ProSound.iXBT.com

Steinberg UR-RT4 — звуковой интерфейс с трансформаторами Rupert Neve Designs

Британский инженер Руперт Нив (Rupert Neve) является одним из культовых разработчиков студийной звуковой аппаратуры. Его называют отцом-основателем звукозаписывающих консолей. В 70-е годы двадцатого века компания Neve Electronics создала один из первых в мире транзисторных микшерных пультов, и далее установила многие свои большие консоли в лучшие студии звукозаписи и студии вещания. В 1977 году был создан новаторский пульт с собственной цифровой обработкой. Также Neve были изобретателями автоматизированных фейдеров у микшеров. Помимо консолей, под маркой Neve также выходили знаковые микрофонные предусилители, компрессоры, эквалайзеры. Эти приборы зачастую являются самыми дорогими и востребованными в студиях. Сегодня компания Rupert Neve Designs продолжает свои разработки и, зачастую, объединяется с другими компаниями, чтобы расширить свои наработки с рынка Hi-End студийной аппаратуры и распространить их на более массовые рынки. Так, например, компания активно сотрудничает с Yamaha, обработки Руперта Нива можно найти в самых дорогих больших микшерных консолях.

Но почему бы не сделать фирменный звук студийных консолей и в звуковых интерфейсах для небольших студий? Именно так подумали разработчики, когда создавали новую линейку USB интерфейсов Steinberg. Вместо популярной сегодня цифровой эмуляции фирменного звука предусилителей было решено поставить настоящие трансформаторы, разработанные Rupert Neve Designs. Трансформаторы позволяют оптимально согласовать каскады с разными сопротивлениями и получить небольшую естественную компрессию и сатурацию записываемого звука в аналоговой форме, ещё до АЦП. Прямо с передней панели есть возможность включить такую аналоговую обработку сигнала или обойти её и оставить нейтральное звучание фирменных дискретных предусилителей Yamaha D-PRE. Выбор остаётся полностью на усмотрение пользователя.

Модели UR-RT2 и UR-RT4 являются абсолютно идентичными по начинке и характеристикам и отличаются исключительно количеством каналов. Цифра на конце названия означает количество микрофонных усилителей и количество трансформаторов внутри звукового интерфейса. Кстати, прочая начинка отличается от типичных интерфейсов Steinberg UR. В частности, подтянулись параметры ЦАП до 114 дБ сигнал/шум, что позволит лучше слышать изменения в звуке при обработке. Вместе с тем, цена интерфейсов остаётся вполне доступной любому даже начинающему музыканту. Она составляет $350 и $600 за модели Steinberg UR-RT2 и UR-RT4 соответственно.

В нашем обзоре мы рассмотрим старшую модель, UR-RT4. Она имеет довольно приличные габариты и вес. Корпус выполнен полностью из металла, так что хорошо подготовлен к ежедневной работе в студии и на выезде. Над трансформаторами имеются отверстия вентиляции.

Интерфейсы UR-RT не рассчитаны на питание от шины USB. Они питаются от собственного сетевого адаптера 12 В 1.5 А. Естественно, имеется совместимость c iPad - достаточно подключить его через camera connection kit. Естественно, в комплекте идут лицензии на iOS версию Cubasis LE и настольную Cubase AI (Windows, macOS), что позволяют всем желающим сразу же начать работу со звуком.

Фантомное питание +48В подаётся на входы 1/2 и 3/4, соответствующими выключателями. Чтобы легко найти их наощупь, не заглядывая на заднюю панель, на верхней крышке предусмотрительно сделаны надписи. На задней панели выведены MIDI разъёмы, а также линейные входы/выходы TRS.

На передней панели имеются комбинированные XLR/TRS микрофонный/гитарный входы 1/2, а также микрофонный/линейный входы 3/4. Трансформаторы можно включить и отключить раздельно для каждого из четырёх каналов.

Интересный индикатор USB: если кабель не подключен к компьютеру, то лампочка мигает. Когда интерфейс подключен - она непрерывно горит.

Steinberg публикует самые подробные технические характеристики на свой интерфейс. Измерения входов производились с отключенными трансформаторами.

Технические характеристики Steinberg UR-RT4

Микрофонные входы 1-4 (балансные)
АЧХ +0.1/-0.3 дБ, 20 Гц - 22 кГц
Динамический диапазон 101 дБА
Кг+шум 0.0035 %, -3 дБ
Максимальный уровень +4 dBu
Входной импеданс 4 кОм
Гейн +6 дБ ... +60 дБ
Гитарные входы 1/2
Максимальный уровень +8.5 dBV
Входной импеданс 1 МОм
Гейн -0.7 дБ ... +53.3 дБ
Линейные входы 3/4 (балансные)
Максимальный уровень +24 dBu
Входной импеданс 20 кОм
Гейн -14 дБ ... +40 дБ
Линейные входы 5/6 (балансные/небалансные)
АЧХ +0.1/-0.1 дБ, 20 Гц - 22 кГц
Динамический диапазон 102 дБА
Кг+шум 0.0025 %, -3 дБ
Максимальный уровень +22 dBu (+4 dBu)
+2.1 dBV (-10 dBV)
Входной импеданс 30 кОм (+4 dBu)
20 кОм (-10 dBV)
Гейн переключение +4 dBu / -10 dBV
Линейные выходы 1-4 (балансные/небалансные)
АЧХ +0.1/-0.1 дБ, 20 Гц - 22 кГц
Динамический диапазон 114 дБА
Кг+шум 0.0015 %, -3 дБ
Максимальный уровень +16 dBu
Выходной импеданс 75 Ом
MAIN выход (балансные/небалансные)
АЧХ +0.1/-0.1 дБ, 20 Гц - 22 кГц
Динамический диапазон 114 дБА
Кг+шум 0.0015 %, -3 дБ
Максимальный уровень +16 dBu
Выходной импеданс 75 Ом
Наушниковый выход 1/2
Maximum Output Level 100 мВт + 100 мВт при 40 Ом
USB
Режим работы USB2.0, 24 бит 44.1 - 192 кГц

Начинка звукового интерфейса представляет особый интерес.

Конечно же мы видим внутри 4 огромных аналоговых трансформатора, с автографом Руперта Нива на верхней крышке.

В отличие от большинства других интерфейсов (где были применены кодеки Cirrus Logic CS4270), в сегодняшнем устройстве установлены раздельные двухканальные ЦАП и АЦП.

TI PCM5102A - весьма интересный двухканальный ЦАП. Он имеет встроенную систему генерации клока на базе ФАПЧ, поддержкой 384 кГц и интегрированными ОУ, так что этот ЦАП можно подключить напрямую к выходным небалансным разъёмам. ЦАП имеет по паспорту 112 дБА сигнал/шум. Искажения: Кг+шум = -93 дБ (0,002%).

Двухканальный АЦП AKM5359VT мы уже видели в предшествующей модели Steinberg UR44. АЦП имеет динамический диапазон 102 дБ, Кг+шум -94 дБ. Это примерно соответствует возможностям остальных устройств серии.

Данные АЦП чуть лучше: динамический диапазон 105 дБ, Кг+шум -95 дБ. Для устройства начального уровня такие характеристики являются типичными. Отметим лишь, что записывать интерфейс должен более качественно, чем воспроизводить.

Также в начинке применены электролитические конденсаторы Nichicon PET и операционные усилители NE5532.

Диагностика ASIO


Device: Yamaha Steinberg USB ASIO
Features:
Input channels: 6
Output channels: 6
Input latency: 187
Output latency: 319
Min buffer size: 64
Max buffer size: 64
Preferred buffer size: 64
Granularity: 0
ASIOOutputReady - supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - supported
88200 Hz - supported
96000 Hz - supported
176400 Hz - supported
192000 Hz - supported

352800 Hz - not supported
384000 Hz - not supported
Input channels:
channel: 0 (UR-RT4 Input 1) - Int32LSB
channel: 1 (UR-RT4 Input 2) - Int32LSB
channel: 2 (UR-RT4 Input 3) - Int32LSB
channel: 3 (UR-RT4 Input 4) - Int32LSB
channel: 4 (UR-RT4 Input 5) - Int32LSB
channel: 5 (UR-RT4 Input 6) - Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (UR-RT4 Mix 1 L) - Int32LSB
channel: 1 (UR-RT4 Mix 1 R) - Int32LSB
channel: 2 (UR-RT4 Mix 2 L) - Int32LSB
channel: 3 (UR-RT4 Mix 2 R) - Int32LSB
channel: 4 (UR-RT4 FX Bus L) - Int32LSB
channel: 5 (UR-RT4 FX Bus R) - Int32LSB

Диагностика RMAA показывает поддержку частот от 44,1 до 192 кГц. Минимальный размер буфера 64 семпла. При таком значении буфера в режиме 44 кГц измеряемая RTL задержка (вход + выход) составляет 10,5 мс. При игре на MIDI клавиатуре виртуальными инструментами задержка составит примерно вдвое меньшее значение, так что никаких проблем со студийным использованием в аудио-MIDI секвенсорах возникнуть не должно.

В ASIO приложениях будут видны два входных/выходных канала, ассоциированных с физическими аналоговыми входами/выходами.

Отчет о тестировании в RightMark Audio Analyzer

Тестируемое устройство L1000
Режим работы 24-bit, 44 kHz
Звуковой интерфейс ASIO
Маршрут сигнала External loopback (line-out - line-in)
Версия RMAA 6.4.4 PRO
Фильтр 20 Гц - 20 кГц ДА
Нормализация сигнала ДА
Изменение уровня -0.1 дБ / -0.3 дБ
Режим МОНО НЕТ
Частота сигнала калибрации, Гц 1000
Полярность правильная/правильная

Общие результаты

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ
-0.16, -0.30
Отлично
Уровень шума, дБ (А)
-100.9
Отлично
Динамические диапазон, дБ (А)
100.7
Отлично
Гармонические искажения, %
0.00185
Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ(A)
-88.1
Хорошо
Интермодуляционные искажения + шум, %
0.00396
Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ
-101.2
Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, %
0.00502
Отлично
Общая оценка
 
Отлично

Подробный отчёт с выключенным трансформатором

Если записывать только шум входов, то мы получаем паспортный шум микросхемы АЦП и заявленные паспортные параметры интерфейса Steinberg, 102 дБА сигнал/шум.

Теперь посмотрим на параметры при включении трансформатора:

Как мы видим, при включении трансформатора действительно происходят большие изменения в структуре звука. Чем более энергетически плотный сигнал на входе трансформатора, тем он более сильно насыщается гармониками. Также немного меняется АЧХ, она слегка поднимается на высоких частотах.

Чтобы оценить влияние трансформатора на звук, мы подключили наш микрофон Neumann TLM102. Мы включали и выключали трансформатор, и слушали, что меняется в голосе артиста, какая именно обработка возникает. По результатам можно сказать следующее. Обработка очень хорошо ощущается - она явственно слышна. Голос получает дополнительные обертона и теплоту. Мы пришли к выводу, что если записывается тембр состоявшегося артиста, то его голос поставлен и приятен даже без обработок. Если же идёт запись голоса с узким тембром, который напрашивается к обработке, то включение трансформатора облагораживает запись и имеет прямой практический смысл.

Запас по уровню усиления у интерфейса Steinberg UR-RT4 не самый рекордный, но благодаря внешнему мощному БП всё же выше, чем у интерфейсов начального уровня, с питанием от шины USB.

Нам понравилось, что у Steinberg UR-RT4 есть целых два наушниковых выхода, на которые можно сформировать разные сабмиксы из каналов. Таким образом, можно подать в уши артиста определённый микс (вкладка микшера MIX 1), где приглушить часть сигнала, а часть поднять. При этом можно мониторить во вторых наушниках (вкладка микшера MIX 2) то, что получается в финальном варианте, вокал+фонограмма.

На каждом канале есть Channel Strip, где имеются эффекты компрессора, эквалайзера, low cut фильтра. Причём, для новичков есть большая крутилка One Knob, которая меняет настройки для разных ситуаций. Если музыкант не знаком с понятием атаки, спада, и прочее, то он может подобрать подходящий пресет на слух.

Ревербератор Yamaha REV-X традиционно выведен на отдельную шину. Пресеты по умолчанию имеют слишком длинный хвост и слишком большой размер помещения, так что слабо применимы. Но если их немного поднастроить, то можно использовать, как замену микшерному пульту на живых мероприятиях.

В целом, интерфейс Steinberg UR-RT4 произвёл благоприятное впечатление. Видно стремление производителя развивать это направление. Трансформаторы вполне интересны и применимы для обработки голоса. Прочие возможности соответствуют интерфейсу Steinberg UR44, но с приятным исключением - современные ЦАП PCM5102A в новой модели Steinberg UR-RT4.

Стоимость Steinberg UR-RT4 составляет 48 590 руб.

Steinberg UR-RT4 предоставлен
на тестирование Yamaha Россия