KRK ERGO

KRK ERGO — необычное комбинированное устройство, сочетающее Firewire-аудиоинтерфейс, автономный звуковой маршрутизатор и DSP для коррекции проблем помещения. ERGO — аббревиатура Enhanced Room Geometry Optimization, «расширенная оптимизация геометрии комнаты».

При рекомендуемой цене $799 (в США), устройство позиционируется для музыкантов, ди-джеев, энтузиастов и профессионалов. Другими словами, для тех, кто не всегда работает в идеальных условиях.

Как поясняют сами создатели, их система коррекции не занимается выравниванием АЧХ, а лишь нейтрализует резонансы помещения на низких частотах.

Технические характеристики KRK ERGO:

  • Firewire-аудиоинтерфейс 4 входа/6 выходов;
  • отдельный выход на наушники с выделенным регулятором;
  • DSP 400 МГц Blackfin;
  • частоты коррекции 20-500 Гц;
  • фильтр 1024 tap FIR
  • ЦАП AKM 4396;
  • 118 дБ сигнал/шум;
  • Кг+шум -100 дБ (0,001%).

Устройство способно работать в двух основных вариантах использования: полноценный многоканальный аудиоинтерфейс и автономный маршрутизатор сигналов с регулировкой громкости. В первом случае KRK ERGO предоставляет цифровой вход, два линейных моновхода, четыре линейных моновыхода и выход на наушники.

Для регулировки громкости используется аналоговый аттенюатор с цифровым управлением. Мы сравнили его работу с имеющимся в нашей студии пассивным аналоговым аттенюатором. Никаких претензий к KRK ERGO в прямом сравнении у нас не возникло. Более того, цифровое управление устройства KRK дает более точный контроль, без неизбежного для резисторов перекоса баланса между каналами при длительной эксплуатации.

KRK ERGO пригодится в студиях, где есть две пары мониторов, а также в случае стереомониторов плюс сабвуфер. Не забываем и про отдельный выход для наушников.

В комплекте поставляется микрофон и ПО для калибровки. Калибровка возможна только при подключении компьютера по FireWire. Первое измерение осуществляется в точке расположения слушателя. Далее, необходимо сделать от 3 до 9 измерений в разных точках комнаты при разном расположении микрофона. Эта информация используется для осреднения и последующего расчета коэффициентов фильтра с записью в память устройства. После процесса калибровки подключение к компьютеру не требуется. Устройство можно подключить к существующей звуковой карте по цифре или аналогу, и при этом компенсация помещения будет работать.

Выбранный способ компенсации внушает доверие. Во-первых, вместо традиционного 8-10 полосного эквалайзера использован цифровой фильтр, работающий в ограниченной полосе частот, до 500 Гц. Это дает возможность более точной и целевой коррекции проблем. Во-вторых, отсутствует поднятие АЧХ. Это как минимум не заставляет работать в режиме убитого звучания с повышенным количеством искажений. В-третьих, помимо частотной заявлена фазовая компенсация. Все перечисленные принципы понятны и известны давно, но реализация решает всё.

Драйвера поставляются в комплекте на USB-флэшке объемом 128 МБ. Калибровка занимает значительное количество времени. В памяти устройства имеются два слота — для мониторов A и B. Компенсация помещения легко включается и отключается отдельной кнопкой, что позволяет оценить работу технологии ERGO. Мы откалибровали полночастотные мониторы ADAM S2.5A, размещенные в нашей контрольной комнате, с выполненной акустической обработкой всех стен, пола и потолка.

Перед тестированием технологии в деле, на конкретном имеющемся сетапе у автора статьи был скептический настрой. Помещение не имело выраженных на слух резонансов, а по измерениям АЧХ мониторов на НЧ всегда имелась ровная кривая. На практике помещение достаточно приспособлено для работы. Тем больше было удивление при активации технологии ERGO. Устройство действительно прибрало излишний акцент на НЧ, сделав выбранный готовый микс более сбалансированным. Возникло ощущение, что скомпенсировалось не помещение, а сами мониторы стали лучше звучать. Хотя, конечно, на низких частотах всегда звучит система мониторы+помещение. И даже если приложить максимум усилий по акустическому оформлению помещения, то неизбежно останется избыток НЧ от переотражения от стола или микшерной консоли. Эта проблема достаточно успешно решается регулировкой количества НЧ на самих мониторах. Однако решение, предлагаемое KRK, — безусловно, более адресное и современное.

Измерения АЧХ с включенной и выключенной компенсацией показали, что действительно, примитивного выравнивания АЧХ не произошло. Внесена лишь небольшая коррекция в сторону уменьшения спектра в определенных областях НЧ. Мы не приводим график измерений, так как он не вносит ясности о работе технологии и может несколько сбить с толку. Здесь просто следует учитывать, что уши человека воспринимают не только прямой сигнал, но и отраженный, в том числе пришедший с запозданием. Звуковая картина в помещении — весьма сложная. Слуховой аппарат человека устроен и работает ещё сложнее. Именно поэтому, простые методы компенсации, вроде выравнивания АЧХ эквалайзером, не эффективны.

К качеству воспроизведения FireWire-аудиоинтерфейса нет претензий. К счастью, аудиочасть не является неким ущербным дополнением, пригодным лишь для воспроизведения тестового сигнала. Наоборот, производитель решил не экономить и поставить старшую модель ЦАП AKM с 120 дБ сигнал/шум. Устройство порадовало хорошим звуком, на уровне остальных устройств с аналогичной качественной начинкой. Но ещё больше удовольствия приносит большой удобный регулятор громкости. Изменение уровня происходит чрезвычайно плавно, работать одно удовольствие.

Производитель на своем сайте говорит о том, что в воздухе витает идея создания варианта ERGO для многоканальных конфигураций. А нам, со своей стороны, хотелось бы видеть ещё более доступный вариант устройства, возможно, с урезанной функциональностью. Жаль, если высокая цена устройства сделает его доступным лишь для профессионалов.




KRK ERGO предоставлены на тестирование
дистрибуторским центром PROAUDIO.RU

30 января 2009 г.
Максим Лядов