Musikmesse/Prolight+Sound 2013
Анатолий Вейценфельд
Микрофоны
Часть 3
Американский производитель микрофонов MXL, являющаяся подразделением компании Marshall Electronics (не путать с производителем гитарных усилителей Marshall Amplification) выпускает технику довольно дорогую, но высокого качества. Она включает конденсаторные (в том числе ручные концертные и ламповые) и ленточные микрофоны.
К прошлогодней новинке – ламповому X/Y-стереомикрофону Revelation Stereo и выпущенному ранее Revelation добавился третий микрофон серии – Revelation Solo. Это, как и Revelation, прибор c 32 мм капсюлем толщиной 6 микрон, и в нем также использована лампа Electro Harmonix EF86. Но если микрофон Revelation имеет изменяемые типы направленности, причем не переключаемые, а изменяемые непрерывно, что встречается нечасто, то Revelation Solo – это кардиоидный микрофон. Микрофон имеет аттенюатор -10 дБ, фильтр высоких частот 12 дБ/125 Гц. Этот микрофон подходит для оверхедов на ударных, акустической гитары, вокала и записи по системе One Point. Таким образом, серия Revelation теперь включает кардиоидный микрофон, микрофон с переменной направленностью и стереомикрофон.
Еще одна прошлогодняя новинка – конденсаторный USB-микрофон TEMPO – теперь выпущена в стандартном XLR-варианте. Конечно, теперь у него нет интегрированного выхода для наушников, но появился аттенюатор -10 дБ. Стоимость микрофона от производителя 80 долларов, так что компания, очевидно, пытается выйти на рынок бюджетных микрофонов.
К ламповым кардиоидным микрофонам Genesis и Genesis II (последний – с двойной диафрагмой и переключателем тембра "теплый/яркий") добавился Genesis FET с предусилителем на полевых транзисторах. В результате большого количества экспериментов разработчикам удалось приблизить звучание транзисторной схемы к ламповой.
Как это обычно бывает, технические параметры транзисторного микрофона превышают параметры лампового: уровень собственных шумов у Genesis FET 13 дБ против 18 дБ у ламповых моделей, очень высокая чувствительность (-30 дБ), максимальный уровень звукового давления 140 дБ (при 0,5% КНИ) против 130 дБ у ламповых. Все три микрофона выполнены в одинаковом красочном дизайне: красные корпуса и "золотые" решетка и кольца, "золотой" и большой изогнутый поп-фильтр, источник питания покрыт красным лаком.
Еще две модели этого года – CR30 и CR89. Это кардиоидные конденсаторные микрофоны с диафрагмой 32 мм, обладающие весьма высокими характеристиками (чувствительность около -30 дБ), максимальный уровень звукового давления 138 дБ. CR30 оснащен аттенюатором -10 и -20 дБ. Оба микрофона относятся к бюджетной категории, стоимость CR30 – 300 долларов, CR89 – 350. При высоких параметрах и качестве изготовления в сочетании с очень низкой ценой эти микрофоны при правильном маркетинге способны стать мировым бестселлером.
Немецкая компания Neumann представила на своем стенде всю палитру выпускаемой продукции, однако новинок в этом году не было. Вряд ли стоит за это критиковать одного из ведущих мировых производителей, известного своим здоровым консерватизмом.
В ассортименте компании примерно полсотни моделей для самых разных областей применения, они пользуются устойчивым и высоким спросом, поэтому у фирмы нет необходимости частого обновления модельного ряда. Однако есть у компании несколько моделей, чья популярность могла бы быть и выше – это ручные сценические конденсаторные микрофоны KMS 104 и 105.
Возможно, роль играет репутация компании как производителя дорогой студийной техники, или серьезная цена, или вообще опасливое отношение к конденсаторным вокальным микрофонам на сцене, но в райдерах они встречаются незаслуженно редко. А зря…
Российская компания ОАО "Октава" в представлении не нуждается. В отличие от прежних выставок, где "Октава" была представлена на большом стенде и показывала едва ли не все производимое ею, на этот раз стенд был скромным и ориентирован на презентацию своего рода микрофонной "Царь-пушки" – лампового МКЛ-111.
Этот микрофон пока существует в тестовых образцах и его серийный выпуск под вопросом. Микрофон выполнен с высококачественной отделкой, в число аксессуаров входит роскошный металлический чемодан – все как у лучших мировых фирм. Вот что сообщили представители компании об этой модели: в микрофоне используется двухмембранный капсюль оригинальной конструкции и немецкие лампы ЕС-92. Эти лампы давно не выпускаются, но впоследствии будет применена другая, но сходная по параметрам лампа. В предусилителе применяется трансформаторная схема на основе трансформатора собственной разработки "Октава". Диаграмма направленности плавно переменная, регулятор переключения расположен на блоке питания. Надо, однако, отметить, что цена на этот микрофон в случае его запуска в производство предполагается выше 2000 долларов, что явно многовато, за эти деньги можно и Neumann взять.
Микрофоны шведской компании Pearl у нас известны мало, хотя компания существует уже больше 70 лет. Она появилась в 1941 году, когда нейтральная Швеция оказалась отрезанной от импортных поставок, в том числе радиоэлектроники, и вынуждена была организовывать собственное производство. Но необходимость со временем превратилась в преимущество, и сейчас в производственной линейке фирмы сейчас 8 моделей с большой диафрагмой, два с малой, два стереомикрофона, один ручной конденсаторный и одна "пушка".
Фирменной особенностью микрофонов Pearl является использование не круглой, а прямоугольной диафрагмы. По мнению разработчиков, прямоугольная диафрагма снижает резонансы в области средних частот по сравнению с традиционной диафрагмой в форме круга, что позволяет линеаризовать АЧХ микрофона, особенно на критичных средних частотах. Вид кривой АЧХ впечатляет – это действительно совершенно прямая "палка", слегка загнутая книзу на краях диапазона, так что называть ее "кривой" вовсе даже некорректно. К тому же благодаря применению прямоугольных диафрагм удалось уменьшить размеры микрофонов при сохранении площади диафрагмы. Микрофоны Pearl имеют низкий уровень собственных шумов (менее 14 дБ), но не впечатляют по уровню максимального звукового давления (126 дБ).
Серия микрофонов ELM (Extended Length Membrane) имеет диафрагмы с соотношением сторон 7:1, в серии 22 отношение сторон примерно 3:1. Серия 22 включает кардиоидный микрофон СС22, ненаправленный микрофон CO22 и MS-стереопару СВ22. Серия ELM включает "восьмерку" ELM-В, кардиоиду ELM-С и уникальный микрофон ELM-А с двумя кардиоидными диафрагмами и пятиконтактным XLR-выходом, который может выдавать два независимых сигнала типа круг, восьмерка и кардиоида. При этом направленность меняется в зависимости от вертикального и горизонтального расположения микрофона. В общем, тем, кому посчастливится поработать с этими микрофонами, придется серьезно с ними поэкспериментировать ввиду их необычности. Еще один необычный микрофон – DS 60. В нем расположены два двухмембранных капсюля, соответственно микрофон имеет четыре выхода на редко встречающемся гнезде типа Lemo (мультипиновый разъем с косичкой на четыре XLR-разъема). Это универсальный микрофон, дающий на выходе сигналы "восьмерка", "круг", XY, MS, Blumlein и четыре независимых Surround-сигнала.
И наконец, новинка этой выставки – кардиоидный микрофон PRIORITY. Это бюджетная модель с одинарной диафрагмой и "presence"-подъемом в районе 5 кГц. Отличается и отделка – если другие модели покрыты очень красивым черным рояльным лаком, что необычно для микрофона, то корпус PRIORITY выточен из нержавеющей стали, что придает ему "индустриальный" вид.
Продукция американской компании Royer Labs, выпускающей ленточные микрофоны, встречается в наших студиях, но нечасто. В свое время Дэвид Ройер радикально изменил дизайн ленточных микрофонов – от огромных "кирпичей" типа RCA-44 они перешли к миниатюрным приборам, похожим на микрофоны-"пушки".
Фирма выпускает одиннадцать моделей микрофонов в трех сериях – R (R-101, R-121, R-122 и R-122V), SF (SF-2, SF-12, SF-24 и SF-24V) и Live (R-121L, R-122L и SF-24L). Возглавляет модельный ряд модель R-121. Выполненный в компактном корпусе типа shotgun, R-121 имеет направленность типа "восьмерка". Для него (как для всех ленточных микрофонов) характерны натуральный звук и плоская АЧХ. За счет применения фирменного преобразователя градиента давления удалось существенно повысить уровень выдерживаемого звукового давления – как известно, именно перегрузка всегда была слабым местом классических ленточных микрофонов. R-121 выдерживает уровень звукового давления в 135 дБ на частоте 20 Гц, что для "ленточника" просто превосходно! Микрофон точно передает тембры инструментов, особенно хорош он для голоса: низы избавлены от бубнения, а высокие частоты – от сипоты. Есть у данной модели интересное свойство – при близком расположении тыловая сторона микрофона (вторая половина "восьмерки") дает более яркий звук, чем передняя, так что для ближней зоны пользователь получает фактически два микрофона с разной окраской звука. Новинка R-101 является упрощенной бюджетной версией R-121. Это тоже двусторонне-направленный микрофон, но более скромно отделанный и менее универсальный в применении.
R-122 – активный ленточный микрофон. Применение для электродинамического преобразователя фантомного питания используется не для поляризации, а для работы схемы на полевом транзисторе, повышающей уровень выходного сигнала (на 14 дБ по сравнению с R-121) и согласующей импедансы микрофонов и предусилителей. Чувствительность R-122 достигает чувствительности конденсаторных микрофонов (до -37 дБ), что дает возможность использовать с ним любой микрофонный предусилитель. Модель R-122 балансный выход на тороидальном трансформаторе. Дальнейшим развитием активных ленточных микрофонов стал первый в мире ламповый ленточный микрофон R-122V. В нем используется пентод в режиме триода 5840W, а выход собран на трансформаторе фирмы Jensen.
Микрофоны SF-12 и SF-24 являются уникальными стереофоническими ленточными приборами с поворачивающимся верхними капсюлями, при этом SF-24 – это активный вариант SF-12. Новинка SF-24V – это ламповая версия SF-24, в которой используется лампа 5840. В свою очередь, еще одна новая модель, активный мономикрофон SF-2, пришла на смену выпускавшемуся ранее SF-1 (моноверсии SF-12).
У микрофонов Royer серии Live более тонкая диафрагма, за счет этого она чуть медленнее отрабатывает переходные процессы и дает более мягкие верха. Это было сделано по рекомендации известных концертных звукорежиссеров. У этой серии логотип фирмы красного цвета, в отличие от зеленого у студийных.
Начинавшая с радиомикрофонов американская компания Samson ныне чего только не производит, да еще и владеет всемирно известными брендами Hartke и Zoom. В числе ее новинок – USB-микрофон G-Track со встроенным аудиоинтерфейсом, эквалайзером и микшером.
Он позволяет одновременно работать со стереовходом и управлять уровнями сигналов вокала и гитары (или баса, или клавишных и т.д.), также обеспечивая переключение стерео, моно и компьютерного мониторинга через встроенный выход для наушников. G-Track имеет диафрагму 19 мм с суперкардиоидной диаграммой направленности и плоскую частотную характеристику. Микрофон питается от USB-шины и совместим с любым Mac или PC. Устройство работает с любым программным обеспечением и поставляется с Cakewalk Sonar LE. В комплект входит профессиональная тяжелая настольная микрофонная стойка и кабели.
Последняя новинка от Samson – ленточный микрофон VR-88. Он оснащен тонкой диафрагмой 2,5 микрон и FET-предусилителем и трансформатором, позволяющим согласовать микрофон с любым предусилителем. Диаграмма направленности микрофона – "восьмерка", как у большинства ленточников. Микрофон отличает исключительно высокий для ленточных моделей уровень максимального звукового давления – 137 дБ.
Были представлены на выставке легендарные микрофоны американской компании Тelefunken.
Уже известный "репликовый" ламповый микрофон AK-47 выпущен в обновленном варианте AK-47 MkII. Он имеет большую двухстороннюю диафрагму и девять характеристик направленности, переключаемых с помощью блока питания дистанционно из аппаратной. Усилитель микрофона выполнен на базе собственного пентода Telefunken EF732. К "карандашной" ламповой с малой диафрагмой модели ELA M 260, имеющей внешний источник питания и сменные головки(кардиоида, гиперкардиоида и круг) добавилась модель ELA M 251 Е. Это также ламповый микрофон, но уже с большой диафрагмой, и также отсылает к классическим моделям полувековой давности. AR-51 – еще один микрофон, в котором классическая схемотехника сочетается с новыми компонентами: лампой ЕСС81 и трансформатором Haufe T14/1. AR 51 девять характеристик направленности, что делает его универсальным. Внешне на него похожа новая модель CU-29 с необычной внешней отделкой – те детали, которые на других микрофонах фирмы изготовлены из полированной нержавеющей стали, здесь выполнены из меди. Это кардиоидный микрофон с большой диафрагмой, в нем используются лампа Telefunken 6AK5W и трансформатор Lundahl.
Но главная новинка года – это динамический микрофон M82. Это универсальный микрофон, но благодаря встроенной схеме Kick EQ он призван составить конкуренцию микрофонам для большого барабана. Включаемая переключателем на корпусе схема "придавливает" низкую середину (в районе 350 Гц), что дает возможность приподнять самые низы без прибавления характерной для низкой середины мутноватости. Еще одна встроенная переключаемая на корпусе схема называется High Boost. Она поднимает высокие частоты начиная с 2 кГц и вплоть до 6 дБ на 10 кГц. Это позволяет добиться яркой и четкой атаки большого барабана, но можно использовать микрофон с такой настройкой и на оверхедах, и на перкуссии, а также для вокала и съема гитарного комбика.
Выпускает Telefunken также динамический ручной вокальный микрофон М 80. В соответствии с модой рукоять отделана не только под золото и хром, но также раскрашена в восемь цветов (пурпурный, оранжевый, белый, зеленый, красный, желтый, розовый и голубой) и под светлое (дуб) и темное (вишня) дерево. Не стоит иронизировать над такой "красотой" – разноцветные микрофоны вполне уместны при использовании, например, вокальными ансамблями. А вот сходный по конструкции и параметрам универсальный динамический микрофон М 81 выполнен в традиционном дизайне с рукояткой "асфальтового" цвета.
Микрофоны Violet Design – латвийской компании (с эстонским адресом) – удивительно похожи на микрофоны другой латвийской компании, BLUE, о которой я писал в первой части обзора. Это и внешний вид, и колористические решения, и изысканные названия – Фламинго, Аметист, Глобус, Черный Рыцарь и др. Компания существует всего 10 лет, но уже успела разработать и выпустить 14 моделей. Все они – студийные конденсаторные модели.
Garnet – это ламповый микрофон с электростатической диафрагмой, что является довольно редким решением. У него девять типов направленности, а ламповый предусилитель работает в классе А. У микрофона очень ровная АЧХ во всех вариантах направленности, очень низкий уровень собственных шумов (8 дБ) и неплохой уровень максимального звукового давления (130 дБ). Микрофон подключается к собственному источнику питания с помощью 7-контактного XLR-кабеля.
Ламповый кардиоидный с большой диафрагмой микрофон Flamingo в отливающем сиренево-голубом корпусе настолько красив, что начинаешь задумываться – а не будет ли он отвлекать вокалиста от собственно пения? В его предусилителе класса А используется дискретная схемотехника и высококачественный трансформатор, но и это не все – в источнике питания применено последовательное мягкое включение и схема поддержания стабильности напряжения постоянного тока для защиты подогревателя катода и анодных цепей. До момента полной стабилизации параметров источника питания звуковой сигнал не будет проходить на выход микрофона. На корпусе имеется LED-индикатор, показывающий режим системы. Уровень собственных шумов микрофона 7 дБ, уровень максимального звукового давления 134 дБ – показатели превосходные!
В следующих частях – обзор других типов оборудования.