VSTi-семплер HALion от Steinberg

Этот обзор открывает серию статей, посвященных профессиональным музыкальным программам. Подобные обзоры рассчитаны на подготовленных читателей, занимающихся музыкальным творчеством на компьютере.

Сегодня речь пойдет о программном 32-битном семплере HALion, который является VST-инструментом или коротко — VSTi.

VSTi представляет собой программный синтезатор звука, который генерит звук на лету по MIDI-дорожке и имеет отдельный аудиовыход (или несколько выходов) в секвенсоре для назначения различных эффектов. Аналог VSTi в ASIO ориентированных приложениях — технология DXi в DirectX-приложениях.

На сегодняшний день музыканты, широко использующие VST-инструменты, работают в секвенсорах Cubase и Nuendo. Семплер HALion может быть «подцеплен» в любом из этих двух приложений.

HALion поддерживает семплы различного формата, что делает его универсальным и очень удобным в работе инструментом. Поддерживаются PCM wav-файлы вплоть до 24/96, банки семплов для VST-инструментов LM-4, LM-9 (с заголовком в txt), формат драм-лупов Propellerhead ReCycle (REX, REX2) и формат пресетов секвенсеров Steinberg (fxp, fxb). Кроме всего перечисленного, семплер читает и конвертирует в свой формат широко распространенные и незаменимые форматы GIG и AKAI. Важно то, что HALion импортирует их корректно, с сохранением всей информации о семплах. Ну и, дабы не обидеть обладателей коллекций банков SoundFont, реализована возможность импорта sf2.

С практической стороны из всего сказанного в предыдущем абзаце следует выделить основное — возможность импорта семплов GIG и AKAI (не секрет, что наиболее качественные семплы можно найти именно в этих форматах). Если сказать проще, то в лице HALion мы получаем полноценный VST-инструмент, который воспроизводит семплы GIG и AKAI. Тут же возникает вопрос: а чем не устраивает программный семплер Gigastudio?

В первую очередь, Gigastudio уступает в удобстве использования. К примеру, редактирование семплов реализовано в отдельной программе, что неудобно. Хотя Gigastudio имеет неплохой набор эффектов, повесить эффекты секвенсора на каждый MIDI-канал в отдельности затруднительно. Впрочем, это все-таки дело личных предпочтений. Об удобствах HALion речь пойдёт ниже.

Прежде чем перейти к более подробному описанию семплера, перечислим некоторые приятные и интересные изменения, появившиеся с выходом свежей версии HALion 1.11:

  • оптимизация под PentiumIII, PentiumIV, Athlon;
  • корректное импортирование семплов формата REX2;
  • возможность загружать несколько FXP-файлов одновременно;
  • добавлена регулировка качества ресемплинга (три градации Fast/Good/Best);
  • при импортировании семплов других форматов информация LFO сохраняется;
  • внесены различного рода небольшие исправления и добавлены облегчающие работу возможности.

Итак, начнем. При выборе опции редактирования VSTi-инструмента, открывается основное окно семплера HALion.


Семплер HALion, вкладка Macro

Это главный вид семплера, озаглавлен он как Macro. Здесь отражены основные регулируемые параметры загруженных в HALion семплов. По умолчанию в семплере «ничего нет» и на данном скриншоте в окнах настроек красуются No Sample.

Клавиатура имеет десять с половиной октав. С помощью специальной команды масштаб клавиш можно по желанию регулировать. В левой стороне под окошком, в котором демонстрируется выбранная в данный момент программа (загруженный вами семпл), расположены регуляторы параметров фильтра и его огибающей. Фильтр имеет четыре стандартные конфигурации. Крутизна спада всех фильтров составляет 12 дБ на октаву, а фильтр низких частот — 24 дБ/октаву.

Ещё правее расположены регулировки формы сигнала и его огибающей. В правом нижнем углу расположены настройки высоты звучания семпла.

Все настройки, которые расположены на вкладке Macro, являются общими для выбранного инструмента. Но, зачастую, инструмент представляет собой соединение множества семплов, которые порой необходимо регулировать отдельно от всех остальных. Такая возможность здесь так же присутствует. Но об этом ниже.

Следующая вкладка Chan/Prog. На ней отображаются загруженные семплы различных инструментов, их принадлежность к MIDI-каналам и выходу используемого секвенсора. Интересно то, что использовать одновременно можно 16 программ (инструментов), но в секвенсоре отдельно назначаемых каналов только восемь (они отображены в выпадающем меню).


Семплер HALion, влкадка Change/Program

Другими словами HALion имеет только восемь независимых выходов, на которые, в свою очередь, можно вешать эффекты секвенсора. Причем четыре из них — всего лишь моно. Но если этого окажется мало, можно назначить ещё один HALion. В приложении он будет значиться, как HALion2, благо Cubase SX позволяет использовать до 32 VST-инструментов одновременно (Cubase 5.1 предоставляет 8 инструментов). Вот, только, мощности современных компьютеров больше чем на три HALion-а вряд ли хватит. Да это и не особенно нужно в реальных задачах.

Следующая вкладка — Keyzone представляет собой один из наглядных редакторов семплов. На данном скриншоте открыт инструмент контрабаса.


Семплер HALion, вкладка Keyzone

Как вы видите, инструмент имеет несколько семплов. Здесь очень удобно осуществлено изменение параметров любого из них. От уровня Velocity (вертикальная шкала от 0 до 127), до регулирования переходов от одного семпла к другому при их наложении (fade, pitch).

На следующей вкладке, Waveloope, немного иное представление этих же семплов. Что также позволяет наглядно редактировать выбранный в настоящий момент семпл.


Семплер HALion, вид Waveloop

На данном скриншоте выбран все тот же семпл контрабаса. Параметры, которые подвластны редактированию, стандартные: начало и конец воспроизведения, fade in и fade out.

Cледующая вкладка, под названием Env/Filter, не менее интересна.


Семплер HALion, вид Envelope/Filter

Она представляет собой как раз то, о чем мы говорили в начале. Это возможность раздельной регулировки некоторых параметров каждого (!) семпла. Также, как и на вкладке Macro, четыре стандартных типа фильтра, огибающая фильтра, огибающая самого семпла и его основные параметры.

Ещё больше регулировок, как отдельных семплов, так и всего инструмента, доступно на следующей вкладке — Mod/Tune.


Семплер HALion, вкладка Modulation/Tune

Эта страница разделена на два подраздела. В левом — Modulation, нетрудно заметить три вертикальных столбца, работающих по следующей схеме: в правом столбце Destination назначается регулируемый параметр, в следующем, центральном столбце Amount, выставляется уровень регулировки, и, наконец, в столбце Source назначается источник. В правом разделе, LFO, доступны регулировки, аналогичные тем, что расположены на первой вкладке Macro. Опять же, отличие в том, что регулировать можно не только весь инструмент, но и отдельно выбранный в нем семпл.

Итак, мы добрались, до последней вкладки — Options, на которой располагаются некоторые глобальные настройки.


Семплер HALion, вкладка Options

Наибольший интерес в этом окне семплера вызывает раздел Import Options. Как раз здесь и происходит импортирование различных совместимых форматов семплов. После клика на кнопке Import ext.Format и выбора затем Select a Device, вы попадаете в небольшое меню. В нем вы указываете один из четырех форматов импортируемых семплов.


Семплер HALion, вид Options, импортирование семплов с диска в формате AKAI

Достаточно вставить в CD-привод диск в формате семплера AKAI, и семплер распознает и позволит импортировать любой инструмент (как известно, диски AKAI имеют несовместимую с Win32 файловую систему). После выбора нужного пункта, вы попадаете в удобнейшую просматривалку семплов. После чего найденный вами нужный семпл или вся партиция (Partition) импортируется в любую созданную вами папку. При этом совершенно все равно, где она будет находиться на жестком диске.

С импортированием аудиофайлов примерно аналогичная ситуация. Их также можно предварительно прослушать.


Семплер HALion, вид Options, импортирование wave-файлов

Тут же, на вкладке Options, можно выставить время и объем используемой оперативной памяти на предварительную загрузку семплов в зависимости от мощности вашего компьютера.

Впечатления от использования

Говоря о впечатлениях, нужно отметить в первую очередь то, что использование семплера HALion не только позволяет более качественно писать музыку, но и значительно облегчает эту процедуру. Если раньше от одной только мысли, что придется использовать Gigastudio (по причине более качественных семплов) становилось грустно, теперь про неё просто можно забыть.

Поначалу, работать с HALion непривычно. Но после десятка часов работы осваиваешься, и становится более чем удобно. В качестве примера можем продемонстрировать композицию, написанную нами с помощью двух загруженных в Cubase SX семплеров HALion.

Flute Drawing 192 кбит/с, 16 бит, 44100 кГц, стерео, 3,6 Мбайт.

В качестве секвенсора использовался не раз упоминавшийся Сubase SX. На наш взгляд, это самое мощное приложение из всех существующих на сегодня. В написании композиции не были использованы готовые лупы. Все прописано вручную с помощью мыши и MIDI-клавиатуры, включая партию барабанов.

Выводы

Использование HALion позволяет создавать композиции с высоким качеством, экономя ваше драгоценное время, а кроме того, можно не заботиться о проблемах «стыковки» Cubase с его VST-плагинами и Gigastudio, которая требует отдельное GSIF-совместимое устройство. При этом сам процесс работы над семплами и их подбор становится не таким уж сложным и муторным занятием. Все в семплере интуитивно понятно и нацелено только на облегчение работы. Возможно, HALion не отвечает абсолютно всем потребностям, но в сравнении с конкурирующими приложениями, семплер HALion стоит, пожалуй, выше на порядок.

Всем, кто занимается написанием музыки и ещё не знаком с этой находкой, всячески рекомендуем к использованию. И ещё одно. Знакомство лучше всего начинать с прочтения руководства. HALion — это не та вещь, которая осваивается «методом научного тыка».

Нам остаётся только напомнить, что кроме качественного звучания важна и музыкальная ценность ваших идей и творческих замыслов.

19 сентября 2002 г.
Григорий Лядов