Тестируем студийные микрофоны beyerdynamic M 160, M 99, MC 950, MC 840 и MCE 82

Анатолий Вейценфельд

Микрофоны немецкой компании beyerdynamic хорошо известны в России, как и сама компания.

Основал компанию в 1924 году радиоинженер Ойген Байер, начавший с производства громкоговорителей. На их основе он выпустил в 1937 году первые в мире динамические головные телефоны, в то время как везде еще долгое время царили электромагнитные, дававшие звук гораздо худшего качества. В 1939 году компания выпустила первый динамический студийный микрофон, ставший основой концепции компании. А вот знакомый и сосед Ойгена Байера Георг Нойман в те же годы верил в перспективу конденсаторных микрофонов, и в соперничестве идей и компаний развивалась звукотехника. Сегодня beyerdynamic производит наушники, микрофоны и радиомикрофонные системы, конференц-системы и оборудование для синхронного перевода. Производство находится в Германии и большинство этапов сборки осуществляется вручную.

Музыкантам и звукорежиссерам beyerdynamic известна прежде всего концертными микрофонами и радиомикрофонными системами. Однако в производственной линейке компании есть и студийная техника, и сегодня мы познакомим вас именно с ней.

Продолжая развивать традицию портала, начатую в статье по микрофонам Brauner, мы познакомим не только с описанием и техническими характеристиками, но с главным – звучанием в виде специальных тестовых фонограмм. Звучание микрофонов beyerdynamic вы сможете сопоставить со звучанием микрофонов некоторых других производителей. Тестировались следующие модели beyerdynamic: MC 950, M 160, M 99, MC 840 и MCE 82.

beyerdynamic M 160

beyerdynamic M 160

Это динамический ленточный гиперкардиоидный микрофон. Частотный диапазон 40…18000 Гц, уровень чувствительности -60 дБ, перепад осевой чувствительности с тыла -25 дБ.

Этот микрофон, будучи выполнен в виде ручного, предназначен для записи вокала, саксофона и других духовых инструментов, а также может использоваться для оверхедов. Цена 594 евро.

beyerdynamic M 99

beyerdynamic M 99

Это студийный динамический суперкардиоидный микрофон для радиовещания и инструментальной записи, может использоваться и для записи вокала. Неодимовая магнитная система и облегченная майларовая диафрагма студийного микрофона M 99 позволяют добиться отличных  звуковых результатов. Частотный диапазон 30…18000 Гц, уровень чувствительности -52 дБ.

Микрофон имеет переключатель тембра для использования с большим барабаном с двумя позициями: подъем высоких (выше 5 кГц) и подъем низов и верхов. Цена 433 евро.

beyerdynamic MC 840

beyerdynamic MC 840

Это студийный конденсаторный микрофон с изменяемой диаграммой направленности (пять вариантов: кардиоида, широкая кардиоида, гиперкардиоида, круг и восьмерка), двухпозиционным переключателем чувствительности (-10 и -20 дБ) и обрезным фильтром (80 или 160 Гц на 6 дБ/окт), в комплект входит эластичный подвес. Диапазон частот 30 Гц…20 кГц. Уровень чувствительности -35 дБ. Максимальное давление без аттенюатора 127 дБ. Эквивалентный уровень шума по кривой А составляет 17 дБ, отношение сигнал-шум равно 70 дБ.

Основой студийного микрофона MC 840 является микрофонный капсюль MC 740. MC 840 оснащен усовершенствованным предусилителем низких частот и бестрансформаторным преобразователем импеданса.

Применяться студийный конденсаторный микрофон MC 840 может для записи вокала, хора, оркестра, любых музыкальных инструментов и шумовых эффектов, а также на сцене. Цена 1644 евро.

beyerdynamic MC 950

beyerdynamic MC 950

Это студийный конденсаторный суперкардиоидный микрофон широкого применения с малой диафрагмой, c переключателем чувствительности -15 дБ и обрезным фильтром (250 Гц, 6дБ/окт), частотный диапазон 40…20000 Гц.

Уровень чувствительности -29 дБ, максимальный уровень звукового давления 140 дБ, отношение сигнал/шум 72 дБ. Цена 513 евро.

beyerdynamic MCE 82

MCE 82

Необычен стереомикрофон для XY-записи MCE 82. Кроме музыкальной записи в качестве главной пары, модель подходит для стереозаписи репортажей, кино- и видеосъемок, интервью.

MCE 82 имеет два электретных конденсаторных капсуля с кардиоидной направленностью, которые устанавливаются под углом ± 45 градусов от оси микрофона (образуя прямой угол). MCE 82 имеет ровную линейную частотную характеристику от 50 Гц до 20 кГц. Уровень чувствительности  42 дБ, отношение сигнал/шум 62 дБ.

Благодаря компактности и прочному металлическому корпусу MCE-82 оптимален для мобильных приложений, например, записи вне студии. Эластичная подвеска  капсюля подавляет механические шумы. Переключаемый обрезной НЧ-фильтр устраняет шумы ветра и гул.

MCE 82 работает от фантомного питания 12…48 В. Если фантомное питание недоступно, MCE-82 может питаться от батарейки 1,5 В АА. Светодиод показывает состояние батареи. Цена 600 евро.

Записи с образцами звукопередачи микрофонов

Наши тестовые записи охватывают три музыкальных жанра:

  • джазовый квартет, записанный в учебной студии кафедры звукорежиссуры Российской Академии музыки им Гнесиных (звукорежиссер Ася Дубовицкая, 3-й курс);
  • струнный квартет, записанный в Большом зале Академии (звукорежиссер Кирилл Чиж, 4-й курс);
  • сольный женский эстрадный вокал (Юлия Бойко), записанный в студии ProSound (звукорежиссер Александр Цыплухин).

Конечно, динамические и конденсаторные микрофоны имеют разную чувствительность, поэтому потребовали при записи выравнивания по входному усилению. Все студийные записи были нормализованы под -1 дБ, записи струнного квартета из зала нормализованы под -6 дБ. Кроме нормализации, не было применено никаких обработок – ни реверберации, ни компрессии, ни частотной коррекции.

Запись джазового квартета

Джазовый квартет исполнил на сессии три пьесы разного характера. Чтобы можно было составить впечатление о целом материале, прослушайте стереофонограммы всех трех пьес:

На записи джазового квартета микрофоны были установлены следующим образом:

  • M 99 – на большой барабан (там же для сравнения – классический AKG D-12),
  • MC 950 – на малый барабан (для сравнения - Shure SM57),
  • MCE 82 – на оверхеды (сравнение с Neumann TLM 103)
  • MC 840 (кардиоида) и M 160 – для солиста, игравшего в разных пьесах на разных инструментах – кларнете, тенор-саксофоне и аккордино (для сравнения также TLM 103).

Рояль и бас-гитара тестируемыми микрофонами не снимались, их присутствие на индивидуальных дорожках является неизбежным и допустимым проникновением.

При записи большого барабана M 99 был установлен снаружи у внешнего пластика (см. фото), а AKG D-12 – внутри барабана. К сожалению, разместить там M 99 не было возможности. Поэтому разница в звучании большого барабана неизбежна, что надо учесть при прослушивании.

Озвучивание большого барабана

На малый барабан оба микрофона были установлены в максимальной близости, под углом 45 градусов к пластику в середине радиуса.

Оверхеды различались по постановке (см. фото): стереомикрофон MCE 82 был установлен по центру прямо над головой барабанщика, а TLM 103 – традиционно справа и слева от него.

Микрофоны на оверхедах

Наконец, сольный инструмент.

Редкий духовой язычковый инструмент аккордино
beyerdynamic M160 при записи саксофона

Запись струнного квартета

Струнный квартет, исполнивший ре-мажорную сонату Моцарта, записывался с десяти микрофонов: четыре индивидуальных, две стереопары и два дальних микрофона в зале. Из них вам предлагаются для прослушивания две стереопары. Микрофоны (стереомикрофон MCE 82 и два микрофона TLM 103) были установлены как единый кластер перед сценой по центру на высоте 3 м.

Запись сольного вокала

В записи сольного вокала (см фото) использовались микрофоны beyerdynamic M99, MC 840, MC 950, Audix D6, Nady SCM960, Neumann 147 Tube, Sennheiser e664.

Запись вокала

Были записаны три дубля, причем второй и третий дубли – это фрагмент одной и то же песни.

Слева направо: beyerdynamic MC840, Nady SCM960, Neumann 147 Tube

Первый дубль

Слева направо: Sennheiser e664, beyerdynamic MC 950, Neumann 147 Tube

Второй дубль

Третий дубль

Размещая в статье тестовые записи, мы даем вам возможность самим составить впечатление об особенностях этих микрофонов. От себя только добавлю, что микрофоны произвели впечатление весьма универсальных:

  • М99 не только хорош с большим барабаном, но и вполне убедительно показал себя с женским вокалом.
  • Ленточный ручной М160 был хорош и интересен по тембру как с вокалом, так и с духовыми инструментами, надо только учесть его характерную для всех ленточников малую чувствительность и необходимость значительного подъема входного усиления.
  • MC 950 вел себя как типичный представитель "карандашей" – конденсаторных микрофонов с малой диафрагмой: широкий диапазон, точный чистый тембр, нейтральность и неокрашенность.
  • MC840, на мой взгляд, занял достойное место в своем классе мультинаправленных микрофонов с дюймовой диафрагмой: красивый "породистый" звук, не нуждающийся в излишнем искусственном приукрашивании эффектами. К сожалению, у нас была возможность его использования только в качестве ближнего сольного микрофона, а было бы интересно протестировать его и как "восьмерку", "круг" и т.д.
  • Стереомикрофон МСЕ 82 уверенно отработал в роли главной пары, качественно сняв сразу весь струнный квартет в непростых акустических условиях на большой сцене в большом пустом зале. К тому же он стоит меньше, чем многие мономикрофоны, а во сколько раз меньше составленной из таких микрофонов стереопары – можете сами подсчитать.

Из недостатков можно отметить не очень удачную конструкцию подвеса-"паука" для М99, и тот факт, что переключение диаграмм направленности на МС 840 происходит с сильным щелчком, так что перед этим необходимо убрать фейдер. Но это, разумеется, мелочи, в целом же микрофоны, как уже сказано, произвели самое благоприятное впечатление. Но главные выводы делать вам – после прослушивания.