ProSound.iXBT.com

MOTU 1248, 8M и 16A — Thunderbolt интерфейсы серии AVB, с подключением по Ethernet, USB, внутренним DSP и управлением с iPad

Мы уже рассматривали новейшие интерфейсы MOTU 24Ai и 24Ao — 24-канальные конверторы серии AVB, с подключением по Ethernet, внутренним DSP и управлением с iPad. Это чистые конверторы для подключения к полностью укомплектованной студии звукозаписи или вещания. В отличии от них, модели MOTU 1248, 8M и 16A существуют именно для построения студии с нуля или для апгрейда устаревшего оборудования. Они имеют свои микрофонные предусилители, инструментальные входы, выходы на наушники. То есть из коробки сразу готовы к записи с микрофонов и инструментов.

Но это всё не так интересно, как внутренняя начинка уровня иконы современной звукозаписи Apogee Symphony I/O, то есть ESS Sabre 32 и 123 дБ сигнал/шум при рекордно низких искажениях -110 дБ Кг+шум (0.0003%). Для параметра Кг мы в своих измерениях в RMAA получили 0,0002% в режиме loopback (вход соединен с выходом). Таких результатов не смог достичь пока ни один интерфейс! Конечно, тут дело не только в измерениях. Не в высоких цифрах счастье. Важнее, что мы услышали прекрасный детальный звук из наших активных мониторов ADAM высшей ценовой категории. При этом стоимость интерфейсов MOTU при аналогичном числе каналов в 2-3 раза меньше, чем Apogee Symphony I/O. Практически любая коммерческая студия без проблем сможет купить один из интерфейсов и, далее, наращивать число каналов вплоть до 256.

Кроме того, MOTU 1248, 8M и 16A - это совершенно новые звуковые интерфейсы, позволяющие изменить взгляд на всю традиционную студийную архитектуру. Рассмотрим ситуацию с записью барабанов. AVB интерфейс, например, MOTU 8M с 8 микрофонными предами расположен рядом с ударной установкой. К нему подключены только микрофоны на съём барабанов. Дальше простая витая пара идёт в другую комнату студии, где находится основной записывающий комплекс и стоят другие AVB конверторы для записи остальных инструментов и вокалистов. При этом, всё интегрировано и видится как единая система - просто увеличивается число доступных каналов. Подключение очень простое и дешевое, нет длинных аналоговых кабелей, собирающих наводки от 220В и освещения. Стандарт AVB создан так, что устройства сами определяются и конфигурируются. Не нужен IT-специалист или администратор сети. Управлять всеми параметрами можно с любого места, даже без проводов, с iPad. Для коммутации подойдет любой совместимый маршрутизатор, или можно воспользоваться готовым от MOTU. Подробнее все преимущества технологии описаны на сайте MOTU.

Зачем нужен такой стандарт? Индустриальный стандарт AVB (Audio Video Bridging) - это расширенная версия сетей Ethernet, входит в IEEE 802.1. Используются те же разъёмы и витая пара 5-6 категории. Стандарт позволяет синхронно передавать сотни звуковых потоков, и отдельно передается управляющая информация. При обычном Ethernet соединении постоянство скорости и синхронность не гарантируется. Интересно, что несколько AVB устройств, включая компьютеры, можно соединять через AVB коммутатор. MOTU не стали "изобретать велосипед" и взяли открытый отлаженный стандарт на вооружение. Интерфейсы MOTU полностью поддерживают этот стандарт и совместимо с оборудования любых других производителей. К тому же, текущее поколение компьютеров Mac полностью совместимо с этим стандартом.

Можно ли подключать напрямую к Ethernet порту компьютера, без USB? Да, это возможно с прошивкой 1.1.1 и выше, с компьютером с ОС Yosemite и выше. В остальных случаях всегда есть вариант использовать USB2.0 подключение. Все подобные интерфейсы MOTU также могут работать вообще без компьютера (как чистые конверторы аналог-ADAT, ADAT-аналог), если их перевести в автономный режим. Помимо Thunderbolt, Ethernet подключения и USB, имеются оптические входы и выходы ADAT.

Основные особенности MOTU 1248, 8M и 16A

  • Высочайшее качество звука — все балансные TRS выходы 123 дБ динамический диапазон и -110 dB THD+N (0.0003%) при -1 dBFS, невзвешенный, 1 кГц
  • Подключение — Thunderbolt или high-speed USB 2.0 (совместимость с USB 3.0). Есть режим class-compliant и драйвера
  • Аппаратный DSP с микшером и эффект-процессором — 48-канальный микшер с моделированием больших аппаратных консолей, 12 стерео шин и DSP эффекты, такие как ревер, 4-полосный EQ, гейт, компрессор
  • 32-битная обработка с плавающей точкой — бесконечный запас на перегрузку
  • Моделирование винтажных эффектов — классический ревербератор. Компрессор моделирует легендарный LA-2A. Эквалайзер моделирует большие консоли
  • Расширение и сетевые возможности — простое добавление второго интерфейса (1248, 8M или 16A) обычным Ethernet кабелем, категории Cat-5e. До 5 интерфейсов MOTU вместе при использовании опционального MOTU AVB коммутатора. Сотни метров соединения компьютеров и интерфейсов станадартными AVB коммутаторами и сетевым кабелем, с передачей сотен звуковых каналов с низкой задержкой.
  • Матрица коммутации и разветвление (routing, splitting) — гибкое назначение аналоговых, компьютерных и цифровых каналов через понятную матрицу коммутации на другие компьютеры и устройства сети. Разветвление сигнала с любого входа на неограниченное число выходов.
  • 256 каналов I/O с одного компьютера — запись и мониторинг до 128 входов и выходов, одновременно, через Thunderbolt подключение
  • Управление через браузер — управление параметрами DSP, микшера, настройками, коммутацией через браузер на ноутбуке, планшете, смартфоне по проводам или Wi-Fi
  • Автономное микширование с беспроводным управлением — через Apple Airport или другой Wi-Fi маршрутизатор интерфейсами 1248, 8M и 16A для живых концертов
  • ADAT I/O — подключение внешних процессоров, цифровых микшеров и прочего оборудования. 16 каналов 44.1/48 кГц или 8 каналов 88.2/96 кГц
  • Полная индикация уровней всех каналов — большой ЖК экран с подсветкой 324 x 24 с пик-метрами всех аналоговых и цифровых каналов. Управление аппаратными настройками со встроенного экранчика.

Начинка интерфейсов во всех моделях совпадает. И тут нас ждёт масса интересного!

Микрофонные предусилители. PGA2500 это аналоговые микрофонные предусилители с цифровым управлением уровня входа с шагом 1 дБ. EIN собственный уровень шума −128dBu. THD+N при усилении 30 дБ всего 0.0004%.

Важнейшая особенность схемотехники - аналоговый регулятор громкости каналов с цифровым управлением CS3318. Параметры регулировки громкости умопомрачительные -112 дБ THD+N, 127 дБ динамический диапазон. Это за гранью возможностей любого существующего преобразователя! Это также практически за гранью существующих измерительных комплексов Audio Precision. В качестве ОУ на выходе NE5532.

ЦАП ESS Sabre 32 ES9016, каждый из 8 его каналов используется для соответствующих выходов. Несмотря на то, что каналы не сдвоенные, как в аудиофильских устройствах, звучание этого ЦАП на поверку прекрасное.

АЦП CS5381, который применяется, например, в конверторах Apogee и Lynx Studio. Вопросов нет. ОУ на линейных входах JRC4580.

Блок питания 220В встроен в корпус, расположен на отдельной плате. Цифровая часть и аналоговая часть также каждая на своей отдельной плате.

Выход на наушники - это то немногое, на чём сэкономили. В интерфейсе 8M наушниковый усилитель сделан на JRC4558 и звучит просто мерзко. В интерфейсе 1248 стоит уже намного более приличный ОУ ST 922i рассчитанный на 32 Ом нагрузку. Впрочем, очевидно, что наушниковый усилитель в интерфейсах MOTU сделан по остаточному принципу. Он сгодится только, чтобы подать фонограмму в уши исполнителю или чтобы промониторить запись на отсутствие перегрузки.

Мнимальная задержка вход+выход при USB2.0 подключении составляет 4.35 мс для буфера 64 семпла. Прекрасный результат! Отдельно для выхода значение будет примерно вдвое меньше. Для подключения по Thunderbolt обещают задержку 1.4 мс при размере буфера 32 семпла. Дело в том, что при буфере менее 64 семпла задержка уже практически не падает - она определяется физическими ограничениями и не может упасть до абсолютного нуля. Так что нет практически никакого смысла уменьшать буфер ниже 64 семпла.

Диагностика ASIO

Device: MOTU AVB USB ASIO

Features:
Input channels: 24
Output channels: 24
Input latency: 176
Output latency: 176
Min buffer size: 64
Max buffer size: 64
Preferred buffer size: 64
Granularity: 0
ASIOOutputReady - not supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - supported
88200 Hz - supported
96000 Hz - supported
176400 Hz - supported
192000 Hz - supported

352800 Hz - not supported
384000 Hz - not supported
Input channels:
channel: 0 (Audio In 1) - Int32LSB
channel: 1 (Audio In 2) - Int32LSB
channel: 2 (Audio In 3) - Int32LSB
channel: 3 (Audio In 4) - Int32LSB
channel: 4 (Audio In 5) - Int32LSB
channel: 5 (Audio In 6) - Int32LSB
channel: 6 (Audio In 7) - Int32LSB
channel: 7 (Audio In 8) - Int32LSB
channel: 8 (Audio In 9) - Int32LSB
channel: 9 (Audio In 10) - Int32LSB
channel: 10 (Audio In 11) - Int32LSB
channel: 11 (Audio In 12) - Int32LSB
channel: 12 (Audio In 13) - Int32LSB
channel: 13 (Audio In 14) - Int32LSB
channel: 14 (Audio In 15) - Int32LSB
channel: 15 (Audio In 16) - Int32LSB
channel: 16 (Audio In 17) - Int32LSB
channel: 17 (Audio In 18) - Int32LSB
channel: 18 (Audio In 19) - Int32LSB
channel: 19 (Audio In 20) - Int32LSB
channel: 20 (Audio In 21) - Int32LSB
channel: 21 (Audio In 22) - Int32LSB
channel: 22 (Audio In 23) - Int32LSB
channel: 23 (Audio In 24) - Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (Audio Out 1) - Int32LSB
channel: 1 (Audio Out 2) - Int32LSB
channel: 2 (Audio Out 3) - Int32LSB
channel: 3 (Audio Out 4) - Int32LSB
channel: 4 (Audio Out 5) - Int32LSB
channel: 5 (Audio Out 6) - Int32LSB
channel: 6 (Audio Out 7) - Int32LSB
channel: 7 (Audio Out 8) - Int32LSB
channel: 8 (Audio Out 9) - Int32LSB
channel: 9 (Audio Out 10) - Int32LSB
channel: 10 (Audio Out 11) - Int32LSB
channel: 11 (Audio Out 12) - Int32LSB
channel: 12 (Audio Out 13) - Int32LSB
channel: 13 (Audio Out 14) - Int32LSB
channel: 14 (Audio Out 15) - Int32LSB
channel: 15 (Audio Out 16) - Int32LSB
channel: 16 (Audio Out 17) - Int32LSB
channel: 17 (Audio Out 18) - Int32LSB
channel: 18 (Audio Out 19) - Int32LSB
channel: 19 (Audio Out 20) - Int32LSB
channel: 20 (Audio Out 21) - Int32LSB
channel: 21 (Audio Out 22) - Int32LSB
channel: 22 (Audio Out 23) - Int32LSB
channel: 23 (Audio Out 24) - Int32LSB

Измерения в RMAA PRO

Тестируемое устройство MOTU 1248
Режим работы 24-bit, 44 kHz
Звуковой интерфейс ASIO
Маршрут сигнала External loopback (line-out - line-in)
Версия RMAA 6.4.1 PRO
Фильтр 20 Гц - 20 кГц ДА
Нормализация сигнала ДА
Изменение уровня -1.4 dB / -1.4 dB
Режим МОНО НЕТ
Частота сигнала калибрации, Гц 1000
Полярность правильная/правильная

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ
+0.02, -0.11
Отлично
Уровень шума, дБ (А)
-117.1
Отлично
Динамические диапазон, дБ (А)
117.1
Отлично
Гармонические искажения, %
0.0002
Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ(A)
-108.1
Отлично
Интермодуляционные искажения + шум, %
0.0005
Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ
-116.7
Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, %
0.0006
Отлично
Общая оценка
 
Отлично

Измерения в режиме 24 бит 44 кГц вынесены на отдельную страницу.

Измерения подтверждают паспортные параметры производителя. Как видим мы упёрлись в линейный вход, который по паспорту в точности 117 дБ сигнал/шум. Зато параметры искажений просто прекрасны! И всё это мы получили с самым обычным недорогим студийным кабелем Proel TRS-TRS.

Как мы уже говорили, цифры измерений - это хорошо, но экспертизу ничто не заменит. Мы сравнили интерфейсы MOTU со всем, что было под рукой. Звук прекрасен, близок к совершенству. Очень чистый, детальный, без дефектов, с хорошей атакой и стереопанорамой. Декларируем качественный скачок от типичного среднего уровня студийной аппаратуры прошлого десятилетия. Очень ждём, что остальные производители подтянутся и мы увидим тот же уровень эталонного качества во всех новых интерфейсах.

Повторим сказанное в предыдущем обзоре про обработку. Цифровой микшер внутри моделирует микшерные консоли большого формата с 12 стерео шинами и DSP, включая ревербератор, 4-полосный EQ, гейт и компрессор. Обработка ведётся в 32 битах с плавающей точкой. Микширование и наложение эффектов происходит практически с неограниченным запасом по перегрузке и очень высоким качеством. Моделируются винтажные обработки, например классический ревербератор. Компрессор создан по мотивам легендарной модели LA-2A. Эквалайзер аналоговый British EQ. Мы послушали обработку, подключив микрофон Neumann TLM. Действительно, эффекты эмулируют аналоговую аппаратуру. Впрочем, никто не заставляет их использовать при записи. Можно сразу послать сигнал в компьютер, полностью минуя микшер. Последний пригодится при использовании конвертеров в режиме микшерного пульта или в сложном студийном сетапе.

Также мы попробовали управлять интерфейсом с iPad. В отличие от компьютерной панели, на iPad нельзя вывести одновременно все секции эффектов. В остальном никакой разницы. На компьютере интерфейс панели управления в браузере легко и корректно масштабируется стандартными кнопками Ctrl+/Ctrl-. На нашем 27" мониторе без проблем размещались все каналы микшера. Мы сделали пробную многоканальную запись в секвенсоре Cubase 8 (лицензионная полная версия) и не встретили никаких проблем в работе. Впрочем, производитель предлагает даже своё ПО для записи, микширования и мастеринга — полную версию AudioDesk 4.0.

В конце особенно отметим весьма конкурентоспособную цену интерфейсов, около $1500. Учитывая прекрасный звук, уникальные возможности и сверхнизкий уровень искажений Кг+шум 0.0003%, который подтвердили наши тесты, перед нами новый бестселлер! Так держать, MOTU!

 

MOTU 1248, 8M и 16A предоставлены на тестирование
дистрибуторским центром PROAUDIO.RU