DiGiCo SD5 – звукорежиссерский тест

Дмитрий Сухин

Заглядывая в затемненную комнату компании "Арис", где стоит новый DiGiCo SD5, на мгновение возникает ощущение, что входишь в кабину дальнемагистрального "Боинга" (у того тоже есть дисплеи!), готового к ночному рейсу. А нам нужно подготовиться к неожиданному концерту, хорошенько "прощупав" новый аппарат.

Обследование должны облегчить два момента: то, что он внешне сильно напоминает "старшего брата" D5, которому скоро исполнится 10 лет, и то, что логика управления, по заверению производителя, одинакова для всех машин серии SD. Не буду описывать, сколько и каких портов находится на задней панели – все это можно прочитать в брошюрах либо в мануале. Цель этой заметки изложить личные впечатления от общения с машиной, и буду говорить в основном о том, чем эта консоль отличается от прочих, себе подобных.

Начнем с внешности и эргономики. Не секрет, что эргономика цифровых пультов у многих производителей хромает. Первое, что бросается в глаза – он "читабельнее", чем младшие модели SD8 и SD9. Есть встроенная общая подсветка, несколько выравнивающая освещенность. Это очень полезно именно в наших условиях, где прокатчик нередко не обращает внимания на соответствующий пункт в райдере, указывающий на необходимость качественной подсветки рабочего места звукорежиссера.

Второе: кнопками являются сами канальные LCD-дисплеи, что приближает к известному и важному принципу технического дизайна – где управляется, там и отображается. Гораздо лучше читается шрифт надписей, более скромная, менее раздражающая цветовая раскраска у самой панели.

LCD индикаторы уровней вынесены на отдельную панель и находятся прямо перед глазами. Вся рабочая область разделена на три основные секции, в каждой по 12 фейдеров. По умолчанию в центре находятся мастер фейдеры AUX'ов, групп, контрольных групп, матриц. На центральный экран, помимо текущей, может выводиться системная информация. Там же все настройки, эффекты, графические эквалайзеры, средства настройки интерфейса, синхронизация, маршрутизация, средства спасения и даже вход в системный Windows! Да-да, поклонники Маков - пока что все лучшие консоли: DiGiCo, Avid, Stagetec управляются "форточками".

С выходом серии SD DiGiCo задали новую планку в эргономике, предоставив к наиболее часто применяемым функциям доступ нажатием одной кнопки. Строго сказать, это не ново, но DiGiCo значительно расширила список этих наиболее употребляемых функций со своей точки зрения, а к тем функциям, которые лежат глубже, можно заранее проложить путь посредством макросов, коих посредством назначаемых кнопок можно задать аж сорок штук! И хотя soft-кнопок на панели всего 10, «слоистая» структура имеется и здесь.

Рассмотрим основные органы управления секций. Основное – сенсорный экран. Это и хорошо и не очень. Хорошо, потому что самый быстрый доступ, после прямых ручек и кнопок, как в аналоговых пультах – через экран. Не очень хорошо тогда, когда производитель стремится впихнуть в ограниченное пространство экрана безграничное количество виртуальных органов управления – тогда изображения этих органов становятся настолько мелкими, что заставляют всматриваться и основное внимание оператора переключается на то, чтобы попасть в нужное место и не промахнуться. Внимание с основного объекта внимания звукорежиссера, то есть музыкантов, полностью переключается на орган управления...

Мне кажется, что в серии SD как раз такая неприятность. В предыдущей серии D такой же по размерам экран содержит меньше виртуальных органов управления, они крупнее и всматриваться в них нет необходимости. Однако для облегчения жизни в такой ситуации слева от экрана имеются кнопки быстрого доступа, соотносящиеся с энкодерами снизу экрана. При нажатии энкодеры всех каналов секции выполняют соответствующие функции: становятся либо регуляторами гейна, либо частот обрезных фильтров, посылов на AUX'ы и т.д. Можно также их перебирать кнопками scroll. При этом, замечу, что можно работать двумя руками одновременно, а далеко не все цифровые консоли могут делать «два дела сразу». Для быстрой «пробежки» по каналам по горизонтали есть удобные кнопки – для тех, кто боится «попасть пальцем в небо» на сенсорном экране.

Панель справа от экрана – полноценная имитация ячейки аналогового пульта, единственное отличие – в самом верху нету энкодера гейна, их роль выполняют энкодеры над фейдерами, и это правильно! Гейн надо выставлять как можно быстрее и желательно на всех каналах одновременно!

Далее, как и у всех настоящих аналоговых пультах, имеются обрезные фильтры с кнопками включения и энкодерами настройки. И с эквалайзерами в DiGiCo поступили правильно, не в пример не менее именитым производителям, которые вдруг в дорогих машинах решили сэкономить на нескольких ручках. Полнопараметрический эквалайзер содержит все необходимые для четырех полос ручки – 12 штук. Помимо обычных для хороших эквалайзеров функций (переключения крайних каналов в режимы shelf или bell, регулировок добротности), есть несколько отличий:

  • глубина эквализации составляет 18 дБ, что больше обычных 12 или 15 дБ;
  • полосы можно индивидуально переключать в режим prec, когда добротность в режиме подавления более узкая, чем в режиме усиления;
  • в режиме же classic добротность зависит от усиления данной частоты как в одну, так и в другую сторону.

Еще одна хитрость этого эквалайзера, аналогов которой нет у конкурентов – переключение каждой полосы отдельно в режим динамического эквалайзера! Это очень полезная функция, особенно для некоторых наших исполнителей, неважно владеющих динамикой своих голосов. К сожалению, рамки данной заметки не позволяют подробно описать процесс динамической эквализации, отмечу лишь, что каждая полоса может работать в режиме частотно-зависимого компрессора или экспандера. Это не заменяет обычной динамики, в каждом канале их может быть два.

Первый модуль – полностью настраиваемый компрессор, который может быть переключен в трехполосный режим или сконфигурирован как де-эссер; второй может работать как гейт, дакер или компрессор, причем все варианты этого модуля снабжены отключаемыми и настраиваемыми фильтрами верхних и нижних частот.

На каждом канале можно выставить задержку с точностью до семпла, включить цифровую имитацию лампового предусилителя, в котором возможна регулировка смещения сеточного тока лампы, что приводит к появлению некоторого количества специфических искажений, "утепляющих" звук.

Сигнал со входа может быть направлен в четыре потока – AUX-отборы (их возможно 24), "физические" группы, точки инсерта и выходы direct. Нестандартно решены и выходные каналы, имеющие по два (!) четырехполосных параметрических эквалайзера – до точки разрыва и после.

Настала пора разбавить дифирамбы, указав на то, что не понравилось, а то ведь можно и не поверить, что все так хорошо. И эти замечания будут касаться эргономики.

 О слишком плотной информации на дисплеях из-за ее большого количества я уже говорил. Снизу имеется выдвижная клавиатура с трекболом, причем трекбол находится в правом верхнем углу, его кнопки в левом верхнем, таким образом, обе руки заняты. Если учесть, что сама клавиатура находится на весьма хлипком выдвижном основании и под рукой она качается, то, пожалуй, это верное решение – придерживать ее свободной рукой.

Большой проблемой младшего SD8 было ослепление нерегулируемыми LCD-дисплеями, из-за чего кнопки, соответствующие им, были не видны. Здесь LCD-дисплеи сами являются кнопками, это плюс, но они по прежнему слишком ярки. Положение несколько спасает встроенный общий заливной свет и раздельная регулировка яркости сенсорных экранов, подсветки кнопок и энкодеров, так что можно как-то выровнять освещение, сделав его комфортным.

Вернемся к дифирамбам. Очень понравились индикаторы – хорошо видимые, со множеством настроек баллистики и возможностями измерить уровень во многих точках тракта. Надеюсь, на открытой площадке на солнышке они будут так же заметны. На одну секцию можно вывести до 52 индикаторов, естественно, в уменьшенном размере, таким образом, на обеих секциях можно одним взглядом оценить «самочувствие» почти всего пульта.

С цифрой в концертном звуке появилась функция, называемая обычно (у разных производителей по-разному) sends on fader, то есть набор в aux посредством канальных фейдеров, что очень облегчает работу с мониторами. В большинстве случаев это отдельная кнопка, часто из свободно назначаемых, включающая данный режим. В DiGiCo до последнего времени эту функцию надо было прописывать через макросы и назначать самому на soft-кнопку. В SD5 эта функция может быть реализована двумя путями: для любителей поковыряться в недрах системы остался путь через макросы, для тех же, кому надо реально работать – все проще. При нажатии в центральной секции на кнопку какого-то мастер AUX'a фейдеры боковых секций переходят в режим отбора на соответствующий AUX, а тот включается в режим соло, что позволяет без лишних движений сразу прослушивать сумму.

Звук... Первые поколения цифровых консолей, я не имею в виду только DiGiCo, довольно сильно различались по звучанию. Сейчас все более или менее выровнялось: одни звучат чуть «краснее», другие чуть «зеленее», гораздо большее влияние на звук оказывают акустическая система и ее настройка, ну и человеческий фактор. Звук данной консоли, я бы сказал, соответствует ценовой категории. Замечательно работает динамическая обработка и, в частности, динамический эквалайзер, обычные эквалайзеры очень деликатны, приборы временной обработки, напротив, могли бы работать и получше, но для гурманов предусмотрена возможность работы с плагинами Waves по технологии SoundGrid.

И в качестве постскриптума. Некоторое время тому назад на одном из форумов обсуждалась невозможность организации параллельной компрессии на консоли SD9. Утверждалось, что из-за разности времени задержки на выходе получается хорус. Я решил проверить, так ли это на SD5. Маршрутизация была такая: входной канал был послан на мастер и на группу, которая, в свою очередь, была послана тоже на мастер. На входном канале стоял де-эссер, на группе – компрессор. При суммировании никаких звуковых артефактов обнаружено не было! Только уровни пришлось подкорректировать, что естественно.