ProSound.iXBT.com

MOTU Monitor 8 — интерфейс серии AVB с расширенными возможностями мониторинга

Об основных особенностях новой линейки AVB можно прочитать в наших материалах MOTU 24Ai и 24Ao — 24-канальные конверторы серии AVB, с подключением по Ethernet, внутренним DSP и управлением с iPad и MOTU 1248, 8M и 16A — Thunderbolt интерфейсы серии AVB, с подключением по Ethernet, USB, внутренним DSP и управлением с iPad.

MOTU Monitor 8 стоит несколько особняком. Этот интерфейс оптимизирован исключительно под задачу мониторинга. Здесь нет Thunderbolt интерфейса, микрофонных и гитарных входов, топ-конверторов на линейных входах. Они попроще, 110 дБ динамический диапазон, -104 дБ Кг+шум. За счёт этого цену удалось понизить всего до $1000! Но если интерфейс вам нужен именно для мониторинга, то в первую очередь будут использоваться линейные и наушниковые выходы. А они в Monitor 8 в точности такие же, как и в интерфейсе MOTU 1248 — высочайшего уровня для своей ценовой категории, на базе ЦАП ESS Sabre 32. Из уникальных возможностей есть 6 наушниковых предусилителей и более удобная коммутация мониторов на XLR разъёмах, а не TRS. Аппаратный DSP присутствует, возможность увеличения числа каналов каскадированием нескольких устройств — всё это есть. Но более важно, что именно в этом интерфейсе сразу появился смысл в возможностях аппаратного микшера MOTU — можно сформировать несколько разных миксов исполнителям и подавать индивидуально каждому в свои наушники или мониторы.

Все регуляторы полностью цифровые. Таким образом, нет проблемы разницы в громкости между каналами, а со временем резистивный слой не осыпется, как в обычных регуляторах. Надёжность — это большой плюс! А большой экранчик обеспечивает аппаратную индикацию уровней всех каналов устройства. Кстати, компьютер для интерфейса MOTU традиционно необязателен. Можно сконфигурировать устройство для автономной работы или подключить для записи в музыкальное приложение на iPad. Управлять всеми настройками и микшером также можно из любой операционной системы, включая любые мобильные устройства, через продвинутый веб-интерфейс. IP адрес можно вывести на экранчик устройства, или можно установить приложение AVB Discovery App, которое само найдёт интерфейс в сети. Работа с интерфейсом ничем не отличается от работы с любой звуковой картой. Под Windows в профессиональном приложении появляется многоканальное ASIO устройство. Всё как обычно.

Основные особенности MOTU Monitor 8

  • Высочайшее качество звука — все балансные выходы 123 дБ динамический диапазон и -110 dB THD+N (0.0003%) при -1 dBFS, невзвешенный, 1 кГц
  • Подключение — AVB (Ethernet) или High-Speed USB 2.0 (обратная совместимость с USB 3.0). Есть режим class-compliant и драйвера для всех ОС
  • Аппаратный DSP с микшером и эффект-процессором — 48-канальный микшер с моделированием больших аппаратных консолей, 12 стерео шин и DSP эффекты, такие как ревер, 4-полосный EQ, гейт, компрессор
  • 32-битная обработка с плавающей точкой — бесконечный запас на перегрузку
  • Моделирование винтажных эффектов — классический ревербератор. Компрессор моделирует легендарный LA-2A. Эквалайзер моделирует большие консоли
  • Расширение и сетевые возможности — простое добавление второго интерфейса (1248, 8M или 16A) обычным Ethernet кабелем, категории Cat-5e. До 5 интерфейсов MOTU вместе при использовании опционального MOTU AVB коммутатора. Сотни метров соединения компьютеров и интерфейсов станадартными AVB коммутаторами и сетевым кабелем, с передачей сотен звуковых каналов с низкой задержкой.
  • Матрица коммутации и разветвление (routing, splitting) — гибкое назначение аналоговых, компьютерных и цифровых каналов через понятную матрицу коммутации на другие компьютеры и устройства сети. Разветвление сигнала с любого входа на неограниченное число выходов.
  • 256 каналов I/O с одного компьютера — запись и мониторинг до 128 входов и выходов, одновременно, через Thunderbolt подключение
  • Управление через браузер — управление параметрами DSP, микшера, настройками, коммутацией через браузер на ноутбуке, планшете, смартфоне по проводам или Wi-Fi
  • Автономное микширование с беспроводным управлением — через Apple Airport или другой Wi-Fi маршрутизатор интерфейсами 1248, 8M и 16A для живых концертов
  • ADAT I/O — подключение внешних процессоров, цифровых микшеров и прочего оборудования. 16 каналов 44.1/48 кГц или 8 каналов 88.2/96 кГц
  • Полная индикация уровней всех каналов — большой ЖК экран с подсветкой 324 x 24 с пик-метрами всех аналоговых и цифровых каналов. Управление аппаратными настройками со встроенного экранчика.

Начинка интерфейса — это самое интересное.

Входы регулируются цифровыми энкодерами, которые посылают управляющий сигнал на аналоговый регулятор громкости CS3318. Параметры регулировки громкости высочайшие: 127 дБ динамический диапазон, Кг+шум -112 дБ. Это за гранью возможностей АЦП.

ЦАП ESS Sabre 32 ES9016, каждый из 8 его каналов используется для соответствующих выходов. Несмотря на то, что каналы не сдвоенные, как в аудиофильских устройствах, звучание этого ЦАП на поверку прекрасное.

На выходах задней помимо балансных разъёмов есть также и наушниковые усилители, ОУ ST 922i рассчитанные на 32 Ом нагрузку. Их звучание в студийных наушниках нам понравилось ещё в MOTU 1248. Здесь та же самая схемотехника.

Если в 1248 мы видели АЦП CS5381, то здесь уже чуть попроще CS5368. Тем не менее, искажений по нашим измерениям всего 0.0004% в режиме вход+выход. Это превосходный результат!

Блок питания 220В встроен в корпус, расположен на отдельной плате. Цифровая часть и аналоговая часть также каждая на своей отдельной плате.

Цифровая плата крепится бутербродом к основной. Здесь стоит современный FPGA Xilinx 6-го поколения. Это перепрограммируемая матрица, что позволяет перепрошивать устройство, исправлять недочёты и добавлять в будущем новые функции. Ранее такие возможности были доступны только в дорогих устройствах. Сейчас же и на массовом рынке мы видим внедрение самых лучших технологий.

Мнимальная задержка вход+выход при USB2.0 подключении составляет 4.35 мс для буфера 64 семпла. Прекрасный результат! Отдельно для выхода значение будет примерно вдвое меньше. При буфере менее 64 семпла задержка уже практически не падает — она определяется физическими ограничениями и не может упасть до абсолютного нуля. Так что нет практически никакого смысла уменьшать буфер ниже 64 семпла.

Важное примечание: для повседневного использования задержка не имеет никакого значения. Так как драйвер сообщает значение буфера приложению, последнее всегда компенсирует временной сдвиг. Вся эта затея с низкой задержкой сигнала нужна только при игре на MIDI клавиатуре и обработке сигнала в реальном времени. Пользователи придают такое большое значение размеру буфера в мс, зачастую не понимая сути. В обычном использовании, например, при сведении, никаких задержек у интерфейсов нет, какой бы большой буфер вы не выбрали. Маленький буфер нужен только для обработки в реальном времени, чтобы между моментом нажатия на клавишу клавиатуры (или между извлечением звука на гитаре) и до вывода сигнала в наушники/колонки прошло как можно меньше времени. Вот для чего требуется маленький буфер. На платформе Mac, где буфер CoreAudio много больше, чем у ASIO на платформе Windows, пользователи часто вообще не в курсе, что такая проблема существует. Они просто пользуются и наслаждаются профессиональным устройством. Но как только пользователю дали возможность самому выбирать буфер (в зависимости от производительности системы, от можности ЦПУ) у многих сразу возникли страхи, что это вселенская проблема и нужно срочно выбирать интерфейс с 2 мс, а не с 4 мс задержки. Под Mac OS никто не замечает и 20 мс.

Диагностика ASIO

Device: MOTU AVB USB ASIO

Features:
Input channels: 24
Output channels: 24
Input latency: 176
Output latency: 176
Min buffer size: 64
Max buffer size: 64
Preferred buffer size: 64
Granularity: 0
ASIOOutputReady — not supported
Sample rate:
8000 Hz — not supported
11025 Hz — not supported
16000 Hz — not supported
22050 Hz — not supported
32000 Hz — not supported
44100 Hz — supported
48000 Hz — supported
88200 Hz — supported
96000 Hz — supported
176400 Hz — supported
192000 Hz — supported

352800 Hz — not supported
384000 Hz — not supported
Input channels:
channel: 0 (Audio In 1) — Int32LSB
channel: 1 (Audio In 2) — Int32LSB
channel: 2 (Audio In 3) — Int32LSB
channel: 3 (Audio In 4) — Int32LSB
channel: 4 (Audio In 5) — Int32LSB
channel: 5 (Audio In 6) — Int32LSB
channel: 6 (Audio In 7) — Int32LSB
channel: 7 (Audio In 8) — Int32LSB
channel: 8 (Audio In 9) — Int32LSB
channel: 9 (Audio In 10) — Int32LSB
channel: 10 (Audio In 11) — Int32LSB
channel: 11 (Audio In 12) — Int32LSB
channel: 12 (Audio In 13) — Int32LSB
channel: 13 (Audio In 14) — Int32LSB
channel: 14 (Audio In 15) — Int32LSB
channel: 15 (Audio In 16) — Int32LSB
channel: 16 (Audio In 17) — Int32LSB
channel: 17 (Audio In 18) — Int32LSB
channel: 18 (Audio In 19) — Int32LSB
channel: 19 (Audio In 20) — Int32LSB
channel: 20 (Audio In 21) — Int32LSB
channel: 21 (Audio In 22) — Int32LSB
channel: 22 (Audio In 23) — Int32LSB
channel: 23 (Audio In 24) — Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (Audio Out 1) — Int32LSB
channel: 1 (Audio Out 2) — Int32LSB
channel: 2 (Audio Out 3) — Int32LSB
channel: 3 (Audio Out 4) — Int32LSB
channel: 4 (Audio Out 5) — Int32LSB
channel: 5 (Audio Out 6) — Int32LSB
channel: 6 (Audio Out 7) — Int32LSB
channel: 7 (Audio Out 8) — Int32LSB
channel: 8 (Audio Out 9) — Int32LSB
channel: 9 (Audio Out 10) — Int32LSB
channel: 10 (Audio Out 11) — Int32LSB
channel: 11 (Audio Out 12) — Int32LSB
channel: 12 (Audio Out 13) — Int32LSB
channel: 13 (Audio Out 14) — Int32LSB
channel: 14 (Audio Out 15) — Int32LSB
channel: 15 (Audio Out 16) — Int32LSB
channel: 16 (Audio Out 17) — Int32LSB
channel: 17 (Audio Out 18) — Int32LSB
channel: 18 (Audio Out 19) — Int32LSB
channel: 19 (Audio Out 20) — Int32LSB
channel: 20 (Audio Out 21) — Int32LSB
channel: 21 (Audio Out 22) — Int32LSB
channel: 22 (Audio Out 23) — Int32LSB
channel: 23 (Audio Out 24) — Int32LSB

Измерения в RMAA PRO

Так как вход устройства значительно попроще, в тестах мы получили именно характеристики АЦП. И это прекрасные характеристики для многоканального студийного устройства!

Тестируемое устройство MOTU MONITOR 8
Режим работы 24-bit, 44 kHz
Звуковой интерфейс ASIO
Маршрут сигнала External loopback (line-out — line-in)
Версия RMAA 6.4.1 PRO
Фильтр 20 Гц — 20 кГц ДА
Нормализация сигнала ДА
Изменение уровня -1.4 dB / -1.4 dB
Режим МОНО НЕТ
Частота сигнала калибрации, Гц 1000
Полярность правильная/правильная

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ
+0.02, -0.11
Отлично
Уровень шума, дБ (А)
-110.7
Отлично
Динамические диапазон, дБ (А)
110.8
Отлично
Гармонические искажения, %
0.0004
Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ(A)
-101.2
Отлично
Интермодуляционные искажения + шум, %
0.0011
Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ
-111.4
Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, %
0.0015
Отлично
Общая оценка
 
Отлично

Измерения в режиме 24 бит 44 кГц вынесены на отдельную страницу.

Звучание

В этот раз мы сравнили интерфейс MOTU Monitor 8 с одноклассником, Lynx Studio Aurora 8. Хотя Lynx Studio более старый интерфейс по году разработки, он имеет свои интересные особенности. В том числе собственный уникальный цифровой синтезатор частоты, не использующий клок входящего сигнала, но работающий синхронно с ним. Преобразователи Aurora 8 — это старые добрые CS4398. В этом студийном устройстве их потенциал раскрыт очень здорово.

MOTU Monitor 8 отличается от Lynx Studio Aurora 8 нюансами звучания. Звук чуть более детальный и менее плотный. Чувствуется работа ЦАП ESS Sabre32 ES9016. Данные отличия не очень большие и будут слышны только на очень высококачественной аппаратуре. Мы использовали 3-полосные активные мониторы ADAM Audio. Оба интерфейса абсолютно без проблем могут быть использованы при мониторинге для самых ответственных применений, включая мастеринг. Плюс интерфейса MOTU — наушниковые выходы, тогда как Lynx Studio — это чистый конвертер, у него даже USB интерфейса нет (USB плата докупается отдельно).

Выводы

MOTU Monitor 8 — прекрасный вариант для тех, кому понравились новые AVB интерфейсы, но не очень нужны микрофонные предусилители. Зато именно в этом интерфейсе сразу появился смысл в возможностях аппаратного микшера MOTU — можно сформировать несколько разных миксов исполнителям и подавать индивидуально каждому в свои наушники или мониторы. Нам очень понравился звук в мониторах и наушниках. Это совсем другой уровень, существенный прорыв, выводящий MOTU на уровень Lynx Studio и Apogee, но за гораздо более умеренные деньги. Ждём дальнейшего развития этой интереснейшей линейки интерфейсов MOTU!

 


MOTU Monitor 8 предоставлен на тестирование
дистрибуторским центром PROAUDIO.RU