Behringer BCR2000

Behringer предлагает контроллеры серии B-Control для студии с высокой функциональностью и умеренной ценой, — это BCR2000, BCF2000/WF и NANO BCN44. Все эти устройства объединяет использование безупорных поворотных регуляторов (энкодеров).

Основные характеристики B-Control BCR2000

  • 24 энкодера с расположенными по окружности светодиодами (15 сегментов);
  • 4 виртуальные группы с 8 двухрежимными энкодерами (поворотный регулятор + кнопка);
  • 16+4 подсвечивающиеся кнопки, свободно назначаемые на любые MIDI-команды;
  • Два дополнительных разъема для ножных переключателей;
  • Память на 32 установки с 4 группами энкодеров в каждом;
  • Конфигурируемые MIDI- и USB-режимы, 1 MIDI-вход и 2 MIDI-выхода, которые могут быть использованы как дополнительный USB MIDI-интерфейс;
  • Многофункциональный 4-значный LED-дисплей для индикации;
  • MIDI-вход с функцией каскадного соединения нескольких контроллеров.

Особенность безупорных регуляторов и моторизированных фейдеров

Сегодня на рынке много бюджетных клавиатур с достаточным количеством регуляторов и вполне умеренными ценами. Однако функциональность и исполнение очень сильно напоминают универсальный ножик туриста, в котором помимо основного лезвия есть дополнительные мини-пила, отвертка, ложка, шило, штопор, пассатижи, фонарик и т. д. Казалось бы, универсальная вещь, которая заменяет столовые приборы и чемодан с инструментами, однако кроме как в походных условиях таким «инструментом» никто не пользуется, предпочитая отдельный полноценный набор столовых приборов и пару чемоданов узкоспециализированных инструментов.

Чем плохи контроллеры у бюджетных (и порой не бюджетных) MIDI-клавиатур?

Основные типы регуляторов — это регулятор радиального типа, который может быть упорным или безупорным, второй тип — фейдер или слайдер, который по аналогии может быть не моторизированным, или моторизированным, соответственно.

У упорного регулятора вы всегда видите его текущее значение, и оно задается только с MIDI-клавиатуры. Такой режим работы называется абсолютным (absolute) и вполне удобен для управления внешним DSP. Но этот режим имеет существенные недостатки в работе с программным софтом, которое управляется не только MIDI-контроллером, но и обычной клавиатурой с мышью, а также назначенными огибающими/автоматизацией. В итоге в программе значения меняются, независимо от клавиатуры.

С упорным регулятором возникает распространенная проблема, если значение изменилось в секвенсоре по огибающей/автоматизации или ручной задачей значения с клавиатуры или мышью, то стоит только тронуть регулятор, как значение мгновенно сбросится до значения на MIDI-клавиатуре, вместо того, чтобы незначительно измениться в плюс или минус. Представьте себе, что у вас такой регулятор в пульте ДУ телевизора и регулятор в положении max. А на телевизоре вы отдельно ставите громкость, близкой к минимальной. Что произойдет при попытке немного изменить громкость посреди ночи с пульта ДУ? Правильно, нецензурные рассуждения о том, что на пульте должны быть кнопки «+» и «-». К слову, для кнопок такой режим работы в «+» или «-» называется инкрементным (inсrement).

В итоге, владельцы клавиатур с упорными поворотными регуляторами и не моторизированными фейдерами/слайдерами разочаровываются в их непригодности для работы с софтом и начинают поиски безупорных регуляторов/моторизированных фейдеров, либо кнопочного контроллера, с возможностью присудить функцию инкрементного изменения параметра.

Что есть на рынке в бюджетном секторе?

К сожалению, на рынке такие устройства в бюджетном секторе практически отсутствуют. В основном есть относительно недорогие контроллеры от M-Audio с упорными регуляторами вроде снятого с производства EVOLUTION U-CONTROL UC-33E ($250), CME BITSTREAM 3X ($450).

Компромиссное решение предлагает Novation ReMOTE ZeRO SL ($350), где есть 8 безупорных регуляторов. На остальных восьми упорных поворотных с восемью не моторизированными фейдерами, при работе с софтом можно будет поставить крест. Схожее решение есть у Korg в MIDI-клавиатуре Microkontrol с безупорными регуляторами и не моторизированными фейдерами.

Интересное решение предлагает M-Audio в линейке MIDI-клавиатур Axiom, где есть восемь безупорных регуляторов без индикации, что можно только приветствовать, так как в такой реализации набортные контроллеры при работе с софтом уже перестают быть бесполезным приложением.

Нельзя не упомянуть о iControl ($150) от M-Audio с восемью энкодерами заточенного под управлением микшера (под CakeWalk Sonar).

У Novation вышел еще один очень интересный компактный контроллер Nocturn с восемью энкодерами и аналогичной светодиодной подсветкой как в BCR2000. Стоимость у Nocturn порядка $150, и контроллер вполне может стать хитом.

Как видно, текущий выбор бюджетных контроллеров невелик, но с каждым годом появляются новые интересные решения. Ранее, полноценные контроллеры с большим количеством регуляторов имели цены существенно выше без возможности найти какую-либо альтернативу.

О Mackie Control

В линейке B-Control модели BCR2000 и BCF2000 имеют много общего. BCF2000 отличается от BCR2000 наличием моторизированных фейдеров и поддержкой Mackie Control. У BCR2000 поддержки Mackie Control нет.

Сожалеть об отсутствии поддержки Mackie Control у BCR2000 не стоит, как и радоваться оной у BCF2000, так как физически контролеры не могут обеспечить задуманную функциональность в полной мере.

В чем прелесть и продвинутость Mackie Control?

Во время работы вы можете выбрать любой инструмент/эффект, и контроллер автоматически будет управлять только активным окном. Кнопки переключения пресетов/каналов уже исполняют роль «октавного сдвига» — «следующие Х параметров». Например, у VST их 20, а регуляторов у контроллера только 8, соответственно сперва загрузятся первые 8, а потом можно их будет переключить на следующие 9-16 и, наконец, 17-20. Все это, разумеется, очень удобно, так как не нужно вручную ничего настраивать, все делается автоматически в real-time. Однако как понять, какой регулятор, чем регулирует в данный момент? У Novation (используется альтернативное управление Autoмap) около регуляторов есть дисплей, в котором это прописывается, а у BCR2000 и BCF2000 таких дисплеев нет, и в реальной работе пользователь не будет знать, какой регулятор за что отвечает. Максимум, что можно сделать, это повесить BCF2000 на микшер секвенсора и примерно помнить номера каналов.

Второе отличие — это 10-битная передача данных, обеспечивающая 1024 ступени от минимального значения до максимального. У обычных MIDI-контроллеров всего 128 ступеней, и хоть BCF2000 поддерживает Mackie Control, точность датчиков у фейдеров обычная.

Функционал BCR2000

У BCR2000 32 энкодера и 20 отдельных кнопок (не считая системных). При этом верхние энкодеры имеют функцию нажатия и являются дополнительными восемью кнопками, что в сумме дает уже общее количество в 28 кнопок.

Дополнительно к BCR2000 можно подключить две педали. При подключении педали Suzuki SP-P Sustain Pedal проблем не наблюдалось. Функциональные возможности для педали такие же, как и для кнопок.

Главная особенность BCR2000 в том, что используются не просто безупорные регуляторы, но еще и с визуальным светодиодным отображением уровня. Расцветка красная, и других вариантов нет. Для studio/home-project применения, хотелось бы иметь альтернативу с другой менее агрессивной подсветкой, голубой, зеленой или желтой. Красный цвет больше востребован для сценических выступлений.

Каждый регулятор может работать в одном из двух основных режимов — absolute или relative. В свою очередь, есть возможность сделать инверсию поворота, установить «чувствительность вращения» — что выражается в том, что для изменения параметра от минимального значения до максимального надо сделать не один поворот, а несколько.

В режиме absolute контролер не занимается постоянным отслеживанием данных из host приложения. Например, выставили определенный уровень через контролер, а потом переключили в контроллере другой пресет. В это время изменили уровень в приложении мышкой/клавиатурой и вернулись назад в тот пресет — на регуляторе значения не будет обновлено. И стоит регулятор тронуть, как значение сбросится до того, что было в контроллере.

Но если не переключатся в другие пресеты, то текущее значение будет отслеживаться и обновляться. В Ableton Live можно схитрить, и после переключения пресета включить/выключить режим «MIDI-map» (в котором производится назначение MIDI- регулятора в режиме learn), тогда все данные автоматически обновятся в контроллере.

В режиме relative данные обновляются всегда, но есть другой недостаток: во время вращения регулятора, индикация показывает прибавление или убавление значений, но их уровень не соответствует истине. То есть, например, когда идет добавление в плюс, то индикация может показать что значение уже максимально, когда в реальности это не так. Как только прекращается движение, данные обновятся, и отобразится реальный уровень.

Таким образом, если используется лишь один пресет, наиболее удобно использовать режим absolute, при использовании нескольких пресетов — relative. Для тех, кто планирует все делать исключительно на слух, — можно отключить индикацию вовсе, и использовать исключительно relative режим.

Верхние восемь регуляторов можно нажимать как кнопки. Вторая функциональная особенность — эти регуляторы могут работать группами, выбор группы осуществляется кнопками справа, групп всего четыре. Это позволяет увеличить количество контроллеров (плюс 24 поворотных регулятора и 24 кнопки) без использования дополнительных пресетов.

Таким образом, в рамках одного пресета в режиме absolute доступно 56 отслеживаемых энкодеров, 52 кнопки и 2 педали.

Для подчеркивания функциональности верхних энкодеров, только для них есть расширенный режим индикации. Для остальных — индикация лишь в режиме подсветкой одного светодиода. Если маркетолог хотел добиться эффекта «так круто, какая богатая функциональность у верхних энкодеров», то получилось наоборот «а почему ограниченная функциональность у остальных энкодеров»? Представьте себе, что у вас есть многоканальный звуковой интерфейс, где, несмотря на идентично сделанные входы и выходы, только один может работать в режиме 192/24, а остальные почему-то в 44,1/16. Такое программное ограничение выглядит нелепо. Тем более что именно за счет различных схем индикации можно дополнительно визуально «обозначить» необходимые параметры — панорамирование, громкость, посыл-возврат и т. п. у инструмента, вместо безымянной точки. Пользователю предлагается или держать в голове, что за что отвечает, или подписать вручную каждый регулятор.

Для подписей предусмотрены небольшие светлые полоски. Темно-синий цвет корпуса не позволяет делать надписи за пределами полосок, а на самих полосках можно делать надписи только маркерами на водной основе (для «белых досок»). При этом, когда надпись высыхает, то теряется разборчивость и (что более неприятно) легко стирается пальцем. При этом, если маркер попадает на темную часть, то оттереть его очень сложно. Как вариант, можно использовать бумажные стикеры.

Производитель предлагает скачать с сайта отдельный PDF-файл, распечатав который, можно вырезать форму накладываемую сверху.

Кнопки могут работать в трех режимах, это Toggle On, когда одно нажатие присуждает значение On, а последующее — Off. Второй режим Toggle Off присуждает значение On в течение самого нажатия и возвращает Off при отпускании. К этому режиму есть нарекания, если в этом режиме назначить клавишу на транспортную функцию, то, например, в Ableton Live при нажатии на Play секвенсор получает две последовательные команды On и Off и стартует «дважды».

Третий режим инкрементный. Этот режим удобен для регулировки дискретных параметров, где небольшое количество градаций (например, схематические варианты коммутации блоков инструмента, как на скриншоте).

Управлять этим же через энкодер не так удобно. Особенность инкрементного режима еще в том, что при достижении максимального параметра значение «перескакивает» на начало, в то время как энкодер в аналогичной ситуации прокручивается вхолостую.

Стандартно MIDI-контроллеры передают данные параметра от 0 до 127. Это не очень высокая точность. Контроллер поддерживает возможность передачи данных с большей подробностью, вплоть до 14-ти бит (16384 ступени). Однако точность самого датчика энкодера далеко не 14 бит, и большее количество ступеней сделано за счет увеличения оборотов. В обычных режимах absolute и relative1 для изменения от минимума к максимум надо сделать один оборот, что дает изменение в 0,3 дБ. Такое же изменение получилось и у упорного регулятора E-MU XBoard 49. В режиме relative2 надо уже не один раз провернуть энкодер, а три с половиной раза, это дает изменение значений в 0,1~0,2 дБ. Если задействовать максимально точный режим absolute или relative в 14 бит, то количество оборотов увеличится еще больше. При использовании режимов 14 бит в B-CONTROL EDIT необходимо отдельно указывать максимальное значение равным 16383. В Ableton Live корректно работал из 14-ти битных режимов только Absolute. В руководстве на BCR2000 стоит предупреждение, не все программы могут в полной мере поддерживать режимы с 14 бит.

Возникает закономерный вопрос, чем может быть лучше аналогичный контроллер стоимостью выше $1000? Из-за более точного датчика, где на один оборот в «360 градусов» не 128 градаций, а больше. Здесь остается лишь решить, что проще, несколько раз покрутить рукоятку, или заплатить за более точный датчик. Для поворотного регулятора даже удобнее сделать лишнюю прокрутку, и стремиться за высокой точностью датчика не стоит. А в случае с моторизированными фейдерами обойти точность аналогичным образом не получится, так как длина хода жестко ограничена.

Важно отметить очень быстрый отклик, во время регулировки параметров энкодерами и кнопками задержек не замечено, как в Ableton Live, так и в Adobe Adition 3.

Что характерно, в Adobe Audition 3 использование BCR2000 существенно повысило удобство управления. В Adobe Audition 3 неудачно реализованы горячие клавиши: зачастую они работают только при определенной активной области/окне. Например, для создания нового файла комбинация клавиш CTRL+N сработает только в случае активной области со списком файлов, что, в свою очередь, требует лишних движений мышью. При использовании MIDI-контроллера таких проблем нет, более того, нажатие на одну кнопку гораздо удобнее, чем на комбинацию клавиш. Настройка MIDI-контроллера достаточно проста, выбирается функция, контроллер, мышь становится в активное окно и нажимается кнопка на MIDI-контроллере, все так же, как и с настройкой горячих клавиш.

Несколько огорчает в Adobe Audition лишь односторонняя связь с MIDI-контроллером. При настройке ускоренной промотки по треку, одно значение должно включать промотку, другое выключать, соответственно, можно настроить одну кнопку в режимах для ON и OFF либо как «пока кнопку держишь, производится промотка», либо нажал — промотка началась, еще раз нажал — промотка остановилась. Во втором случае получается следующее — нажимается кнопка на промотку в одну строну, а потом при нажатии другой кнопки при промотке назад — первая кнопка автоматически не выключается и остается выключенной.

В работе выяснилась еще одна особенность, подчеркивающая изначальную ориентацию использования контроллера для DJ. Наиболее удобно управлять контроллером, стоя, когда он лежит на горизонтальной поверхности. В Studio/Home Project применении удобство стремительно падает, так как габариты у контроллера достаточно большие, и на столе можно комфортно дотянуться лишь до крайнего ряда энкодеров + четыре кнопки справа. Но так как наиболее функциональный ряд самый дальний — то рука тянется через весь контроллер к нему. Ситуация усугубляется еще и тем, что прямо перед собой расположить контроллер сложно — это место как правило занято MIDI-клавиатурой и обычной клавиатурой с мышью. Оптимальный вариант — расположить контроллер на наклонной или вертикальной плоскости, тогда расстояние до плеча становится одинаковым и до каждой ручки одинаково тянуться. Второй момент — вид получается «сверху», и индикация не загораживается самими ручками. Однако конструкция совершенно не предусматривает расположения контроллера отличного от горизонтального положения — на нижней панели нет ни ушек, ни отверстий, с помощью которых контроллер можно было бы закрепить. Так же нет упоров для бумажных шаблонов с надписями, которые в негоризонтальном положении слетают. Легкий вес не добавляет устойчивости. В будущих версиях BCR2000 хотелось бы увидеть более продуманную конструкцию для крепления на поверхностях.

C накладными шаблонами можно поступить следующим образом

Берется «толстый» двухсторонний скотч (стандартно толщина 1 мм), и делаются упоры под картонный (или из плотной бумаги) напечатанный шаблон. Обычную бумагу под шаблон лучше не использовать — быстро мнется и слетает.

Программное обеспечение B-CONTROL EDIT

Комплектация скромная — контроллер, блок питания, шнур USB и масса мануалов, среди которых русского языка нет. Все остальное предлагается скачать с официального сайта, — мануал на русском языке, новую прошивку устройства и программу редактирования пресетов B-CONTROL EDIT. И, если нужно, бесплатный софт.

Идея с B-CONTROL EDIT удачная, слева в столбце отображается аппаратная часть, а справа — виртуальная, где можно хранить пресеты, а так же редактировать их без подключенного контроллера.

В реальной работе выявился баг — скачать пресет с контроллера в программу можно, а обратное действие приводит к ошибке и зависанию. Что любопытно, это известная и горячо обсуждаемая на многих форумах проблема без конкретного решения.

На официальном сайте подчеркнуто, что наиболее стабильная прошивка под B-CONTROL EDIT — 1.07. Во время теста контроллер был прошит последней прошивкой 1.10, сделать проверку со старой прошивкой не представилось возможным, к сожалению, штатная утилита отказывается заменять прошивку более старой версией.

Позже выяснилось, что проблема совершенно не связана с прошивкой, а с тем, что программа разрабатывалась под старую версию Java и давно не обновлялась. К сожалению, нигде на официальном сайте об этом не сказано, и выяснение причины переложено на пользователей.

Как показала практика, большинство пользователей это решили кардинальным способом — используя сторонние универсальные ПО для загрузки и выгрузки существующих пресетов. Однако при таком подходе затруднительно создавать новые пресеты, плюс необходимо осваивать программы с не дружелюбными и сложными интерфейсами. Ситуация «включил, быстро и легко настроил и работай» невозможна. В чем фактическая прелесть протоколов Mackie Control и подобных? Только в том, что пользователю не надо ничего настраивать и сталкиваться с подобными проблемами. Производители зачастую становятся глухими на вопросы: «как сделать так, чтобы все работало?», и считают невозможным вывесить описание «для чайников», как что настроить. А между тем, сложность в освоении устройства и «мелкие неудобства» лишь портят впечатление, и порой хорошие устройства пылятся на полках.

Что любопытно, на вопрос к знакомым программистам на Java, а также в форумах, как запускать B-CONTROL EDIT под старой Java при уже установленной новой, был стандартный ответ — создать некую переменную HOME в системе, и ее прописывать хитрым образом где-то в недрах настроек Java, чтобы конкретная программа заработала. Много туманных пояснений с оговорками «и тогда возможно будет счастье».

На деле, найден более простой способ, не требующий искать в глубинах настроек системы и не требующих каких-либо знаний.

Чтобы B-CONTROL EDIT запустить под старой Java, с работающей в системе новой версии, нужно скачать с сайта Sun Microsistems старую версию Java (автор использовал версию 1.4.2-06) и установить в системе.

По умолчанию в системе будет работать более новая версия. Далее, после установки B-CONTROL EDIT создается ярлык со следующими свойствами:

строка Объект = "путь к старой Java (файлу javaw.exe)" -jar bcedit.jar
строка Рабочая папка = Путь к файлу bcedit.jar

Далее - пример заполнения свойств ярлыка у автора (Win XP с установленной Java расположена на диске «F», а B-CONTROL EDIT на диске D, сам файл программы B-CONTROL EDIT называется bcedit.jar)

После этого все замечательно работает.

Как видно, ничего сложного. Что мешает разработчикам софта на Java вывешивать подобные инструкции, — большой вопрос. Пользуясь случаем, упрекнем и Irlink, который работает нормально только под версией 1.5, и незнание, как персонально его запустить под 1.5 при установленной последней 1.6 не давало ставить обновление. Разработчики предпочитают читать возмущенные отзывы пользователей о багах под новой Java и обещать их исправление. Куда эффективнее было бы вывесить в инструкции объявление «программа работоспособна под такой-то версией Java. Если вы поставили более новую версию, и программа перестала работать корректно, то запустите ее под версией Java X, что делается следующим образом…». Многим не важно, как и под чем программа работает, важен лишь конечный результат, и разработчикам Java-программ стоит думать не об отлове глюков под новыми версиями Java, а просто поставить условие, что программа работает с определенной версией (которую так же давать со своего сайта, а не посылать на вечные поиски), показать, как запускать под ней программу и дальше свои ресурсы направлять на улучшение функциональности софта.

Не исключено, что развитие B-CONTROL EDIT отложено из-за существующего режима Learn, через который можно присуждать канал и параметр автоматически из софта в контроллер. Это хорошо, когда этот параметр уже прописан в софте, но, например, у Ableton Live и Adobe Audition есть лишь одностороннее назначение параметров через их собственные Learn, с передачей параметров из контроллера в софт.

Можно ли обойтись без мыши с таким контроллером?

Как правило, основной довод в пользу таких устройств — не придется использовать мышь, и всё-всё можно делать через контроллер. На деле это не так. Да, после того, как контроллер настроен в секвенсоре — можно управлять через него. Но иногда настройка на редко изменяемые параметры потребует больше времени, нежели регулировка мышью. Можно забыть о точной настройке автоматизации/огибающих, все равно, регулировка с контроллера будет черновой (так как изменения параметров будут записываться ступенчато), а потом берется мышка, и делается финальная правка. Таким образом, такой контроллер позволяет избавиться от мыши лишь в ряде случаев и просто делает работу комфортнее. А комфорт — это одно из условий отличного настроения, вдохновения и высокой эффективности работы.

Выводы

Будущее, несомненно, будет за контроллерами с ЖК-экранами под каждой рукояткой, а светодиодная индикация — это промежуточный этап между ЖК-экраном и отсутствием индикации. Для Home/Project BCR2000 будет очень привлекательным, пока контроллеры с ЖК-индикацией не попадут в бюджетный сектор. Пока разница в ценах очень высокая. К контроллеру есть некоторые нарекания, однако при взгляде на цену, они оказываются несущественны.

8 июля 2008 г. Кузнецов Роман ака romanrex