DSD-рекордер KORG MR-1000 с поддержкой DSD 2.8/5.6 МГц и PCM 24/192
Запись в формате DSD, на первый взгляд, кажется уделом исключительно крупных студий с мировым именем. Однако существуют продукты, способные изменить это мнение. Например, как минимум два интересных DSD-рекордера есть у компании KORG. Младшая модель, MR-1, — сверхкомпактный рекордер для журналистов и репетиционной звукозаписи. Старшая модель, MR-1000, — бескомпромиссный вариант для студийных применений. В статье пойдет речь именно о старшей модели.
KORG MR-1000 предназначен для стационарного и мобильного использования. Производитель советует использовать устройство в студии: для архивного хранения финальных миксов, записи микса с аналогового пульта. Аппарат также подойдет и для выездной звукозаписи, подкастинга и живых выступлений. Как видно, охвачен практически весь спектр возможных применений.
Рекомендованная розничная цена устройства составляет $1499. В России розничные цены могут быть выше MSRP, на западе — ниже.
Большой плюс устройства в том, что наряду с DSD поддерживаются все высокие форматы PCM, вплоть до 24/192. Таким образом, рекордер становится более универсальным. Записи в PCM-формате можно впоследствии обработать, а при необходимости получения результата в DSD, сконвертировать в этот формат комплектной утилитой.
Надо особенно отметить, что в DSD-режиме поддерживается не только 2,8 МГц (SACD), но и двукратно более высокая частота 5,6 МГц.
Электроника MR-1000 не разочаровала:
ЦАП — Cirrus Logic CS4398, АЦП — Texas Instruments Burr-Brown PCM4202.
PCM4202 имеет два режима — 64fs, 128fs. Благодаря этому KORG MR-1000 позволяет выбрать частоту DSD: 2,8 МГц либо 5,6 МГц. Последний вдвое превышает частоту SACD.
PCM выход:
- Dynamic Range 118 дБА
- THD+N -105 дБ
DSD выход (64fs):
- Dynamic Range 115 дБА
- THD+N -102 дБ
Сравним с DSD-рекордером Tascam DV-RA1000, вышедшим гораздо раньше. Там применялся АЦП Burr Brown PCM1804 (112 дБА, -102 дБ), ЦАП DSD1792 (>123 дБА PCM).
Показатели АЦП у KORG лучше, при этом у Tascam есть поддержка только DSD 2.8 МГц. По цене KORG MR-1000 в точности соответствует изделию Tascam. Последний может похвастать DVD+R/RW, а KORG — возможностью работы от батарей.
Для стационарного использования в комплекте идет адаптер сети переменного тока. MR-1000 соединяется с ПК посредством USB 2.0. Устройство НЕ может работать в качестве звукового USB-интерфейса для ПК. Запись, как и воспроизведение, ведётся только на внутренний HDD. Объем диска 40 Гб, пользователю доступно 32,2 Гб. Устройство имеет свою ОС с возможностью обновления.
Коммутация — выходы RCA и XLR, входы комбо XLR/TRS. На передней панели — выход на наушники.
Управление в меру интуитивно. Существует «волшебная» папка AUDIO, исключительно из которой и больше не откуда устройство может проигрывать файлы, загруженные с ПК. Записываемые файлы сохраняются в виде файла данных и файла проекта, куда заносятся метки останова во время записи. Поддерживаются форматы WAV(BWF), DSDIFF, DSF и WSD. Последние три — варианты DSD формата, выбор которых определяется совместимостью с нужным софтом. Так, DSDIFF могут воспроизводить ноутбуки Sony VAIO с поддержкой технологии Sound Reality.
В проаудио-сообществе мнения по поводу DSD-формата разделяются на две диаметрально противоположные точки зрения. Одни полны восторга и восхищения по поводу прогрессивности и аналоговости формата, с агрессией противопоставляя DSD — формату PCM. Вторые выражают недоумение и задаются вопросом оправданности его применения.
В комплекте с DSD-рекордерами KORG идет программа AudioGate (работающая только при наличии подключенного к компьютеру рекордера).
Мы заинтересовались качеством конвертации PCM-файлов в DSD и обратно. Заодно хотелось посмотреть на объективные отличия между форматами, без влияния каких-либо аналоговых цепей.
График АЧХ не выявляет разницы. PCM 16 44 отфильтрован в процессе преобразования в 24 96 с частотой среза 20 кГц для возможности построения спектра в том же окне.
График шума в отсутствии сигнала показывает, что в DSD-модуляции применен агрессивный нойз-шейпинг для повышения динамического диапазона в слышимой части спектра. Реальные SACD имеют такой же подъем на ультразвуке.
Говорить о расширенном диапазоне SACD можно только в том смысле, что он используется для маскировки шума модулятора, а не для сохранения «воздуха» записи. Существует несколько похожих видов кривых нойз-шейпинга (они пронумерованы буквами английского алфавита). Выбрать их можно при конвертации, например, в утилите DSD-мастеринга Philips Audio Format Converter. При этом интегральные параметры сигнала существенно меняются. RMS шума в полосе может варьироваться от 120 дБА до 90 дБА, что хуже показателей CD-DA даже с равномерным TPDF-дизерингом.
Как видно, DSD-сигнал находится примерно в середине между PCM-форматами 16/44 (CD) и 24/96 (DVD-Audio).
DSD 5,6 МГц имеет существенное преимущество перед 2,8 МГц. По крайней мере, в случае 2,8 МГц параметры самого формата уже могут ограничивать возможности преобразователей.
В тестах искажений (Кг, Кии CCIF) определяющее влияние на параметры, опять же, имеет кривая шума.
PCM 24 бит 96 кГц | DSD 2.8 МГц | DSD 5.6 МГц | |
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 20 Гц - 20 кГц), дБ |
+0.00, -0.00 | -0.06, +0.01 | -0.02, +0.01 |
Уровень шума, дБ (А) | -149.4 | -112.7 | -117.2 |
Динамические диапазон, дБ (А) | 133.2 | 113.0 | 117.0 |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) |
-128.2 | -110.4 | -114.4 |
Интермодуляционные искажения + шум, % |
0.0002 | 0.0007 | 0.0005 |
Параметры PCM высокого разрешения объективно превосходят DSD. Данные по PCM для искажений в реальности ещё выше, они стремятся к уровню шума. Принижение результата происходит из-за фиксированного коэффициента весового окна Кайзера. Подавления боковых лепестков в ~160 дБ для идеального цифрового сигнала 24 бит уже не хватает, поэтому на спектре возникают артефакты вокруг тестового тона.
Подробные параметры сигнала в каждом режиме доступны по ссылкам в шапке таблицы результатов.
Мы задались целью проверить гипотезу о «воздухе» в записи, чтобы проверить рекламные утверждения. Цель тестирования: сопоставление качества звучания DSD 2.8 МГц vs. DSD 5.6 МГц vs. PCM 2496.
Если исходить из утверждения, что DSD сохраняет «воздух» — мельчайшие детали и естественный тембр записи, то можно поставить такой эксперимент. Записать в формате DSD с последующей конвертацией в PCM. Либо произвести обратную операцию — записать в PCM с конвертацией в DSD. Разница должна быть слышна, и не в пользу формата, в который произошла конвертация. Запись велась на микрофоны RODE NT1000 (широкомембранный вокальный микрофон) и на Earthworks M50 (hi-def микрофон с 50 кГц диапазоном). Наиболее интересен и доступен к повторению тест с записью звона монеты, падающей на твердую поверхность. Запись получается очень чистой, а по спектроанализатору имеет высокие основные тона вплоть до 25 кГц.
Сравнение оригинала с конвертированным фрагментом производилось на активных мониторах ADAM S2.5A. С рекордера выводился полноамплитудный сигнал по балансному интерфейсу через пассивный резистивный аттенюатор. С сожалением приходится сообщить, что никаких отличий в качестве обнаружено не было. Запись всех фрагментов, PCM, DSD, PCM-DSD, DSD-PCM была одного и того же высочайшего качества без нареканий, но и без каких-либо аналоговых эффектов или артефактов. Зачастую SACD релизы обладают (и субъективно, и объективно) недостатком высоких частот и каким-то «рафинированным» звучанием. Возможно, такая обработка осуществляется намеренно, для выделения DSD-фонограмм среди остальных. Также возможно, что KORG MR-1000 не обладает специальным генератором «воздуха» и аналоговости (теплого тухлого звука) на основе DSP. В любом случае, такие результаты нас, скорее, обрадовали.
5 февраля 2008 г.Максим Лядов