Infrasonic Quartet
Волну эйфории от устройств с шиной USB и Firewire можно считать прошедшей. Типичные минусы внешних звуковых интерфейсов: низкая функциональность, бюджетные преобразователи, слабая аналоговая часть, медленный отклик и нарекания на стабильность работы с определенными конфигурациями оборудования. Всё это зачастую перевешивает кажущиеся преимущества от внешнего исполнения и способность горячего подключения. В то же время производители не думают отдавать рынок на откуп внешним интерфейсам и предлагают в борьбе за кошелек покупателя всё более функциональные внутренние карты на PCI/PCIe с лучшим соотношением цена/качество.
Infrasonic Quartet — одно из таких решений, претендующих на полноценную замену внешнему многоканальному интерфейсу с микрофонными и прочими входами/выходами. Благодаря своей функциональности Quartet также составляет конкуренцию традиционной звуковой карте с подключенным внешним микшером.
По сути, Infrasonic Quartet — это развитие идеи интересной четырехканальной карты Audiotrak MAYA44, эволюционировавшей до ESI MAYA44. По нашей информации, в данный момент компания Infrasonic не является частью компаний ESI или Audiotrak, и наоборот.
Quartet выполнена по той же схеме, что и MAYA44 — конфигурация аналоговых входов 4х4. Разъемы — по-прежнему стереоджек, TRS, небаласные, уровень -10 dBV. Это позволяет легко подключить наушники и бытовую аппаратуру, через переходник на стерео миниджек.
Один линейный вход имеет возможность переключения в режим микрофонного предусилителя с +48 В и фильтром против бубнения на НЧ (low cut, 75 Гц), второй — в режиме гитарного входа. Оба линейных выхода равноправны и способны работать на наушники, без необходимости переключения в режим низкоимпедансной нагрузки.
Среди аппаратных сильных сторон новинки — новые, очень перспективные конверторы, AKM AK4620B, которые мы уже видели в ECHO Audiofire 4 и RME Fireface 400.
AK4620A позиционируется для профессиональных звуковых карт, DAW и другой аппаратуры. Кодек поддерживает форматы вплоть до 24 бит 192 кГц как на запись, так и на воспроизведение, сигнал/(шум+искажения) составляет 100 дБ, динамический диапазон — 113/115 дБА.
У внутренних карт PCI прослеживается определенная зависимость спектра собственного шума от наводок по цепям питания, проблем с землей и других факторов. Производитель карты Quartet говорит о применении собственной технологии "US-PSB class I" (Ultra Stable Power Supply Block) для фильтрации поступающего питания. Её суть в применении специальной схемы на дискретных элементах, вместо обычно применяемых интегрированных стабилизаторах питания. В дополнении к этому, введена схема плавной подачи питания, "Slow slope ON", для защиты мониторов и наушников от щелчка при включении ПК.
Заявлена защита разъемов от цифровых наводок толстой металлической пластиной, что вызывает некоторые сомнения — карты без подобной защиты показывают параметры не хуже. Отметим скорее эстетическое назначение, плюс повышение жесткости конструкции.
Необычного вида выходные разъемы снабжены резьбой и пластмассовыми гайками, которые служат для укрепления карты в слоте и противодействию потенциальных проблем при коммутации.
Отметим правильное расстояние выходных разъемов друг от друга, позволяющее подключить широко распространенные прорезиненные TRS-разъемы Proel. Для сравнения, у карты Juli@ с этим серьёзные проблемы — разъемы подключить невозможно, подходят только Neutrik или новые Proel с уменьшенным диаметром.
Отметим WordClock BNC-коннекторы, которые позволяют синхронизировать карту с другими устройствами. Помимо этого, на переходнике с плоского разъема имеются интерфейсы S/PDIF и MIDI.
Подача фантомного питания на микрофонном входе зажигает желтый светодиод на брекете, рядом с входным разъемом.
Вместе с тем, отсутствие +4 dBu и балансных разъемов снижает профессиональную ценность карты и выдает ориентацию на домашнюю студию и применение для широкой сферы общих задач. Например, карта предоставляет долгожданную для многих возможность одновременного подключения колонок и наушников, без применения внешнего микшера или необходимости постоянного переключения проводов.
Микшер
Контрольная панель традиционно пытается разместить все возможные настройки на одном экране.
Регулировка громкости выходных каналов и уровня мониторинга возможна с шагом 0.5 дБ, ввести точное значение уровня вручную — невозможно. Вместе с тем отметим пикметр, который показывает точное значение уровня сигнала до десятых долей дБ.
Одна из главных рекламируемых особенностей карты — матричный микшер FREE Mixer. FREE — аббревиатура от Flexible Routing Enhanced Engine — усовершенствованное ядро с гибкой маршрутизацией [сигналов]. Имеются по 8 входных/выходных моно каналов на ASIO и WDM интерфейсы. Сигнал можно произвольно направлять на другие виртуальные каналы и физические входы/выходы, регулируя громкость посыла в сабмиксе. Возможно, технология по-настоящему развернется при наличии большего числа каналов. Пока же это скорее любопытная возможность, дальнейшее развитие идеи DirectWire в сторону профессиональных возможностей.
Не избежать сравнений с матричным микшером TotalMix звуковых интерфейсов RME. В последнем намного больше каналов, что многократно повышает полезность — можно создать полноценный сабмикс, а регулировка уровня возможна не только в обычном микшере, но и в самой матрице, что гораздо удобнее.
Важное примечание! Версия драйверов под Vista в момент тестирования не имела в своем составе FREE Mixer.
Измерения
Карта Infrasonic Quartet измерялась при подключении к входу LynxTWO, для выяснения потенциала качества аналогового выхода.
Тестируемое устройство | Infrasonic Quartet |
Режим работы | 24-bit, 44 kHz |
Звуковой интерфейс | ASIO |
Маршрут сигнала | External loopback (line-out - line-in) |
Версия RMAA | 6.0.5 PRO |
Фильтр 20 Гц - 20 кГц | ДА |
Нормализация сигнала | ДА |
Изменение уровня | 0.2 дБ / 0.2 дБ |
Режим МОНО | НЕТ |
Частота сигнала калибрации, Гц | 1000 |
Полярность | правильная/правильная |
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ | +0.03, -0.28 |
Очень хорошо |
Уровень шума, дБ (А) | -108.8 |
Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) | 108.8 |
Отлично |
Гармонические искажения, % | 0.0012 |
Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -93.1 |
Очень хорошо |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.0025 |
Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -106.4 |
Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.0022 |
Отлично |
Общая оценка | Отлично |
Детальный отчёт Infrasonic Quartet
К результатам значения сигнал/шум можно прибавить 1,5 дБ, так как для согласования по стандартному уровню -10 dBV, который имеет Lynx, пришлось снизить уровень сигнала именно на эту величину оверхэда. Получается 110,2 дБ сигнал/шум — отличный результат для небалансного подключения с бытовым уровнем сигнала! Нет сомнений, будь соединение балансное, с уровнем +4 dBu, получились бы ещё более высокие параметры. Такие высокие цифры в абсолютном выражении значат мало, но они показывают культуру и класс схемотехники.
Спектр шума в отсутствии сигнала лишен намека на наводки.
Спектр шума Infrasonic Quartet
Спектр шума Creative X-Fi Elite Pro в тех же условиях
Для проверки работы технологии фильтрации питания мы поставили вместо Infrasonic Quartet карту X-Fi Elite Pro (старшая модель линейки, цена $300), обладающую по паспорту впечатляющими 116 дБ сигнал/шум благодаря флагманским ЦАП CS4398 и адекватной остальной аналоговой части. Хотя по шуму получаются примерно те же интегральные цифры, спектр карты Creative уступает по чистоте. Конечно, даже такой спектр — это отличный результат. Невозможно услышать не связанные с сигналом шумы, лежащие по уровню ниже шума квантования 16-битного сигнала.
Спектр гармоник в тесте искажений — типичен для устройств на AK4620B и совпадает с данными производителя, где приведены спектры с незабвенным логотипом Audio Precision. Но в данном случае, мы ожидали увидеть гораздо худшие результаты — ведь линейный выход способен работать с наушниками. Это грозит применением мощного ОУ и других дополнительных элементов, что, скажем мягко, не может добавить качества. К счастью, по измерениям с этим всё в порядке. Последнее слово останется за прослушиванием.
Качество мониторинга
Прослушивание при прямом подключении к ADAM S2.5A показало высокое профессиональное качество Infrasonic Quartet. Тембры — натуральные, атака и стереопанорама — в норме. Было предпринято прямое попеременное сравнение с Juli@ и E-MU 1616M. Отличия между всеми тремя устройствами весьма малы. Infrasonic Quartet как минимум не хуже Juli@, подключенной по балансу. Предпочтения автора остаются за E-MU 1616M. Следует учитывать, что если отличия совершенно незначительны на высококачественных мониторах $5000/пара, то на бюджетной акустике различий не будет, как бы этого не хотелось некоторым.
Выход на наушники тестировался при подключении Beyerdynamic DT-250 (80 Ом) и Sennheiser HD600 (300 Ом). Громкость в наушниках достаточная при положении выходного уровня карты в -5..-6 дБ, так что имеется запас по громкости. Усилитель на наушники Quartet cравнивался с таковым у пульта Behringer UB502 и выход на наушники E-MU 1616M в микродоке. Особенной разницы в звучании не отмечено, в хорошем смысле этого слова. Потерь НЧ при прослушивании не отмечено. Звучание Quartet адекватное, натуральное. Лучшим запасом по громкости обладает микшерный пульт UB502. Цена решения ESI Juli@ + недорогой пульт оказывается сравнимой или выше, чем у карты Quartet. При этом интегрированное изделие Infrasonic лишено удобного регулятора громкости и возможности микширования, но обладает фантомным питанием и вдвое большим количеством раздельных каналов на запись и воспроизведение.
Выводы
Infrasonic Quartet — очень интересная карта, с хорошим потенциалом на российском рынке, недорогая и функциональная. Для многих покупка этой карты будет оптимальной в категории устройств до $200. Основная целевая аудитория пользователей — домашние музыканты и энтузиасты качественного звука, которым нужно простое и удобное в эксплуатации устройство.
20 сентября 2007 г.
Максим Лядов