ProSound.iXBT.com

Arturia AudioFuse — французский звуковой USB интерфейс для музыкантов

AudioFuse – профессиональный звуковой интерфейс, разработки французской компании Arturia. Этот продукт компания долгое время вынашивала, откладывала его релиз, и, наконец, в 2017 году интерфейс Arturia AudioFuse поступил в продажу!

Arturia ранее не выпускала звуковые интерфейсы. Поэтому разработка заняла очень долгое время, а перед этим компания тщательно исследовала рынок, в поисках своей ниши. Французские инженеры постарались сделать продукт максимально непохожим на все существующие решения. Интефейс многоканальный (14 независимых каналов, из них 4 входа, 6 выходов, 8 ADAT), и даже способен заменить небольшой микшер и специализированный мониторный контроллер с TALKBACK. Видно, что всё сделано для нужд небольшого музыкального коллектива, где есть гитары, вокал, синтезатор. AudioFuse также заявлен, как первый интерфейс, где реализована поддержка не только Mac и PC, но и Linux (ALSA, PulseAudio, Jack), iOS и Android 5.

Конечно, амбиции Arturia простираются гораздо дальше. Задумывалось создать интерфейс нового поколения, то есть превзойти всех конкурентов по всем показателям. Но это архисложная задача - на рынке успешно работают компании с огромным опытом создания профессиональных интерфейсов и с узкой специализацией именно на этом направлении. Поэтому невероятно сложно победить их сразу и по функциям, и по качеству. Особенно это сложно сделать в средней и высшей ценовой категории. Однако дорогу осилит идущий. Удивительно, но по техническим параметрам оцифровки интерфейс AudioFuse превзошёл своих конкурентов.

Особый упор был сделан на микрофонные предусилители DiscretePRO. Как следует из названия, используется дискретная схема. В то время как другие производители (не все, но большинство), предпочитают готовые интегрированные усилители или ОУ. В итоге характеристики улучшить нельзя, а звук получается "инкубаторским" - в лучшем случае не зависящим от производителя. AudioFuse использовали свои оригинальные схемы с идеями от больших аналоговых консолей в их "золотой век". За это можно только всячески похвалить французов! Мы сразу же подключили наш микрофон Neumann TLM и попробовали записать голос, сравнивая с записью через TASCAM UH7000, который нам очень нравится своими также дискретными предами, которые резко идут в отрыв по качеству звука со всеми бюджетными и интегрированными усилителями, независимо от цены интерфейсов. Качество записи оценивалось на аппаратуре более высокой категории, чем эти два интерфейса. Оба предусилителя дают очень классный подкупающий звук. AudioFuse чуть-чуть выходит вперёд. Тембры получаются чуть более бархотными. TASCAM даёт нейтральный звук. Безусловно у Arturia AudioFuse получились преды, которые дают большой шаг вперёд по сравнению с разными интерфейсами начального и среднего уровня. Такой предусилитель можно смело продавать отдельно за 1000 долларов или выше.

Наряду с хорошим звуком, предусилитель демонстрирует высочайшие параметры в своём классе. Собственный уровень шума EIN получился очень низким -131.5 дБ. По заявлению производителя, это лучший показатель в классе. Чтобы не быть голословными, сотрудники Arturia купили конкурирующие интерфейсы в магазине и дали на проведение замеров сторонней организации. Сравнивались более чуть дорогие именитые интерфейсы RME, Apogee, Apollo. В итоге, по шуму входов Arturia показывает лучшие цифры. Также был достигнут рекордно широкий динамический диапазон 119.3 дБ. Важный параметр искажений -107.9 дБ Кг+шум, что в пересчёте на проценты всего лишь 0.0004% для Кг+шум. Для контроля высочайших технических параметров применялась самая дорогая на сегодня измерительная станция Audio Precision APx555, так как паспортные цифры современной звуковой аппаратуры подошли вплотную, а то и обогнали возможности всех измерительных устройств прошлых лет! Таких, например, как замечательная и всеми любимая станция AP 2700-й серии. Специальный видеоролик рассказыват, как всё это было:

Вы спросите: а что с качеством оцифровки и воспроизведения с линейных входов и выходов? Какая там начинка? В AudioFuse стоят старшие модели конверторов AKM. Технические параметры и тут тоже впечатляющие. Динамический диапазон линейных выходов 119 дБ, Кг+шум -104 дБ. Для линейных входов динамический диапазон 117 дБ Кг+шум -106 дБ. Это не абсолютный рекорд, но всё же AudioFuse был создан для персональной студии звукозаписи и вписан в жесткий бюджет 600 евро. То есть упор идёт на показатель цена/качество. Абсолютные параметры, конечно, можно ещё улучшать, даже в этой ценовой категории. Но, с учётом того, что основной бизнес Arturia всё-таки не интерфейсы оцифровки, это потребовало бы ещё больше времени и денег на разработку и обязательно отразилось бы на себестоимости. Поэтому, можно предположить, что в Arturia в определённый момент достигли поставленной цели и сказали: стоп, хватит бесконечно разрабатывать, давайте уже выпускать финальный продукт!

Технические характеристики Arturia AudioFuse

Линейный вход 1/2
АЧХ 20 Гц - 20 кГц, +/-0.08 дБ
Динамический диапазон 117 дБ
Кг+шум -106 дБ
Максимальный уровень входа +24 dBu
Входной импеданс 20 кОм (балансный) 10 кОм (небалансный)
Диапазон усиления -15 дБ ... 36 дБ
Ослабление чувствительности (Pad) -20 дБ
Гитарный вход 1/2
АЧХ 20 Гц - 20 кГц, +/-0.08 дБ
Динамический диапазон 117 дБ
Кг+шум -104 дБ
Максимальный уровень входа +18 dBu
Импеданс входа 1,1 мОм
Диапазон усиления -15 дБ ... 36 дБ
Ослабление чувствительности (Pad) -20 дБ
Линейный вход 3/4
АЧХ 20 Гц - 20 кГц, +/-0.08 дБ
Динамический диапазон 118 дБ
Кг+шум -104 дБ
Максимальный уровень входа +24 dBu
Входной импеданс 20 кОм (балансный) 10 кОм (небалансный)
Ослабление чувствительности (Pad) -20 дБ
Микрофонный вход 1/2
АЧХ 20 Гц - 20 кГц, +/-0.08 дБ
Максимальный уровень входа +11 dBu
Диапазон усиления 3 дБ ... 76 дБ
Режим Boost и Pad +10 дБ -20 дБ
Кг+шум -104 дБ
Входной импеданс 3,4 кОм
Equivalent Input Noise -130.7dBu
Линейный выход 1/2, 3/4
Динамический диапазон 119 дБ
Кг+шум -104 дБ
Максимальный уровень входа +24 dBu
Выходной импеданс 120 Ом
Insert
Динамический диапазон 119 дБ
Кг+шум -104 дБ
Максимальный уровень выхода +18 dBu
Выходной импеданс 33 Ом
Максимальный уровень входа +18 dBu
Входной импеданс 10 к Ом
Наушниковый выход (Phones)
Динамический диапазон 102 дБА
Кг+шум -87 дБА
Максимальный уровень выхода +10 dBu
Выходной импеданс 33 Ом
USB
Спецификация 24 бит - 44.1 кГц/48 кГц/88.2 кГц/96 кГц/176.4 кГц/192 кГц
Разное
Габариты (ШхВхГ) 126 x 75 x 126 мм
Комплектация Адаптер питания, Печатное руководство, Двойной USB кабель, Два MIDI адаптера, карточка с серийным номером устройства

По функциям AudioFuse получился очень самобытным. Он ориентированным в первую очередь на музыкантов. Например, здесь имеется USB Hub на дополнительные 3 порта USB для питания от него различных синтезаторов. С подключением большого количества устройств USB у музыканта действительно существуют проблемы. Особенно если используется ноутбук или iPad, где свободный разъём подключения только один. А значит нужно где-то искать качественный USB Hub, и всё опутывать вокруг кучей проводов. AudioFuse сразу же решает эту проблему.

Система питания AudioFuse заслуживает отдельного рассказа. Производитель комплектует интерфейс адаптером сети переменного тока (18 В, 30 Вт), который просто необходим для задействования USB Hub.

Но, при этом, в комплекте также есть специальный USB провод с разъёмом miniUSB со стороны подключения интерфейса и с двумя полноразмерными USB с другой стороны. Теоретически, интерфейс может питаться от настольного компьютера только от провода USB. У нас при подключении к USB2 нормальная работа была возможна только от блока питания. Напомним, USB кабели отличаются сечением и типом провода - для питания по шине нужен особый кабель с большим сечением проводников. Поэтому заменить родной USB кабель на любой "принтерный" не получится. Во втором выходе USB распаяны только контакты питания. Он нужен, чтобы подключить power bank и не сажать ноутбук или iPad при их автономной работе. Чувствуется, что у Arturia всё тщательно продумано, проблемы не перекладываются на пользователя.

Большой упор делается на корпус специальной формы, который целиком алюминиевый. Крышка делается штамповкой. А основная часть фрезируется. Производитель предлагает посмотреть видеоролик о производстве AudioFuse:

Контрольная панель вызывается аппаратной кнопкой на самом интерфейсе и дублирует внешний вид устройства. Однако, только тут есть также и важные настройки цифровой части и индикация текущих режимов. В нижней части можно создать сабмикс из всех физических аналоговых и цифровых входов и подать на выбранную шину. У интерфейса есть 2 шины CUE1 и CUE2. Такое обозначение будет больше понятно диджеям. В общем-то это отдельные программные каналы, помимо MAIN. С интерфейса в любой момент можно выбирать аппаратными кнопками, с какой именно шины брать сигнал в настоящий момент для наушникового выхода 1, наушникового выхода 2, для линейного выхода на колонки. Есть возможность подключить две пары мониторов сразу и выбирать между ними кнопкой SPEAKER A / SPEAKER B. Наряду с большой крутилкой громкости это уже превращает интерфейс в полноценный мониторный контроллер. Функции мониторного контроллера дополняет кнопка TALKBACK. В интерфейсе встроен небольшой электретный микрофон, при нажатии TALKBACK звук фонограммы автоматически приглушается. Всё сделано аппаратно. Это очень удобно для общения звукорежиссера с артистами, находящимися в изолированной комнате.

Также есть меню, откуда вызываются предустановки и производится апгрейд прошивки. Цвет панели можно менять под цвет устройства.

Интерфейс Arturia AudioFuse бывает нескольких цветовых расцветок. Это важно для выступающих музыкантов. Верхняя крышка защищает крутилки при частых транспортировках. Её также можно использовать как подставку под интерфейс.

Силиконовый бампер снимается. Он нужен только как защита от царапин при тряске. Если говорить о компактности, то тут надо сравнивать Arturia AudioFuse с мониторными контроллерами и микшерами. Действительно, с таким набором возможностей это самое компактное устройство. Но если сравнить просто с интерфейсом звукозаписи, то гарабиты вполне сравнимы с прямыми конкурентами.

Выходы на наушники продублированы миниджеками. Точная мощность не указывается, но для высокоомных наушников (типа дубовых DT 990 PRO) запаса по громкости было достаточно.

Входы 1/2 являются самыми качественными и могут работать в трёх разных режимах: линейный, гитарный, микрофонный. Производитель особенно подчёркивает, что входы реализованы идеологически правильно. То есть это три раздельные электрические цепи, которые переключаются с помощью реле. В прочих интерфейсах, том же TASCAM, предусилители совмещены, а качество линейных входов от такой экономии сильно страдает.

MIDI разъёмы сделаны на переходниках, идущих в комплекте. То, что интерфейс поддерживает WordClock и ADAT, делает его пригодным для работы в полноценной профессиональной студии. Имеется вход PHONO 3/4 для вертушек, с RIAA корректором. Есть даже инсёрты INSERT 1/2 для подключения внешнего эффект процессора, который будет включен в разрыв до оцифровки. (Инсёрты также будут полезны, если захочется попробовать использовать интерфейс как чистый предусилитель.) Есть отдельная кнопка REAMPING и GROUND LIFT. Вход 3 можно при этом переключить в гитарный. Это, в основном, сделано для реампинга.

Видно, что AudioFuse делали с учётом потребностей реальных музыкантов. Такое представление об идеальном устройстве, чтобы было всё сразу и в одном устройстве.

Ещё одна отличительная особенность - это подсветка всех кнопок. То есть интерфейс можно использовать в темном помещении, например, при выступлении. Если вход не подключен или отошёл разъём - все индикаторы гаснут. Это тоже полезная фукнция.

У всех ручек надеты резинки, чтобы пальцы не проскальзовали. Такого не увидишь в прочих устройствах. Эргономика AudioFuse хорошо продумана, пользоваться всеми функциями приятно.

Нам показалось необычным то, что интерфейс сильно нагревается. Разгадка проста: именно корпус служит для отвода тепла. Так как у Arturia AudioFuse максимальное потребление около 30 Вт, необходимо было бы сделать отверстия вентиляции. Однако тогда был бы велик риск попадания туда пыли, что резко снижает надёжность и долговечность. Поэтому решено было превратить весь корпус в один большой радиатор. Интерфейс реально горячий, температура где-то 50 градусов. Есть режим GREEN, который снижает энергопотребление, за счёт отключения всех цепей, кроме двух выходов.

Есть привычные функции всех мониторных контроллеров: кнопка DIM, чтобы временно заглушить громкость фонограммы в мониторах, или кнопки MONO на всех выходах, также стоит упомянуть кнопки PAD и PHASE INVERT.

Диагностика ASIO возможностей

Device: Arturia AudioFuse

Features:
Input channels: 8
Output channels: 8
Input latency: 176
Output latency: 176
Min buffer size: 256
Max buffer size: 256
Preferred buffer size: 256
Granularity: 0
ASIOOutputReady - not supported
Sample rate:
8000 Hz - not supported
11025 Hz - not supported
16000 Hz - not supported
22050 Hz - not supported
32000 Hz - not supported
44100 Hz - supported
48000 Hz - supported
88200 Hz - supported
96000 Hz - supported
176400 Hz - supported
192000 Hz - supported

352800 Hz - not supported
384000 Hz - not supported
Input channels:
channel: 0 (Mic/Line 1) - Int32LSB
channel: 1 (Mic/Line 2) - Int32LSB
channel: 2 (Phono L/Line 3) - Int32LSB
channel: 3 (Phono R/Line 4) - Int32LSB
channel: 4 (Talkback Mic L) - Int32LSB
channel: 5 (Talkback Mic R) - Int32LSB
channel: 6 (SPDIF L/ADAT 1) - Int32LSB
channel: 7 (SPDIF R/ADAT 2) - Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (Main L) - Int32LSB
channel: 1 (Main R) - Int32LSB
channel: 2 (Cue 1 L) - Int32LSB
channel: 3 (Cue 1 R) - Int32LSB
channel: 4 (Cue 2 L) - Int32LSB
channel: 5 (Cue 2 R) - Int32LSB
channel: 6 (SPDIF L/ADAT 1) - Int32LSB
channel: 7 (SPDIF R/ADAT 2) - Int32LSB

В рекламе указывается roundtrip latency 3 мс, но это значение получено для 192 кГц при минимальном буфере. Такой режим абсолютно не реалистичен, это просто реклама - у других USB устройств в режиме 192 кГц будут примерно те же цифры. Наш тест latency в режиме 44 кГц показывает 8 мс при значении буфера 64 семпла для ASIO драйвера. Задержка только для выхода составит вдвое меньшее значение.

На самом деле, стабильная работа у интерфейса наблюдается при значениях буфера 256 и выше. Буфер 128 семплов в лицензионном Cubase и в foobar2000 у нас давал треск на мощном компьютере с Core i7. Возможно, это особенность только нашей системы. Возможно, что ситуация изменится с новыми прошивками и драйверами. Продукт только вышел, мы не будем делать судьбоносные выводы. Внутри стоит проверенный цифровой контроллер XMOS U16, драйвера для которого должны быть достаточно хорошо отлажены за предыдущие годы.

Тестируемое устройство [ASIO] Arturia AudioFuse
Режим работы 24-bit, 44 kHz
Звуковой интерфейс ASIO
Маршрут сигнала External loopback (line-out - line-in)
Версия RMAA 6.4.1 PRO
   
Фильтр 20 Гц - 20 кГц ДА
Нормализация сигнала ДА
Изменение уровня 0.0 дБ / -0.1 дБ
Режим МОНО НЕТ
Частота сигнала калибрации, Гц 1000
Полярность правильная/правильная

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц - 15 кГц), дБ
-0.09, -0.20
Отлично
Уровень шума, дБ (А)
-116.7
Отлично
Динамические диапазон, дБ (А)
116.5
Отлично
Гармонические искажения, %
0.0007
Отлично
Гармонические искажения + шум, дБ(A)
-98.7
Отлично
Интермодуляционные искажения + шум, %
0.0016
Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ
-117.3
Отлично
Интермодуляции на 10 кГц, %
0.0022
Отлично
Общая оценка
 
Отлично

Подробный отчёт от тестировании в RMAA

Результаты измерений вход+выход просто отличные. Цифры для такого loopback режима полностью подтверждают все заявленные высокие паспортные характеристики Arturia AudioFuse. Технический уровень устройства соответствует его позиционированию и стоимости.

По качеству воспроизведения Arturia AudioFuse, на наш взгляд, всё-таки не побил рекордов. То есть к такому замечательному предусилителю DiscretePRO поставлены 4-канальные ЦАПы AKM, которые дают хороший звук, но на роль чистого студийного ЦАПа мастерингового уровня Arturia AudioFuse не подходит. Хороший профессиональный звук, уровень высокий, но есть куда развиваться. На наш взгляд, тут уже надо не цифры измерений вверх тащить, а работать с выходами. Ставить отдельные топовые именно стерео конверторы и, если нужно, поднимать цену устройства. Но поднимать цену - это вторгаться в мир интерфейсов с аппаратным DSP и студийных рэковых устройств - очень рисковано. Так что пусть Arturia AudioFuse остаётся в своей нише, для персональной студии и оцифровки небольших коллективов.

Выводы

Приятно, что первый блин у французов не получился комом. Arturia AudioFuse по достоинству оценят профессиональные музыканты, так как здесь всё сделано именно для них - от очень удачных дискретных предусилителей DiscretePRO до редких функций TALKBACK и мониторного контроллера. В устройстве очень много фукнций, которые можно перечислять бесконечно. Если вы на 100% электронный музыкант, и вам нужны только выходы и усилитель для наушников, а всё остальное вообще не требуется - забудьте. Интерфейс Arturia AudioFuse - это именно продукт для небольшой студии или на выезд, где первичен процесс звукозаписи с максимальным качеством, ну а выходы тут просто хорошие. В будущем хотелось бы проработать этот момент и получить больше детальности. Что касается цены Arturia AudioFuse, то она вполне конкурентоспособная - зачастую ниже, чем у продуктов прямых конкурентов.

Устройство вышло достойное, и нам чётко понятно, кто его пользователь. Очень ждём отзывов музыкантов о качестве предусилителей и об удобстве. Что понравилось, что не понравилось. Пожалуйста, напишите ваш отзыв в обсуждении под этой статьёй.

 

Интерфейс Arturia AudioFuse предоставлен на тестирование
дистрибуторским центром PROAUDIO.RU