ProSound.iXBT.com

Cakewalk Sonar X1

Денис Дубровский
(denis@prosound.ixbt.com)

В 1987 году бостонская компания Twelve Tone Systems, Inc выпустила свою первую музыкальную программу – секвенсор Cakewalk. Программа работала в операционной системе DOS, соответствовала стандарту MIDI, а в качестве устройства ввода/вывода использовала MIDI-интерфейс Roland MPU-401. С тех пор прошло 25 лет. Программа с названием американского танца начала XX века прошла все этапы роста, пережила несколько кризисов и сейчас представляет собой мощную и надежную виртуальную студию, предназначенную для профессионального создания музыки. Настоящий обзор посвящен последней версии – Sonar X1, которая заметно преобразилась благодаря новому интерфейсу и переработанным принципам работы с музыкальным контентом. 

Немного истории...
Лучшие современные программы – это не просто набор инструментов для совершения тех или иных действий в виртуальной среде. Это еще определенная философия, культура, особенный стиль мышления. Вдвойне справедливо это утверждение для программных продуктов, имеющих долгую историю, переживших технические революции, взлеты и падения. Cakewalk Sonar как раз относится к такому типу продуктов. Чтобы оценить возможности этой программы, удобство и изящество многих приемов работы и понять, почему она занимает столь заметное место в современном музыкальном мире, имеет смысл оглянуться назад и вспомнить историю нескольких технических революций, которые полностью перевернули наше представление о музыкальном творчестве.

В 1985 году компания Atari оснастила свой компьютер Atari ST MIDI-интерфейсом. Сразу после столь знаменательного события на этой платформе вышли первые версии секвенсоров Emagic Logic и Steinderg Cubase – с тех пор они являются стандартами де-факто для профессионального создания музыки, а компьютеры Atari  заняли места в студиях профессиональных музыкантов, работающих с внешними синтезаторами. Macintosh был очень дорог, а PC  еще только предстояло стать платформой для профессиональных музыкальных приложений.

Тем не менее, еще в 1984 году компания Roland создала MIDI-интерфейс MPU-401 для всех существовавших на то время компьютерных платформ. Выпускались модификации интерфейса для компьютеров Apple II, Commondore 64 и, разумеется IMB PC/XT/AT. Это дало повод многочисленным энтузиастам во всем мире начать создавать оригинальное музыкальное программное обеспечение. Как признавался создатель компании Cakewalk Грег Хендершотт (Greg Hendershott) в одном из своих интервью: «У меня просто не было 500 долларов для покупки профессионального секвенсора, поэтому я начал писать свою собственную программу для операционной системы DOS».


Cakewalk для операционной системы DOS

Именно эта оппозиционность создателя Cakewalk по отношению к «профессиональным решениям» и задала философию Cakewalk на долгие годы вперед. Грег Хендершотт был музыкантом-любителем, и его программа в то время была ориентирована на таких же людей, как он сам – энтузиастов-любителей, у которых не было больших денег на покупку профессиональной техники.

Надо сказать, что в те годы средства производства были очень дороги в любой области человеческой деятельности, в том числе и в музыке. Вход в мир профессиональной записи музыки выражался в весьма ощутимой денежной сумме, которую нужно было затратить для создания своей демо-записи – и без каких-либо гарантий на последующий успех. А уж собственная студия, где можно полноценно записывать свою музыку, была доступна лишь самым обеспеченным людям.

Однако, техническая революция, которая произошла в начале 90-х годов прошлого века, положила конец такому положению вещей. Компания Creative Labs в 1989 году выпустила плату расширения для  IBM PC-совместимых компьютеров под названием Sound Blaster. Плата была очень далека от совершенства, однако уже в версии Sound Blaster 16, которая появилась в 1992 году, платформа IBM PC обзавелась вполне приличным устройством ввода/вывода звука с качеством CD, а также синтезатором и MIDI-интерфейсом «в одном флаконе». Примерно в то же самое время был выпущен секвенсор Cakewalk Professional 1.0 для Windows 3.0. Именно эти продукты и стали главным оружием многочисленной армии музыкантов-любителей во всем мире.

И символом независимости любителей 90-х годов от «большого брата» стала программа Cakewalk. В поздних версиях для Windows 3.xx она была ничем не хуже Cubase или Logic. Она стабильно работала, была интуитивно понятна, очень проста в освоении. И самое главное – она была предназначена для платформы PC, на которой сидели многочисленные любители. Пользоваться Cakewalk было не очень престижно, но эта программа давала возможность делать все то же самое, что и в профессиональных приложениях...  


Cakewalk Professional 3.01 для Windows 3.xx 1994 год

Следующая революция произошла уже в середине 1990-х когда появилась возможность записывать аудиодорожки параллельно MIDI-трекам. Cakewalk Pro Audio 4.0 была одной из первых программ, где была такая функция. Это было очень удобно! До появления аудио/MIDI-секвенсоров для записи партий живых инструментов одновременно с синтезаторным аккомпанементом требовался отдельный многодорожечный магнитофон (очень недешевый, надо сказать). Но начиная с Cakewalk Pro Audio 4.0 стало возможным создавать на платформе Windows аранжировки, пользуясь либо внешним синтезатором, либо встроенным синтезатором звуковой платы, и накладывать на них голос или любой другой живой инструмент. Именно эта технологическая революция привела в конце-концов к нынешнему положению вещей, когда без компьютера уже немыслимо создание любой музыки.

Конец 90-х годов прошлого века стал временем стремительного развития компьютерных музыкальных технологий. Появились высококачественные интерфейсы ввода/вывода звука, совершенствовались синтезаторы звуковых плат, обработка звука стала производиться в реальном времени, ставились первые опыты по программному синтезу. В версии Cakewalk Pro Audio 9.0, вышедшей в самом конце прошлого столетия, были реализованы самые современные музыкальные технологии, включая обработку звука в реальном времени. При этом программа сохранила дружественность к пользователям, простоту освоения и стабильность работы.


Cakewalk Pro Audio 9.0 1999 год

Тем временем главным конкурентом Cakewalk на платформе Windows в 90-х годах стала программа Cubase VST компании Steinberg. Оба приложения шли бок о бок, а замыкала тройку лидеров программа Logic, как и Cubase портированная с платформы Atari на PC. Но в 90-е годы Logic явно проигрывала Cakewalk и Cubase по работе с аудио, хотя имела ряд действительно уникальных инструментов для работы с MIDI.

Так вот Steinberg разработала для Cubase VST свой собственный программный интерфейс ввода-вывода аудиоданных, который был назван ASIO (Active Streaming In/Out). Этот интерфейс работал со звуковыми платами напрямую, минуя аудиосистему Windows. Также компании Steinberg удалось убедить производителей звуковых плат начать писать и ASIO-драйверы – для полной совместимости с Cubase. А открытие стандарта VST для сторонних разработчиков позволило в короткие сроки получить большое количество подключаемых модулей обработки звука, которые значительно расширяли функциональность хост-программы.  

Другим путем пошла компания Cakewalk. Для ввода/вывода звука использовался программный интерфейс Microsoft DirectX, изначально создававшийся для игр. На основе спецификации DirectX создавались и подключаемые модули для Cakewalk, которые, кстати, сказать, отлично работали и в других программах с поддержкой DirectX, например Sound Forge или ACID. Поначалу разница между ASIO и DirectX не была очевидной – работало и то, и другое. Причем Cakewalk отлично работал и с самыми дешевыми звуковыми платами, чего нельзя было сказать о Cubase.

Но вот в начале нового тысячелетия вышли Cakewalk Sonar и Cubase SX. В них появилась еще одна революционная разработка: программные синтезаторы, которые работали в реальном времени за счет ресурсов центрального процессора компьютера. Программные синтезаторы были реализованы в виде плагинов: в Cubase это были VSTi-плагины, в Sonar – DXi. И тут и проявилось преимущество ASIO-интерфейса: задержка сигнала при работе программных синтезаторов в Cubase SX была на порядок меньше, чем в Sonar. В Cubase SX можно было подключать MIDI-клавиатуру и играть на виртуальных синтезаторах, не испытывая никакого дискомфорта. В Sonar же DirectX не позволял получить приемлемого времени задержки – после нажатия клавиши на MIDI-клавиатуре проходило какое-то время до появления звука синтезатора.

Этот очевидный провал в реализации виртуальных инструментов и определил дальнейшие сложности компании Cakewalk, которая не захотела тогда приобретать лицензию на использование ASIO-интерфейса и VST-плагинов. В 2002 году появилась вторая версия Sonar, в которой была заявлена поддержка VST-плагинов, но на деле плагины работать в Sonar не хотели, да и ввод/вывод звука по прежнему осуществлялся через DirectX-интерфейс. В третьей версии Sonar (2004 г.) появился VST-адаптер сторонней фирмы FXpansion, но назвать его стабильным и удобным в работе было сложно. И только в седьмой версии  Sonar, наконец, была реализована полноценная поддержка ASIO2 и VST-плагинов, а в восьмой все заработало, наконец, стабильно и предсказуемо.

Все эти проблемы привели к потере компанией Cakewalk своих позиций – пользователям не нравилось, что они не могут воспользоваться в Sonar многими замечательными VST-инструментами и модулями обработки звука от сторонних производителей. Раздражала нестабильность работы программы и приверженность Cakewalk не самым оптимальным решениям компании Microsoft. Поэтому продажи Sonar стали падать, что привело к серьезным финансовым сложностям.

В 2003 году Cakewalk пришлось искать помощи у своего давнего партнера – японской корпорации Roland, а с 2009-го на логотипе компании появилась надпись Cakewalk by Roland. Хотя руководство Cakewalk утверждало, что сохранило полную независимость в своих действиях, продукция Cakewalk во всем мире стала продаваться через дилерскую сеть Roland.  
Впрочем, «черная полоса» когда-нибудь да кончается. Уже в версии 8.5 Sonar стал работать действительно хорошо, в нем появилось много новых интересных разработок. А выход SonarX1 окончательно дал понять, что компания Cakewalk настроена решительно и хочет вернуть потерянные позиции. 

И в заключении этого исторического экскурса мне хочется сказать пару слов о своем личном отношении к Cakewalk Sonar. Я начал использовать Cakewalk еще c версии 3.0 под Windows 3.1 на старенькой i386 в 1995 году. До конца 90-х годов у меня ни разу не возникало мысли пересаживаться на какие-то другие программы.

Но начиная с 2001 года я стал работать на серьезных профессиональных проектах и здесь пришлось пересесть на Cubase. Дело было как раз в скорости, стабильности и предсказуемости работы программы –в  Sonar далеко не все работало так, как хотелось. А когда один за другим начали выходить великолепные VST-синтезаторы, например от компании Spectrasonics, я окончательно забыл о Sonar, так как невозможность нормальной работы с этими инструментами полностью лишало продукт Cakewalk привлекательности в моих глазах. Судя по всему не один я испытал подобное разочарование – судя по разговорам , отношение к Sonar было примерно одинаковым у всех: «Хорошая когда-то была программа...» 

Однако где-то год назад мне попала в руки самая последняя версия программы – SonarX1. Я действительно был приятно удивлен и новым интерфейсом, и функциональными возможностями и качеством работы приложения. Я опробовал Sonar в нескольких небольших проектах и остался очень доволен. Все мои симпатии к Cakewalk очень быстро вернулись, и я ни разу не пожалел о том, что начал снова работать в Sonar. К тому же в программе появилось несколько новых инструментов, которые открыли новые возможности для творчества. Но об этом ниже...

SonarX1 – внешние черты 


Sonar X1 выпускается в трех основных вариантах: Producer, Studio и Essential. Кроме того есть вариант Sonar LE, которым бесплатно комплектуются различные продукты Roland. Главные отличия между этими вариантами приведены в таблице: 

 

Producer

Studio

Essential

LE

Количество аудиодорожек 

Не ограничено

Не ограничено

64

32

Количество MIDI дорожек 

Не ограничено

Не ограничено

Не ограничено

64

Максимальная разрядность/частота дискретизации

32 бита с пл. запятой/192 кГц

32 бита с пл. запятой/192 кГц

32 бита с пл. запятой/192 кГц

32 бита с пл. запятой/192 кГц

Поддержка 64-битного микширования 

Да

Да

Только 32 бита

Только 32 бита

Поддержка Windows x64

Полная поддержка

Полная поддержка

Как 32- разрядное приложение

Как 32- разрядное приложение

GPU-ускорение

Да

Да

Да

Да

Импорт/экспорт видео

Да

Да

Да

Только импорт

Макс. число эффектов/инструментов

Не ограничено

Не ограничено

64/32

24/08

Макс. число шин микширования

Не ограничено

Не ограничено

16

8

Макс. число посылов на эффекты

Не ограничено 

Не ограничено

5

5

Поддержка VST/DX/ReWire

Да

Да

Да

Да

Шаговый секвенсор

Да

Да

Да

Нет

Matrix

Да

Да

Да

Да

V-Vocal

Да

Да

Нет

Нет

Pro Channel 

Да 

Нет 

Нет 

Нет 

Поддержка Surround Sound

Да 

Да 

Нет 

Нет 

Квантизация аудио

Да 

Да 

Нет 

Нет 

Внешние разрывы

Да 

Да 

Нет 

Нет 

Цепочки мультиэффектов 

Да 

Да 

Да 

Нет 

Арпеджиатор 

Да 

Да 

Да 

Нет 

Цена 

399$ 

199$ 

99$ 

бесплатно 

Кроме того, отличия между вариантами проявляются в количестве плагинов обработки звука, виртуальных синтезаторов и дополнительных библиотек семплов. Версия Producer упакована под завязку, включая такие инструменты, как True Piano, Z3ta+, Dimension Pro и Session Drummer 3. Версия LE лишена этого богатства (подробности о комплектации теми или иными плагинами можно посмотреть на сайте Cakewalk). Впрочем, учитывая полную поддержку VST во всех версиях, даже Sonar LE вполне наращивается по функциональным возможностям практически до состояния Producer (если не считать ограничения по количеству воспроизводимых треков).

Также компания Cakewalk выпускает расширение для версии Producer, которое называется Producer Expanded. После установки этого расширения становятся доступными новые модули обработки для микшера, появляется возможность создавать собственные интерфейсы для цепочек мультиэффектов, расширяются возможности экспорта MIDI-данных в профессиональные программы нотации, а также расширяется функциональность броузера программы. Впрочем, о всех этих новинках мы подробно поговорим ниже.  

В целом, глядя на  характеристики Sonar, становится понятно, что программа ни в чем не уступает признанному лидеру на платформе Windows – программе Steinberg Cubase, а кое в чем и превосходит, например, в количестве шин микширования (в Cubase 6 их максимум  256) или в количестве одновременно работающих виртуальных инструментов (в Cubase 6 не более 64 синтезаторов). Также Sonar имеет 64-разрядный движок микширования (в Cubase 6 движок 32-разрядный) и рядом других не столь заметных преимуществ, речь о которых еще впереди.  

В момент написания статьи на сайте Cakewalk было доступно обновление до версии Sonar X1c. Надо сказать, что действительно стабильно программа работает лишь с этим обновлением. В версиях а и b еще было довольно много косяков. Причем я лично плотно гонял программу в версии X1c как под Windows XP в 32-разрядном варианте, так и под 64-битной Windows 7. В обоих случаях все работало замечательно. Были некоторые отличия в работе под 32-разрядной и 64-разрядной операционными системами, но о них ниже...

Интерфейс Skylight


Интерфейс Sonar X1

Глядя на новый интерфейс Sonar X1, нельзя не заметить, что разработчики Cakewalk очень внимательно изучили опыт таких компаний как Ableton и Presonus, которые в последние годы являются главными революционерами в области построения интерфейсов музыкальных приложений. Но интерфейс Skylight – это не копия интерфейса того же самого Abletone Live. У него есть свои собственные характерные черты и оригинальные возможности. Общим является лишь ориентирование на работу методом перетаскивания (drag-and-drop).

Пожалуй, самой главной особенностью Skylight является продвинутые возможности пользовательских настроек: все экранные элементы можно двигать как угодно, ставить в любом месте, открывать, скрывать, соединять их между собой и т.д. Большую помощь в деле организации собственного рабочего пространства оказывают т.н. скринсеты – 10 пресетных экранных настроек, которые переключаются либо с панели управления, либо с помощью клавиатурных комбинаций. Настраиваются скринсеты несложно: достаточно вызвать любой из них и поменять местами экранные элементы – все изменения будут автоматически сохранены. Sonar отлично работает с двумя мониторами – на второй монитор разворачивается мультидок, а дальше все происходит по желанию пользователя.

По замыслу разработчиков, центром работы с новой версией Sonar является библиотека. В ней сосредоточены все творческие ресурсы: синтезаторы, модули обработки звука, семплы, MIDI-файлы, цепочки мультиэффектов и т.д.

Работа начинается с того, что мы находим нужный нам инструмент и тащим мышью туда, куда хотим. Например, для начала работы с любым синтезатором его достаточно перетащить мышью из библиотеки в окно Track View. Автоматически будет создан инструментальный трек. Дальше мы можем набросить на созданную дорожку тем же самым методом перетаскивания любые обработки, импортировать туда MIDI-файлы и т.д. То же самое справедливо и для семплов: аудиодорожки автоматически создаются, если просто перетащить семплы из библиотеки в окно Track View.  


Разные вкладки библиотеки: семплы, обработка, инструменты, синтезаторный рэк

Очень важной особенностью библиотеки Sonar X1 является возможность создания собственных компоновок плагинов. То есть мы можем создать свои собственные структуры папок, в которые будут разложены любые установленные в систему плагины – как инструменты, так и обработки. При этом на дисках все остается на своих местах – мы меняем лишь способ отображения плагинов в программе.

Количество компоновок может быть произвольным – мы в любой момент можем переключаться между ними. Кто хоть раз возился с компоновкой папки Vstplugins программы Cubase, сполна оценит возможность создавать произвольные компоновки в Sonar, ничего не меняя на диске. Вызывается окно компоновок плагинов командой Utilites>Cakewalk Plug-in Manager. 


Менеджер плагинов Sonar X1

Еще одной удобной «фишкой» Sonar X1 являются цепочки мультиэффектов (FX Chain). Любые плагины можно составить в мультиэффект, который сохраняется в библиотеку со всеми текущими настройками. Далее мультиэффекты мы можем одним движением мыши закинуть как в разрывы каналов или посылы/возвраты, так и назначить прямо на клипы в окне Track View. А если мы установим расширение под названием Producer Expanded, то сможем делать и собственные интерфейсы для мультиэффектов, независимо от того, плагины каких производителей входят в цепочку. В нашем распоряжении оказываются кнопки и регуляторы, которые  произвольно назначаются на любые элементы управления плагинов. Мало того, мы можем использовать в интерфейсе любые собственные картинки, назначая их на бэкграунд, кнопки или регуляторы, а также произвольно менять цвета.  


Самостоятельно созданный интерфейс управления мультиэффектом

Панель инспектора Sonar X1 – это не просто линейка микшера, на которой отображаются органы управления выбранной дорожки и мастер-секцией. В инспекторе сосредоточены все органы управления входами Sonar. Например для MIDI треков здесь включается/выключается входная квантизация, настраивается арпеджиатор, выбираются патчи синтезатора с помощью специального поискового движка (Patch Browser) и т.д. Надо сказать, что арпеджиатор, который стоит на входе Sonar X1 – очень и очень развитый. Помимо многочисленных настроек у него есть обширная библиотека рисунков арпеджио, разложенных по категориям.  

Таже в панели инспектора находятся очень важные вкладки Clip и Track, которые открывают доступ ко всем возможным настройскам клипов и дорожек, включая квантизацию аудио, режимы кольцевания (Groove Clip), настройки отображения цветов и еще к десяткам других параметров. В версии Producer есть также вкладка Pro Channel. Но об этом несколько позже. Мультидок позволяет открывать несколько разных редакторов, и держать их все время перед глазами, переключаясь на нужное окно с помощью вкладок.

Track View и работа с клипами
В интерфейсе главного рабочего окна музыкальной программы вряд ли можно придумать нечто принципиально новое: все главные изобретения произошли здесь еще в 90-е годы. Тем не менее разработчики Sonar X1 постарались максимально оптимизировать работу с дорожками и клипами, а также придумали несколько очень приятных мелочей.


Окно Track View программы Sonar X1

Окно Track View разделено на два поля: в верхнем отображаются все треки проекта, в нижнем – мастер-секция и подгруппы, включая каналы эффектов, установленных в посыл/возврат. Нижнее поле можно в любой момент скрыть одним щелчком мыши на кнопке Show/Hide Bus Pane.

Как раз в этом поле Bus Pane есть одна приятная новинка: активизировав кнопку Waveform Preview, на каналах можно включить режим отображения в реальном времени формы волны сигнала. Это очень удобно для быстрой визуальной оценки того, что у нас происходит в мастер-секции и подгруппах. В той же самой программе Cubase для подобной оценки формы волны в мастер-секции приходится устанавливать плагин типа s(m) exoscope. 

В Sonar X1 есть всего три типа дорожек: аудио треки, MIDI-треки и фолдер-треки. Когда мы вытаскиваем тот или иной виртуальный синтезатор из библиотеки, и «кладем» его в поле Track View, на экране оказывается диалоговое окно, в котором программа спрашивает нас, каким образом конфигурировать MIDI-треки. Это может быть и одиночный трек в случае монотембрального синтезатора, и фолдер-трек с несколькими отдельными MIDI-дорожками в случае мультитембрального синтезатора. Ну а если к компьютеру у нас подключен внешний инструмент, то MIDI-дорожка конфигурируется для работы с физическими входами и выходами. Надо сказать, что эта система выглядит куда более логично, чем путаница с инструментальными и MIDI-треками в Cubase.

На каждой дорожке Sonar X1 (как MIDI, так и аудио) у нас есть кнопочка Track Layers. С ее помощью любую дорожку можно включить в режим отображения слоев. Слои у нас создаются автоматически при циклической записи нескольких дублей. После того, как мы наиграли несколько дублей, их можно индивидуально прослушать, порезать как нам вздумается, составить финальный вариант и вырубить режим Layers – у нас на дорожке остается собранный из дублей финальный клип. При этом редактирование не разрушает записанные дубли – мы в любой момент можем снова включить отображение слоев и отредактировать партии.  


Включенные слои на аудио (сверху) и MIDI дорожках

Любая дорожка в Sonar X1 имеет черыре режима отображения – они меняются в списке Edit Filter. Три из них общие для аудио и MIDI треков: стандартный режим клипов (Clips), режим автоматизации событий (Automation) и режим автоматизации клипов (Automation Clips). В первом из этих режимов мы видим на дорожках стандартные клипы, которые можно резать, двигать, копировать и т.д. – как обычно в любой программе многоканальной записи. Второй режим открывает нам доступ к кривым автоматизации всего, что только возможно: всех органов управления синтезаторами, любыми параметрами эффектов и т.д. Ну и третий режим позволяет рисовать огибающие громкости и панорамы самих клипов.

На аудиотреках доступен еще один режим отображения – Audio Transients. В этом режиме программа показывает маркеры аудиоквантизации (которые, разумеется, можно настраивать). А на MIDI-треках вместо Audio Transients у нас есть режим Notes, выводящий на дорожку аналог клавишного редактора.  


Различные режимы отображения информации на дорожках (сверху вниз) : Clip, Audio Transients, Automation, Automation Clips и Notes

Для редактирования клипов в Sonar X1 по умолчанию используется универсальный инструмент Smart Tool, в котором собраны все функции «в одном флаконе». Smart Tool автоматически меняет свои свойства в зависимости от того, куда вы наведете курсор мыши, а также от нажатия клавиши Alt. Впрочем, для тех, кто хочет работать старым способом – присваивая указателю мыши один единственный инструмент – есть полный набор всех привычных инструментов редактирования (выделение, перемещение, подрезание, разделение, всевозможное рисование, а также удаление и заглушение). Разумеется инструменты можно назначить на любые горячие клавиши.

Если мы назначаем на клипы эффекты, перетягивая их из библиотеки, то в левом верхнем углу каждого клипа появляется значок FX. Щелчок мыши на этом значке открывает список всех назначенных эффектов, причем можно менять их местами. Прямо из этого списка мы можем сохранить и цепочки мультиэффектов вместе со всеми настройками. Разумеется, назначение эффектов на клип никак не отменяет привычные способы установки обработок: в разрыв канала и посыл/возврат. Просто в этом случае эффекты работают исключительно в тот момент, когда воспроизводится клип. Кстати, далеко не все программы могут похвастаться таким методом работы. Например, в Cubase такой функции до сих пор нет.


Список назначенных на клип аудиоэффектов

И еще хочется отметить удивительно удобную функцию «заморозки» синтезаторных треков Sonar X1. Если мы нажимаем кнопку Freeze на дорожке синтезатора, то она превращается в обычную аудиодорожку, а на месте MIDI-клипов появляются стандартные аудиоклипы с формой волны. И эти клипы можно спокойно редактировать уже как аудио! Повторное нажатие кнопки Freeze снова превращает аудиоклипы в MIDI. При этом, если мы хотим сохранить «замороженные» синтезаторные клипы в виде аудиособытий, то их достаточно перетянуть мышью на соседнюю аудиодорожку - и все. Например, таким образом очень удобно извлекать нужные петли из семплеров типа Spectrasonics Stylus, не заморачиваясь с их установкой в мультитембральный режим. Аналогично извлекается звук из фирменных оболочек библиотек типа Uebershall Elastic...  

Микшер Sonar X1 
Микшер любой программы многодорожечной записи – это ее сердце. Без хороших алгоритмов микширования любые «навороты» интерфейса становятся не более, чем красивыми картинками. Опытные пользователи хорошо знают, что микшеры разных программ «звучат» весьма и весьма по-разному. Например, такая программа, как Magix Samplitude, любима многими пользователями именно за качество микширования – треки в ней получаются разборчивыми, обертонально насыщенными, прозрачными. Все это достигается за счет великолепной математики микширования. При этом по функциональности Samplitude отстает от лидеров, но это не мешает ей быть востребованной во всем мире.

Разработчики Cakewalk в качестве одного из главных достоинств программы Sonar X1 называют поддержку 64-разрядных потоков аудиосигналов в микшере. Что это нам должно давать? Хорошо известно, что в сумматорах цифровых микшеров всегда накапливается так называемая «ошибка микширования». Связано это с тем, что любой цифровой микшер при сложении цифровых потоков отбрасывает младшие разряды. В результате в миксе накапливаются некие искажения формы волны. Субъективно они могут восприниматься как «помутнение» звука, отсутствие «прозрачности», «сдавленность» и «неестественность». Особенно заметен этот эффект при большом количестве треков и большом количестве обработок. Так вот поддержка 64-разряднного аудиопотока в микшере чисто теоретически должна уменьшать ошибку микширования. Соответственно, звук должен быть чище, прозрачнее.

К сожалению, в документации Sonar X1 о 64-битном микшировании говорится крайне скупо. Просто говорится, что вы можете включить 64-bit Double Precision Engine. При этом с 64 битным потоком аудио начинают работать плагины (разумеется, те из них, которые имеют соответствующие возможности) и алгоритм дизеринга на выходе программы. Но проект у вас остается в той разрядности, которую вы указали в настройках. 64-битное представление аудиосигнала используется только во время микширования, реалтаймовой обработке звука в разрывах каналов, подгруппах и посылах/возвратах.

Разумеется, тут возникает куча вопросов. А что происходит с 16 разрядными файлами, если я использую их в проекте? На каком этапе происходит увеличение разрядности? Как это сказывается на производительности? Требуется ли больше места на диске? И вообще – а надо ли все это? Ведь опыт подсказывает, что разрядность аудиосигнала  – это далеко не единственный параметр, оказывающий влияние на звук при микшировании. Иначе бы все 32-разрядные микшеры «звучали» одинаково. Но в реальности это не так – каждый из них обладает собственным окрасом звука. 

Чтобы ответить хотя бы на часть этих вопросов я провел небольшой эксперимент. В комплект поставки Sonar X1 входит плагин под названием Bit Meter, с помощью которого можно посмотреть реальную разрядность того или иного звукового процесса. Я создал 32-разрядный проект, импортировал туда 16-битный семпл и установил Bit Meter в трех местах:  непосредственно на семпле, в разрыве канала и в мастер-секции. И посмотрел, что происходит при включенном и отключенном 64-bit Double Precision Engine. Эксперимент проводился в 64-разрядной Windows 7.   


Испытание битности аудиотракта Cakewalk Sonar X1

Получилась весьма примечательная картина. При отключенном 64-разрядном движке 16-битный семпл из звуковой библиотеки остается таковым на всем пути сигнала (см. рис.). Во время импортирования семпла в программу автоматически выполняется его конвертация из 16 бит в 32 (соответственно, увеличивается его размер на диске). Однако по существу он все равно остается 16-разрядным до самого конца.

И совсем другая картина получается после включения 64-разрядного движка. Легко можно видеть, что разрядность семпла подпрыгивает до 24 бит. А уже в разрыве канала и мастер-секции он становится полностью 64-разрядным. Соответственно, все операции обработки и микширования действительно производятся с 64-разрядным звуковым потоком, а повышение разрядности производится на входе микшера. В свою очередь, понижение разрядности выполняется лишь при экспорте микса.

Выяснив все это, я задался вопросом: а что происходит с сигналом, если при включенном 64-разрядном движке я ставлю в разрыв канала  VST-плагины, которые поддерживают лишь 32-разрядный поток аудиоданных? В качестве эталонных плагинов для этого эксперимента выступило несколько эффектов, производства израильской фирмы Waves. Результат получился вполне предсказуемым: 


Испытание битности аудиотракта Cakewalk Sonar X1 с 32 разрядными плагинами

То есть, при включенном 64-разрядном движке и работе с VST- плагинами сторонних производителей мы получаем не улучшение, а ухудшение звука! А заодно – дополнительную нагрузку на центральный процессор. Ведь у нас на каждом канале, где используется VST- плагин, поддерживающий лишь 32 битный поток аудио, сначала происходит повышение разрядности до 64 бит (на входе микшера), потом понижение до 32 разрядов (в разрыве), потом снова повышение до 64 разрядов. При этом понижение разрядности в разрыве канала происходит абсолютно неконтролируемым образом...

Мало того, во время этих экспериментов выяснилось, что некоторые известные VST-плагины обработки звука  поддерживают лишь 24 битный поток аудио (например, максимайзер Waves L2). Если Sonar X1 работает в обычном режиме (без включения 64-bit Double Precision Engine), то все работает нормально и работа плагинов полностью соответствует ожиданиям. Но вот при включении 64-битного движка у нас возникают многие неожиданные эффекты. Ведь в цепочках плагинов разрядность начинает прыгать вообще непредсказуемо! 

Например, на одном из своих проектов я вдруг обнаружил в миксе какое-то странное, едва слышимое цифровое потрескивание и щелчки. Я долго не мог понять в чем дело: включал и выключал дорожки, включал и выключал обработки... Наконец, я догадался отрубить 64-битный движок. Все щелчки и потрескивания исчезли! И только после проведения экспериментов с разрядностью аудиотракта Cakewalk я понял, в чем было дело. Я использовал при 64-разрядном микшировании кучу   VST-плагинов, поддерживающих лишь 32-битный поток вперемешку со штатными обработками Sonar (умеющих работать с  64-разрядным потоком), причем и в разрывах, и в посылах/возвратах, и в подгруппах. И добился не улучшения, а ухудшения звука за счет многочисленных дополнительных преобразований разрядности.  

Отсюда следует очень важный вывод: прежде, чем включать 64-bit Double Precision Engine хорошенько подумайте. Если все инструменты и обработки, которые вы используете в проекте, поддерживают 64 битный поток аудиоданных, то никаких проблем не будет, и вы получите ощутимый рост качества звука, особенно в проектах с большим количеством дорожек. Но если вы где-то используете  старые плагины, которые предназначены для работы с 32- или 24-разрядным потоком аудио, то не надо включать ничего лишнего! Работайте в 32 бита – и будет вам счастье... Тем более, что при относительно  небольшом количестве треков «ошибка микширования» заметна не будет. Мишер Sonar X1 отлично справляется со своими функциями и без включения 64 разрядного движка.  Только в этом случае ему будут присущи все классические недостатки компьютерного микширования, которые хорошо заметны и в конкурирующих приложениях.

Также во время этих испытаний обнаружился еще один парадоксальный эффект использования старых VST-плагинов совместно с 64-разрядным движком. При мьютировании такого плагина в разрыве канала разрядность не возрастала (как следовало ожидать), а падала вообще до 24 бит! И только полное удаление плагина из разрыва восстанавливало 64-разрядный поток данных. Поэтому, если вы вдруг сталкиваетесь с каким-то подозрительными артефактами звука, то простое заглушение VST-плагинов вам не поможет установить их источник. Плагины надо удалять полностью!  

Теперь перейдем к обзору самого микшера Sonar X1.  


Микшер Sonar X1

Самой главной отличительной чертой интерфейса микшера Sonar являются непревзойденные возможности создания пользовательских настроек. Вместе с функцией создания скринсетов  можно получить до 10 разных конфигураций микшера. Например, один скринсет может открывать только основные каналы, второй – подгруппы, третий – каналы эффектов и т.д. Также в каждой конфигурации можно выводить на экран лишь те элементы управления линеек, которые вам реально нужны, пряча все остальное.

Все органы управления микшером и любыми эффектами (включая VST-плагины сторонних производителей) можно автоматизировать. Причем возможно как записывать манипуляции с экранными регуляторами и кнопками, так и рисовать кривые, включив режим Automation на соответствующих дорожках. Всеми до единого экранными элементами можно управлять по MIDI. Микшер Sonar X1 поддерживает работу с большим количеством контроллеров разных производителей, в том числе и по протоколу Mackie Control. Впрочем, все до единого экранные элементы можно совершенно произвольно назначить на любые MIDI-сообщения, не залезая в настройки программы, прямо из контекстного меню мыши. Причем здесь можно воспользоваться и функцией MIDI learn. 

«Изюминкой» микшера Sonar X1 версии Producer является Pro Channel – набор обработок, поддерживающих 64-разрядный звуковой поток, которые открываются в отдельной линейке при щелчке на кнопке Pro Channel любого канала.  Здесь есть компрессор, мультирежимный параметрический эквалайзер и ламповый сатуратор.  Расширенные возможности Pro Channel открываются в случае установки дополнения Producer Expanded. В этом случае вы можете устанавливать в линейку обработок дополнительные плагины. В настоящий момент доступно четыре таких плагина: Saturation Knob – имитатор ламповой перегрузки, PC4K S-Type Bus Compressor – компрессор для подгрупп и мастер-секции, PC4K Exp/Gate – экспандер/гейт и мастеринговый лимитер Concrete Limiter. Два последних плагина надо приобретать дополнительно.  


Модули обработки Pro Channel

Судя по тому, что компания Cakewalk начала отдельно продавать  плагины для Pro Channel собственного формата (обратите внимание – это не VST!), мы вполне можем ожидать, что рано или поздно на рынке появятся подобные плагины и других известных фирм, поддерживающие 64-разрядный поток аудиоданных. Преимущества  микширования 64-разрядных аудиопотоков вполне очевидны.  Также очевидно, что старые VST плагины (поддерживающие лишь 32- или 24 разрядный поток аудиоданных) не очень хорошо подходят для работы с новым движком SonarX1 – они не позволяют раскрывать весь его потенциал. Весь вопрос в том, как именно будет реализован новый формат плагинов и как его поддержат сторонние производители. А также как ответит на эти новшества главный конкурент Cakewalk – компания Steinberg. Но, как говорится: «Поживем – увидим...».  

(Продолжение следует...)