Ableton Push — продвинутый контроллер от создателя Ableton Live

Основанная в 1999 году немецкая компания Ableton наглядно всем продемонстрировала, что можно не просто прийти на рынок секвенсоров, но и растолкать грандов индустрии и даже стать лидером в производстве электронной музыки. Между традиционными секвенсорами (Cubase, Protools и Logic) и электронной музыкой (с различными шаговыми секвенсорами и диджейскими эффектами), всегда существовала огромная пропасть.

Именно эту нишу с успехом занял Ableton Live. В этом продукте был сделан упор на сессионный режим (session view) для живых выступлений, где композиция выглядит в виде набора готовых фрагментов (patterns). Это даёт возможность импровизировать и создавать композиций на лету, предварительно создав костяк в студии. Решаются сразу две творческие задачи: 1) музыкант не является заложником формы композиции и может существенно разнообразить своё выступление; 2) для танцевальной музыки имеет важное значение продолжительность сета музыканта, то есть традиционные композиции по 5 минут (созданные, чтобы уместиться на пластинку или компакт-диск) тут не подходят - нужно иметь возможность выступать значительно дольше. Хотя эти задачи частично решает диджейство, оно, к сожалению, не предполагает возможность исполнения своих собственных музыкальных партий в процессе выступления. Так что и по сравнению с диджейством Ableton Live имеет свои выгодные плюсы. На наш взгляд, именно эти факторы предопределили успех Ableton Live у музыкантов, работающих в современных танцевальных и электронных стилях музыки. Даже несмотря на некоторую корявость первых версий этой программы, у продукта состоялась народная любовь. Особенно подкупало, что для создания музыки не нужно было вообще знать музыкальную грамоту. Достаточно посмотреть пару уроков по программе, и можно без особых усилий начать заниматься творчеством.

Понятно, что на одной мышке и компьютерной клавиатуре далеко не уедешь. Ableton Live изначально позволял подключать любые внешние контроллеры, от традиционных MIDI-клавиатур до самодельных экзотических инструментов. Однако специфика программы тяготеет именно к контроллерам с пэдами. Пэды можно использовать и для игры на инструменте, и для управления текущей сессией. Лидерами в создании таких контроллеров, как известно, являются компании AKAI и Novation. В сотрудничестве с компанией Novation были выпущены контроллеры серии Launch Pad. Благодаря очень доступной цене, они вмиг стали популярными у пользователей Ableton Live. Однако их возможности были ограничены. Так, из-за отсутствия ручек нельзя было удобно управлять эффектами в реальном времени. А одна только подсветка кнопок, при отсуствии подписей, предполагает очень долгий процесс обучения пользованию всеми функциями контроллера. Поэтому разработчики Ableton решили создать свой собственный контроллер, который бы не имел никаких ограничений и был максимально заточен под Ableton Live. Конечно, это сразу сильно повышает цену и отсекает часть массовой аудитории. Но настоящий фанат Live ради идеального контроллера за ценой не постоит.

Какие могут быть главные аргументы в пользу покупки Ableton Push?

  1. Наконец, специализированный контроллер для Ableton Live от создателей программы. Кто лучше понимает программу и её потребности, может собирать запросы пользователей, как не создатели? Более того, именно под этот контроллер была изменена программа Live 9.1.
  2. Ableton Push действительно проработан, это не халтура и не попытка всучить под брендом Ableton левак: контроллер Push производит впечатления своими размерами, основательностью, максимальным набором функций среди любых других аналогов.
  3. Пэды производства AKAI - объективно лучшие среди всех прочих. Большого размера и с RGB-подсветкой.
  4. Отличная новость для настоящих музыкантов - они получили полноценный инструмент. Наконец, полная отвязка от компьютера! Теперь создавать и исполнять музыку можно, вообще не смотря на экран ноутбука - даже на этапе добавления новых инструментов и эффектов в композицию.
  5. Целых 64 пэда с подсветкой служат не только для исполнения, но и для полного контроля за композицией. Множество режимов меняют их назначение.
  6. Ableton Push остаётся относительно компактным. Ширина: 370 мм Глубина: 293мм. Вес 2,99 кг. Его можно таскать с собой в рюкзаке на выступление.
  7. Питание возможно от шины USB! Однако, если вы хотите, чтобы пэды горели ярче (для большего эффекта при выступлении), можно подключить БП.
  8. 11 сенсорных безупорных цифровых регулятора, 4-строчный графический дисплей, тачстрип 17 см для пича и промотки, и 24 светодиода
  9. Цена в районе $600 остаётся весьма доступной для массового пользователя.

Так как у контроллера очень много возможностей, на YouTube был специально создан обучающий канал Learn Push, где за 9 уроков пользователя знакомят с основными приёмами работы. Если вы не знакомы с английским, включите субтитры и русский перевод в настройках плеера YouTube. Push будет переведён с юмором как "толчок" или "похлопывать", Live как "жизнь", в остальном всё понятно.

Самое интересное, что Push не особенно отличается от привычных контроллеров, типа AKAI MPC. Разработчики сохранили привычное отдельное поле 4х4 для ударных. Верхние 4 строки по 8 пэдов отведены под шаговый секвенсор. Правая секция отдана под длительность лупа и используется реже.

Кнопка повтора позволяет без усилий забить весь такт точно восьмыми или шестнадцатыми долями - в это время громкость можно изменять меняя силу нажатия пэда. Несмотря на обилие функции, основа использования довольно простая. Пэды достаточно тугие, они по ощущениям в точности как на всех профессиональных инструментах. Исполнение партии ударных не вызывает проблем. Есть чувствительность как к скорости нажатия, так и к давлению.

Кнопка записи позволяет конструировать композицию в реальном времени, наложением всё большего числа инструментов, не прерывая воспроизведение. Примерно так, как это делают битбоксеры.

Необычный подход к игре на традиционных инструментах, таких как пиано. В режиме хроматической гаммы все ноты выстроены как и в традиционной фортепианной клавиатуре, с чёрными и белыми клавишами. Но даже здесь, так как чёрные клавиши не отличаются от белых, нет проблем с исполнением несложной мелодии на полтона вверх или вниз. Достаточно просто сдвинуть руку на одну "клавишу" вправо или влево, что невозможно на MIDI-клавиатуре. Но, конечно, более интересный режим тональности. Более тёмным подсвечена тоника, а вот атональных звуков вообще нет. Необычно устроены и пэды - гамму можно сыграть всего тремя пальцами. Более интересно, что среди гамм есть не только диатонические, но и разные экзотические, как западные, так и восточные. Конечно, если мелодия или ритм были сыграны не очень ровно, можно вызвать квантизацию отдельной кнопкой. Тут же будут доступны параметры квантизации, такие как свинг и прочее, чтобы музыка не стала "пьессой для механического пианино". Также можно ручкой подстроить положение каждой записанной ноты.

А как же фейдеры? Как же режим микшера? Есть здесь и такое. Громкость и панораму можно управлять регуляторами, для блока из 8 дорожек.

Интервью с Джесс Терри из Ableton, опубликованном в Sound On Sound:

Что заставило Ableton, компанию, специализирующуюся на ПО, выйти на рынок аппаратных контроллеров, выпустив Push?

В прошлом мы уже работали с партнёрскими компаниями, выпускающими контроллеры, так что мы были уверены в результате. Однако Push мы разработали полностью самостоятельно, так как такую сильную интеграцию невозможности сделать в сотрудничестве с кем-то. В то время как ПО можно изменять и улучшать каждый день, с железом так сделать нельзя. Выпуская Push самостоятельно, мы взяли всю работу на себя, что позволило сильно развить возможности Push, с очень большим количеством циклов тестирований на пользователях. Кстати, успех был бы невозможен без вклада инженеров Akai Professional, и мы были в восторге, как профессионально они решили массу технических проблем.

Почему вы считаете стоит купить именно Push, ведь на рынке уже присутствует куча контроллеров для Ableton?

Есть пара прекрасных контроллеров, чтобы запускать клипы или управлять Live в режиме живого исполнения, но нет специального контроллера для написания музыки в Live, и вообще нет ничего подобного, с такой сильной интеграцией с Live. Нам пришлось даже переписать программу под Push. Многое из того, что делает Push с Live ранее просто было невозможно. И, определённо, все конкуренты работают не с тем уровнем взаимодействия и визуального отклика, что сделали мы. Контроллеры, что есть на рынке, хороши для уже созданного готового набора дорожек. В то же время Push, являясь музыкальным инструментом, позволяет работать с каждым треком в отдельности, будь это барабаны, солирующий инструмент или подклады.

Для прочих контроллеров недостижима та интеграция, что имеет Push, так как по сути весь код взаимодействия с контроллером написан заново. Push является plug-and-play контроллером, так что вам не нужно ничего настраивать, не нужно ставить дополнительный софт. Способ раскладки пэдов для записи барабанов, мелодий и аккордов полностью уникален. Мы проанализировали множество драм-машин и шаговых секвенсоров, и специально сделали так, чтобы ощущение от игры на Push было точно таким же высоким, без задержек и проблем, которые часто возникают с другими контроллерами. Нашей целью было создание ощущения полоценного аппаратного инструмента, и все наши усилия в аппаратной части были направлены на это.

Среди множется функций Push есть такие, которых попросту нет в других контроллерах: например, возможность навигации по библиотеке звуков Live. Вы считаете такой уровень интеграции важным?

Мы хотели, чтобы вы могли отвернуть от себя компьютерный экран и полностью сосредоточиться на процессе создания музыки. Так что даже если для вас такая манера работы кажется непривычной, мы создали это для более комфортного творчества. Именно для этого введён поиск инструментов и эффектов, и управление эффектами с помощью ручек, вообще не смотря на экран компьютера.

Как разработка Push повлияла на программу Live 9?

Push и Live 9 разрабатывались большей частью независимо, так как у нас отдельные разработчики выделены только на Push. Однако, Push использует Live 9 в качестве "движка", так что идёт взаимопроникновение фич одного и другого, не так, чтобы команда Push находилась на необитаемом острове. Пример влияния Live 9 на Push: мы добавили сенсорную чувствительность регуляторам Push для записи автоматизации в режиме сессии. Push знает, когда вы отпустили ручку при записи автоматизации, так что можно удались записанное просто удерживая кнопку удаления и коснувшись ручки. Обратный пример влияния Push на Live 9: кнопки Session Record и New. Нам они так понравились при работе с Push, что мы их добавили в Live 9.

Способ ввода нот в Push является новаторским для контроллеров этого типа. Откуда взялась эта идея?

Мы наблюдали за нашими пользователями и заметили, что многие люди предпочитают всё играть в До Мажоре, потому что им не нравится выворачивать свои пальцы о черные клавиши, чтобы просто сыграть в другой тональности. Многие из нас изучают старые, новые и экзотические музыкальные инструменты, так что это также оказало влияние. Например, Gerhard Behles (Ableton CEO) был впечатлен испанским бандонеоном и его уникальной аппликатурой, что повлияло на наше видение, как сделать простой игру в разных тональностях. Также на меня повлияло время, когда я играл на гитаре, где можно сместить конфигурацию пальцев или использовать зажим для смены тональности, также как та изоморфная сетка, что мы внедрили в Push. Мы перебрали кучу изоморфных раскладок, и тестировали их до момента возгласа "Эврика", кода мы совместили изоморфную раскладку с диатоникой — играть становится прикольно всем, независимо от знания музыкальной грамоты и навыков игры в различных гаммах.

Так всё же Push это инструмент для выступлений или для создания музыки, а может для того и другого?

В первую очередь по большей части это инструмент для создания музыки. Именно на этом мы делали упор: создание музыки без экрана компьютера. Конечно, есть и множество преимуществ для выступлений, как в составе коллектива исполнителей, так и для запуска клипов, с цветовой раскраской и названиями клипов, отображаемых на Push.

Предлагаем вам в заключении посмотреть ролик, где с помощью Ableton Live и Ableton Push создаётся что-то осмысленное, представляющее собой танцевальную композицию с семплированным женским вокалом, а не просто набор ритмичных электронных звуков.



Ableton Push предоставлен на тестирование
дистрибуторским центром PROAUDIO.RU