Презентация компактных цифровых микшерных консолей Yamaha серии QL
6 августа 2014 года в московском «Клубе Алексея Козлова» прошла презентация новых цифровых микшерных консолей серии QL. Перед собравшимися выступил технический специалист Yamaha, специальный гость из Лондона, Энди Купер (Yamaha R&D Center London), а также cотрудники Yamaha Music Russia.
Серия QL интересна небольшими габаритами, доступной ценой и самыми современными возможностями, включая гибкие опции расширения. По признанию представителей Yamaha, новые консоли настолько успешны и так хорошо восприняты на рынке, что их буквально не успевают завозить. Лозунг новых консолей QL: "квинтессенция компактности".
Мероприятие открыл директор компании Yamaha Music Russia Дзиро Оно. Господин Оно рассказал, что первая цифровая микшерная консоль Yamaha DMP7 появилась в 1987 году. Кстати, эта модель была выставлена на мероприятии на обозрение всех желающих. Затем компания увеличила долю на рынке цифровых микшерных консолей. Yamaha всегда привносит новые идеи, технологии и функции в свою продукцию. Новая серия консолей QL продается в Европе уже 4 месяца, за это время стала прокатным стандартом и пользуется большим спросом. Для лучшего понимания нового продукта российскими клиентами организаторы мероприятия пригласили технического специалиста из Японии господина Миядзаки и специалиста из Великобритании господина Энди Купера. Организаторы мероприятия рассказали, что Yamaha собирается проводить тренинги в специальном центре YDACC (Yamaha Digital Audio Creative Centre) для российских специалистов. Компания приглашает всех желающих на посещение специальных курсов, посвященных новой цифровой консоли.
Далее слово взял Энди Купер. Он поблагодарил Yamaha Music Russia за приглашение в Россию и рассказал, что работает в лондонском центре разработчиков компании Yamaha уже 14 лет. Его работа состоит в обучении специалистов Yamaha и пользователей продукции Yamaha по всему миру. К настоящему моменту он успел провести тренинги в 45 странах мира и очень рад, что теперь ему предстоит работать и в России.
Следующим участником конференции был представитель Yamaha Music Russia Андрей Попов. Он подготовил для всех собравшихся видеопрезентацию, раскрывающую секреты технического оснащения новых консолей. В первую очередь, Андрей поспешил поделиться общей информацией о микшерных консолях серии QL, он рассказал о том, что это за серия, о ее ключевых свойствах и спецификациях.
Докладчик поведал собравшимся на мероприятии музыкантам и представителям прессы, что QL является "младшим братом" флагманской консоли СL Yamaha, так как консоль, буквально, меньшего размера, ее корпус более компактный, но при этом ей доступны все ключевые функции флагманской модели: фирменный звук, фирменные возможности обработки сигнала. Таким же интуитивным осталось управление консолью.
Был внесен ряд мелких изменений: у QL меньше вместимость по входящим/выходящим каналам, поэтому ее возможности ограничены меньшими площадками для работы. QL может использоваться для мониторинга при основной консоли СL.
Из СL в QL перешло количество запоминаемых сцен, 4 настраиваемых банка фейдеров, возможность регулировки задержки в зависимости от числа цифровых каналов, качественная эквализация и динамическая обработка. У обоих типов консолей одинаковые дисплеи. В отличие от СL, в QL 12 вместо 16 назначаемых клавиш.
Представитель Yamaha Music Russia рассказал об отличиях QL5 и QL1, о значительной разнице в весе между этими устройствами. QL5 82 см в длину, 21.8 кг веса. QL1 в точности размером с рэковый модуль, 14.7 кг веса.
В отличие от серии CL, где только 8 OMNI-входов/выходов и нам обязательно потребуется stagebox для коммутации, в консолях QL существенно расширенные встроенные возможности на задней панели, что позволяет использовать новые консоли для небольших мероприятий, без необходимости в дополнительной коммутации. 32 входа и 16 выходов в QL5 (что может быть расширено по протоколу Dante до 64 каналов). 16 входов и 8 выходов QL1 (могут быть расширены до 32 входов). Также у QL5 32 фейдера и 2 мастер-фейдера, один стерео и один моно, а у QL1, соответственно, 16 фейдеров и 2 мастер-фейдера.
Цифровые порты QL1: MIDI, Worldclock, GPI, AES/EBU, Dante. За счет наличия встроенной карточки Dante в серии QL освободились 2 дополнительных слота для карт расширения, которые позволяют получить новые обработки или подключить другие консоли. Разъем питания в QL – защелкивающийся, для предотвращения случайного выдергивания.
После рассмотрения задней панели устройств QL докладчик обратился к улучшениям их передней панели. Новшеством нижней части лицевой панели стали моторизированные 100 мм фейдеры, и тактильно и визуально удобные, хорошо ложатся под палец. Над ними - светодиодное отображение каналов с назначаемыми цветами, названиями, яркостью для подстройки под условия освещения. Всё читается даже при сильных углах и при падении прямых лучей света. Здесь же осталась фирменная кнопка SEL (Select Channel), которая выводит в меню канал.
Докладчик отметил особую четкость, яркость, интуитивность сенсорного дисплея QL с разрешением 600х800 точек, 10.4" диагональ, его быструю реакцию на нажатия.
Слева клавиши SENDS ON FADER для отправки интересующих каналов на мониторную линию без необходимости вхождения в меню.
Возможности устройств QL были расширены добавлением секции FADER BANK – переключения между слоями, с возможностью выбора четырёх раскладок.
Нововведением стала функция TOUCH AND TURN, отвечающая, буквально, за все настройки консоли, с ее помощью можно управлять любым регулятора консоли, без необходимости поиска нужного регулятора, отвечающего за те или иные функции. Плюс к этому есть дополнительные горячие клавиши для управления каналом (гейн, панорама, эквализация, динамика), которые расположены рядом с дисплеем консоли. Назначаемых кнопок USER DEFINED KEYS в QL несколько меньше, чем в серии CL: 12 вместо 16.
Далее Андрей обратил внимание присутствующих на внутреннее оснащение консоли, в частности, на виртуальный рек с возможностью выбора 8 необходимых назначаемых эффектов (например, интерактивное отображение на одной странице дисплея 8 графических эквалайзеров, которые можно присвоить любому каналу для его более гибкой настройки). Кроме обычных, в виртуальном реке наличествуют и premium эффекты, разработанные совместно с Rupert Neve, с применением технологии VCM.
Ещё следует отметить технологию Automixer от Dan Dugan, которая для остальных консолей доступна в виде карточки расширения, а в QL это встроенная штатная возможность.
Yamaha реализовала в консоли QL5 возможность записи до 64 каналов потокового живого звука на компьютер, для чего используется программа Nuendo Live, а 2-х канальный аудиопоток (микс) можно записывать просто на флеш-карту без компьютера.
Программой Nuendo Live можно управлять с консоли: стартом, паузой, записью и другими функциями. Не нужно бегать к компьютеру, проверять, как там идёт запись. Через флеш-карту можно запускать playback, из раздела USB, без необходимости подключения к компьютеру. Конечно, можно запустить мультитрек с компьютера.
Есть и другие функции, доставшиеся от флагманских консолей, такие как 300 сцен, которые можно сохранять во внутренней памяти. Файлы сцен от СL полностью поддерживаются в QL, они взаимозаменяемы и поддерживаемы обеими консолями. С помощью конвертора файлов можно читать сцены и с других цифровых консолей Yamaha.
В последней части выступления последовал рассказ о возможности передачи аудиосигнала без сжатия с низкой задержкой по стандартному цифровому протоколу Dante, для соединения нескольких консолей между собой, со stagebox и т.д. Андрей упомянул об особой надежности Dante, о простоте ее настройки и подключения. Специальные знания из области IT не требуются. Например, можно соединить консоль и стейджбоксы каскадом, то есть последовательно, без подключения к сетевому коммутатору и его конфигурирования. В то же время, подключение через коммутатор даёт дополнительную надёжность. Если пропадёт одно из соединений, это не страшно. Система переключится на резервное соединение без задержек и искажений сигнала. С основной консоли при этом, например, можно управлять мониторной консолью. Можно также по Wi-Fi подключить iPad и управлять любой консолью удалённо, например, из зала. Или через подключенный в сеть ноутбук. Всё это весьма впечатляет.
Далее, Энди Купер продемонстрировал всем собравшимся, как работает gain-компенсация и провел небольшой стресс-тест.
Gain-компенсация необходима, когда две консоли делят между собой одни и те же предусилители.
В консолях CL и QL возможно использование до 4 миксов, одних и тех же предусилителей входных каналов. Даже микс CL консоли можно расшарить на три другие консоли CL и QL. На демонстрации была сэмитирована ситуация из двух консолей - мониторной и FOH, за которыми работают два инженера, каждый из которых хочет сам порулить уровнем каналов в миксе на стадии аналогового предусиления, поэтому у них возникает конфликт. Gain-компенсация позволяет иметь каждому из звукорежиссёров тот цифровой микс, который его устроит, без влияния на установку чуствительности предусилителей и на цифровой микс второго звукорежиссёра.
У каждой из 4 консолей в связке есть свой независимый цифровой gain, с помощью которого консоль может менять уровень без влияния на чувствительность преусилителей физических входов, например, в stagebox.
При изменении уровня на одной консоли, он не меняется на другой - у каждого свой микс. Аналоговый уровень чувствительности расшаривается на все 4 устройства, а цифровой – индивидуален для каждой консоли, и его нельзя "испортить" с другой консоли.
Для тех звукоинженеров, кого пугает аналогово-цифровой дуализм, то есть они не знают, как им жить с двумя миксами в голове, есть специальная функция ag-dg link (analog gain - digital gain link), при включении которой консоль позволяет управлять аналоговым gain, как обычно на FOH консоли, однако не нарушая баланс цифрового микса, созданный звукорежиссёром на второй консоли, на мониторной линии.
Небольшой стресс-тест, обещанный участниками мероприятия, состоял в работе системы в случае непреднамеренного выдергивания из коммутатора одного из кабелей, по которому идет цифровой сигнал. При этом, ПО Dante Controller позволяет увидеть текущий статус всех устройств сети Dante и узнать, какая проблема возникла - какое именно устройство отключилось от сети.
В тестовой конфигурации использовалось два коммутатора, для первичного и вторичного подключения. Это стандартная практика redundant network подключения, для увеличения надёжности сети.
В результате отключения физического провода первичного подключения консоли QL5 связь с первичным устройством была потеряна, о чем на экране консоли появилось сообщение “link is down” плюс об этом сообщил мелькающий светодиод. Также из первичной сети был выдернут стейджбокс RIO, к которому был подключен источник сигнала.
При этом, несмотря на сообщения и световые сигналы, звуковой файл продолжал воспроизводиться.
Следующим этапом стресс-теста стало прекращение подачи питания сети 220 В на один из коммутаторов – в результате система продолжила работу по запасному каналу без падений, щелчков, пиков и проседаний, полностью перейдя на вторичное подключение, что доказало особую надежность подключения системы Dante.
При полном отключении питания двух коммутаторов - звук естественно прекратился. Однако не возникло никаких щелчков, зацикливающихся звуков и прочих неприятностей, которые грозили бы порчей громких колонок. При возвращении питания после автозагрузки системы нормальная работа возобновилась автоматически, без какого-либо участия со стороны человека.
Во второй половине презентации цифровых микшерных консолей серии QL была продемонстрирована работа функции Automixer от Dan Dugan (Sound Design).
Automixer которой можно управлять как с экрана консоли, так и через компьютер с помощью программы QL Editor. Всем присутствующим была продемонстрирована разница при работе с функцией Automixer и без нее в живой пресс-конференции с использованием 6 микрофонов. С включенным автомикшированием был различим каждый голос на записи, остальные каналы с шумом были полностью убраны. Без автомикширования часть голосов перекрикивала другие, создавалось ощущение какого-то общего гула. Сложно себе представить звукорежиссёра, который сможет в реальном времени успевать реагировать на внезапные реплики, с непредсказуемым расстоянием микрофона до каждого участника. Технически очень сложно следить за балансом громкости, увеличивая громкость главного ведущего и прибирая остальные каналы. Вот эту задачу легче переложить на Automixer. Также полезная функция Automixer - хорошее подавление обратной связи, простым закрытием канала. Важно, что Automixer не портит динамику и частотную характеристику сигнала. Он работает только с уровнями и взаимном балансом, и прибирает фоновые шумы открытых каналов, плюс немного магии.
Презентация шла 2,5 часа и была больше похожа на мастер-класс по новым консолям серии QL.
Мы задали ряд своих вопросов Энди Куперу.
Мы поинтересовались, как Энди в целом ощущение от России, что хорошего он здесь увидел. Он поделился с нами откровением, что по сравнению с предыдущим его приездом в 1991 году, сейчас здесь совсем другое дело. Ему всё очень нравится в России, он с удовольствием готов приехать ещё раз. Мы спросили, зачем Yamaha было делать столь компактные цифровые консоли. Энди ответил, что во многих случаях экономия места является существенным требованием, и было важно, чтобы консоль занимала габариты ровно одного рэкового модуля. Дальше мы спросили, что если мы хотим использовать беспроводные микрофоны, как этот вопрос продуман в новых микшерах. Ответ такой: пожалуйста, никаких проблем, подключайте приёмник к аналоговым входам и работайте как с обычными аналоговыми микрофонами, вам доступны все те же канальные обработки. Мы спросили, насколько активно используется iPad для настройки на Западе, и можно ли с одного iPad управлять сразу несколькими консолями. Энди рассказал, что за всех сказать сложно, но сам он персонально очень активно использует iPad. Управлять несколькими консолями можно, без проблем. Необходимо только небольшое время, чтобы выйти из управления одной консолью и войти в другую, что он нам и продемонстрировал.
Другие специалисты также смогли задать все интересующие их вопросы техническим специалистам Yamaha.
В целом, было приятно видеть то огромное внимание, которое компания Yamaha Music уделяет России, российскому рынку и русскоязычным специалистам.