NAMM Musikmesse Russia Prolight + Sound NAMM Russia 2012
Часть 1

Анатолий Вейценфельд

В Москве с 16 по 19 мая впервые прошла новая выставка, совместно организованная двумя ведущими мировыми брендами в области проведения музыкально-звуковых выставок: немецкой выставочной компанией Messe Frankfurt и американской Ассоциацией продавцов музыкальных инструментов NAMM.

Открытие выставки

Поскольку во Франкфурте одновременно проводятся две выставки: музыкальная Musikmesse и звукотехническая Prolight+Sound, то и здесь были организованы как бы две выставки – Musikmesse/NAMM и Prolight+Sound/NAMM. Почему как бы? Для тех, кто бывал на франкфуртской выставке и знаком с ее масштабами (NAMM чуть-чуть скромнее), ответ очевиден – московский дебют был хотя и "действующей моделью", но далеко не в "натуральную величину". Вся московская Musikmesse заняла один зал, весь Prolight+Sound – другой. Сравнивая с привычной для нас за много лет выставкой "Музыка-Москва", приходится констатировать, что новое мероприятие уступало по объему и ей. С другой стороны, здесь все происходило в первый раз, а "Музыка-Москва" проходит с 1996 года.

Логичен вопрос: "А зачем в Москве еще одна звукомузыкальная выставка?" Настолько логичен, что этот вопрос задавали себе и коллегам практически все, кто имеет отношение к музыкальному бизнесу, да и многие обычные посетители выставок. Задавать этот вопрос стали примерно год назад, когда стало известно о планах проведения такой выставки. И тут необходимо немного углубиться в историю и некоторые моменты, скрытые от "широкой общественности".

Впервые Musikmesse прошла в России в 2001 году в Санкт-Петербурге. Было бы неправдой сказать, что т.н. "культурная столица" была выбрана исключительно из соображений расширения географии российских выставок – первоначально планировалось провести иностранную музыкальную выставку как раз в Москве, но эта идея встретила категорическое недовольство организаторов выставки в Сокольниках, выраженное, в частности, в том стиле, который был, как теперь принято считать, характерен для 90-х. Чтобы не обострять конфликт, организаторы (тогдашнее московское представительство Messe Frankfurt) перенесли выставку в Петербург и обозначили ей формат – один раз в два года. Первая выставка прошла шумно и масштабно, однако после выставки 2003 года Messe Frankfurt вышло из проекта, объяснив это отсутствием роста, но оставив партнеру – ЛенЭкспо – право использовать бренд Musikmesse для проведения самостоятельных выставок Musikmesse-Peterburg.

Тем удивительнее было узнать о второй попытке проведения Musikmesse в Москве – десять лет спустя и теперь уже в партнерстве с NAMM. Надо сразу признать, что на этот раз иностранные организаторы угадали момент – выставка в Сокольниках, хотя и "намоленное" место, но переживает явный кризис, в ее организации превалирует рутина и инерция, критические отзывы экспонентов и посетителей перевешивают положительные и каждый год от нее "отваливается" все больше бывших участников…

Все явно хотят чего-то нового и непривычного, и вот оно было представлено в Экспоцентре на Красной Пресне. Успех новой выставке был бы обеспечен в случае заметного качественного превосходства как в организации экспозиции путем приближения ее к уровню "родительских" брендов Musikmesse и NAMM, так и за счет широты охвата рынка. Иными словами, многолетний посетитель Сокольников должен был бы уходить с выставки Musikmesse/NAMM со словами "Ну вот это совсем другое дело!"

Было ли так? И да, и нет. Новая выставка очевидно носит следы осторожных проб и компромиссов: кое в чем она отличалась в лучшую сторону от Сокольников, в другом содержала "родимые пятна" того, к чему привыкли наши экспоненты. В свое время главной "фишкой" выставки Musikmesse в Петербурге было заявлено и во многом являлось прямое участие зарубежных производителей, в отличие от "дистрибьюторской" выставки "Музыка-Москва". В нынешней выставке "дистрибьюторский" компонент явно превалировал над "вендорским", особенно на ProLight+Sound. Эта экспозиция получилась уменьшенной, но и улучшенной копией Сокольников, поскольку общая атмосфера была более комфортной – непривычно тихо, заметно меньше случайных "нецелевых" посетителей. Однако производителей, имевших собственные стенды, в зале почти не было – все те же местные дистрибьюторы с такими же "универсальными" многобрендовыми стендами, которые они показывают в Сокольниках.

В этом отношении зал, где располагалась экспозиция Musikmesse, был несколько более "фирменным", там присутствовало много зарубежных производителей, а некоторые бренды оказались незнакомы даже специалистам. Однако и тут не обошлось без "ложки дегтя", так хорошо знакомой нам по Сокольникам – в последний день знаменитый франкфуртский "контроль за шумом", соблюдавшийся предыдущие дни, практически не работал, и у некоторых экспонентов "сорвало стоп-кран". Как пошутил кто-то из бывалых посетителей, "наши все-таки сумели Musikmesse превратить в Сокольники…". Не знаю, как чувствовали себя непривычные к такому шуму иностранные гости, но что было, то было…

С другой стороны – надо исходить из реальности и понимать, что дать знаменитое "брендовое название" выставке – это одно, а переделать привычки и культуру – совсем другое. Некоторые экспоненты жаловались на недостаточно большое число посетителей (правда, они же из года в год жалуются на то же самое в Сокольниках, где посетителей больше). Но надо учитывать, что мероприятие проходило в первый раз и, как потом выяснилось, о нем знали не все даже из числа специалистов, что происходило оно во второй половине мая, когда выставочный сезон уже завершается (поэтому опытные промоутеры стараются не проводить серьезные кассовые концерты в выходные дни после начала мая – народ разъезжается по дачам). Однако провести мероприятие раньше было трудно, ведь Musikmesse во Франкфурте закончилась всего за полтора месяца до московской выставки, и до летней NAMM тоже остается немного больше месяца. Столь небольшие промежутки по понятным причинам весьма затрудняют организацию выставок. Организаторы намерены повторить NAMM Musikmesse Russia через год, и тут надо учесть, что выставка во Франкфурте намечена на вторую декаду апреля, то есть перерыв будет еще меньше…

Есть еще один момент – судя по разговорам с экспонентами, многие из них не считают Экспоцентр на Красной Пресне оптимальным местом для выставки. Но сколько людей, столько и мнений, кому нравится Крокус-Экспо, кому ВВЦ. Зато важно, что на Пресне оказалось возможным провести демонстрацию мощной акустики на набережной (многократные просьбы разрешить продемонстрировать акустику на открытом воздухе в парке "Сокольники" всегда отвергались администрацией парка).

Впрочем, обсуждение достоинств и недостатков различных выставочных комплексов города Москвы выходит за пределы наших интересов, мы же не издание по теме выставочного бизнеса. Почему переходим к рассказу о том, что же показали на своих стендах участники Musikmesse ProLight+Sound NAMM Russia.

Компания 4Sonic на стенде, изображавшем небольшую студию звукозаписи, демонстрировала представляемые ею в России бренды RME и SSL.

Здесь надо уточнить, что компания представляет подразделение Solid State Logic, выпускающее малоформатные рэковые устройства, контроллеры, процессоры обработки и т.п. оборудование, а не консоли большого формата. Несмотря на малый формат, это аппаратура высшего класса, при этом доступная по вполне умеренным ценам.

Цифровая техника RME также относится к высшему классу и при этом также очень популярна, причем не только в дорогих студиях, но и среди ценителей качественного звука из числа владельцев проджектных, учебных и даже персональных студий.

Компания "АРИС" на "тихом" стенде показала компоненты новейшей V-серии акустических систем d&b audiotechnik, предназначенной для преимущественно мобильного, а не стационарного использования.

Впервые в России демонстрировалась цифровая микшерная консоль DiGiCo SD Ten, самая многофункциональная из всего семейства SD. Отмечу, что номер модели пишется именно словом (Ten), а не цифрами.

Вокруг грозди микрофонов beyerdynamic новой серии Touring Gear постоянно толпились посетители, так что с трудом удалось найти момент их сфотографировать.

Как уже сказано, впервые в Москве удалось провести «громкие» демонстрации на открытой площадке. "АРИС" на "громком" стенде показал новый бюджетный массив D-LINE от RCF.

В рамках обучающей программы выставки "Арис" представил семинары по темам "Электроакустическое моделирование как метод оптимизации затрат на звуковое оборудование", "Как выбрать систему звукоусиления для моего объекта?", "Все, что вы хотели знать о звуке, но боялись спросить" и "Чем грозит плохой звук в системах оповещения?".

Компания Audio Solutions, она же "Звуковые решения", представила наиболее полный на нынешней выставке комплект студийного оборудования. Это мониторы Focal, цифровая консоль Studer Vista, микрофоны Brauner, аналоговые приборы обработки Tube-Tech и Millenia. На стенде также первые два дня присутствовал специалист компании Focal, и все интересующиеся этими популярными мониторами могли узнать детали из первых рук. Хорошим сопровождением мониторы Focal стали и для консоли Studer Vista.

Немало народу изучало и редкие дорогие микрофоны Brauner и ламповые предусилители к ним, для чего можно было воспользоваться наушниками.

Полезно было молодым посетителям познакомиться и с классической аналоговой техникой Tube-Tech во всем ее многообразии.

На стенде компании "Аваллон" звукорежиссерам ближе всего была продукция PreSonus, в частности микшеры StudioLive. Как следует из названия, это универсальные консоли, которые можно с равным успехом использовать как в малой студии, так и на концерте. На стенде были установлены и работали все три модели – 24.4.2, 16.4.2 и 16.0.2

Помимо консолей, на стенде можно было посмотреть и другую продукцию PreSonus – рэковые и настольные приборы: микрофонные предусилители, интерфейсы, эквалайзеры и компрессоры.

Стенд компании Avid на этот раз был неожиданно посвящен исключительно консолям, а не системе Pro Tools. На стенде, выдержанном в стиле "черный кабинет", находились консоли Venue и C24, а на мониторы были выведены дисплеи консолей.

Несмотря на то, что консоли не относятся к бюджетным, на стенде все время было много посетителей, задававших вопросы присутствовавшим иностранным специалистам.

(Продолжение следует…)