Активные студийные мониторы Focal CMS 65
Максим Лядов
Focal Professional торговая марка французского производителя Focal-JMLab, одного из крупнейших в мире производителей бытовой и профессиональной звуковой аппаратуры. Это производитель профессиональной студийной акустики номер один во Франции, в тройке в Европе, в десятке в мире.
Мониторы CMS были объявлены в 2008 году. Аббревиатура CMS расшифровывается как Compact Monitoring System, то есть "миниатюрные мониторы". Они предназначены для профессиональных и домашних студий, там, где требуется компактность и простота установки. Линейка состоит из трех моделей и субвуфера.
В 2010 году мониторы Focal CMS 65 получили престижную награду профессиональной прессы M.I.P.A. 2010 как лучшие студийные мониторы ближнего поля, обойдя Genelec 8260A и JBL LSR2300.
Все мониторы активные, двухполосные. Диаметр вуфера отражен в названии и составляет 6.5", 5", 4". Необычными являются литые аллюминиевые корпуса из двух половинок с резьбовым соединением. Прямо в корпусах нарезана резьба для стандартных креплений. В комплекте идут резиновые коврики для установки мониторов на поверхность. Также выбраны очень необычные динамические головки, на которых нужно остановиться подробно.
На русскоязычном сайте Focal Professional поленились перевести материалы о фирменных технологиях на русский язык. Восполняем этот пробел. Алюминий-магниевые твитеры вогнутой формы, по мнению производителя, способствуют точному аналитичному звуку и глубокой звуковой сцене, а высокие частоты динамичные и детальные. Линейность АЧХ обеспечивает нейтральный звук. Импульсный отклик очень быстрый, с очень коротким временем установления и быстрым затуханием. Верхний предел АЧХ твитера достигает 28 кГц по уровню -3 дБ.
Главное преимущество вогнутого твитера - в оптимизации механического соединения катушки и купола. Обычный выпуклый твитер присоединяется только по краям. Вогнутый твитер подсоединяется к середине купола и излучает колебания всей поверхностью. Также производитель говорит о преимуществах перед ленточными излучателями по равномерности звукового поля. В комплекте с мониторами идёт сменный фазовыравнивающий колпачок.
Материал диффузора вуфера - Polyglass (дословно "полимеро-стекло"), разработка Focal. Как следует из названия, это комбинация полимера и стекла. Polyglass представляет собой вплавленные стеклянные микрогранулы в конусообразную поверхность из гибкой целлюлозы. По заявлению производителя, твердость этого материала превосходит однослойный кевлар и более чем в 10 раз лучше, чем у полипропилена (популярного материала для недорогих диффузоров). Это позволяет избежать изгибных колебаний, для того чтобы диффузор работал в поршневом режиме.
Характеристики
Диапазон частот (+/-3дБ) : | 45Гц - 28кГц |
Максимальный SPL : | 112дБ (пиковое на расстоянии 1м) |
Входы : | Balanced 20 кОм / Unbalanced 47 кОм разъемы XLR/RCA |
ВЧ усилитель: | 60Вт RMS, класс AB |
LF усилитель: | 100Вт RMS, класс AB |
Регулировки : | - Чувствительность входа, +4 dBu / 0 / -10 dBV - Аттенюация громкости, -66 дБ / 0 дБ - Регулятор high-pass filter, idle / 45 / 60 / 90Гц (12дБ/окт.) - Регулятор LF Shelving, 0 / -4 / -2 / +2 дБ - Регулятор HF Shelving, 0 / -4 / -2 / +2 дБ - Режекторный фильтр(160Гц), adjustable, 0/-2 /-4 /-6 дБ - Выключатель питания, выбор напряжения - На передней панели кнопка STANDBY/ON |
Индикаторы : | Питание STANDBY Перегрузка |
Вуфер : | 6.5" диффузор из Polyglass |
Твитер : | вогнутый купол, алюминиево-магниевый сплав |
Экранирование : | подавляющий магнит |
Корпус : | усиленный и заглушенный кабинет из литого алюминия |
Покрытие : | фактурное, черная порошковая краска |
Размеры с шипами : | 358.5 x 241 x 231мм - (14.1" x 9.5" x 9.1") |
Размеры со стойками: | 368.5 x 241 x 231мм - (14.5" x 9.5" x 9.1") |
Вес нетто : | 10.5 кг |
Размер динамика Focal CMS65 по подвесу - 13,5 см. Производители указывают не фактические размеры динамика, а диаметр, соответствующий отверстиям под крепежные болты. Такая ситуация с любым производителем. 7" мониторы ADAM A7/A7X имеют в точности такой же размер динамика 13,5 сантиметров, что составляет 5.5".
Защитные сетки динамиков - съемные, в комплекте идёт специальное приспособление для этой операции.
Измерения АЧХ
При измерениях используется программно-аппаратный комплекс RightMark™ Audio Analyzer PRO. Также применяется измерительный микрофон Earthworks M50, с паспортными данными:
- серийный номер микрофона: 9291C
- чувствительность микрофона на 1 кГц: 26,4 мВ/Па
- неравномерность АЧХ микрофона в диапазоне 20 Гц — 20 кГц: 0,2 дБ
- неравномерность АЧХ микрофона в диапазоне 3 Гц — 50 кГц: +1/−3 дБ (спад с 45 кГц)
Focal CMS 65
положении всех регуляторов
Мы измеряли мониторы на стальной стойке на шипах в свободном пространстве. АЧХ имеет рекордно низкую неравномерность. По паспорту 45 Гц - 28 кГц. В области высоких частот 28 кГц могут быть достигнуты только при снятом фазовыравнивающем колпачке, однако от этого возрастает неравномерность на ВЧ и ухудшается равномерность звукового поля. Так что реальный частотный диапазон в 20 кГц более полезен на практике.
регулятора High Frequency Shelving
Регулятор High Frequency Shelving представляет собой фильтр с частотой среза 4,5 кГц для коррекции насыщенности ВЧ. Регулировка +2 дБ рекомендуется производителям в сильно заглушенных контрольных комнатах, а настройки -2 и -4 в обычных жилых помещениях.
регулятора Low Frequency Shelving
Регулятор Low Frequency Shelving представляет собой фильтр с частотой среза 450 Гц для коррекции насыщенности НЧ. Внимательный читатель заметит, что коррекция АЧХ начинается гораздо раньше. Всё правильно, октавой раньше частоты среза, в полном соответствии с теорией. Отрицательные значения компенсации нужны для выравнивания уровня басов вблизи стены и в углу.
регулятора High Pass Filter
Регулятор High Pass Filter активирует фильтр второго порядка со спадом 12 дБ/октаву. Настройка облегчает согласование с субвуфером, может служить как самостоятельным фильтром, так и для увеличения крутизные спада встроенного ФВЧ субвуфера, предназначенного для линейного сигнала на сателлиты.
регулятора Desktop Notch
Наиболее интересный регулятор - Desktop Notch, режекторный фильтр с добротностью Q = 2 и частотой 160 Гц. Регулятор дает возможность ослабить резонанс, вызванный какой-либо геометрией, с линейными размерами приблизительно 1 и 2 метра, что соответствует полупериоду и периоду колебаний 160 Гц. Это может быть консоль или стол, идея в целом неплохая.
Звучание
Качество звучания мониторов Focal CMS 65 в целом следует охарактеризовать как неплохое. CMS 65 - однозначно лучшая модель линейки компактных мониторов Focal CMS. Звучание достаточно полноценное, нет искажений, хорошая стереопанорама. Недостатки, как и у любых компактных мониторов, в неразборчивости звучания в области НЧ. Высокие частоты вогнутого динамика алюминий-магний придают звуку свои особенности. Если тканевый шелковый купол имеет резкую атаку и искажения, то здесь звук не резкий, а немного расплывчатый. Есть ощущение нехватки высоких частот даже при увеличении на +2 дБ штатной регулировкой. У нас сложилось ощущение электрической компенсации неравномерности АЧХ, когда звук подтянут эквалайзером до ровного, но детальности всё равно хотелось бы побольше.
Есть ли вклад в звучание алюминиевого корпуса мониторов? Сложно ожидать, что металлический корпус хорошо глушит колебания, но производитель говорит о тщательном демпфировании, благодаря которому резонансов не слышно. У Focal CMS 65 проблем с этим нет, но всё же было бы интересно поставить те же самые динамики в традиционный корпус из MDF и оценить вклад материала корпуса.
Многочисленные отзывы о мониторах CMS65 говорят о непревзойденном звуке в своём классе, при этом непонятно, с чем конкретно они сравнивались, и было ли сравнение на самом деле. Мы провели "очную ставку" между Focal CMS 65 и мониторами ADAM ARTist 5. Звук мониторов существенно разный, Focal и ADAM буквально идеологически противоположны друг другу. Кто же ближе к эталону и что является эталоном? Для выяснения этого момента существуют международные рекомендации и требования к проведению экспертизы. Предпочтительными являются записи акустических инструментов без обработки, и при оценке выявляется близость к натуральному звучанию инструментов.
Мы оценивали мониторы на классических и джазовых композициях. В целом Focal CMS 65 передает тембры естественно, однако можно пожелать большей детальности и лучшей атаки. Нам очень хотелось, чтобы вогнутые твитеры Focal из алюминиево-магниевого сплава проявили себя с лучшей стороны, но они дают всё же немного специфическое звучание. Известный специалист Пол Уайт, редактор SoundOnSound, охарактеризовал Focal CMS, как обладающие "мягким звуком". Равномерность звукового поля у ART твитеров оказалась лучше, а детальность выше. Focal CMS 65 можно применять в профессиональной работе, если отстроить НЧ диапазон тремя имеющимися регулировками и нацелить твитеры максимально точно на слушателя. Иначе по верхам будут промашки при сведении, так как ВЧ так и хочется добавить, чтобы звук был поярче.
Выводы
Производитель прав, когда говорит о ориентации Compact Monitoring System на домашние студии. Более того, мы бы уточнили, что Focal CMS больше подойдет для прослушивания музыки дома. В профессиональной студии никто в здравом уме не будет выбирать мониторы по минимальным габаритам или по критерию максимальной экономии. Поэтому для студий у Focal есть линейки полноценных мониторов SM6 и SM9. В то время как линейка CMS рассчитана на массовый рынок, и может предложить очень интересную цену любителям марки и фирменных технологий Focal.