Ableton Live 6

Большинство крупных секвенсоров схожи по базовым функциям и возможностям, но путь развития у каждого продукта свой. Ableton Live — это попытка сделать диджейскую программу с возможностями крупных секвенсоров, таких как Steinberg CuBase SX, Cakewalk Sonar, а также «лупостроительных» FruityLoops, Synapse OrionPro. Компания была основана в Берлине в 1999 году, в продажу Live поступил в 2001 году. Сейчас Live можно увидеть в комплекте с профессиональными звуковыми картами от E-MU, ESI, M-Audio и других.

Live активно используют многие музыканты и DJ. Из них можно отметить Armin Van Buren, сделавшего при помощи Live последний альбом Shivers, а также готовящий в Live еженедельные выпуски для своего радиошоу «A State of Trance». На живых выступлениях Live использует большинство известных DJ.

Переносной диджейский сетап проекта Sensorica с использованием Ableton Live

 

Интерфейс сделан очень просто, без лишней графики.


Два основных режима Ableton Live — Sessions и Arragement

Цветовые схемы можно выбирать только из готовых пресетов, хотя ожидалось, что в шестой версии создавать стили можно будет самостоятельно. Для ди-джеев этот вопрос актуален не столько из-за удобства работы, сколько для красивого визуального вида с экрана ноутбука, стоящего на сцене. Но это не останавливает почитателей Live, и редактор стилей был сделан сторонними разработчиками. Однако без разрешения от Ableton, разработчик не может выложить программу в свободное пользование, из-за боязни нарушить Ableton Live End User License Agreement (EULA). На данный момент разработчик предлагает для скачивания лишь новые собственноручно сделанные стили. Основные стили более-менее проработаны, но в основной массе пользователю предлагается или что-то серое, или что-то кислотное. Хотелось бы увидеть что-то в светлых и мягких тонах, но пока этого нет.

Основные режимы работы — это Sessions (режим лупов и для живых выступлений DJ) и Arrangement (студийный режим). Ориентир на работу с ноутбуком сказался на структуре рабочего окна. В CuBase, OrionPro и т. п. используется оконный режим, где каждому окну можно задать свой размер и расположение. Однако обилие окон, перекрывающих друг друга не слишком удобно, если ноутбук без мыши. Еще нужно тратить время на поиск «затонувшего» под другими окнами нужного окна, что неприятно на живых выступлениях, где работать надо в real-time.

Схематически рабочее пространство выглядит так.

Все окна, кроме Sessions/Arrangement можно закрыть. На данный момент нет возможности вывести одновременно Sessions и Arrangement, закинув Sessions на один монитор, а Arrangement на второй. Также нельзя напрямик из Sessions перетащить семпл в Arrangement, сэмпл нужно сперва сохранить и потом вытаскивать из браузера.

Возможно, в следующих версиях будет сделан упор на работу в home/studio progect, но пока производится оптимизация для работы с ноутбуком или бюджетной студией с одним монитором. Ableton признает, что этого требуют от них многие пользователи, и что они собираются делать двухоконный режим в будущих версиях, но когда они это свершится, не известно.

Еще отличительная особенность — пресеты сохраняются в браузере отдельными файлами. Это удобно при сохранении лупа с привязкой инструмента и эффекта, но может не понравиться любителю быстро пощелкать пресеты инструмента.

Режим Sessions

Лупы можно проигрывать как построчно, так и по отдельности. Данный режим несколько схож с режимом path (патерн) в OrionPro. Сперва можно подобрать созвучные лупы, а потом разместить их в Arrangement.

Для записи доступен только один стереоканал, поэтому до многоканальной записи Live6 пока не дорос.

Роутинг сигнала сделан удобно, со стрипа звуковой/midi поток можно отправить на другой стрип (основной или aux) или на любой физический выход карты/контроллера или внешнюю программу по re-wire. Несколько огорчает топорная реализация роутинга каналов, что для большинства будет не критично. В CuBase при выборе задействованных каналов можно отдельно составить нужные сочетания каналов и дать собственные названия. При выборе каналов показываются и аппаратные названия. На скриншоте показано, как не просто с ходу выбрать нужный канал в Ableton от E-MU1212m.

Помимо управления через midi команды, Live6 максимально поддерживает и обычную клавиатуру в виде горячих клавиш или симуляции midi клавиатуры.

Для назначения горячей клавиши или midi-контроллера достаточно перейти в режим Edit Key/Midi Map. Такой подход гораздо удобнее, чем подбор нужного канала в панели управления midi клавиатуры.

На данном скриншоте показано назначение горячих клавиш на семплы трех стрипов и управление mute/solo стрипов. Примечательно, что управление осуществляется не с клавиатуры, а с пульта дистанционного управления, работающего через IrLink. Так, лежа на диване с выключенным монитором, можно подобрать нужное звучание и сделать конечную запись. По имеющейся информации, IrLink проявили интерес к разработке поддержки midi-команд, но даже сейчас в некоторых ситуациях для определенных задач IrLink+ДУ может частично заменить более дорогие Alphatrack и Frontier TranzPort.

 

Для управления сторонними VST/VSTi можно воспользоваться как собственным интерфейсом плагина, так и просто «раскрыть» плагин под интерфейсом Live. На картинке загружены два одинаковых плагина, слева плагин открыт отдельным окном, а справа раскрыт.

Редактор midi поддерживает основные необходимые функции редактирования, среди которых можно отметить изменения темпа по отношению к основному, групповые изменения velocity, продолжительность нот. Есть возможность записи/редактирования команд любого параметра midi инструмента или эффекта.

Для семплов есть возможность изменять тон, темп и реверс, есть поддержка индивидуальных огибающих для семпла.

Для более сложных или расширенных действий с семплами предлагается использовать штатные инструменты sampler или impulse.

Режим Arrangement

Arrangement очень схож с многодорожечными интерфейсами CuBase и Sonar.

Возможно, тем, кому не хватает возможностей OrionPro и кого не устраивает «луповый из кубиков» song list стоит присмотреться к Live с возможностью подборки лупов в Session.

Основные штатные инструменты.

Инструментов три: Sampler, Impulse и Operator.

Sampler может работать как с одним семплом, так и с несколькими. Распределять семпл между зонами можно с плавным переходом. Среди форматов поддерживаются: AKAI S1000, S3000, GigaStudio, EXS, SoundFont и Kontakt. Impulse является драм-машиной на восемь семплов с минимумом возможностей. Operator представляет собой синтезатор из четырех осцилляторов и встроенных фильтров. Традиционно каждый инструмент имеет свой набор дополнительных эффектов.

Для создания музыки можно обойтись штатными инструментами, а при желании расширить сторонними VSTi, однако не все VST/VSTi, работающие в CuBase, будут работать в Live.

Что нового в Live6?

Основных нововведений несколько.

Поддержка многопроцессорности и многоядерности для Mac и PC.

Проверка производительности была сделана на Core2Duo E6400 2,13GHZ@ 3,040GHZ/Asus P5B Deluxe/2X1GB Patriot DDR2 CL5  667Mhz @ 760Mhz (тест провел Жогов Сергей aka Zhogov)

Был сделан многодорожечный проект, состоящий из «генераторного» midi трека и 50-ти одинаковых «нагрузочных» треков, принимающие midi-поток с генераторного трека. В “нагрузочные” треки были загружены appergirator, operator, saturator, reverb, ping-pong, chorus. При активации этих треков возрастала нагрузка на CPU. С отключенной поддержкой многоядерности без щелчков воспроизводилось 16 треков, при активации многоядерности 37, что даже превышает двукратную разницу. Тем не менее, в других проектах, возможно, соотношение производительности будет другим. Так или иначе, использование многоядерного процессора оправдано.

Импорт видео с функцией растягивания звука. На данный момент поддерживается формат QuickTime. Возможно, со следующими апдейтами поддерживаемых форматов будет больше, а пока данное новшество лишь первый шаг к расширению возможностей программы в направлении работы с видео.

Микшер

В прошлой версии микшер нельзя было растянуть. Это не позволяло оценить максимальный уровень трека, и нельзя было ввести значение фейдера, вынуждая делать долгую подгонку уровня. Теперь эти недостатки исправлены.

Рэки инструментов/эффектов

Группа с инструментом и эффектами может достигать большой длины на несколько экранов. Для удобства управления параметрами можно отдельно назначить восемь регуляторов на всю группу, а саму группу свернуть.

В рэк можно загружать параллельно инструменты и эффекты, распределяя их по зонам. Можно загрузить в рэк другие рэки с аналогичным разделением зон.

Deep freeze

Всегда настает момент, когда не хватает мощности при приемлемом значении буфера ASIO. Выходом из такой ситуации является рендер дорожек или отдельных лупов. Такой подход неудобен, так как исключает возможность быстрой правки. Другой минус — при многократном последовательном рендере после операций транкейта снижается качество. В пятой версии ввели функцию freeze, которая делает рендер (заморозку) выбранной дорожки, а когда необходима правка — «размораживает», а при последующей заморозке замораживает трек с нуля. В шестой версии сделали возможной частичную правку замороженной дорожки. Это перемещение, копирование и удаление семплов, изменение значений функций микшера (которые видно на скриншоте). Данная функция придется по душе владельцам как слабых, так и мощных систем, так как загрузить до отказа проект — дело не хитрое.

Во время установки шестой версии предлагается сделать оптимизацию старой библиотеки сэмплов под новую версию. После оптимизации «вычищаются» все wav треки. После загрузки проекта с использованными семплами из этой библиотеки нужно заново переназначить пути к файлам или сохранить заранее библиотеку и после дозаписать все wav-файлы назад.

У каждой программы есть свои сторонники и противники. Наиболее интересно мнение музыканта, достигшего успеха, и знакомого не понаслышке с данной программой.

На вопросы любезно ответил Александр Шукаев из проекта Sensorica, известный музыкант, ди-джей и радиоведущий программы Tranceport на радио Energy (104,2 FM Moscow) . Проект выпускался на очень уважаемых лейблах, таких как Black Hole (In Search Of Sunrise mixed by Tiesto), Sony BMG (сборники Dream Dance), Lost Language и т.д. Ремиксы и совместные композиции были сделаны Matt Darey, JinKey, John Askew, Nostrum, Antonio De Larenzo, The Thrillseekers.

 

iXBT.com: На своих сетах ты используешь Ableton Live, какой программой пользовался до этого?

Sensorica: Emagic Logic Audio 5, на удивление, этот секвенсор подошел и для лайва тоже, причем очень даже подошел, я там, как рыба в воде.

iXBT.com:Что, по-твоему, стоит улучшать в программе в следующих версиях?

Sensorica: Однозначно интерфейс. Особенно раздражает работа в окне Arrangement, когда надо перетащить область лупа… можно нечаянно ткнуть чуууть-чуть ниже и оттуда начнется воспроизведение! Никуда это не годится! И если в Logic можно область выделения лупа расширить вниз (и соответственно получить больше пространства для перетаскивания области лупа), то здесь этого сделать нельзя! А при живой игре сбиться на миллиметр на экране проще простого.

iXBT.com: Насколько мне известно, ты пишешь музыку в Logic Audio, по твоему, можно ли считать Ableton Live равнозначной заменой для создании музыки?

Sensorica:Ни в коем случае. Ableton — это максимум инструмент для лайва или просто еще одна программа, где можно выкрутить что-нибудь интересное, например, таким плагином как Beat Repeate.

iXBT.com: Какие преимущества есть у Logic Audio для тебя, которых нет в Ableton live?

Sensorica: Нельзя даже сравнивать такие вещи! Забудьте об этом, что Ableton может быть «главным» секвенсором. Этого не случится никогда— совершенно разные цели у разработчиков этих продуктов, и это только хорошо.

iXBT.com: Новички часто задают вопрос, какая программа для создания музыки самая лучшая. Что бы ты мог посоветовать им?

Sensorica:Та, которая вам удобна. Однако лучше «насильно» сделать удобной для себя Logic или Cubase.

19 декабря 2006 г.
Кузнецов Роман