Antelope Orion32
32-канальный АЦП/ЦАП в рэковом корпусе с разъемами MADI, ADAT, USB2.0
Максим Лядов
Компания Antelope достаточно молодая, основана в 2005 году. Однако её основатель и главный конструктор, Игорь Левин, имеет более чем 20-летний опыт разработки и знаком многим ещё по Aardvark AardSync. Информацию о компании-производителе можно найти на официальном сайте. Вот что пишет о себе сам производитель: Выдающиеся музыканты с мировым именем: Селин Дион, Шер, Coldplay, KORN, Ленни Кравиц и Red Hot Chilli Peppers, записывали или делали мастеринг своих альбомов с устройствами синхронизации Antelope. Наши выдающиеся разработки — рубидиевые атомные часы 10M Rubidium Atomic Clock и устройство синхронизации Trinity использовались для мастеринга последних альбомов Майкла Джексона. Многие известные студии (Universal Mastering в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе, студии Metropolis Group, The Lodge, DTS) и продюсеры (Кевин Аганос, Джей Груска, Джо Зук, Майкл Брауэр, Берни Грундман, Грег Уэллс, Алан Уорд, Мортен Линдберг) пополнили свой арсенал продукцией Antelope. Саундтрек к "Аватару", ставшему самым кассовым фильмом в истории, был создан с использованием нашего атомного опорного генератора 10M Atomic Clock.
Orion32 представляет собой 32-канальный АЦП/ЦАП с цифровыми интерфейсами MADI, ADAT, USB2.0. В пересчёте цены за 1 канал устройство весьма недорогое. Обычно за такие деньги можно получить 16 каналов подобного уровня качества, и это в лучшем случае. Главная особенность продукта, по мнению производителя - это собственная 64-битная технология синхронизации "с упором на звук" (Acoustically Focused Clocking). В переводе с маркетингового языка на технический, технология представляет собой термостатированный кварцевый генератор прямого цифрового синтеза (DDS) в пространстве 64 бит. В этой области у производителя лежат основные разработки и достижения, включая внешние устройства генерации опорной частоты на рубидиевых атомных часах. Устройство также способно выступить мастер-клоком и раздать тактовый сигнал по WordClock, для чего имеется 4 BNC выхода.
Злые языки поговаривают, что никакого особенного толку от атомных часов и даже от термостатирования в звукозаписи нет. Дело в том, что рекордная стабильность частоты, например, 44100 Гц до мельчайщих долей герца не являтся проблемой. В звукозаписи долгое время использовались различные механические лентопротяжные механизмы, где была не то, что абсолютная, но и переменная скорость записи/воспроизведения. Что уж говорить об отклонении скорости не больше тысячной от милионной доли в год (!), которую дают атомные часы. Однако, механические свойства кварцевого генератора зависят от температуры окружающей среды. Многие мастеринговые устройства по этой причине имеют термостабилизацию. И это также обязательное условие для вещательного оборудования, где нестабильность частоты недопустима.
Настоящей технической проблемой современных генераторов является не абсолютная нестабильность, а фазовый шум, по-простому "джиттер". Кварцевый генератор зачастую имеет в своей природе пару амплитудных пиков, которые вылезают потом в виде джиттера семплирования. Производитель идёт дальше и считает, что 75% качества звука зависит от тактового генератора, и что искажения от джиттера надо использовать в творчестве. Стоит ли провозглашать задающий генератор главным звеном звукового тракта - это уже каждый решает самостоятельно. На самом деле, профессионалу главное - не технические дебри и религиозные споры, а итоговый результат. Другими словами, каково будет качество записи и воспроизведения?
Технические харатеристики
- Аналоговые входы: 4 x D-SUB 25 (32 канала), уровень +20 dBu max
- Цифровые входа: 1 x Fiber Optic MADI, 2 x ADAT, 1 x S/PDIF
- Вход Atomic Clock: 1 x 10M BNC
- Вход Word Clock: 1 x BNC 32-192 кГц
- Аналоговые выходы: 4 x D-SUB 25 (32 канала) уровень +20 dBu
- Цифровые выходы: 1 x Fiber Optic MADI, 2 x ADAT, 1 x S/PDIF,
- Выходы Word Clock: 4 x BNC 32-192 кГц
- Разъем USB: высокоскоростной USB 2.0, 480 Мбит/с, 192 кГц 32 канала одновременно вход/выход
- ЦАП динамический диапазон 118 дБ, THD + N -98 дБ
- АЦП динамический диапазон 118 дБ, THD + N -105 дБ
- Тактовый генератор: 4-го поколения, по технологии Acoustically Focused Clocking
- Стабильность клока <+/-0.02 ppm
- Старение клока< 1 ppm в год
- Точность калибрации <+/-0.001 ppm
- Вход Atomic Clock: 10 МГц
- Частоты, кГц: 32, 44.1, 48, 88.2, 96, 176.4, 192
Анализ начинки показывает установленные внутри микросхемы АЦП TI PCM4204, микросхемы ЦАП Analog Devices ADAU1966. В спецификации Orion32 указаны не параметры реального устройства, а данные микросхем преобразователей из даташитов. Впрочем, реальные цифры сигнал/шум по нашим измерениям ушли недалеко. 115 дБ сигнал/шум. А вот искажений оказалось больше. АЦП чуть более качественный, что выглядит полностью оправдано. Отметим необычный выбор модели ЦАП, это интегрированный в один корпус 16-канальный преобразователь. Монтаж очень аккуратный. Внутри всё выглядит добротно - разводка компактная, современные SMD элементы, твердотельные конденсаторы и т.п.
При подключении к компьютеру по USB2.0 получается 32-канальная звуковая карта. Драйвера по какой-то причине не подписаны, об этом предупреждает установщик. Но к работе драйвера и контрольной панели нет никаких претензий. После установки драйверов появилось сообщение о доступности новой прошивки. Прошивка прошла успешно. Однако, после прошивки в соответствии с рекомендацией производителя необходимо сделать сброс устройства нажатием на кнопку с антилопой и одновременно 1. Экран написал о сбросе всех настроек на заводские, и после этого сразу же появились сигналы на линейных входах и выходах. Кабели в комплект Orion32 не входят, их докупают отдельно. Мы использовали кабели Tascam DB-25 производства LynxStudio, предназначенные для Aurora 8/16. Никаких проблем с подключением и прохождением сигналов при этом, естественно, не возникло - кабель стандартный.
Оптический MADI интерфейс позволяет подключать оптический кабель максимальной длиной, в теории, до 2 км. То есть на практике сотни метров не должны стать проблемой. Внутренние и внешние интерфейсы, а также активные повторители MADI делают несколько компаний, например, RME. Преимущество данного интерфейса прежде всего в том, что все 32 канала в формате 32 бит 192 кГц передаются по одному проводу.
Отметим очень красивый OLED экранчик высокого разрешения на передней панели Orion32, с изменяюмой яркостью. OLED экранчик используется для динамического отображения 32-канальных пикметров и вывода сервисных текстовых надписей. 5 пресетов микшера и матрицы коммутации можно сохранять в память устройства по Ctrl+Preset, а затем быстро вызывать кнопками прямо с устройства.
Контрольная панель Antelope Orion32: вкладка ROUTING
Контрольная панель Antelope Orion32: вкладка MIXER
Контрольная панель Antelope Orion32: окно Settings
В панели много интересных фирменных настроек, которые управляют встроенным FPGA чипом. Например, встроенный генератор тестового сигнала. Или ADC trim / DAC trim, позволяющие выбрать очень высокий уровень сигнал 14-20 dBu с шагом 1 dBu. Такой высокий уровень сигнала (около 20 Vp-p, 7,7 Vrms) будет востребован при прокладке кабелей на расстояния в десятки-сотни метров или в ситуации с большим количеством аппаратуры и силовых кабелей. В нашем случае, при длине соединительного кабеля 10 метров, проблем с наводками не наблюдалось.
Device: Orion32 ASIO Driver
Input channels: 32
Output channels: 32
Input latency: 176
Output latency: 176
Min buffer size: 272
Max buffer size: 272
Preferred buffer size: 272
Granularity: 0
ASIOOutputReady - not supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - supported
88200 Hz - supported
96000 Hz - supported
176400 Hz - supported
192000 Hz - supported
Input channels:
channel: 0 (IN 1) - Int32LSB
channel: 1 (IN 2) - Int32LSB
channel: 2 (IN 3) - Int32LSB
channel: 3 (IN 4) - Int32LSB
channel: 4 (IN 5) - Int32LSB
channel: 5 (IN 6) - Int32LSB
channel: 6 (IN 7) - Int32LSB
channel: 7 (IN 8) - Int32LSB
channel: 8 (IN 9) - Int32LSB
channel: 9 (IN 10) - Int32LSB
channel: 10 (IN 11) - Int32LSB
channel: 11 (IN 12) - Int32LSB
channel: 12 (IN 13) - Int32LSB
channel: 13 (IN 14) - Int32LSB
channel: 14 (IN 15) - Int32LSB
channel: 15 (IN 16) - Int32LSB
channel: 16 (IN 17) - Int32LSB
channel: 17 (IN 18) - Int32LSB
channel: 18 (IN 19) - Int32LSB
channel: 19 (IN 20) - Int32LSB
channel: 20 (IN 21) - Int32LSB
channel: 21 (IN 22) - Int32LSB
channel: 22 (IN 23) - Int32LSB
channel: 23 (IN 24) - Int32LSB
channel: 24 (IN 25) - Int32LSB
channel: 25 (IN 26) - Int32LSB
channel: 26 (IN 27) - Int32LSB
channel: 27 (IN 28) - Int32LSB
channel: 28 (IN 29) - Int32LSB
channel: 29 (IN 30) - Int32LSB
channel: 30 (IN 31) - Int32LSB
channel: 31 (IN 32) - Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (OUT 1) - Int32LSB
channel: 1 (OUT 2) - Int32LSB
channel: 2 (OUT 3) - Int32LSB
channel: 3 (OUT 4) - Int32LSB
channel: 4 (OUT 5) - Int32LSB
channel: 5 (OUT 6) - Int32LSB
channel: 6 (OUT 7) - Int32LSB
channel: 7 (OUT 8) - Int32LSB
channel: 8 (OUT 9) - Int32LSB
channel: 9 (OUT 10) - Int32LSB
channel: 10 (OUT 11) - Int32LSB
channel: 11 (OUT 12) - Int32LSB
channel: 12 (OUT 13) - Int32LSB
channel: 13 (OUT 14) - Int32LSB
channel: 14 (OUT 15) - Int32LSB
channel: 15 (OUT 16) - Int32LSB
channel: 16 (OUT 17) - Int32LSB
channel: 17 (OUT 18) - Int32LSB
channel: 18 (OUT 19) - Int32LSB
channel: 19 (OUT 20) - Int32LSB
channel: 20 (OUT 21) - Int32LSB
channel: 21 (OUT 22) - Int32LSB
channel: 22 (OUT 23) - Int32LSB
channel: 23 (OUT 24) - Int32LSB
channel: 24 (OUT 25) - Int32LSB
channel: 25 (OUT 26) - Int32LSB
channel: 26 (OUT 27) - Int32LSB
channel: 27 (OUT 28) - Int32LSB
channel: 28 (OUT 29) - Int32LSB
channel: 29 (OUT 30) - Int32LSB
channel: 30 (OUT 31) - Int32LSB
channel: 31 (OUT 32) - Int32LSB
Поддерживаются все частоты. Минимальный размер буфера 64 семпла. При таком значении на частоте 44 кГц задержка составляет 8 мс. Измерялось в RMAA 6.3.0 и в ASIO Latency test. Прекрасный результат для шины USB2.0. Задержка только вход или только выход составит вдвое меньшее значение. Если учесть, что преобразовати и шина неизбежно привносят 1-2 мс задержки, отсюда следует, что устройство работает в реальном времени. Такие же результаты показывают интерфейсы RME и Lynx, также основанные на FPGA.
Отчет о тестировании в RightMark Audio Analyzer
Тестируемое устройство | Antelope Orion 32 |
Режим работы | 24-bit, 44 kHz |
Звуковой интерфейс | |
Маршрут сигнала | External loopback (line-out - line-in) |
Версия RMAA | 6.2.5 |
Фильтр 20 Гц - 20 кГц | ДА |
Нормализация сигнала | ДА |
Изменение уровня | -0.5 дБ / -0.6 дБ |
Режим МОНО | НЕТ |
Частота сигнала калибрации, Гц | 1000 |
Полярность | правильная/правильная |
Общие результаты
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 200 Гц - 15 кГц), дБ | +0.01, -0.08 |
Отлично |
Уровень шума, дБ (А) | -114.9 |
Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) | 114.9 |
Отлично |
Гармонические искажения, % | 0.0024 |
Отлично |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | -90.0 |
Хорошо |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0.0027 |
Отлично |
Взаимопроникновение каналов, дБ | -115.3 |
Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0.0020 |
Отлично |
Общая оценка | Отлично |
Искажения не рекордно низкие по причине высокого уровня сигнала - предусилители усиливают сигнал с выхода ЦАП на 20 дБ, что приводит к Кг=0,002% на максимальных амплитудах, но зато к 20 дБ подавлению помех и шумов. При уменьшении праметра TRIM до +14 dBu искажения падают до 0,001%, а гармоники на спектрах существенно снижаются. Но со снижением амплитуды сигнала, предсказуемо несколько растёт уровень шума, до -109 дБ. В зависимости от обстановки с наводками и с чувствительностью подключаемых устройств, можно подобрать необходимый уровень входов/выходов.
Прослушивание на мониторах ADAM S2.5A высшей ценовой категории выявило профессиональный уровень звучания Antelope Orion32. Это устройство хорошо подойдёт для тех, кто ищет комбинированное решение 32 канала ЦАП/АЦП всё-в-одном: не нужно тратиться на несколько рэковых конверторов и не нужно впоследствии заниматься проблемой их синхронизации. Более того, устройство само может выступить в качестве мастер-клока и раздать тактовый сигнал 4 другим устройствам по Word-Clock.