ADAM ARTist 3 и ADAM ARTist Sub - создаём 2.1 набор из небольших активных колонок и сабвуфера ADAM Audio

Максим Лядов

Немецкие мониторы ADAM полностью изменили наше представление об активной студийной акустике и каждый год завоёвывают множество наград и всеобщее признание. Всё возможное мы уже сказали в наших материалах. Для тех, кто хочет освежить информацию в памяти, дадим ссылки на последние статьи.

Последние статьи про мониторы ADAM Audio:

Интервью с основателем компании и изобретателем ленточных излучателей ART:

Из последних новостей о ADAM Audio, вот что заявил DJ номер 1, обладатель многочисленных премий, Карл Кокс: "Впервые я увидел мониторы ADAM на студии Сэмплифай, и когда я их услышал, я подумал - вот это звук! То, что надо! ... ADAM были в точности тем, что я подыскивал - глубина, масштаб, пространство - и тогда я осознал, что они полноценно передают мою музыку. Они предельно точны по всем частотам. Не думаю, что я слышал когда-либо подобные колонки". Карл Кокс в итоге выбрал для себя S3X-H - достаточно дорогие профессиональные трёхполосные мониторы.

Интересно, что ADAM Audio впервые дебютировали со своими колонками на выставке Hi-End аппаратуры. Именно там музыканты, восхитившись звучанием 5-полосных бытовых колонок, попросили ADAM сделать на основе ленточных твиттеров ART активные студийные мониторы. И хотя немецкая компания прославилась именно как производитель мониторов, она продолжает выпускать уже в третьем поколении бытовые напольные и полочные колонки Classic, а также интересную активную акустику для компьютера ARTist.

Деление колонок на"бытовые" и "профессиональные" тут очень условное, так как излучатели и усилители - в точности те же самые, что и в студийных мониторах. Подключение и управление одинаковое. То есть ничто не мешает использовать колонки как угодно, что доказывают сотни тысяч пользователей A5X, которые просто слушают на них музыку. В чём же разница? У колонок отличается напольное/настольное исполнение корпуса и внешняя отделка. В случае бытовых ADAM есть варианты шпонирования под вишню, орех и черный рояльный лак. Для "компьютерной" серии ARTist предлагается белый и чёрный цвет, в обоих случаях с рояльным лаком. Для ARTist есть USB подключение, а также технология Stereo Link, позволяющая регулировать громкость только одним регулятором.

На всякий случай скажем, что ARTist 5 соответствует A5X, а модель ARTist 3 - модели A3X. Звучание условно "профессиональных" и "бытовых" мониторов имеет небольшие отличия в области низких частот. В серии ARTist звук более сбалансированный в нижнем регистре, но ARTist нельзя ставить вплотную со стеной - необходимо расстояние минимум 30 см.

Но многие опускают ещё один важный нюанс - специальный сабвуфер ADAM ARTist Sub. Он является полным аналогом ADAM Sub7, только выполнен с такой же отделкой, как и вся серия ARTist - чёрный либо белый, оба с рояльным лаком. Для управления здесь есть удобные большие ручки регулировки и даже беспроводной пульт ДУ.

Сабвуфер особенно пригодится для мониторов ADAM ARTist 3, с их динамиком 3,5" по подвесу и диапазоном частот по нашим измерениям от 80 Гц. Именно поэтому мы совместили статью про данные мониторы и сабвуфер.

Кстати говоря, хотя ADAM ARTist 5 - это намного более полноценные мониторы, но им так же не хватает уверенного воспроизведения самых нижних частот в диапазоне 30-50 Гц.

В отличие от ARTist 5, в младшей модели нет регуляторов эквалайзера шельфового типа High Shelf, Low Shelf. По нашим измерениям, АЧХ у мониторов - ровная линия. Нету особенного смысла в дополнительных подстройках. Уровень твиттера позволяет поднять ВЧ для более правильного баланса в заглушенных студиях. Также можно поднять ВЧ, если твиттеры смотрят не напрямую на слушателя. У производителя есть и специальные деревянные подставки под мониторы, чтобы ось ВЧ направить на уши пользователя в случае настольной установки. О них мы рассказывали в статье про ARTist 5.

Для удобства регулировки громкости одним регулятором у мониторов применяется технология Stereo Link. Она работает только для RCA подключения. Соединительные шнуры между двумя мониторами идут в комплекте. Также это позволяет подключить аналоговый источник звука качественным RCA кабелем. Для балансного подключения служит XLR вход. Он работает как обычно, на него технология Stereo Link не распространяется.

Технические характеристики ADAM ARTist 3

НЧ-динамик
Количество 1
Диаметр корзины 4,5" (125 мм)
Диаметр катушки 1" (25 мм)
Материал диффузора стеклоткань
ВЧ-динамик
Количество 1
Тип излучателя X-ART
Площадь излучателя 4 кв.дюймов (2420 кв.мм)
Эквивалетный диаметр 2" (56 мм)
Коэффициент преобразования 4:1
Вес излучателя 0.17 г
Встроенные усилители
НЧ-динамик 1
Класс A/B
Мощность долговременная / кратковременная 25 Вт / 40 Вт
ВЧ-динамик 1
Тип A/B
Мощность долговременная / кратковременная 25 Вт / 40 Вт
Панель регулировок
Чувствительность входа (грубая) -∞ .. +14 дБ
Усиление твитера ±4 дБ
Разъёмы
Аналоговые XLR / RCA
Цифровые USB
Общие данные
Диапазон частот 60 Гц - 50 кГц
Кг 90 дБ / 1 м > 100 Гц ≤0.8 %
Максимальный уровень звукового давления (SPL) синус 100 Гц .. 3 кГц с 1 м ≥98 дБ
Максимальный уровень звукового давления SPL пара мониторов с 1 м ≥106 дБ
Частоты среза кроссовера 2800 Гц
Вес 5 кг
Магнитное экранирование Нет
Ширина x Высота x Глубина 252 мм x 150 мм x 185 мм
Цвет черный глянцевый, белый глянцевый
Гарантия 5 лет

Технические характеристики ADAM ARTist Sub

Сабвуфер
НЧ-динамик 1
Диаметр корзины 7" (178 мм)
Диаметр катушки 1,5" (38 мм)
Материал диффузора бумага
Встроенный усилитель
НЧ-динамик 1
Мощность долговременная / кратковременная 140 Вт / 210 Вт
Панель регулировок
Ручка громкости -60 .. +6 дБ
Частота среза 50 Гц - 150 Гц
Общие данные
Диапазон частот 32 Гц - 150 кГц
Кг > 60 Гц ≤1 %
Максимальный уровень звукового давления (SPL) с 1 м ≥107 дБ

Вес

8 кг

Ширина x Высота x Глубина

370 мм x 200 мм x 280 мм
Гарантия 5 лет
Цвет черный глянцевый, белый глянцевый

Были ли у нас условия для прослушивания? Да, вполне. Последние годы мы снимаем для работы студию 50 кв метров с потолками около 4 метров. В помещении деревянный пол, подвесной потолок с минеральной плиткой, практически нет мебели, кроме открытых стелажей, стены из гипсокартона с покрытием. Мониторы подключались по аналоговому балансному соединению к USB интерфейсу TASCAM UH-7000. Чтобы не было вопросов, мы сфотографировали подключение. Использовались готовые 3-метровые кабели Cordial с разъёмами Neutrik.

Кстати, спасибо компании Cordial за качественную и недорогую коммутацию. Я встречался с представителями компании во Франкфурте, мы тепло пообщались и я обещал передать им привет из своей статьи, сказать пару хороших слов об их продукции. Что я сейчас и делаю. Готовые профессиональные кабели Cordial не очень дорогие, около 20 евро за 1 шт, цена зависит от длины кабеля. Кабели сделаны в Евросоюзе. Служат мне верой и правдой много лет для подключения моего микрофона Neumann и моих мониторов ADAM Audio, а также всей поступающей к нам на тестирование аппаратуры - перекоммутировать приходится часто. Мне также нравится итальянская компания Proel, я использую их готовые кабели TRS-TRS. Все кабели покупаются за наличные деньги в магазине, так что просто делиюсь личным опытом. Я использую только профессиональную линейку Cordial на хороших разъёмах Neutrik. Про бюджетные Cordial Intro на разъёмах Rean ничего не знаю, сказать ничего не могу.

Итак, перейдём к самому интересному, к оценке звука. При первой расстановке нам сразу стало ясно, что колонки и сабвуфер нужно правильно расставить и точно согласовать по частоте и фазе. Для этого на сабвуфере имеется фильтр 85 Гц сквозного сигнала на мониторы. Это позволяет убрать НЧ диапазон, который сателлитам даётся с трудом и только благодаря фазоинверторной схеме. Далее нужно подобрать фазу сигнала, чтобы басовая партия не разваливалась на 2 части. Фазу можно корректировать переключателем 180 градусов на сабвуфере и подбором положения сабвуфера в пространстве относительно слушателя. После довольно долгой настройки согласования с сабвуфером, далее следует расставить мониторы относительно точки нахождения слушателя. ARTist 3 имеют гораздо меньшую равномерность звукового поля по горизонтали в средних частотах, чем ARTist 5, поэтому их нужно намного точнее спозиционировать на слушателя. На графиках изменений далее видно, что изменение положения микрофона относительно колонко сильно влияет на изрезанность АЧХ. ARTist 3 лучше слушать в ближнем поле, где-то в метре-полтора от ушей слушателя. Для компьютерных колонок, впрочем, это не проблема. После правильной установки следует обязательно отрегулировать относительную громкость твиттера по своему помещению. Да, системы 2.1 из сателлитов и сабвуфера дают более правильную и ровную АЧХ и расширенный диапазон, но их настройка очень утомительна. Надо быть к этому готовым либо покупать сразу большие двухполосные модели, где таких проблем нет.

Звучание на высоких частотах - то же самое, что в любых моделях ADAM AX. СЧ где-то на уровне моделей мониторов ADAM с 5-дюймовым динамиком. Так как у нас была возможность быстрого переключения на 5" мониторы ADAM, то нельзя сказать, что 3,5" более детальные по СЧ. Преимуществ у меньшего динамика мы не услышали. Качество звука хорошее, детальность получше, чем у серии F, которая также у нас есть в использовании. В верхней области низких частот у 5" и 8" мониторов ожидаемо лучше звук. Дело не в АЧХ, а в различимости деталей. Можно сказать, что 3,5" динамик легче раскачивается на невысокой громкости. То есть колонки ARTist больше подходят именно для прослушивания музыки на небольшой и средней громкости, чем для студийной работы. Качество низких частот у сабвуфера хорошее. Но самое эффектное - это охват всего диапазона до примерно 35 Гц, что не смогут дать даже 8-9" модели мониторов. То есть для современных стилей музыки сабвуфер очень пригождается. Но всё же не надо забывать, что это самая младшая модель у ADAM. Сабвуфер хорошо играет и способен удивить по меркам бюджетных моделей, но старшие модели сабвуферов всё-таки более мощные и полноценные. Для серьёзной студийной работы лучше выбрать 5" мониторы и сабвуфер 10" и выше.

Конечно, в целом звук набора отличный, и конкурентов найти довольно трудно, если вообще возможно. Но мы очень строги к ADAM Audio и пристрастны, когда дело касается оценки звука. Нам всегда хочется чуда, каких-то "лайфхаков", как не покупать дорогие мониторы S3X-H, а собрать что-то из моделей начального уровня, и чтобы ничем не хуже по звуку. К сожалению, пока что S3X-H вне конкуренции. Максимально эффектный лайфхак, как не тратиться на 3-полосные мониторы серии SX - это взять 2,5-полосную модель A77X, которая на удивление звучит гораздо эффектнее своего внешнего вида и высоко профессиональна без всяких оговорок. Так же вне конкуренции модели A5X и A8X, их можно смело брать, альтернатив по звуку нет.

Очень ровная АЧХ, высокий профессиональный уровень. Мы провели несколько измерений в зависимости от расположения колонки ARTist 3 относительно стены. Мы выяснили, что имеет смысл выбирать положение мониторов рядом со стеной, чтобы ФИ работал эффективно и на НЧ был подъём, но устанавливать колонку не ближе 30 см к стене.

Сабвуфер измерен в режиме без фильтрации, чтобы показать неравномерность АЧХ. Всё очень ровно, фазоинвертор настроен корректно и высоко эффективен. В зависимости от нижней граничной частоты мониторов, можно подстроить частоту среза фильтра. Для мониторов ARTist 3 лучше выбрать частоту где-то рядом с 80 Гц, так как фильтр медленно разгоняется (на указанной частоте подавление ещё отсутствует, спад начинается со 100 Гц).

Выводы

Главное достоинство ADAM ARTist 3 и ADAM ARTist Sub - это возможность создания 2.1-конфигурации за очень небольшие деньги для персонального прослушивания музыки. По сути, получается 3-полосная полночастотая система (ART-X + 3.5" + 7") с диапазоном 30 Гц - 50 кГц достаточно компактных размеров. Ведь многие пользователи жалуются, что A7X и A8X очень уж громоздкие, а расставить их на большое расстояние - недостижимая роскошь. Предпочтительнее ли взять ADAM ARTist 5 вместо младшей модели, стоит ли брать старшие сабвуферы? Совершенству нет пределов, если позволяют ваши финансы.

Является ли связка из сателлитов и сабвуфера заменой габаритных мониторам, таким как A77X и A8X? Не совсем. Хотя нижняя граничная частота и существенно ниже, резкость и артикуляция басовой партии будет лучше у мониторов без сабвуфера. То есть для работы однозначно лучше будут 8" мониторы или A77X, а для прослушивания музыки, за те же деньги, может быть лучше связка с сабвуфером. Собственно, вся серия ARTist и рассчитана на персональное прослушивание и высококачественный звук за компьютером, для создания и прослушивания музыки.

 

ADAM ARTist 3 и ADAM ARTist Sub предоставлены на тестирование,
официальными представителями ADAM Audio в России
дистрибьюторским центром PROAUDIO.RU