ProSound.iXBT.com

Yamaha MGP16X - компактная аналоговая консоль для iPad

Екатерина Кузнецова

Новый шаг в эволюции компактных аналоговых консолей совершила компания Yamaha, выпустив серию MGP. Являясь прямым потомком серии MG, она сочетает в себе эргономику и качество звука, которые всегда были визитной карточкой аналоговых пультов, с наглядностью цифровых решений.

Главное достоинство консолей серии MGP - это сочетание компактности и функциональности. В вашем распоряжении все необходимое:

  • 10 микрофонных входов с отдельным фантомным питанием на каждый канал, а также ФВЧ.
  • 16 линейных входов (8 моно и 4 стерео)
  • Дополнительный вход 2TR на стереоканале (на разъемах RCA), упрощающий подключение внешних источников
  • 2 посыла AUX + 2 посыла AUX на внутренние эффекты
  • 2 стереогруппы
  • USB-вход для iPad/iPhone
  • доступ к функциям DSP как с консоли, так и с iPhone/iPad

У меня была возможность сравнить два пульта - новый MGP16X с представителем предыдущей серии MG206с-USB.

Очень важным элементом тракта являются предусилители - это первая точка, с которой начинается создание звука, поэтому их качество сильно влияет на результат. С первых тактов тестовой фонограммы ощущалось мягкое и естественное звучание усовершенствованных преампов MGP16X.

Как и у микшеров серии MG, на каждом канале есть 1-Knob Compressor - компрессор, управляемый одной ручкой. Конечно, с помощью этого "однорукого компрессора" нельзя задать детальные настройки Ratio, Attack и Release, однако для таких компактных моделей этот компрессор очень хорош, тем более что работает он мягко и незаметно, автоматически компенсируя уровень сигнала на выходе. В серии MGP на каждом канале появился индикатор срабатывания компрессора, что экономит время в ситуациях, когда нужно быстро отстроить звук.

Эквалайзер X-pressive EQ работает довольно точно и оставляет вполне приятные впечатления. Разработчики подчеркивают, что они постарались смоделировать X-образную форму кривой частот, которая была характерна для винтажных эквалайзеров.

Пульт очень компактный и, обладая ударопрочным корпусом, хорошо переносит транспортировку, поэтому может успешно использоваться в прокате. Расположение ручек над поверхностью шасси сделано таким образом, что любой удар или давление на них амортизируются корпусом, а не находящимися внутри платой или потенциометрами. В комплекте имеются rack mount - крепления, позволяющие встраивать консоль в рэк.

Консоль имеет универсальный встроенный блок питания от сети с напряжением 100 - 240 В. Скачки напряжения в сети ей также не страшны и, в отличие от предыдущей модели, разработчики обошлись без громоздкого внешнего адаптера.

Перейдем к цифровой части консоли, управление которой можно осуществлять, подключив через USB-вход iPad или iPhone с бесплатным приложением MGP Editor.

Новой разработкой фирмы Yamaha является гибридный стереоканал Stereo Hybrid Channel (которых на консоли MGP16X два - 13/14, 15/16). После предусилителя этих каналов происходит аналого-цифровое преобразование, и под ручками, сделанными в аналоговом стиле, расположена уже сложная цифровая схема управления.

Использование iPad/iPhone дает прежде всего более наглядный доступ к параметрам двух встроенных процессоров - Rev X (представлен впервые на аналоговом микшере Yamaha) и SPX, в которых можно найти цифровое воплощение всех основных эффектов - реверберация (Hall, Plate, Room и их модификации), Delay, Chorus, Phaser, Flanger, Doubler и другие).

REV-X имеет восемь программ, которые переключаются простым "перелистыванием" страниц редактора на iPad/iPhone. Для каждой программы можно редактировать такие параметры, как время реверберации (Reverb Time), рассеивание (Diffusion), начальная задержка (Initial Delay) и размер помещения (Room Size).

SPX имеет шестнадцать программ. На дисплее iPad/iPhone отображаются все параметры эффектов и в графическом виде, и с числовыми значениями. Оба процессора могут использоваться одновременно. На отдельную кнопку выведена функция Tap Delay, что является большим удобством на концертах. Качество звучания эффектов очень порадовало естественностью и прозрачностью.

Консоль имеет возможность воспроизводить звуковые файлы с iPad/iPhone напрямую через USB без лишнего преобразования в аналог. Рядом с USB-разъемом на консоли есть кнопка посыла сигнала с iPad/iPhone на стереоканал 15/16 и кнопка посыла на 2TR. Сравнение воспроизведения через аналоговый вход и напрямую через USB показало, что в последнем случае качество звука заметно лучше.

В консоли реализованы несколько "автопилотных" функций. Дакер (Priority ducker) позволяет делать фоновую музыку тише в те моменты, когда кто-то говорит в микрофон. Для этого нужно включить микрофон в восьмой канал (source) и запустить музыку с любого из двух "гибридных" стереоканалов, активировав функцию Ducker на ячейке стереоканала. С помощью параметра Range можно задать значение, до которого будет опускаться уровень сигнала стереоканала при возникновении управляющего сигнала на канале Source. Кроме этого есть возможность задать значение Release (время восстановления) c iPhone/iPad.

Полезной может оказаться функция Leveler - "деликатный" компрессор, который выравнивает уровень различных треков в плейлисте по заданному значению. Входной уровень канала настраивается по самому тихому фрагменту (чтобы он соответствовал нулю в PFL, а во всех остальных фонограммах он сожмет динамический диапазон под этот уровень. Компрессируется сигнал действительно очень деликатно, тем более что Threshold можно выставить самим.

Если параметры управляются на самой консоли, то одни и те же значения параметров применяются для обоих гибридных каналов. На "гибридном" стереоканале есть переключатель Mono/Blend/Stereo. Он регулирует ширину стереокартинки. Режим моно может пригодиться в условиях, например, когда расстояние между порталами значительное, а центрального кластера нет. Режим Blend делает стереобазу уже.

Консоль может с успехом применяться в небольших клубах и будет хороша в оперативной работе, например, на фестивалях - все основные функции всегда под рукой, предусмотрена возможность быстро включить треки с iPad/iPhone напрямую через USB, а наличие компрессора на каждом канале и встроенных эффектов позволяет обойтись без рэка с обработкой. Плюс к этому - заметно улучшенное качество звука по сравнению с предыдущей серией. Единственное, что можно было еще пожелать - возможность записи напрямую в iPad. Может быть, на следующем этапе она будет реализована.

Спецификации:

Возможности микширования Каналы микширования 16 линейных входов (8 моно и 4 стерео)
GROUP 4 шины GROUP + шина ST
AUX 2 посыла AUX + 2 посыла FX
Функции входных каналов

Компрессор на каналах 1-8,

ФВЧ (100 Гц 12дБ/октава),

поканальный эквалайзер (моно) ±15 дБ: ВЧ 8 кГц СЧ 250 Гц - 5кГц (каналы 1-8, 13-16)/ НЧ 125Гц,

канальный эквалайзер (стерео) ±15 дБ ВЧ 8 кГц / СЧ 2,5 кГц (каналы 9-12)/ НЧ 125Гц

Встроенные процессоры FX1:REV-X (8 PROGRAM, PARAMETER control), FX2:SPX (16 PROGRAM, PARAMETER control)
Входы/выходы Микрофонные входы 10
Фантомное питание 48 В на канал
Линейные входы Каналы для сигнала линейного уровня (LINE): 8 моно +4 стерео, CH INSERT IN: 8, RETURN: 1 стерео, 2TR IN: 1 стерео
Цифровые входы/выходы USB Audio USB IN/OUT: для iPod, iPhone
Коэффициент нелинейных искажений 0,02% (20 Гц-20 кГц@ +14 dBu)
Диапазон воспроизводимых частот +0.5/-1.0 дБ 20 Гц - 20 кГц, при номинальном выходном уровне 1 кГц
Уровень собственного шума Эквивалентный шум на входе -128 dBu (20 Гц–20 кГц, Сопротивление = 150 Ом, при максимальном входном предусилении)
  Остаточный выходной шум -102 dBu (20 Гц–20 кГц, Сопротивление = 150 Ом, при максимальном входном предусилении)
Перекрестные искажения -74 дБ при 1 кГц
Напряжение питания 100В - 240В 50Гц/60Гц
Потребляемая мощность не более 55 Вт
Габариты Ширина 447 мм
Высота 143 мм
Глубина 495 мм
Масса нетто 9 кг