Звуковая карта Audiotrak MAYA44 MKII

Сегодня в нашей тестовой лаборатории находится звуковая карта Audiotrak MAYA44 MKII — изделие подразделения потребительских продуктов (consumer products division) известного производителя профессиональных звуковых интерфейсов — компании ESI (Ego Systems Inc). Наш постоянный читатель может вспомнить ранее протестированные звуковые карты под той же торговой маркой Audiotrak: Prodigy7.1, Prodigy192 и MAYA44, которые выглядели достаточно интересными решениями в своём классе.

MAYA44 MKII подаётся производителем как долгожданное возвращение знаменитой и успешной «народной» карты MAYA44 (об этом на сайте производителя вещает лозунг «MAYA44 finally returns!!!»). MAYA44 завоевала в своё время популярность благодаря простоте и самодостаточности для профессиональной работы в домашней студии. Цифры 44 в маркировке карты означают наличие 4 входов и 4 выходов. Если использовать входы и выходы как стерео, то получаем микрофонный вход, линейный вход, выход на наушники, линейный выход. Плюс цифровые оптический и коаксиальный выходы.


Упаковочная коробка у ESI традиционно в красивом интересном дизайне

Производитель относит своё издели к некому классу DTMP (Desktop Music Production музыкальный продакшн на десктопе). Карта максимально бюджетирована, в комплекте, кроме красивой коробки, руководства и компакта с драйверами, ничего нет. С другой стороны пользователь не переплачивает за ненужные ему комплектные программы. Для нашего рынка такая ситуация идеальна, видимо, как и для азиатского.

Опционально к MAYA44 MKII (как к любой карте профессиональной серии ESI Waveterminal 192L/X), может быть приобретён и подключен модуль ESI MI/ODI/O (midi input/output, digital input/output).

От различного рода игровых карт в той же ценовой категории MAYA44 MKII выгодно отличает:

  • отсутствие ненужных в профессиональной деятельности 5.1-, 6.1-, 7.1-канальных выходов;
  • полноразмерные 1/4″ разъёмы TRS, вместо миниджек;
  • простая и внятная контрольная панель, где всё необходимое сосредоточено в одном окне, а также присутствуют пик-метры и поканальные фейдеры с шкалой в дБ;
  • фантомное питание на микрофонном входе для подключения профессиональных конденсаторных микрофонов;
  • отсутствие (навязшей в зубах в игровых AC'97-картах) некачественной передискретизации всего и вся в 48 кГц (что особенно критично для цифрового выхода);
  • профессиональный DSP с возможностью управления SRC (фиксированный семплинг, автоматический ресемплинг), режимом работы цифровых интерфейсов (асинхронный int, сихронный ext) и гибкой системой роутинга сигналов (DirectWIRE);
  • малая задержка (latency) и регулируемый размер буфера под конкретный CPU;
  • профессиональная поддержка интерфейсов ASIO/MME/WDM/GSIF.

От MAYA44 новая редакция MKII отличается более качественными преобразователями, поддержкой 24/96, более мощным усилителем на наушники, улучшенной контрольной панелью.

Минусы (скажем, отсутствие поддержки аппаратного трёхмерного звука и EAX в играх) проявляются только при неправильном понимании назначения данной звуковой карты. К счастью, никто не мешает установить в компьютер 2 или даже 3 звуковые карты и использовать каждую из них по назначению.

Предваряя пару сотен писем в мой почтовый ящик, сразу скажу, что на текущий момент для работы над звуком я порекомендовал бы Lynx L22 (только обязательно с внешним аппаратным микшером и ламповым предусилителем-компрессором для микрофона), а для игр — однозначно Audigy2 ZS, причём, в обычной (не Platinum) редакции. Плюс, не забудьте прикупить подходящие активные мониторчики ближнего поля, иначе рискуете не заметить разницы с интегрированным в материнскую плату звуком AC'97 (читается не иначе как АЦтой'97).


Звуковая карта MAYA44 MKII:
красный текстолит, плотный монтаж элементов,
отсутствие низкокачественных электролитов


Цифровой контроллер VIA Envy24HT-S
(24 бит, 192 кГц; интерфейсы:
три I2S/AC-link выходных,
два I2S/AC-link входных)
Преобразователи два стереокодека Wolfson WM8731
(24 бит, 96 кГц,
ЦАП SNR >100 дБA,
АЦП SNR >90 дБА)

DSP, VIA Envy24HT-S, достаточно интересное и мощное. От Envy24HT отличается уменьшенным количеством входных и выходных каналов.

А вот кодеки, Wolfson WM8731 сперва немного расстроили нас своей бюджетностью. С другой стороны, в отличие от AC'97, это полноценные мультибитные дельта-сигма I2S-кодеки с произвольной опорной частотой дискретизации и продуманной системой аналогового усиления линейного и микрофонного сигнала ДО преобразователей АЦП, микрофонным предусилителем и буфером для наушников.

Впрочем, тестирование в RMAA и слуховое тестирование в сравнении с конкурентами исчерпывающе покажет нам реальное качество карты.

Контрольная панель управления картой выполнена в виде единого окошка. Тем не менее, все необходимое здесь присутствует. С левой стороны расположены регуляторы входов и выходов. Справа находятся кнопки включения цифровых режимов работы и выбора частоты семплирования. Все регуляторы, кроме общей громкости, имеют индикаторы уровня. Есть раздельная регулировка громкости по каналам.

Меню достаточно лаконичное. Есть возможность задать шаг колеса мыши при регулировке уровня. Latency — размер буфера в семплах. Gang Mode — одновременная регулировка левого и правого канала (для стересигнала).

Чтобы лучше понять взаимодействие входов и выходов карты, стоит взглянуть на блок-схему MAYA44 MKII, приведённую в руководстве пользователя:




Тестирование в RMAA 5.3

Измерения проводились с помощью референсной карты Lynx Two (117 дБ сигнал/шум) коротким качественным проводом (low-noise microphone cable, Proel) с позолоченными разъёмами. Чувствительность по входу Lynx Two — стандартная, -10 дБ В. Надо отметить, что MAYA44 MKII, как и для большинства для профессиональных звуковых карт, характерно следование стандартам на уровень сигнала, что облегчает сопряжение с различными звуковыми устройствами.

Измерения проводились в программе RMAA 5.3 под интерфейсом MME/WDM с включенным полосно-пропускающим фильтром AES17 (20 Гц - 20 кГц), применяемом нами теперь при всех тестированиях.

Фронтальный выход

Традиционно, тестирование начинается с самых распространённых режимов, используемых при воспроизведении CD-DA (16/44) и DVD-Video (16/48).

Режим работы: 16 бит 44,1 кГц

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.06, -0.05 Отлично
Уровень шума, дБ (А): -94.5 Очень хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 94.2 Очень хорошо
Нелин. искажения, %: 0.0017 Отлично
Интермод. искажения, %: 0.0055 Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ: -94.2 Отлично

Общая оценка: Отлично (Подробный отчёт)

Режим работы: 16 бит 48 кГц

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.06, -0.05 Отлично
Уровень шума, дБ (А): -94.8 Очень хорошо
Динамический диапазон, дБ (А): 94.5 Очень хорошо
Нелин. искажения, %: 0.0018 Отлично
Интермод. искажения, %: 0.0053 Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ: -94.2 Отлично

Общая оценка: Отлично (Подробный отчёт)

Мы уже неоднократно говорили, что с точки зрения качества звучания сами значения интегральных параметров, а также выставленные им словесные оценки имеют меньшую ценность, чем вид спектрограмм. Наиболее интересными параметрами, безусловно, являются гармонические и интермодуляционные искажения. Интермодуляция измерялась двухтоновым сигналом 60 Гц @ -5 дБ и 7000 Гц @ -17 дБ в точном соответствии со стандартом SMPTE RP120-183 (SMPTE — Society of Motion Picture and Television Engineers — Общество Кино- и Телеинженеров США).

Помимо низких ИМ-искажений спектрограмма теста IMD (SMPTE) в режиме 16 бит 44 кГцдемонстрирует полное отсутствие искажений от передискретизации (SRC), присущей звуковым картам данной ценовой категории (<$100)

Измерения по CCIF (19 кГц и 20 кГц @ -12 дБ) также показали весьма чистый спектр сигнала. К слову, для измерения интермодуляции акустики лучше использовать частоты в соответствие с DIN45403 (250 Гц и 8 кГц). Всё это позволяет программа RMAA 5.3.

Тест на динамический диапазон ещё более интересен: он показывает сигнал/шум в присутствии сигнала, запас по динамике между пиковыми значением аплитуды (full scale level) и остальным спектром (noise floor), а также способность качественно воспроизводить сигналы низкой громкости.


Обратите внимание на полное отсутствие искажений и помех в спектре сигнала! (16 бит 44 кГц, режим воспроизведения музыкальных CD)


Ну что же, несмотря на применение преобразователей Wolfson WM8731 с нерекордными на сегодняшний день паспортными показателями сигнал/шума 100 дБA, карта демонстрирует в целом отличные результаты: по чистоте спектра, низким гармоническим искажениям и отсутствии передискретизации MAYA44 MKII безусловно попадает в класс профессиональных звуковых устройств начального уровня.

Режим работы: 24 бит 44,1 кГц

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.06, -0.05 Отлично
Уровень шума, дБ (А): -98.9 Отлично
Динамический диапазон, дБ (А): 98.1 Отлично
Нелин. искажения, %: 0.0017 Отлично
Интермод. искажения, %: 0.0036 Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ: -96.4 Отлично

Общая оценка: Отлично (Подробный отчёт)

Режим работы: 24 бит 96 кГц

Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.06, -0.05 Отлично
Уровень шума, дБ (А): -99.0 Отлично
Динамический диапазон, дБ (А): 98.3 Отлично
Нелин. искажения, %: 0.0019 Отлично
Интермод. искажения, %: 0.0037 Очень хорошо
Взаимопроникновение каналов, дБ: -97.3 Отлично

Общая оценка: Отлично (Подробный отчёт)

Итак результат, близкий к заявленным для конвертеров карты 100 дБА, мы получили лишь, естественно, в 24-битных режимах.

Дело в том, что динамический диапазон 16-битного сигнала для любых преобразователей ограничен теоретическим пределом самого формата. Помимо известной всем простой формулы 20 log 2^N, для невзвешенного сигнала есть более прямая формула рассчёта RMS-уровня шума в зависимости от числа бит, частоты дискретизации и ширины спектра, с учётом TPDF-дизеринга:

Unweighted Noise Floor = 10 log (20 kHz / (Fs/2)) + 3.01 - 6.02 * N  [dB FS]

К слову, гораздо легче сгенерить тестовый файл в RMAA и проанализировать его встроенным спектроанализатором программы, получив также и A-взвешенный спектр. Так или иначе, мы увидим, что даже для исходного тестового файла значение для 16 бит 44,1 кГц составляет лишь около 96,7 дБ и 97,8 дБ А. И это для идеализированных, существующих лишь в теории конвертеров.

Линейный вход

Характеристики линейного входа приподнесли сюрприз - результаты даже чуть лучше, чем заявлено в паспорте карты! По всей видимости, производитель вытянул максимум качества из имеющегося.

Test 16 бит
44 кГц
24 бит
44 кГц
24 бит
96 кГц
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.03, -0.19 +0.03, -0.19 +0.03, -0.31
Уровень шума, дБ (А): -90.8 -91.9 -91.7
Динамический диапазон, дБ (А): 90.0 91.0 89.2
Нелин. искажения, %: 0.018 0.017 0.017
Интермод. искажения, %: 0.025 0.025 0.024
Взаимопроникновение каналов, дБ: -84.4 -84.4 -83.6
Итого: Очень хорошо Очень хорошо Очень хорошо

Характеристики в целом одинаковы во всех режимах, что говорит об индеферрентности АЦП к формату данных на выходе. Динамический диапазон и уровень искажений свидетельствует о хорошем потребительском качестве преобразователей. Это лучше, чем может дать недорогая мультимедийно-игровая карта, но, кстати, всё ещё недостаточно для студийной работы. А вот чем тестируемая карта выгодно отличается от армии игровых карт, так это наличием встроенного аналогового предусилителя ДО конверторов АЦП, а не ПОСЛЕ, в цифре, когда регулировать что-либо уже поздно. Также уникальной фичей карты является микрофонный режим входа с возможностью подачи фантомного питания +12 В для конденсаторного микрофона.

Таким образом, использование карты MAYA44 MKII в качестве интерфейса оцифровки вполне оправдано для отработки навыков у новичков, черновых работ и набросков в домашней студии, с обязательной перезаписью в дальнейшем на более качественной аппаратуре в стационарных условиях.

Цифровой выход

В качестве приёмника сигнала использовалась карта Lynx Two, которая показала на встроенном частотомере:

  1. отсутствие всяких передискретизаций цифрового сигнала;
  2. соответствие частот S/PDIF интефрейса номиналу.

Оба эти важных параметра, зачастую, является недостижимыми для мультимедийно-игровых звуковых карт. Исключение составляют карты на Envy24/HT, класса M-Audio Revolution. Впрочем стоят они немного больше, а вот для работы со звуком годятся намного меньше.

Режим работы: 16 бит 44,1 кГц

S/PDIF out test
Test signal 16/44 Audiotrak Maya44 MKII S/PDIF out
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.00, -0.00 +0.00, -0.00
Уровень шума, дБ (А): -97.8 -96.3
Динамический диапазон, дБ (А): 97.7 96.4
Нелин. искажения, %: 0.0003 0.0003
Интермод. искажения, %: 0.0035 0.0035
Взаимопроникновение каналов, дБ: -99.2 -97.7

Общая оценка: Отлично (Подробный отчёт)

Что интересно: карта передаёт сигнал без намёка на ошибки и искажения от цифровых преобразований, а спектр переданного сигнала не равен спектру исходного. К счастью, изменения в цифровом сигнале настолько малы и носят судя по всем характер повторного дизеринга при микшировании аппаратных каналов внутри Envy24HT-S. Так что уменьшение динамического диапазона на 1 дБ вряд ли можно услышать на звуковой аппаратуре разумной ценовой категории.

Поддержка передачи сигнала 24 бит 96 кГц выполнена также на высочайшем уровне.

S/PDIF out test
Test signal 24/96 Audiotrak Maya44 MKII
Неравномерность АЧХ (от 40 Гц до 15 кГц), дБ: +0.00, -0.00 +0.00, -0.00
Уровень шума, дБ (А): -151.2 -147.8
Динамический диапазон, дБ (А): 133.3 133.2
Нелин. искажения, %: 0.0000 0.0000
Интермод. искажения, %: 0.0002 0.0002
Взаимопроникновение каналов, дБ: -151.2 -146.8

Общая оценка: Отлично (Подробный отчёт)

И всё же Lynx Two немного превосходит по цифре Maya44, показывая -149.2 дБ в тесте уровня шума и 133.3 дБ динамического диапазона (либо это следствие более аккуратного DSP, либо пресловутый джиттер трансивера-ресивера, что, впрочем, не меняет сути дела). Показательна разница в цене между картами, составляющая более чем $1000. :) Однако не стоит забывать, что Lynx имеет встроенную термокомпенсацию и автокалибровку частоты кварца, а также дополнительные BNC-разъёмы для выдачи/приёма клокинга и LTC-сигналов, нужные для синхронизации с другим оборудованием. Карта же Maya44 MKII представляет собой сбалансированное законченное устройство, сразу готовое к работе в бюджетной студии или в каких-то выездных условиях.

DirectSound-возможности

И всё же, позиционирование в смежный класс устройств даёт пользователю определённые блага. В отличие от тех же узко-специализированных профессиональных интерфейсов, которые не обязаны работать нигде, кроме как в специализированных звуковых приложениях, Maya44 MKII, как и её предшественница, прекрасно себя чувствует в DirectSound приложениях. Это и DVD-плееры, и WMP9, и игровые приложения.

Не премяну пользуясь случаем пнуть тех. поддержку компании Lynx Studio, которая только разводит руками в ответ на запрос о некорректной работе драйверов и перезагрузке компьютера при попытке использовать карту с WinDVD 5.3 Platinum (при попытках проигрывания DVD-Audio).

Диагностика RightMark 3DSound 1.01

Device: 1-Maya44 MKII CH22 (Mam2Wdm.sys)

Features:
Device has not enough hardware 3D buffers
Device has not enough hardware 2D buffers
EAX1: N/A
EAX2: N/A
EAX3: N/A
EAX4 Advanced HD: N/A

Rates:
dwMinSecondarySampleRate 22050
dwMaxSecondarySampleRate 192000

Free buffers stats:
dwFreeHw3DAllBuffers 0
dwFreeHw3DStaticBuffers 0
dwFreeHw3DStreamingBuffers 0
dwFreeHwMixingAllBuffers 0
dwFreeHwMixingStaticBuffers 0
dwFreeHwMixingStreamingBuffers 0

Max buffers stats:
dwMaxHwMixingAllBuffers 1
dwMaxHwMixingStaticBuffers 1
dwMaxHwMixingStreamingBuffers 1
dwMaxHw3DAllBuffers 0
dwMaxHw3DStaticBuffers 0
dwMaxHw3DStreamingBuffers 0

Misc stats:
dwFreeHwMemBytes 0
dwTotalHwMemBytes 0
dwMaxContigFreeHwMemBytes 0
dwUnlockTransferRateHwBuffers 0
dwPlayCpuOverheadSwBuffers 0

Audio transfer speed (software): 2.137 Mb/sec.

В отличие от мультимедийно-игровой карты Audiotrak Prodigy 7.1, накакой драйверно-аппаратной поддержки DirectSound на базе Sensaura мы не наблюдаем. DirectSound3D в играх реализуется посредством примитивных алгоритмов программной эмуляции от Microsoft.

Работа в Cubase SX 2

Работа в профессиональных приложениях проверялась в аудио/миди-секвенсоре Steinberg Cubase SX 2.01. Под руку как раз подвернулась реальная задача — написать под Новый Год для любимых читателей что-нибудь ненапрягающе-празничное. В качестве объекта для экзекуций была выбрана созданная в семплере Steinberg Halion композиция Григория Лядова «Flute». Так вот, сочетая приятное с полезным, за каких-то там пару часов без всяких проблем получилось написать следующую вещь:

«Flute - New Year Jungle Remix 2004»

(c) by Григорий Лядов (grigory@ixbt.com),
remixed by Максим Лядов (maxim@ixbt.com).




Карта успешно прошла проверку боем. Нареканий в работе не было. Стоит только подобрать в панели управления картой подходящий размер буфера (latency).

Отличительная черта всех карт ESI — гибкая технология роутинга сигналов между различными интерфейсами — DirectWire. Во времена отсутствия хорошего VST-семплера, читающего формат AKAI и GIG, интерфейс DirectWire был просто жизненно необходим. Однако и сейчас он может пригодиться.

Субъективное тестирование

Тестирование в музыке

При сравнительном тестировании использовались студийные мониторы Event 20/20bas, а также аудиофильский тракт из подключенного по аналогу в режиме direct ресивера Pioneer AX5i и колонок B&W 60X S3. В качестве референсного устройства использовалась звуковая карта Lynx Two.

Итак, при прослушивании на тестовом музыкальном материале с лучшими записями мы пришли к следующими выводам. Звучание тестируемой карты на удивление неплохое — весьма нейтральное, без грязи и окрашивания звука, свойственной звуковым картам с дешёвыми преобразователями. Главное отличие от референсного звучания — в отсутствии должной резкости в атаке, а также в нехватке прозрачности на верхах, и, как следствие, немного уменьшенной стереопанорамы.

Следуя тенденции подбора многими звуковой карты исключительно для качественного прослушивания музыки, мы не могли не сравнить звучание MAYA44 MKII с звучанием Audigy2 ZS.

В последнее время карты Creative (речь конечно же о Audigy2/Audigy2ZS) при всей их игровой направленности и «специфичности» внутренней архитектуры DSP EMU10K2, имеют тенденцию обзаводиться качественными преобразователями, что позволяет им весьма успешно посоревноваться с полупрофессиональным оборудованием.

Если при сравнении Audiotrak Prodigy 7.1 и Audigy2 мы отдали предпочтение с минимальным преимуществом карте Prodigy 7.1, то здесь ситуация противоположная. Карта Creative играла ощутимо детальнее, с более чёткой атакой и лучшей стереопанорамой. Чтобы ещё точнее спозиционировать относительное качество тестируемой карты, можно сказать, что MAYA44 MKII по качеству звука располагается выше всех мультимедийно-игровых звуковых карт, но ниже чем Produgy 7.1, Audigy2, Revolution 7.1, Aureon 7.1 и т. п. Вероятно, это сознательное позиционирование маркетологами ESI звуковых карт марки Audiotrak внутри линейки, чтобы продукты не пересекались по цене и функциональности: хотите лучших конверторов — покупайте ESI Waveterminal 192L по вдвое большей цене.

Конечно, различия между картами будут невелироваться с уменьшением стоимости всего звукового тракта и в определённый момент станут неразличимыми. Мы ещё раз подчёркиваем, что, к сожалению, у пользователя компьютера, желающего получить качественный звук, есть определённые проблемы с подбором акустики для PC. В данный момент мы не рекомендуем покупать дорогую миниатюрную компьютерную акустику, так как она не обладает должным качеством, соответствующим классу современных звуковых карт. Обратите лучше внимание на pro-audio мониторы ближнего поля, а за неимением таких денег — хотя бы на деревянные стереоколонки от Defender и Microlab.

Звучание в наушниках

При тестировании выхода на наушники были использованы наушники Sennheiser HD600. Кнопка HP включает воспроизведение сигнала с первого виртуального стерео-устройства на втором физическом стерео-выходе, работающем как наушниковый. Как показали тесты, карта выдаёт громкий чистый сигнал без искажений даже при максимальном уровне громкости. В кодек карты встроен коммутируемый буфер для низкоимпедансных наушников (16..32 Ом), к коим, впрочем, не относятся HD600 с импедансом 300 Ом.

Тем не менее, MAYA44 MKII имеет помимо линейного отдельный физический выход, который можно задействовать как второй линейный, так и как специальный выход на наушники. Так что, в отличие от обычных звуковух, тестируемая карта позволяет не озабачиваться проблемой перекоммутаций на задней стороне корпуса линейного выхода то для колонок, то для наушников — это, подчёркиваем, безусловный плюс. К слову, более дорогие профессиональные звуковые карты не имеют такой фичи только потому, что предусматривают обязательное использование внешнего аппаратного микшерного пульта.

Выводы

Звуковая карта MAYA44 MKII — отличное бюджетное решение из серии «всё в одном флаконе», с вполне понятным предназначением — entry level профессионального оборудования. Применение профессионального чипа Envy24HT-S и двух I2S-стереокодеков Wolfson WM8731 является примером прекрасного сбалансированного инженерного решения. Карта не ставит рекордов по интегральным параметрам качества, однако имеет полный набор фич и отличные драйвера для работы в профессиональных приложениях. А тем приверженцам марки ESI/Audiotrak, кому нехватает многоканального выхода для DVD и более качественных преобразователей для прослушивания музыки, есть повод задуматься о Audiotrak Prodigy 7.1 или даже ESI Waveterminal 192L.

Плюсы

  • профессиональный чип Envy24HT-S;
  • I2S-стереокодеков Wolfson WM8731;
  • отличные функциональные E-WDM драйвера;
  • отсутствие искажений в режиме 16 бит 44 кГц;
  • превосходный цифровой S/PDIF интерфейс;
  • поддержка ASIO;
  • отдельный выход на наушники;
  • коаксиальный и оптический цифровой выход;
  • возможность расширения MIDI/SPDIF модулем ESI MI/ODI/O.

Минусы

  • карта мало пригодна для высококачественного прослушивания стерео по аналогу (качество звука на слух заметно уступает Prodigy7.1, Audigy2 и т. п.);
  • слишком высокая на российском рынке.


Звуковая карта MAYA44 MKII предоставлена
на тестирование компанией Мультимедиа Клуб,
официальным представителем ESI/Audiotrak в России
24 февраля 2003 г.
Максим Лядов