Тестируем микрофоны Brauner

Анатолий Вейценфельд

Микрофоны немецкой компании Brauner находятся на нашем рынке профессионального студийного оборудования в довольно странном положении – далеко не все звукорежиссеры вообще знают об их существовании, а многие из тех, что слышали о них, знают только, что это "круто и дорого" (что, безусловно, соответствует истине). Практический опыт использования микрофонов Brauner есть у очень немногих, и мы решили восполнить этот пробел их тестированием.

Но сначала – несколько слов о компании Brauner и ее производственной концепции. Компания по меркам производителей микрофонов совсем молодая – ей ровно 20 лет. Учитывая, что в разработке и производстве микрофонов опыт исключительно важен, трудно было бы ожидать от столь молодой компании солидных результатов… и напрасно! Несмотря на то, что компания так стремительно ворвалась в мир производителей микрофонов, она почти сразу оказалась в элите этого сообщества.

Комплект микрофона VM1S

Тому есть несколько причин. Первая – это серьезная инженерная подготовка, опыт и талант создателя компании Дирка Браунера. Вторая – стремление создать свой, ни на кого не похожий продукт. Третья – оригинальная звуковая концепция или, как модно теперь говорить, "философия" звука. И наконец – исключительная проработанность и тщательность изготовления микрофонов.

Комплект микрофона VMA

В своей философской концепции звука Дирк Браунер пошел наперекор многим устоявшимся принципам и подходам. В то время, как основной тенденцией при проектировании микрофонов у большинства производителей была и остается ориентация на "правильные" технические характеристики, Браунер ориентируется не на инженеров, а на звукорежиссеров и музыкантов, их потребности и вкусы. По его словам, компания производит не измерительные микрофоны, а приборы для записи музыки, и главное мерило качества тут – прекрасное звучание. "Красота звучания важнее линейности кривых" – так можно кратко охарактеризовать философию звука Браунера.

Комплекты микрофонов VM1S и VMA

Для кого-то эта концепция будет спорной, но в ней явно есть логика и смысл. Студийные мониторы как средство контроля, безусловно, должны обеспечивать полную достоверность звучания и линейность воспроизведения, но кто сказал, что это же правило целиком применимо к микрофонам? Ведь микрофон – это первое звено в создании богатого, красивого и яркого звучания, столь востребованного в наше время, и если он справляется с этой задачей, есть ли смысл под лупой разглядывать его АЧХ? Любой звукорежиссер скажет – нет! И по кривым АЧХ звукорежиссер никогда не станет принимать решение о приобретении и использовании микрофона, оставив смакование кривых людям, далеким от реального производства музыки.

Поэтому и мы решили просто дать вам послушать, как работают микрофоны Brauner, сопоставив, там, где это было возможно, их звучание со звучанием референсных приборов – всем известных микрофонов Neumann серий TLM и KM.

Тестировались следующие микрофоны: ламповый стереомикрофон Brauner VM1S, ламповый микрофон Brauner VMA, конденсаторные FET-микрофоны Brauner Phantom V.

Микрофон VM1S

Ламповый стереомикрофон Brauner VM1S имеет вращающийся верхний капсюль, который можно повернуть вплоть до 180 градусов. На отдельном блоке питания можно плавно менять характеристики направленности, всего их пять: кардиоида, широкая кардиоида, суперкардиоида, круг, восьмерка. На задней панели имеется отключение заземления (в процессе записи эта неприметная функция нам очень пригодилась, чтобы избавиться от неожиданно возникшего из-за галогеновых светильников фона). Микрофон соединяется с блоком питания специальным мультипиновым проводом. В комплект входит специальный держатель-"паук" с особым цанговым креплением.

Краткие характеристики:

  • Эквивалентный уровень шума – менее 11 дБА,
  • Отношение сигнал/шум – более 83 дБ,
  • Чувствительность в режиме кардиоиды – 28 мВ/Па,
  • Частотный диапазон – 20Гц...20 кГц,
  • Максимальный SPL – 142 дБ SPL при 0,3% THD,
  • Напряжение питания – от 115 до 230 В.
Микрофон VMA

Ламповый микрофон Brauner VMA имеет на блоке питания такой же переключатель направленности, как VM1S, а также переключатель режимов: 1 (линейный) и 2 (который мы условно назвали "красивый"). Микрофон соединяется с блоком питания специальным мультипиновым проводом фирмы Vovox. В комплект входит также поп-фильтр особой конструкции и держатель с цанговым креплением, аналогичный вышеописанному. Характеристики микрофона полностью аналогичны предыдущим.

Микрофон Phantom V

Микрофон Phantom V имеет на корпусе переключатель направленности (кардиоида, круг, восьмерка) и аттенюатор -10 дБ. В комплекте имеется микрофонный кабель фирмы Vovox. Характеристики аналогичны предыдущим, но частотный диапазон простирается до 22 кГц.

Мы использовали микрофоны для записи классической музыки (хор и симфонический оркестр с солистами) в Большом зале Российской Академии музыки им Гнесиных и для записи эстрадного вокала (студия ProSound Александра Цыплухина). Вы услышите разной продолжительности фрагменты исполняемых произведений.

Запись хора РАМ им. Гнесиных (звукорежиссер – Александра Ларина, кафедра звукорежиссуры РАМ, 3-й курс) производилась во время репетиции, так что не удивляйтесь явственно слышимым возгласам хормейстера во время пения.

А.Ларина регулирует угол наклона VM1S перед подъемом

Использовались следующие технологии микрофонного съема:

Расстановка микрофонов при записи хора

Стереомикрофон и стереопары ("спарки") были установлены в одной точке перед сценой на высоте 3,5 м.

Два фрагмента пьесы для фортепиано с симфоническим оркестром (оркестр "Новая Россия") записаны во время концерта (звукорежиссер – Ирина Смурова, 4-й курс).

Расстановка микрофонов при записи фортепиано с оркестром

Использовались следующие технологии микрофонного съема:

Микрофоны VM1S и Phantom V на "спарке"

Стереомикрофон и стереопары ("спарки") были установлены в одной точке перед сценой на высоте 3,5 м.

Две пьесы (для скрипки и симфонического оркестра и пьеса для оркестра) были записаны в исполнении симфонического оркестра РАМ им Гнесиных (звукорежиссеры – Кирилл Чиж и Антон Бушинский, 3-й курс)

Запись солирующей скрипки и оркестра

Использовались следующие технологии микрофонного съема:

Перед записью оркестра звукорежиссеры изучают партитуру

Фрагмент народной песни a capella в исполнении Юлии Бойко был записан в студии ProSound (звукорежиссер Александр Цыплухин).

Ю. Бойко перед записью...

...и во время записи

Вокалистка пела в установленные рядом микрофоны Brauner VMA, Brauner Phantom и Neumann Tube 147.

Микрофоны при записи сольного вокала

Стоимость микрофонов на российском рынке:

  • Brauner VM1S – 400 тыс. руб,
  • VMA – 300 тыс. руб,
  • Phantom V – 100 тыс. руб.

Мы дали вам возможность послушать работу микрофонов Brauner и сравнить их с известными моделями, чтобы вы могли сделать выводы об их звучании на основе собственного впечатления. Тем не менее, позволю себе высказать и свое мнение на основании пусть небольшого, но все же опыта обращения с ними.

Конечно, это микрофоны "для взрослых", это видно по их цене. Это универсальные микрофоны, которые отлично работают и на близком вокале, и на оркестровых группах, и в качестве главного (или главной пары). Стереомикрофон VM1S, конечно, в этом смысле особая вещь, его применение ограничено соответствующими задачами, на ближний план его вряд ли поставишь.

Это очень "гибкие" в функциональном отношении микрофоны, чему способствует переключение характеристик направленности (и тем более плавное их изменение в моделях VMA и VM1S). Уникальной и очень интересной функцией представляется наличие двух режимов в VMA, когда благодаря переключению внутренней схемотехники в предусилителе меняется характер звучания.

Возвращаясь к стереомикрофону VM1S, следует отметить, что возможность изменения угла между верхним и нижним капсюлями от 0 до 180 градусов в сочетании с возможностью плавного изменения характеристик направленности для каждого из капсюлей позволяет получить от этого прибора любую микрофонную технику: AB, XY, MS и даже Blumlein-пару. Если посчитать, сколько микрофонов он способен заменить, получится даже не так уж дорого!

В подборе микрофонов для студии важнейший принцип – это разнообразие марок и моделей. Неправы те, кто покупает и использует только микрофоны одного производителя, даже знаменитого и авторитетного – это ограничивает краски в звучании. Поэтому думаю, микрофоны Brauner по праву могут и даже обязаны занять достойное место в наших студиях!