ProSound.iXBT.com

RCF MYTHO 8 — флагманская серия студийной акустики

Григорий Лядов

Мы продолжаем знакомится со студийной акустикой итальянской компании RCF. Не так давно мы протестировали мониторы Ayra, которые имеют очень доступную цену и позиционируются как компьютерные колонки для дома, для DJ, и тому подобное. В данном обзоре речь пойдет о мониторах флагманской серии MYTHO, которые представляют собой намного более высокачественную и дорогую акустику для студий звукозаписи.

Линейка состоит из двух моделей: MYTHO 6 и MYTHO 8. Отличия между ними — в размерах НЧ-динамика и в габаритах корпуса. В старшей модели MYTHO 8 применён динамик 8", в модели MYTHO 6 — 6,5". Усилитель мощности в обеих моделях — тот же самый.

Вот что пишет производитель о мониторах MYTHO.

В новой линейке MYTHO сочетается качество и надежность динамических головок RCF с последними разработками в области технологий цифровых усилителей и акустического дизайна.

Референсные студийные мониторы по определению являются главным рабочим инструментом инженера звукозаписи при преобразовании живого исполенения в микс, который люди будут слушать у себя дома или в портативных плеерах. Эта идея стала основой при разработке мониторов MYTHO. За время существования компании RCF, мы накопили большой опыт разработки и производства систем для живого звука, Hi-Fi продуктов, а также внести вклад в технологии студийной звукозаписи, например ВЧ динамики, встроенные в СЧ-динамики в наших студийных мониторах 1990 года RCF SDC6000. Вот почему мы решили объединить современный технический уровень систем для живого звука с более чем тридцатилетним наследием в области Hi-Fi аудио для создания студийных мониторов, которые объединяют эти два мира.

Конкретно, из мира живого звука в мониторах MYTHO использованы мощные динамики, неубиваемые литые металлические корпуса и мощные усилители 300 Вт в классе AB в каждом мониторе.

Технические характеристики MYTHO 8

Динамические головки
НЧ-динамик
8"
НЧ-динамик (наши измерения)
18 см
Твитер
1"
Твитер (наши измерения)
2,5 см
Максимальное звуковое давление, SPL
116 дБ
Диапазон воспроизводимых частот
35 Гц – 20 кГц (-3 дБ)
Частота кроссовера
1800 Гц
Выходная мощность
Усилитель НЧ-динамика
200 Вт
Усилитель ВЧ-динамика
100 Вт
Входы
Kомбинированный TRS/XLR
балансный и небалансный
Чувствительность
+-6dBu
Эквализация
Низкие частоты (Bass Tilt)
-1 дБ, -2 дБ, -4 дБ на 500 Гц
ФВЧ (Bass Roll-Off)

-3 дБ, -6 дБ, 12 дБ в октаву на 80 Гц

Высокие частоты (Treble Tilt)
+1 дБ, -1 дБ, -2 дБ на 6 кГц
Средние частоты (Desctop Correction)
-3 дБ на 150 Гц
Средние частоты (Equalisation)
+3 дБ на 1 кГц
Разное
Габариты
31 x 43 x 30 см
Вес
16,5 кг

Корпуса мониторов MYTHO отлиты из алюминиевого сплава. Состоят из двух половинок, жёстко скреплённых мощными болтами. Стык не имеет зазоров и обработан изнутри герметиком. Для усиления конструкции, стенки оснащены дополнительными перемычками и ребрами жесткости. Форма корпусов колонок не имеет прямых углов, все грани скруглены.

Снизу корпуса предусмотрена платформа, позволяющая изменять угол наклона монитора. Это позволяет направить высокочастотный динамик точно на слушателя, даже если колонки расположены высоко, например над микшерной консолью. Необходимое положение монитора надежно фиксируется мощным винтом под торцевой шистигранный ключ. Снизу платформы расположены резиновые проставки, обеспечивающие виброразвязку с поверхностью. Между подставкой и корпусом мониторов тоже имеется резиновая прокладка.

Кроме традиционного расположения, мониторы можно прикрепить к стене на VESA совместимый крепёж. Для этого сзади корпуса предусмотрены четыре отверстия c резьбой M5. Однако следует учитывать, что у мониторов фазоинвертор выведен назад. Поэтому необходимо будет выставить поправки в работе фильтров в НЧ области. К счастью, в мониторах MYTHO регулировок предостаточно.

ВЧ-динамик — купольный твитер с металлической мембраной. Материал мембраны — сплав алюминия и магния. Такой необычный выбор сплава позволяет работать диафрагме в поршневом режиме во всем диапазоне воспроизводимых частот, что снижает искажения. Обычные минусы такого решения — дороговизна и сложность в производстве, необходимость увода механического резонанса за пределы звуковой области с последующей фильтрацией УВЧ.

От механических повреждений пищалка защищена металлической решеткой. С внутренней стороны к решетке прикреплен прозрачный фазовыравнивающий диск.

Диффузор НЧ-динамика изготовлен из целлюлозы, армированной углеродными волокнами. Такое сочетание даёт повышенную жёсткость классическому бумажному диффузору. По мнению классиков динамикостроения, углеводородный полимер целлюлоза по прежнему остаётся лучшим материалом для производства диффузоров, так как легко позволяет получить любую форму при отливке, имеет высокую линейность упругих свойств и хорошее внутреннее демпфирование.

Диаметр диффузора по подвесу составляет 18 сантиметров. Подвес выполнен из резины и тактильно жесткий, так как динамик рассчитан на значительную громкость. Для данной модели мониторов указана частота кроссовера 1,8 кГц.

Спереди в нижней части колонок расположен фирменный идикатор питания. В режиме энергосбережения эмблема RCF подсвечивается красным цветом, а при включении мониторов ярко загорается белым цветом. Самое любопытное, что металлические буквы в логотипе RCF оснащены сенсорным датчиком, то есть служат кнопкой перевода мониторов в STAND BY.

Мониторы подключаются через комбинированной разъем XLR/TRS. Возможны оба варианта подключения — и балансный, и небалансный.

Так как мониторы предусматривают настенное крепление, все разъемы утоплены в нишу и располагаются вертикально. Здесь же имеется регулятор чувствительности входа и элементы управления.

У мониторов много различных настроек: помимо традиционной эквализации на краях диапазона, предусмотрены различные режимы коррекции на средних частотах. Измерения АЧХ наглядно покажут влияние тех или иных настроек на звучание.

Мониторы серии MYTHO оснащены встроенным аппаратным DSP — это процессор Analog Devices ADAU1701 со встроенными преобразователями. Таким образом, все имеющиеся подстройки, а также реализация кроссовера осуществляется встроенными возможностями данного процессора.

К плюсам можно отнести цифровой кроссовер с качественными фильтрами высокого порядка и возможность точной подстройки и эквализации каждого экзмепляра колонок под характеристики каждого динамика.

Но несмотря на всегда присутствующую цифровую обработку, сигнал всегда будет проходить через АЦП. Поэтому к минусам можно отнести отсутствие цифровых входов, как альтернативного способа подключения. Так как сигнал/шум АЦП составляет 100 дБ, можно сделать предположение, что класс таких преобразователей достаточно средний.

USB-разъем, который вы можете видеть на фотографии, предназначен не для подключения к компьютеру, а для калибровки монитора на заводе. Рядом с разъёмом пояснительная надпись: RESERVED TO SERVICE ("предназначается для тех.обслуживания").

В усилительном тракте производитель использует микросхему National Semiconductor LM4702 и 4 мощных транзистора.

Измерения АЧХ

При измерениях используется программно-аппаратный комплекс RightMark™ Audio Analyzer PRO. Также применяется измерительный микрофон Earthworks M50, с паспортными данными:
  • серийный номер микрофона: 9291C
  • чувствительность микрофона на 1 кГц: 26,4 мВ/Па
  • неравномерность АЧХ микрофона в диапазоне 20 Гц — 20 кГц: 0,2 дБ
  • неравномерность АЧХ микрофона в диапазоне 3 Гц — 50 кГц: +1/−3 дБ (спад с 45 кГц)

График АЧХ, измеренный на оси ВЧ-динамика, в нейтральном
положении всех переключателей

Неравномерность АЧХ в диапазоне 45 Гц — 18 кГц составляет +-3 дБ. График представляет собой ровную линию, лишенную пиков и неприятной изрезанности. В документации на колонки приведен график АЧХ, измеренный производителем.


График АЧХ, измеренный производителем

Можно видеть существенное сходство с нашими измерениями. Например на высоких частотах после 15 кГц наблюдается аналогичный спад. Кроме этого на спектрограмме также нет пиков и провалов.

По мнению производителя, при использовании мониторов в помещениях малых размерах с большим переотраженим звуковых волн от стен следует подавлять часть средних частот. Если мониторы используютеся в средних и больших помещениях, этими переотражениями можно пренебречь.


Графики АЧХ, измеренные при разных положениях
переключателя EQUALISATION

Судя по нашим измерениям, режим EQUALISATION влияет на АЧХ в области 900 Гц. Вероятно, АЧХ производителя проводилась при включенном режиме Linear Frequency, так как на их спектрограмме в указанной области наблюдается небольшой подъем.

Режим DESKTOP CONTROL служит для подавляния АЧХ в среднечастотной области. Этот режим нужен, если мониторы располагаются на отражающих поверхностях, таких как стол или микшерный пульт.


Графики АЧХ, измеренные при разных положениях
переключателя DESKTOP CONTROL

Как мы видим, в режиме DESKTOP CONTROL осуществляется незначительное подавление на частоте 150 Гц в пределах 2 дБ.

Следующие регулировки представляют собой более привычные режимы эквализации и в коментариях не нуждаются.


Графики АЧХ, измеренные при разных положениях
переключателя TREBLE TILT


Графики АЧХ, измеренные при разных положениях
переключателя BASS TILT


Графики АЧХ, измеренные при разных положениях
переключателя BASS ROLL-OFF

Наши измерения полностью подтверждают промаркированные на колонках изменямые значения в дБ в разных режимах работы.

Звучание

Качество звучания мониторов MYTHO 8 находится на высоком уровне, однако имеет определенные особенности. В первую очередь, мониторы рассчитаны на очень большую громкость и работу в среднем поле. Вследствие этого, на невысокой громкости будет невысокая детальность звука, особенно в области ВЧ. По этой причине тонкая работа с настройками ревербераций и панорамирования представляется затруднительным. Кроме этого, следует отметить резонанс в области 200 Гц, который неизбежен для всех мониторов с металлическим корпусом.

В остальном, к звучанию мониторов MYTHO 8 претензий нет. Явных тембральных перекосов и провалов в звучании не наблюдается. Несмотря на то, что в колонках используется большой НЧ-динамик тембрального провала в переходной зоне нет, верхняя область средних частот звучит полноценно. Обязательно стоит отметить хорошую атаку и проработку в нижней области. Никаких проблем на НЧ, связанных с подвыванием или гулом от ФИ, мы не выявили.

Выводы

Мониторы MYTHO 8 хорошо подойдут для работы в средней зоне при сведении микса и для контроля НЧ области. Они способны выдать выдающиеся показатели по мощности и звуковому давлению, на что бюджетные мониторы просто не способны. Однако cтоимость мониторов MYTHO 8 сравнительно высока. На нашем рынке цена составляет около 52 тыс. рублей за один монитор. Это делает данную модель доступной в основном для профессиональных студий.

 

Мониторы MYTHO 8 предоставлены на тестирование
дистрибуторской компанией ARIS