Nady RSM-2 — недорогой ленточный микрофон

В момент изобретения, в 30-40 годы, ленточные микрофоны были настоящим прорывом в радиовещании и в студийной звукозаписи. Все прочие типы микрофонов, включая конденсаторные, не могли в то время сравниться с ленточными по частотному охвату и натуральности передачи голоса. Нельзя не упомянуть и фирменную диаграмму направленности "восьмёрка", которая позволяла ориентировать микрофон таким образом, что шум лентопротяжного механизма кинокамеры совершенно не попадал на запись. На многих исторических хрониках можно увидеть ленточные микрофоны. Достаточно сказать, что Элвис Пресли и многие другие звёздные исполнители писались в большинстве студий именно на ленточные микрофоны. Однако впоследствии ленточники были практически полностью вытеснены новыми, менее прихотливыми и более компактными динамическими и конденсаторными микрофонами.

Второе дыхание ленточные микрофоны получили совсем недавно, с появлением новых материалов и приходом на рынок массы недорогих моделей микрофонов китайского производства. Многие уже подзабыли особенности ленточников. И хотя часть проблем ушла в прошлое, хрупкость мембраны и необходимость в предусилителе с диапазоном 50-70 дБ никуда не делись.

Напомним, ленточные микрофоны очень боятся ударов. Более того, хранить их нужно строго в вертикальном положении, иначе мембрана провиснет. Усиления обычных предусилителей, рассчитанных на динамические и конденсаторные микрофоны, может не хватить даже в максимальном положении входного уровня, ведь при схожем с динамическим микрофоном принципе вместо катушки в них только один "виток" проводника, поэтому сигнал более чем на 20 дБ ниже привычного уровня. Эксплуатация ленточника без поп-фильтра в ближней зоне крайне нежелательна и легко может повредить мембрану при взрывных согласных или "задувании" мембраны. Случайная подача фантомного питания может спалить начинку микрофона. Но, если вы готовы мириться с этими тонкостями и соблюдать ряд предосторожностей, то автоматически получаете характерный для ленточников "матовый" звук, с плавным спадом на высоких частотах, что может хорошо подойти придания записи стилистики 60-70-х годов, а особенности конструкции сразу даёт свои плюсы при записи вокала и инструментов. В числе преимуществ ленточных микрофонов часто указываются: естественный тембр без свистящих высоких звуков, хорошие переходные характеристики, возможность записи с громких источников, запись нижнего регистра с большого расстояния.

У американского производителя Nady имеется несколько моделей ленточных микрофонов: RSM-2, RSM-4, RSM-5, RSM-8A. В нашем обзоре мы рассмотрим младшую модель RSM-2.

 

Ленточный микрофон Nady RSM-2 — один из самых недорогих, поэтому он доступен даже для бюджетных и домашних студий. Выглядит красиво и очень дорого. Существует два варианта расцветки: серебристый матовый с платиновым оттенком и глянцевый золотой. На коробке сбоку имеется красная пометка, помогающая определить, что именно лежит в коробке, не нарушая упаковку. Шарнирное крепление с зажимами — полностью повторяет классические модели.

Технические характеристики Nady RSM-2

  • алюминиевая лента 5x50 мм, толщина 2 мкм
  • диаграмма направленности: восьмерка
  • диапазон частот: 30 Гц - 18 кГц (+/-3 дБ)
  • импеданс: 200 Ом
  • максимальное давление: 165 дБ
  • фантомное питание не подавать! ("у меня нет звука" означает, что нужно добавить 20 дБ к усилению)
  • комплект: несъемный кабель с разъемом XLR, жесткое крепление на стойку, мягкая сумка-чехол для хранения и транспортировки
  • размеры: 150x210x375 мм
  • вес: 1,65 кг.

Nady RSM-2 имеет габаритные размеры и довольно большой вес, поэтому, учитывая его хрупкость и требование к вертикальному расположению, для него требуется крепкая вертикальная стойка. Закрепить этот микрофон в паук невозможно.

Nady RSM-2 поставляется в большой картонной коробке, внутри которой он окружен двумя большими кусками мягкой темно-серой пены, которая служит транспортировочным материалом и может служить отдельной упаковкой. Производитель рекомендует использовать ее в качестве защитного чехла. Микрофон располагается при записи только в вертикальном положении, допустим небольшой наклон. Очень важным является размещение микрофона. При слишком близком нахождении к источнику можно очень быстро получить задувание мембраны потоком воздуха. При записи вокала оптимальная дистанция — от 10 см до 1 метра.

Мы записали микрофоном речь, вокал и медный духовой инструмент (трубу Си-бемоль). Наши выводы по ленточному микрофону Nady следующие. Данная модель — очень начального уровня и соответствует своей невысокой цене 7,5 тыс руб. Она позволяет записать что-то похожее на звук ленточника, но детальности нам хотелось бы побольше. В любом случае, судить по ней о звучании всех ленточных микрофонов не стоит. На наш взгляд, применение микрофона ограничено бюджетными студиями звукозаписи и особыми запросами при творческих экспериментах со звуком, например при поиске специфического микрофона для записи инструментов. Благодаря исключительной красоте дизайна, ленточный микрофон Nady будет эффектно смотреться в качестве реквизита, например, при съемке видеоклипов.