Бренды компании АРИС на выставке ProLight+Sound-2013
Анатолий Вейценфельд
Ряд новых моделей показала немецкая компания Beyerdymanic. Новинкой в области конференц-систем стал беспроводной микрофонный пульт Revoluto для серии Quinta, работающий в трех диапазонах частот: 2,4, 2,8 и 5,2 ГГц.
Переход в гигагерцевую область позволяет при сохранении ширины частотного диапазона канала вещания значительно увеличить количество передаваемых каналов. Важной особенностью пульта является нанесенные над его органами управления рельефные надписи точечным шрифтом Брайля, что позволяет использовать этот прибор в конференциях для слепых и слабовидящих. Благодаря технологии Revoluto пульт обходится без торчащего микрофона на гусиной шее – микрофоны находятся внутри лицевой панели по всей длине корпуса пульта, образуя т.н. микрофонный массив. Применение микрофонного массива обеспечивает высококачественный и ровный звукосъем и отсутствие попадающих в микрофон посторонних звуков.
Новая микрофонная радиосистема TG 1000 включает передающий ручной модуль, передающий поясной передатчик, приемник и несколько сменных головок. TG 1000 разработана с учетом изменения частот современных радиомикрофонных систем, связанного с тем, что операторы цифровой связи планомерно отбирают частоты у производителей (и потребителей) радиомикрофонной техники. (Несколько лет назад компания Shure даже обратилась к суперзвездам эстрады с призывом протестовать против "подрыва концертной индустрии", но даже подписи Майкла Джексона, Мадонны и других супертяжеловесов поп-сцены не возымели, да и не могли возыметь действия: когда на одной чаше весов – мобильная связь и цифровое вещание и т.п., а на другой – всего лишь концерты с радиомикрофонами, шансы в глазах правительственных ведомств и общества очевидно неравны). Диапазон частот, используемых системой, составляет 319 МГц, что теоретически позволяет пропустить до 12700 цифровых каналов. На практике из-за программных ограничений число одновременно работающих радиомикрофонов не превышает 150, что, тем не менее, позволит с запасом удовлетворить потребности даже самого гигантского мероприятия. Благодаря применению цифровых кодеков собственной разработки компании удалось снизить показатель латентности до рекордно низких 2,1 мс. К поясному передатчику можно подключить петличный микрофон, микрофон-прищепку для саксофона и т.п. В комплект сменных головок к ручному передатчику входит несколько моделей разного ценового диапазона, от нескольких десятков до нескольких сотен евро.
Органы управления микрофоном находятся под съемным кожухом-корпусом, что предохраняет артиста и звукорежиссера от случайных манипуляций – своеобразный fool proof. На корпусе ручного передающего модуля находится небольшой, но хорошо читаемый дисплей, показывающий номер канала и уровень заряда аккумулятора. Настройку радиомикрофонной системы можно производить с беспроводного любого устройства с интернет-браузером, например, с айфона или айпэда.
Немецкая компания Bittner Audio производит усилители мощности, как трансляционные для систем звукофикации (Public Address), так и традиционные музыкальные для инсталляций. Усилители Bittner славятся своей надежностью, поэтому их часто используют в больших инсталляциях – аэропортах и т.п.
На выставке компания показала ламповый усилитель мощностью 2000 Вт – для лампового прибора это величина очень значительная, ведь необходимо обеспечить прохождение по схемам очень высоких токов, и так, чтобы это не сказывалось ни на качестве сигнала, ни на надежности и безопасности аппарата.
В нем используются лампы российского производства, выпускаемые для американского рынка и произведенные по технологиям, отлаженным заказчиками и контролируемым ими. Усилитель называется TonMeister 500 – напомню, Tonmeister означает по-немецки "звукорежиссер". Ламповый усилитель для концертной работы – вещь в наше время очень редкая, но компания хотела продемонстрировать, что может сделать прибор класса Hi End, пригодный и для концертного зала, и для повышенных потребностей аудиофилов.
При цене в 20 тысяч евро усилитель конечно, будет эксклюзивным, но определенное количество пользователей его, безусловно, приобретет. Потребляемое двухкиловаттным ламповым усилителем количество электроэнергии можно только предполагать, поскольку документация на прибор пока недоступна.
Кроме того, компания планирует начать производить, помимо инсталляционных, также и туровые усилители.
На стенде немецкой компании d&b audiotechnik была представлена впервые показанная на прошлогодней выставке V-серия, относящаяся к среднему формату линейных массовов. За прошедший год эта серия стала настоящим бестселлером, так как спрос на нее превысил не только предложение, но и производственные мощности компании, и ей пришлось срочно их наращивать. А вот новинкой стал инсталляционный вариант V-серии – Vi. За счет устранения ненужных в стационарной инсталляции туровых деталей, таких, как ручки, варьируемый крепеж с защелками и др. удалось несколько снизить стоимость комплекта. В поставляемый комплекс входят готовые рэки с усилителями и процессорами, по желанию заказчика они могут быть полностью комплектованы всем необходимым вплоть до последнего кабеля.
Итальянская компания Euromet производит системы монтажа и подвеса сценической техники, кронштейны для больших экранов и т.п., а также сценические и студийные аксессуары, прежде всего стойки для микрофонов. Ошибаются те, кто относится к этим изделиям снисходительно: дескать, "простые железки, что в них может быть особенного, сломалась, купи другую". Новый тип стоек из трех параллельных трубок дает возможность регулирования подъема и опускания одной рукой, обеспечивая при этом высокую надежность.
Выпускаются стойки, где вместо обычных зажимов применен механизм с пошаговым храповиком, дающий "мертвую" фиксацию угла наклона. Даже тяжелый студийный микрофон не "поедет" неожиданно вниз в самый неподходящий момент ответственной записи, при этом с течением времени не придется закручивать зажим все сильнее и сильнее, пока он не сломается или не перестанет работать.
Выпускаются и микрофонные стойки с интересной конструкцией – верхний и нижний концы трубки увенчиваются XLR-разъемами, поэтому провод не тянется вдоль стойки, а подключается к нижней части трубки. Конечно, такие стойки можно использовать только с неподвижными инструментами, например, при записи или озвучивании оркестра.
Итальянский производитель акустических систем RCF хорошо известен нашим пользователям. Высокое качество при доступной цене, широкий ассортимент, слежение за последними тенденциями в области электроакустических исследований – все это сделало некогда "народный" бренд серьезным конкурентом более элитным "коллегам". Важным моментом является то, что компания производит сама все компоненты для своих систем, да еще является OEM-поставщиком динамиков и других компонентов для других производителей акустических систем.
На стенде была показана новинка из серии TT+ – TT+5А. Акустическая система работает по принципу точечного источника. Этот принцип используется некоторыми производителями студийных мониторов, но в области концертного звукоусиления пока встречается редко, в моде всевозможные линейные массивы. Диаграмма направленности расширяется за счет добавления кабинетов (до шести штук), что позволяет добиться горизонтального излучения до 90 градусов. Системы активные, органы настройки находятся на задней панели. Компания ограничивает возможности прямого ручного регулирования до простого "больше-меньше", передав основную заботу об обработке сигнала процессору. На практике этого в большинстве случаев достаточно, но если нужно углубиться в регулирование параметров, можно подключиться с помощью специализированного ПО к компьютеру и все делать уже в нем программно. (С помощью двух колонн TTL 11A и двух субвуферов TTS26A компания Aris озвучивала в октябре 2011 года джазовый фестиваль в московском Театре эстрады, и могу засвидетельствовать, что эти очень компактные, можно сказать, "невидимые" на сцене акустические системы воспроизводили чистый нейтральный звук с более чем достаточным для джазового мероприятия уровнем громкости).
В колонке TTL11A находится четыре ВЧ-драйвера, три 8" СЧ-динамика и четыре 8" НЧ-динамика, каждая секция имеет свой канал усиления, связанный с процессором. Введение разных задержек на отдельные динамики в колонке позволяет формировать разные диаграммы направленности излучения и менять их при необходимости (первой такой принцип формирования направленности излучения применила голландская компания Duran Audio).
Еще одним хитом от RCF являются пластиковые кабинеты для линейных массивов. Некоторые звукорежиссеры, услышав о "пластмассовой акустике", кривятся, представляя себе пресловутые "еонки", но в данном случае используется формованный пластик высокого давления, по своим характеристикам (удельная плотность, жесткость и т.п.) не уступающий древесным материалам. При этом изготовление корпуса литьем под давлением позволяет сэкономить время производства во много раз, что существенно удешевляет конечный продукт. Эти акустические системы несколько легче фанерных, но это не отражается на их звуковых характеристиках.
Конечно, это лишь часть того, что было показано на выставке фирмами, представленными на российском рынке компанией Aris, но все охватить невозможно. Большой рассказ о выставках Musikmesse ProLight+Sound – впереди, а о части новинок вы уже можете прочитать в нашей ленте новостей и увидеть в видерепортажах в разделе "Видео".