Steinberg AXR4 — флагманский звуковой Thunderbolt интерфейс с поддержкой 32 бит 384 кГц

Максим Лядов

Когда мы знакомились с очередным звуковым интерфейсом Steinberg UR, мы очень ждали обновления старшей модели. Наконец, в 2019 году появился новый флагман AXR4, который получился настолько интересным и богатым в техническом оснащении, что был вынесен из семейства UR в новое семейство AXR. Название AXR расшифровывается как Audio Xcellence Redefined, то есть "переосмысленное совершенство звука". Теперь знакомство с интерфейсами Steinberg лучше начинать с чистого листа.

Интерфейс Steinberg AXR способен не только побороться абсолютно с любым самым навороченным конкурентом, но и, не побоимся этого слова, даже претендовать на лидерство на рынке. Steinberg AXR - это не просто ещё один конвертор в студию. Это готовое законченное решение для любых самых серьёзных студийных задач. Интерфейс заменяет и самые дорогие отдельные предусилители, и качественную оцифровку, и выводит профессиональный звук в наушники и колонки, причём с возможностью аппаратной обработки звука на лету. Для многоканальной записи есть возможность каскадирования - включения сразу нескольких интерфейсов цепочкой, которые видятся в DAW как одно устройство с большим числом каналов. Хотя по отдельности мы уже видели многие функции в разных продукта, но именно их сочетание в одном устройстве, причём, в самой современной технической реализации - это точно впервые.

Команда разработчиков Steinberg Hardware Development Team говорит о том, что при создании AXR они сделали упор именно на звук. Самые современные преобразователи 32 бит 384 кГц оцифровывают и воспроизводят все нюансы исполнения музыки. Специальная схема SSPLL (Super Suppression PLL) основана на аналогово-цифровой архитектуре ФАПЧ, чтобы полностью устранить джиттер как в аналоговой, так и в цифровой форме.

Топовый интерфейс оцифровки с дорогими преампами и кнопкой "Кайф!" - это именно то, о чём мечтают все звукорежиссёры. Гибридные микрофонные предусилители AXR сочетают высокоточное аналоговое усиление и фирменную технологию Virtual Circuitry Modeling от компании Yamaha, которая воссоздаёт звук легендарных аналоговых студийных устройств за счет моделирования электрических цепей в цифровом виде.

Многолетнее сотрудничество инженеров Yamaha с Rupert Neve Designs дало ощутимые плоды. Теперь не обязательно тратиться на безумно дорогой одноканальный студийный предусилитель Neve со знаменитой в узких кругах ручкой Silk. Если требуется получить тот самый винтажный экспрессивный звук, достаточно включить обработку одной кнопкой Silk ON на передней панели интерфейса и тонко отрегулировать текстуру звука регулятором TEXTURE. Причём, это всё отдельные органы управления, которые расположены на виду и отвечают только за эти конкретные функции - по удобству нет разницы с аналоговым прибором. Таким образом, Steinberg AXR предоставляет не только возможность как можно более качественной оцифровки звука, но и расширяет творческие горизонты звукорежиссёра в студии. Причём, и это стоит отдельно отметить, по цене всего одного рэкового одноканального аналогового предусилителя Neve, благодаря современным технологиям моделирования интерфейс Steinberg предлагает целых 4 (!) таких предусилителя. И при этом вообще не нужно задумываться о том, как бы так вывернуться, чтобы оцифровать сигнал с максимальным качеством и потом послушать его на не менее качественном тракте. С Steinberg AXR все эти вопросы полностью решены, а количество каналов можно расширить простым добавлением ещё одного рэкового модуля AXR.

Первым делом мы испытали в действии микрофонные предусилители. Мы подключили студийный микрофон Neumann, на котором хорошо слышна разница между любыми предусилителями.

Мы последовательно записали один и тот же фрагмент голоса несколько раз попеременно включая и выключая кнопку SILK и также послушали разницу между вариантами RED и BLUE. Разница очень хорошо слышна, она абсолютно повторяема. Включение SILK даёт обогащение тембра голоса в области средних частот. Эффект аналогичен сатурации. При этом нельзя сказать, что воздействие на сигнал слишком сильное и мешает последующей динамической и частотной обработке. По ощущению воздействие весьма деликатное и не портит звук, как обработка дешевым плагином. Более того, нам очень понравились сами по себе предусилители. Если у вас уже есть любимая последовательность качественных поканальных эффектов, то вы останетесь довольны высоким качеством звука даже без включения SILK. В основном утепление тембра требуется непрофессиональным певцам, у которых не поставлен голос и есть проблемы с исполнением, а это, зачастую, 90% клиентов студий звукозаписи. Разница между RED и BLUE заключается в тембре. У RED больше высоких частот, BLUE даёт больше середины и басов. Разница очевидна, и её в том числе подтверждает спектр сигнала. Однако видно, что воздействие не очень большое. Это всё-таки не эквализация, а именно эмуляция определённой электронной схемы. Вместе с частотой меняется и характер звука, что нельзя показать на графике.

Мы также послушали, есть ли какая-то субъективная разница между записью в 44 кГц и 384 кГц. Мы пришли к выводу, что совсем не обязательно записывать в 384 кГц, достаточно и 44 кГц, если только финальный формат фонограммы не Hi-Res 24 кГц 96 кГц и выше. Тогда лучше всего иметь оцифровку с запасом на обработку звука, и формат 32 бит 384 кГц будет вполне оправдан.

О качестве звука. Субъективно оно на уровне топовых студийных конвертеров. Мы рассмотрели поподробнее электронную начинку и сделали собственные замеры.

Самый интересный раздел начинки посвящен цифровой части. Мощный чип Yamaha DSPX отвечает за аппаратные эффекты, от поканальной динамической обработки до реверберации. Под массивным радиатором прячется мощный FPGA чип, куда зашита фирменная технология супер ФАПЧ SSPLL и всё управление потоками, идущими с АЦП и на ЦАП.

В части предусилителей мы видим американские чипы THAT, которые являются очень дорогими и используются только в топовых продуктах ведущих производителей. Конечно, важны не только качественные комплектующие, но и полностью вся схемотехника, питание, разводка. Всё решает квалификация разработчиков, что можно проконтролировать только послушав устройство целиком. Но сказать, что начинка совсем не важна - нельзя. Всё важно, всё в комплексе даёт итоговый результат.

Применены 2-канальные АЦП AKM AK5572 с параметрами Кг+шум -112 дБ, динамический диапазон 121 дБА.

Также стоят дорогие 2-канальные ЦАП AKM AK4495, динамический диапазон 120 дБА, Кг+шум -101 дБ. Учитывая количество дорогих конверторов и электролитов, начинка выглядит немного аудиофильской. Но звуке ничего плохого нет. Тембры передаются натурально, не заметно никаких окрасов или отсебятины.

Выбор ОУ 5532 и 2068 обусловлен их способностью работать с высокими напряжениями питания на очень высоких амплитудах. Максимальный размах составляет +24 dBu, что типично для студийной аппаратуры, где любыми путями борются с шумами и наводками. Повышение амплитуды сигнала - один из проверенных путей. Также в цифровой технике недопустима перегрузка. Поэтому даже если RMS сигнала не превышает номинальных +4 dBu, логично иметь 20 дБ headroom для любых самых коварных пиков в записи. При этом 120 дБ динамического диапазона дают возможность не беспокоиться о собственных шумах устройства. Если требуется запись с меньшим уровнем, то для максимального использования диапазона конверторов стоит выбрать настройку -10dBV, при которой чувствительность входов существенно вырастет.

В прочих возможностях устройство не уступает чистым конверторам. Если вдруг необходимо подключить уже имеющийся дорогой ламповый студийный предусилитель или интегрировать AXR в стойку с другими устройствами, то с этим проблем также не возникнет. Общее число входных каналов составляет 24 штуки. Здесь есть 8 "чистых", не совмещённых с предусилителями, аналоговых входов TRS. Также есть 2 банка ADAT и стандартная DB25 планка AES/EBU для подключения рэковых конверторов. Разумеется, есть и WORD CLOCK для приёма или раздачи общего тактового сигнала в студии.

Важно, что подключение Thunderbolt работает как под Mac OSX, так и под Windows. Поддержка Windows появилась немного позже, но мы протестировали на двух разных системах с Windows 10 (1903) и убедились в отсутствии каких-либо проблем - всё работает так, как нужно. Мы использовали Thunderbolt 2 порты подключения. С Thunderbolt 3 есть нюансы по последовательности включения ПК и Steinberg AXR. Всё это отражено в отдельном руководстве по установке.

Польза от Thunderbolt в домашней или проектной студии не так очевидна, ведь там редко требуется больше, чем 2 канала 24 бит 44 кГц. Но для профессионального применения преимущества могут проявиться. Шина Thunderbolt представляет собой внешний вариант внутренней очень быстрой шины PCI Express. Сотни каналов высокого разрешения способны работать с рекордно низкой задержкой. Особенно, если поставить режим 32 бит 384 кГц - полоса пропускания должна быть выше в десятки раз. Минус у шины Thunderbolt только один: если в вашем компьютере такой разъём не предусмотрен, добавить его картой расширения не получится. Разъём должен аппаратно присутствовать внутри материнской платы. Зато если разъём есть, то он обычно работает без каких-либо нареканий. Мы протестировали Thunderbolt интерфейсы уже от десятка разных производителей и пришли к выводу, что в дорогой студийной аппаратуре это давно перестало быть экзотикой. Единственный необъяснимый момент для нас - это то, что Thunderbolt интерфейсы не комплектуются Thunderbolt кабелем. Его нужно докупать отдельно, даже если цена звукового интерфейса много тысяч долларов. Тогда как, например, USB кабель идёт в комплекте всегда. Мы всегда используем для подключения официальный 2-метровый Thunderbolt кабель производства Apple, с которым ни разу не встречали проблем.

Суммарная (RTL) задержка менее очень низкая. 3 мс - это меньше, чем у USB интерфейсов. Отдельно для входа выхода значение будет вдвое ниже, то есть заметить задержку нереально. Кого интересуют рекордные цифры - они достижимы в режимах 96 кГц и выше, где задержка уменьшается ещё в несколько раз, но уже может пострадать стабильность работы из-за недостаточной мощности CPU компьютера, так что нужно подходить к настройкам с умом и не гнаться за абсолютными рекордами.

Технические характеристики Steinberg AXR4

Количество каналов (входов x выходов) 28 x 24
Thunderbolt подключение Thunderbolt 2 (совместимость с Thunderbolt 3)
драйвера для Mac OSX и Windows 10
Микрофонные входы 1-4 (балансные)
Максимальный уровень входа +24 dBu
Gain +15 ... + 68 дБ
АЧХ 20 Гц - 20 кГц ±0.1 дБ
Сигнал/шум 119 дБА
Кг+шум <0.0004%
Фантомное питание +48В
Гитарные входы 1-2
Максимальный уровень входа +10 dBu
Gain +15 ... + 68 дБ
Входной импеданс 1 МОм
Линейные входы 5-12 (балансные)
Максимальный уровень входа +24 dBu
АЧХ 20 Гц - 20 кГц ±0.1 дБ
Сигнал/шум >119 дБА
Кг+шум <0.0006 %
Линейные выходы 1-8 (балансные)
Максимальный уровень выхода +18 dBu
АЧХ 20 Гц - 20 кГц ±0.1 дБ
Сигнал/шум >117 дБА
Кг+шум <0.0006 %
Наушниковые выходы
Мощность 75 мВт+75 мВт при нагрузке 40 Ом

Диагностика ASIO

Device: Yamaha Steinberg Thunderbolt

Features:
Input channels: 28
Output channels: 24
Input latency: 692
Output latency: 680
Min buffer size: 512
Max buffer size: 512
Preferred buffer size: 512
Granularity: 0
ASIOOutputReady - not supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - supported
88200 Hz - supported
96000 Hz - supported
176400 Hz - supported
192000 Hz - supported
352800 Hz - supported
384000 Hz - supported

Input channels:
channel: 0 (AXR4 MIC 1) - Int32LSB
channel: 1 (AXR4 MIC 2) - Int32LSB
channel: 2 (AXR4 MIC 3) - Int32LSB
channel: 3 (AXR4 MIC 4) - Int32LSB
channel: 4 (AXR4 LINE 5) - Int32LSB
channel: 5 (AXR4 LINE 6) - Int32LSB
channel: 6 (AXR4 LINE 7) - Int32LSB
channel: 7 (AXR4 LINE 8) - Int32LSB
channel: 8 (AXR4 LINE 9) - Int32LSB
channel: 9 (AXR4 LINE 10) - Int32LSB
channel: 10 (AXR4 LINE 11) - Int32LSB
channel: 11 (AXR4 LINE 12) - Int32LSB
channel: 12 (AXR4 ADAT A1) - Int32LSB
channel: 13 (AXR4 ADAT A2) - Int32LSB
channel: 14 (AXR4 ADAT A3) - Int32LSB
channel: 15 (AXR4 ADAT A4) - Int32LSB
channel: 16 (AXR4 ADAT A5) - Int32LSB
channel: 17 (AXR4 ADAT A6) - Int32LSB
channel: 18 (AXR4 ADAT A7) - Int32LSB
channel: 19 (AXR4 ADAT A8) - Int32LSB
channel: 20 (AXR4 ADAT B1) - Int32LSB
channel: 21 (AXR4 ADAT B2) - Int32LSB
channel: 22 (AXR4 ADAT B3) - Int32LSB
channel: 23 (AXR4 ADAT B4) - Int32LSB
channel: 24 (AXR4 ADAT B5) - Int32LSB
channel: 25 (AXR4 ADAT B6) - Int32LSB
channel: 26 (AXR4 ADAT B7) - Int32LSB
channel: 27 (AXR4 ADAT B8) - Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (AXR4 LINE 1) - Int32LSB
channel: 1 (AXR4 LINE 2) - Int32LSB
channel: 2 (AXR4 LINE 3) - Int32LSB
channel: 3 (AXR4 LINE 4) - Int32LSB
channel: 4 (AXR4 LINE 5) - Int32LSB
channel: 5 (AXR4 LINE 6) - Int32LSB
channel: 6 (AXR4 LINE 7) - Int32LSB
channel: 7 (AXR4 LINE 8) - Int32LSB
channel: 8 (AXR4 ADAT A1) - Int32LSB
channel: 9 (AXR4 ADAT A2) - Int32LSB
channel: 10 (AXR4 ADAT A3) - Int32LSB
channel: 11 (AXR4 ADAT A4) - Int32LSB
channel: 12 (AXR4 ADAT A5) - Int32LSB
channel: 13 (AXR4 ADAT A6) - Int32LSB
channel: 14 (AXR4 ADAT A7) - Int32LSB
channel: 15 (AXR4 ADAT A8) - Int32LSB
channel: 16 (AXR4 ADAT B1) - Int32LSB
channel: 17 (AXR4 ADAT B2) - Int32LSB
channel: 18 (AXR4 ADAT B3) - Int32LSB
channel: 19 (AXR4 ADAT B4) - Int32LSB
channel: 20 (AXR4 ADAT B5) - Int32LSB
channel: 21 (AXR4 ADAT B6) - Int32LSB
channel: 22 (AXR4 ADAT B7) - Int32LSB
channel: 23 (AXR4 ADAT B8) - Int32LSB

Как видим, поддерживаются абсолютно все режимы вплоть до 384 кГц, включая (что важно!) все промежуточные частоты.

Микшер устройства выглядит довольно стандартно. Ненужные каналы, например, цифровые, можно скрыть с экрана одной кнопкой. Наибольший интерес представляют аппаратные поканальные INSERT эффекты.

Здесь у нас имеется традиционная для Yamaha большая ручка, которой можно не вникая в тонкие настройки сперва подобрать наиболее подходящий пресет. Далее настройки можно уточнить.

Помимо простого эквалайзера в CHANNEL STRIP имеется намного более продвинутый отдельный эквалайзер 601. Здесь уже можно очень точно отстроить всю параметрику привычными регуляторами.

Не менее интересен винтажный компрессор 276, который был очень популярен в 70-х годах. Кому интересно, его работу можно послушать в составе бандла Steinberg Yamaha Vintage Plugin Collection. Здесь же у нас эффекты доступны не только из микшера карты, но и как VST3 плагины в DAW. Причём, обработка будет аппаратной, без нагрузки на CPU.

Классический ревербератор REV-X мы уже видели в прочих продуктах Steinberg и Yamaha. Пресеты и тонкие настройки позволяют подобрать нужные параметры. Хотя программные ревербераторы превосходят REV-X, его ценность в аппаратности и нулевой задержке. На студии вокалисты часто просят добавить им немного ревера на свой голос в мониторный микс. Записываться в вокальной кабине с отсутствием натуральной акустики и слушать свой голос сухим для многих некомфортно.

Мы попробовали поработать с интерфейсом Steinberg AXR4 в лицензионной версии Steinberg Cubase и не встретили никаких проблем, даже при небольшом буфере. Конечно, стоит учитывать мощность компьютера и сложность проекта. Если CPU не справляется, то имеет смысл поднять размер буфера до стандартных значений 256 семплов или даже выше. Маленькая задержка важна только при обработке звука в реальном времени, например, при записи гитары или при игре на MIDI клавишах виртуальными инструментами. Во всех остальных случаях никаких задержек звука не будет. Драйвер сообщает хосту о текущем размере буфера и DAW уже сама автоматически совмещает записанные дорожки по времени с имеющейся фонограммой. Так что гоняться за слишком уж рекордной задержкой в 1 мс и пропустить при записи досадный щелчок, от которого потом будет трудно избавиться - так делать не стоит. Всё хорошо в меру. Даже 5 мс - это всё ещё прекрасная задержка, зачастую не достижимая для обычных USB интерфейсов.

Отчет о тестировании в RightMark Audio Analyzer

Тестируемое устройство [ASIO] Yamaha Steinberg Thunderbolt
Режим работы 24-bit, 44 kHz
Маршрут сигнала External loopback (line-out - line-in)
Версия RMAA 6.4.5 PRO
Фильтр 20 Гц - 20 кГц ДА
Нормализация сигнала ДА
Изменение уровня -0.0 дБ / -0.0 дБ
Режим МОНО НЕТ
Частота сигнала калибрации, Гц 1000
Полярность правильная/правильная
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ
+0.02, -0.06
Отлично
Уровень шума, дБ (А)
-117.0
Отлично
Динамические диапазон, дБ (А)
116.9
Отлично
Гармонические искажения, %
0.00075
Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ(A)
-99.3
Хорошо
Интермодуляционные искажения + шум, %
0.00161
Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ
-117.0
Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, %
0.00118
Отлично
Общая оценка
 
Отлично

Подробные результаты измерений в режиме 24 бит 44 кГц

Мы получили цифры измерений более 117 дБА сигнал/шум, что подтверждает высокие паспортные параметры. Немаловажно, что спектр шума очень ровный - нет никаких наводок.

По нашим измерениям искажения составляют 0.0007%. Немаловажно, что в спектре отсутствуют гармоники высоких порядков.

Выводы

Steinberg AXR4 оставил у нас самое благоприятное впечатление. Это полностью готовое решение для студии, естественно, с Cubase AI в комплекте. Всё, что нужно - это подключить микрофон, мониторы и можно творить шедевр, без всяких компромиссов и ограничений.

Нам очень понравились предусилители. Помимо классного звука мы увидели интересную и применимую обработку от Rupert Neve Design. Нам понравились линейные входы и выходы, как по начинке, так и субъективно. Два раздельных выхода на наушники будут также полезны. Не забываем о возможности расширения каналов, подключением в цепочку интерфейсов по Thunderbolt, а также до 16 входных и выходных каналов по ADAT. Таким образом, интерфейс Steinberg AXR4 легко интегрируется и в существующую студию, и подходит для создания студии "с нуля". Если вы считаете цену интерфейса Steinberg AXR4 высокой, просто посмотрите, сколько стоит только один студийный аналоговый предусилитель Rupert Neve, и вы всё сразу поймёте. Мы же будет ждать от Steinberg новых отличных продуктов в линейке AXR.


Steinberg AXR4 предоставлен на тестирование
официальным представительством Yamaha в России