Шестая конференция прокатчиков Поволжского региона

Дмитрий Сухин

По сложившейся традиции в последние выходные января в Самаре прошла уже Шестая конференция прокатчиков Поволжского региона, организованная крупнейшей прокатной компанией города «Алеф». Как выяснилось, Поволжский регион простирается от Калининграда до Владивостока…


Карта участников конференции

Приезжают сюда не только прокатчики, но и люди интересующиеся техникой, технологиями, приходят студенты местных ВУЗов. Причина проста: таких мероприятий мало, а «Музыка-Москва» в течение многих лет так и не смогла стать цивилизованной, как была громким «восточным базаром», так и осталась. Выставка предполагает общение, а такового  в Сокольниках не получается.

Здесь же все продумано и для общения созданы все условия.
Во-первых, все «места обитания» участников находились в пешей доступности друг от друга: гостиница с конференц-залом, концертный зал ДК «Октябрь», где проходила техническая часть мероприятия, несколько точек питания – все в пределах 5-10 минут неспешной ходьбы.
Второе. Одно из самых главных условий, на которое обычно не обращают внимания — разделение «потоков» по интересам. Первый, назовем его условно, теоретический день, проходил в конференц-зале роскошной гостиницы, где нас и поселили. Везде на территории гостиницы, включая конференц-зал и номера, имелся достаточно шустрый Wi-Fi, что немаловажно для такого вида работы. Вся необходимую аудиовизуальную технику предоставил «Алеф». Несмотря на то, что первый день был посвящен в основном юридическим и бизнес-аспектам проката, подбор выступающих и темы были любопытны даже для  чистых технарей  типа меня. Третий день был отдан «оставшимся  в живых» после первых двух участникам для представления своих разработок на импровизированной мини-выставке.

Хорошая традиция – встречи и провожания каждого гостя-участника на личных машинах: не нужно переживать, что  прилетев в аэропорт, придется дожидаться автобуса, который ходит раз в несколько часов или ловить такси за понятно какие деньги.

Самые яркие выступления первого дня — Ричардаса Балтуониса и Юрия Соколова (Live Sound). Они продемонстрировали и темы интересные, и… умение привлекать внимание: слушатели не засыпали и не разбегались, а ведущему Дмитрию Вдовину волевыми решениями приходилось переносить дискуссии в кулуары, иначе бы мы сильно выбились из графика. Тем не менее, несмотря на обилие информации, график все же удавалось выдерживать. А в фойе конференц-зала собирались стихийные «круглые столы» по интересам, где и продолжались дебаты.


Выступление Юрия Соколова (Live Sound agency)

Ричардас, будучи представителем Clair и нередко посещая штаб-квартиру, подробно рассказывал «как у них». Тут, конечно, многим взгрустнулось, поскольку понимали, что мы и тут отстали навсегда. Но настроение поправил следующий – Юрий Соколов. Его доклад, начинавшийся как сугубо юридический, очень быстро перерос в красочную биографию его самого и компаний, им созданных. Он коснулся не только правовых вопросов, но и описал пути развития прокатного бизнеса как такового. Немало вопросов из зала прозвучало на тему инвестиций в оборудование и оценки рисков, связанных с ними.

Прокат – это не только звук и свет. Чем, как правило, завершается большой фестиваль или даже небольшой корпоратив? Правильно – фейерверком! Самарский предприниматель Дмитрий Четвергов рассказал об особенностях жизни пиротехников в России. В этом деле сложностей не меньше, а регулирующих документов, пожалуй, больше. Да и сама профессия пиротехника еще полностью не институционализована, как и профессия концертного звукорежиссера, для особо щепетильных в терминологии будем называть его звукоинженером. Дмитрий постарался раскрыть тему «Создания саморегулируемого объединения на примере Ассоциации пиротехников России». Пожалуй, этот доклад вызвал наибольшее количество вопросов, показав, как все мы тесно переплетаемся друг с другом: звук, свет, пиротехника, юристы, транспорт, «экранщики», «лазеры» и много чего еще, возможно, упущенного мною.
Жаль, не смог приехать по уважительным производственным причинам Вячеслав Пахтусов, ведущий инженер ГТРК «Южный Урал» – им совместно с Олегом Шпиленко была заявлена тема «Телевизионная трансляция мероприятия. Взаимодействие с ПТС в картинках и примерах». Ведь, не секрет, что многие мероприятия транслируются по ТВ или в сеть, а там своя специфика, свои правила и, желательно, их придерживаться, дабы на экране президент не шевелил беззвучно ртом, как рыба, произнося «тронную речь» (был такой реальный случай).
А под конец дня Андрей Климов из Дилер-Центра подвел итоги прошлого года российского рынка Про Аудио.

Ко второму дню готовились заранее и серьезно. Был подвешен демонстрационный комплект Clair Brothers, а это, к слову, по усилителям, 120 кВт, выставлялась линейка мониторов, ставились по одному кластеру порталов для «игры в угадайку», вешался акустически прозрачный занавес, чтобы закрыть эти порталы и создать интригу. Видеоинженеры выставляли экраны, проекторы, готовили коммутацию. На пультовой позиции появились Roland и Midas Pro2 – ему пришлось сыграть роль мастер-пульта.


Усилители-процессоры Clair Brothers

Второй день был отдан техническим упражнениям. Одно из них – субъективное прослушивание 12-дюймовых мониторов и их сравнение. Должен заметить, что такое сравнение необъективно, поскольку подопытные стоят открыто, а табличка с названием бренда даже на искушенных действует магически. Бренды были не самые последние: ElectroVoice, QSC, Cadenbach, L'Acoustics тот же Clair... всего 9 моделей.


Мониторы перед тестированием

Но организаторы решили без подстав не обходиться: L'Acoustics был включен в усилители без родной прошивки процессора, а Clair комплектовался, как и положено, субвуфером. Суб отключили, но и без него Clair большинством был признан лучшим. Я же для себя обратил внимание на Cadenbach – уж очень он показался неправдоподобно ровным на большом удалении. Однако, победителем все же был признан Clair. Магия бренда?...

Следующий аттракцион был подготовлен заранее — подопытные массивы были заранее настроены и завешаны акустически прозрачным баннером.


Акустически прозрачный занавес

Их было четверо. Нет, трое... Или все же, четверо?.. Интрига в том, что реально работающих аппаратов было все же три, но на сцене стояло четыре и четвертый, никуда не подключенный, подмигивал синим глазом впустую. При этом звучало четыре варианта. Просто db technologies звучал дважды: один раз с настройками «по умолчанию», другой – с настройками системного инженера «Алефа». Обе «имели место быть», что подтвердили участники голосования. У меня были вопросы к обоим вариантам, но тут уже дело вкуса.


Подготовка акустических комплектов для прослушивания

А вот ребята из «МиксАрта» явно перестарались на предварительной настройке. Когда зазвучал «номер три», по залу прошел гул разочарования. Все оказалось просто: если нет анализаторов, а даже если и есть, выбирайте фонограммы для настройки на слух тщательнее. Я уж не знаю, на что они ориентировались, но в итоге середину и верх явно проворонили. Все было исправлено уже после «голосования» простым нажатием кнопки «по умолчанию». Вывод прост: не ломайте то, что дает вам производитель – прислушайтесь, подумайте... Производитель ведь не дурак.

Олег Шпиленко из российского представительства фирмы RIEDEL на примере визита Папы Римского Бенедикта XVI в Германию, показал возможности современных сетевых технологий в обеспечении мероприятий большого масштаба. Дело в том, что подобные мероприятия отличаются многозадачностью, то есть необходимо обеспечить не только озвучивание и освещение, но и управление, служебную связь, видео, в том числе и служебное, различного рода оповещение, камеры наблюдения, и много чего еще. Желательно, чтобы все это хозяйство подчинялось единой логике и в определенной степени могло интегрироваться одно в другое. На  оборудовании разных фирм и разного класса это сделать затруднительно, если вообще возможно. Компания Riedel же предлагает комплексное решение для подобных случаев, что может и должно побудить региональные прокатные компании браться за обслуживание таких мероприятий, а не принуждать организаторов возить все из Москвы.


Контроль АЧХ в реальном времени

Пиком второго дня было знакомство с массивом Clair Brothers и пультом Midas Pro 2. Clair, конечно, впечатлил. При этой мощности великолепная микродинамика, огромный динамический диапазон, остальное описывать не имеет смысла, надо слушать. А вот как слушать и что? В начале этого дня я на примерах показывал сообществу, что надо слушать в той или иной фонограмме и как оценивать результаты. Многие слушают, и слышат, разумеется, нюансы АЧХ, некоторые виды искажений, я уж не говорю о таких оценках, как «тащит, плющит, колбасит»... Но мало кто пытается оценить ту самую микродинамику, которая определяет разрешающую способность аппарата, его импульсную характеристику, то есть способность воспроизводить мелкие нюансы на небольшой громкости не в ущерб качеству. Проще всего отследить на слух эти моменты, вслушиваясь в то, как аппарат воспроизводит реверберационные «хвосты». Забавный и показательный момент случился, когда один из участников попросил вместо WAV-файлов воспроизвести MP3. Несмотря на то, что битрейт был 320 кб/с, в первые же секунды прослушивания все встало на свои места...

Система управлялась с места звукорежиссера по Wi-Fi при помощи программно-аппаратного комплекса Dolby Lake.

Главным FOH-пультом стал MIDAS PRO2, предоставленный компанией «Дилер-Центр». Этой моделью компания MIDAS “повернулась к народу»: аппарат по цене сопоставимый с популярной Yamaha, но, несомненно, дает лучшее качество звука и вполне может стать основной «рабочей лошадкой» прокатных компаний. Правда, вопрос эргономики этой машины так и остался висеть в воздухе: видимо разработчикам на руку, если звукорежиссер делает массу лишних движений – больше привлекает внимание к их продукции.


Участники активно интересовались консолями

Несмотря на всеобщую цифровизацию, не обошлось без малозаметного со стороны, но досадного казуса: звуковая карта компьютера, с которого воспроизводились фонограммы, была подключена к пульту по «аналогу», а сам пульт к системе – тоже. Представьте, если бы все было включено по цифре?..

Несмотря на то, что в этом году участников было вдвое больше — 80 человек, и собрались, по идее, конкуренты, атмосфера была очень доброй и располагающей. Ведь гораздо лучше иметь доброго конкурента, с которым у тебя хорошие отношения, чем с ним воевать, – высказал примерно такую мысль Ричардас Балтуонис.

То, что конференция родилась в Самаре, а не в Москве, и организатором выступила прокатная компания, несомненный плюс по двум причинам: первая – прокатная компания лучше знает чаяния себе подобных и результат будет лучше, нежели тогда, когда этим займется какое-нибудь «Экспо». Вторая причина — то, что все происходит в Москве, начинает надоедать и воспринимается на местах как «снова Москва учит, как жить».

И пусть программа конференции несколько раз менялась, и не до конца получилось то, что задумывалось, но все же ЭТО состоялось, за что огромное спасибо всей компании «Алеф», Федору Алексеенко, Дмитрию Вдовину и всем, кто принимал в этом участие.