Звуковой USB-интерфейс Roland V-Studio 20

Среди внешних аудиоинтерфейсов Roland не так давно появились любопытные устройства, именуемые V-Studio. Новинки представляют собой приборы, объединяющие в себе аудиоинтерфейс, модуль управления с различными контроллерами на борту и комплект различных аппаратных эффектов.

Представленные устройства работают не автономно, а вместе с программными секвенсорами, с наложением аппаратных эффектов. Специальная версия секвенсора поставляется в комплекте с каждой моделью V-Studio. Помимо этого, V-Studio совместимы с любым секвенсором на Windows и Mac.

Важно понимать, что при внешнем сходстве V-Studio не является портастудией. Это звуковой интерфейс к компьютеру с управляющей панелью. Звукозапись производится в удобном секвенсоре на ваш компьютер или ноутбук.

Линейка устройств V-Studio в настоящий момент состоит из трех моделей. Отличия между ними очень существенные. Старшая модель V-Studio 700 представляет собой полноценную профессиональную платформу с аппаратным синтезатором Roland Fantom VS. Стоимость полного комплекта (консоль, блок АЦП/ЦАП, Sonar) составляет в среднем около 174 тыс. руб.

Более простое устройство — V-Studio 100 — урезанный портативный вариант с частью возможностей старшей модели. Ну а младшее устройство — V-Studio 20 — решение начального уровня для широкого круга пользователей. Сегодняшний обзор будет посвящен как раз младшей модели как наиболее простой и доступной. На момент написания статьи стоимость V-Studio 20 на нашем рынке составляет порядка 12 тыс. рублей.

Производитель позиционирует V-Studio 20 для записи гитары и вокала. Но никакого ограничения, конечно же, нет. Просто устройство оснащено аппаратными эффектами Boss, которые лучше всего подойдут для вокальной и гитарной обработки при записи. Через линейный вход и дополнительный встроенный в корпус стереомикрофон можно осуществлять любую запись. При этом программная обработка с помощью сторонних плагинов в секвенсоре также доступна.

Итак, V-Studio 20 в первую очередь представляет собой внешний аудиоинтерфейс USB 1.1.

В качестве преобразователей используется стереокодек WM8776 Wolfson Microelectronics. Паспортные характеристики: 102 дБА АЦП, 108 дБА ЦАП. Несмотря на то, что кодек поддерживает 192 кГц, из-за шины USB1.1 поддержка интерфейсом ограничена форматом 44 кГц.

Наши измерения в RMAA в режиме loopback показали следующие результаты:

Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц — 15 кГц), дБ +0,05, −0,45Хорошо
Уровень шума, дБ (А)−93,8Очень хорошо
Динамический диапазон, дБ (А)93,8Очень хорошо
Гармонические искажения, %0,0037Очень хорошо
Гармонические искажения + шум, дБ (A)−83,9Хорошо
Интермодуляционные искажения + шум, %0,0074Отлично
Взаимопроникновение каналов, дБ−91,9Отлично
Общая оценка Очень хорошо

Подробный отчет в режиме loopback

Тест АЧХ

Тест уровня шума в отсутствие сигнала

Тест гармонических искажений

Результаты устройства по динамическому диапазону ниже паспортных характеристик преобразователей. Однако важнее то, что спектрограммы достаточно чистые.

При минимальном значении ASIO-буфера (144 семпла) общая задержка составила 12 милисекунд (541 семпл). Таким образом, некомпенсируемая задержка вследствие использования USB-интерфейса составит около 6 милисекунд для суммы входа и выхода.


Device: VS-20

Features:
Input channels: 2
Output channels: 2
Input latency: 485
Output latency: 597
Min buffer size: 288
Max buffer size: 9216
Preferred buffer size: 288
Granularity: 288
ASIOOutputReady — supported
Sample rate:
8000 Hz — not supported
11025 Hz — not supported
16000 Hz — not supported
22050 Hz — not supported
32000 Hz — not supported
44100 Hz — supported
48000 Hz — not supported
88200 Hz — not supported
96000 Hz — not supported
176400 Hz — not supported
192000 Hz — not supported
Input channels:
channel: 0 (IN) — Int32LSB
channel: 1 (IN(R)) — Int32LSB
Output channels:
channel: 0 (OUT) — Int32LSB
channel: 1 (OUT(R)) — Int32LSB

Основная часть корпуса изготовлена из пластика. Благодаря этому вес устройства составляет всего 760 граммов. Для удобства снизу предусмотрены резиновые ножки. Органы коммутации V-Studio 20 расположены по бокам корпуса.

Устройство оснащено четырьмя входами: линейным (1/4 TRS); микрофонным, с фантомным питанием (XLR) и высокоимпедансным инструментальным (1/4 TRS). Кроме этого, V-Studio 20 имеет встроенный стереомикрофон (два миниатюрных микрофона расположены в разных углах на верхней панели).

Остальные разъёмы для подключения расположены с противоположной стороны. Линейный выход у V-Studio 20 выполнен на разъёмах RCA. Здесь также расположен выход на наушники, USB-порт и два разъёма для подключения педалей. В стереоразъем Play/Stop, Rec можно подключить две footswitch-педали. Питание устройства осуществляется исключительно от шины USB.

Сверху на корпусе модели расположены различные органы управления, привязанные к программному секвенсору Guitar Tracks, который идет в комплекте. С помощью этих регуляторов осуществляются изменения только основных параметров микшера и транспортной панели. Кроме набортных контроллеров, производитель предусматривает управление некоторыми параметрами с помощью подключаемых ножных педалей. Для всего остального придется использовать мышь.

Достоинством V-Studio 20 является простота использования. Для полноценной работы не потребуется уделять несколько часов изучению руководства. Секвенсор Guitar Tracks представляет собой 32-х трековый аудиосеквенсор с возможностью воспроизведения midi-партитуры на одной предусмотренной GM-дорожке. В качестве воиспроизводящего инструмента этой MIDI-дорожки является GM2-модуль TTS-1.

Секвенсор Guitar Tracks имеет два варианта интерфейсов: редактор и микшер. В обоих случаях контроллеры работают одинаково. В окне редактора все отображается достаточно традиционно. Для удобства на каждую дорожку можно назначить свою иконку и цвет. Рабочее место зуммируется до 12 треков на экране. Для каждой дорожки доступна автоматизация громкости, панорамы, посыла на шину ревера и дилэя. Кроме того, есть возможность наложить на трек программные эффекты Cakewalk, а также любые VSTi от сторонних производителей, установленные в вашей системе. При слабой мощности компьютера дорожку можно заранее просчитать — для этого имеется функция freeze.

Транспортная панель расположена в нижней части окна. Временную шкалу в милисекундах на линейке можно изменить на семплы или доли в тактах. Имеется закольцованный режим воспроизведения (loop) и даже режим записи punch.

Окно с микшером Guitar Tracks сконфигурировано в одном дизайне с расположенными контроллерами на устройстве V-Studio 20. Это выполнено для простоты использования. В окне микшера также все достаточно традиционно. С левой стороны находятся кнопки для вызова хелп-файлов, подробно описывающих основные вопросы. При доступе в интернет здесь также можно ознакомиться даже с видеороликами, повествующими о работе в приложении, способах коммутации, записи.

Каналы в микшере оснащены встроенным двухполосным эквалайзером, посылом на две шины с эффектами реверберации и дилэя. Также доступна регулировка панорамы и индикация уровня. Отсек для программных эффектов отображает только четыре наименования, однако в окне редактирования Guitar Tracks видны все задействованные на дорожке эффекты.

Мастер-шины в секвенсоре Guitar Tracks как таковой нет. В мастер-секции доступен лишь двухполосный эквалайзер и лимитер. Скорее всего, это сделано для упрощения и без того сложной жизни начинающих музыкантов.

Восемь фейдеров на устройстве соответствуют восьми программным регуляторам громкости. Переключение к следующим восьми трекам выполняется кнопками track group, расположенными с левой стороны. При смене регистра происходит индикация. В Guitar Tracks в окне микшера аналогична светодиоду на устройстве, а в окне редактора треков выбранные дорожки подсвечиваются красной каймой. Для удобства в верхнем правом углу программы схематично отображается вид выбранных восьми треков (уменьшенный вариант окна редактирования аудиотреков). Фейдеры не моторизованные, поэтому после переключении группы треков при регулировке громкости придется быть внимательным.

Кнопки под фейдерами предназначены для того, чтобы активировать режим записи для определенного трека. В противном случае при нажатии на кнопку запись ничего не произойдет. Обратите внимание на то, что для удобства эти кнопки на устройстве имеют подсветку. При переключении на следующую группу треков и обратно, активный трек для записи не сбрасывается.

Расположенные с правой стороны поворотные регуляторы также продублированы в Guitar Tracks. MIDI BACKING — регулирует громкость GM-трека, DAW OUTPUT изменяет общую громкость треков, DIRECT MONITOR — аппаратный мониторинг входного сигнала, OUTPUT LEVEL — громкость линейного выхода и выхода на наушники.

Чувствительность входа регулируется ручкой SENS. Индикация входного уровня отображается в софте рядом с программным фейдером, а на устройстве предусмотрен диодный индикатор перегрузки PEAK. Все реальные источники вынесены на отдельные кнопки: MIC 1 — встроенный стереомикрофон; MIC 2 — микрофонный XLR-вход; LINE — линейный; GUITAR/BASS — высокоимпедансный Hi-Z-вход. Кнопка TUNER запускает встроенный тюнер.

С кнопками выбора источника сигнала на корпусе есть один фокус: можно нажать одновременно MIC 2 и GUITAR/BASS — в таком случае запись производится одновременно с двух входов. Дорожки, на которые будет производиться запись, также можно выбрать как одну (для двух входов они буду суммироваться), так и две сразу (параллельная запись двух источников на две разные дорожки). Индикация отобразит маршрутизацию по факту.

Простенький, стилизованный под стрелочный тюнер из настроек имеет только изменяемую опорную частоту. Тюнер достаточно быстрый и, безусловно, поможет любому инструменталисту.

Аппаратные эффекты COSM (Composite Object Sound Modeling), представляющие в данном устройстве наибольший интерес, отображаются при нажатии на кнопку COSM. Регулировка различных параметров эффектов осуществляется в программной оболочке VS-20 Editor.

Программа VS-20 Editor может работать вместе с секвенсором, а также отдельно. При использовании с секвенсором, доступны разные варианты роутинга сигнала. В первом случае сигнал с входа пишется в секвенсор после обработки эффект-процессором. Режим Re-AMP может пригодится для последующей обработки чистой дорожки. В соответствующих настройках имеется наглядная схема каждого из них.

Здесь же можно назначить ножным педалям определенные функции и включить фантомное питание.

В левом верхнем углу представляется возможность выбора эмуляции различных приборов, реализованных аппаратным эффект-процессором с технологией COSM (Composite Object Sound Modeling). В списке доступно 12 вариантов. В этой секции также имеется четырехполосный эквалайзер.

Вокальный вариант подразумевает два режима работы. В HARMONY осуществляется надстройка интервала. Выбирая тональность, интервал строится в рамках указанной гаммы. Надстроенному голосу можно изменять форманту и перемещать по панораме.

В режиме PITCH CORRECT происходит коррекция интонирования. Здесь имеется настройка интенсивности и характера воздействия и выбор типа гаммы, по ступеням которой происходит коррекция голоса.

На наш взгляд, качество используемых алгоритмов в вокальной секции приемлемое и в реальности вполне применимое.

Каждая из четырех педалей имеет свой набор эффектов. Одновременно можно использовать только один на каждую педаль.

В первой секции COMP/FX находятся эффекты преимущественно динамической обработки: Compressor, Limiter, Pedal Wah, T. Wah, Pre EQ, Slow Gear, Single Hum, Hum Single, AC Sim, Radio Voice.

Педаль Overdrive/Distortion содержит эффекты искажений: Booster, Natural, OD-1, Blues, Distortion, Metal, Core, Fuzz, Bass Drive, Vocal.

В педали MODULATION имеется: Chorus, Flanger, Phaser, Tremolo, Pan, Rotary, Uni-V, 3-band EQ.

Секция DELAY содержит Single, Pan, Stereo, Modulate, Analog, Tempo.

Кроме этого, имеется мастер эффект реверберации.

Как вы можете видеть, эффектов достаточно много, причем в продвинутом виде имеется возможность даже изменять некоторые параметры. Для менее сведующих пользователей есть простой вид отображения с большим набором предустановленных пресетов. Помимо 50-ти заводских установок, VS-20 Editor также позволяет создавать пользовательские.

Качество аппаратных эффектов, реализованных в V-Studio 20, позволяет добиться очень неплохого результата даже начинающему музыканту — никаких сложностей с настройкой оборудования не возникает. А благодаря простому и интуитивно понятному интерфейсу программной оболочки, адаптация происходит в очень короткое время. Безусловно, качество преобразователей в устройстве накладывает определенные рамки. Между тем аппаратные эффекты позволяют использовать устройство в полную силу даже на маломощных ноутбуках. Что касается управляющих контроллеров, то, на наш взгляд, в V-Studio20 это не является основным преимуществом. Куда важнее мобильность, простота использования и аппаратные эффекты.

Благодарим Roland за предоставленное
на тестирование устройство V-Studio20