрессор, экспандер/гейт и два VST-эффектов на каждый канал. Так что можно не ограничиваться встроенными эффектами и накладывать свои любимые программные плагины. Пресеты микшера можно сохранять и вызывать.
"NRV10 - это отсутствовавшее звено для компьютерной звукозаписи", - говорит Адам Кастилло, директор по маркетингу M-Audio. "Он позволяет музыкантам плавно переходить от репетиций к записи, редактированию, микшированию без всяких перекоммутаций кабелей. А возможность мнокоганального возврата с компьютера превращает в пустяк задачу переноса студии на сцену. В свою очередь interFX позволяет вам использовать ваши любимые VST плагины вживую. И, наконец, совместимость с Pro Tools M-Powered отражает наше стремление дать музыкантам успешное целиком законченное решение."
Тестирование
Контрольная панель NVR10 имеет три режима отображения, отличающихся расположением на экране и компактностью. Нет никаких настроек пикметров и регуляторов уровня. Смысл только в индикации сигнала входных и выходных каналов Firewire интерфейса.
Из настроек имеется только ASIO/WDM буфер. Диагностика ASIO (RMAA 6 PRO) Device: M-Audio FW ASIO Features: Sample rate: Input channels: Output channels: Большой интерес представляет приложение interFX, которое позволяет накладывать прилагающиеся и любые другие VST плагины.
Тестирование в RMAA 6 PRO
В данном тесте сигнал подавался через Firewire-интерфейс и брался с входа Main Mix, таким образом имитировалась задача микширования цифровых каналов с последующим сбросом микса в файл. Видно, что в этом случае сигнал проходит через цепочку ЦАП-АЦП, что сказывается на качестве. Особый интерес вызывает график спектра синуса 1 кГц @ -3 дБ. Мы видим здесь артефакты цифровой природы при микшировании. Это не наводки, так как спектр шума чист, и не зашкаливание, так как гармоники не пропадают при снижении амплитуды сигнала, а просто плавно снижаются пропорционально амплитуде. После -16 дБ по абсолютному значению, гармоники становятся меньше уровня шума. Для ответственных задач, таких как сведение фонограммы, такое качество цифрового микширования, да ещё и прохождение через ЦАП-АЦП, микшер можно назвать непригодным. На слух, при звучании 16-битных фонограмм, эти артефакты не выявляются. Можно сказать, что для живых выступлений и репетиций качество вполне на уровне. Такая же ситуация при подаче аналогового сигнала и снятии микса с аналогового выхода. Несмотря на высокие параметры по сигнал/шуму, КГИ остается на уровне 0,003%. КГИ+шум равнозначен динамическому диапазону при 15-битной разрядности.
К счастью, при оцифровке сигнала таких проблем нет.
Однако тестирование с применением референсного интерфейса Lynx Aurora 8 выявило относительно высокий уровень джиттера сигнала. Посмотрим сперва на синусоиду 12 кГц при прохождении сигнала через ЦАП и АЦП внутренного интерфейса микшера. Кроме закономерного подъема шумового порога по сравнению с отдельными тестами входа и выхода, особых проблем не наблюдается. Далее взглянем на графики спектра при подачи сигнала на NRV10 и снятии с аналогового выхода пульта.
Характерная "юбка" вызвана низкочастотным джиттером, а симметричные боковые полосы - это продукты субмодуляции от синусоидальных составляющих джиттера. Чем это грозит? Искажениями на высоких частотах, коррелированных с сигналом и потерей детальности. При субъективной оценке сравнение производилось с E-MU 1616M. Использовались мониторы ADAM S2.5A и LynxStudio Aurora 8 в качестве референса, а также коммутатора сигнала на мониторы. Звук NRV10 можно назвать вполне профессиональным, без ощутимых на слух искажений. Изделие M-Audio немного уступает по детальности и качеству стереопанорамы.
Максим Лядов |